- Преподавателю
- Другое
- Программа дисциплины Материаловедение (для специальностей СПО технического профиля)
Программа дисциплины Материаловедение (для специальностей СПО технического профиля)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суркова И.П. |
Дата | 10.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
БОУ СПО ВО « ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
ИМЕНИ А.А ЛЕПЕХИНА»
УТВЕРЖДАЮ
Директору БОУ СПО ВО
«Череповецкий строительный
техникум им. А.А. Лепехина
______________ И.П. Суркова
«___» ____________20____г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
2012 г.
Программа учебной дисциплины Материаловедение разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего образования (далее СПО)
270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Организация - разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум им. А.А. Лепехина»
Разработчики:
Алешкина Е.Б. заместитель директора по УПР БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум им. А.А. Лепехина»
Рассмотрено на заседании МК по
Внешняя экспертиза
Профилю и рекомендовано к
ООО «Горстройзаказчик»
Внутреннему использованию
Заместитель директора
«____»______________20___г.
_____________С.М. Уруев
Протокол №
«____» ______________20___г.
Подпись _________________
Заверяю __________________
СОДЕРЖАНИЕ: СТР.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
11
ДИСЦИПЛИНЫ
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
1.1 Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270831 строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов. Опыт работы не требуется.
Программа учебной дисциплины может быть использована для повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров. Опыт работы требуется.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать дорожно-строительные материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию, состав, свойства и область применения строительных материалов и грунтов;
- рецептуру и способы приготовления асфальтобетонных и цементобетонных смесей;
- методы и средства контроля качества дорожно-строительных материалов.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 225 часов
В том числе:
- Обязательно аудиторной учебной нагрузки обучающегося 150 часов;
- Самостоятельной работы обучающегося 75 часов.
2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебой дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
225
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
150
в том числе:
90
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
75
в том числе:
-
Составление словаря специальных терминов.
-
Оформление результатов лабораторных и практических работ
-
Подбор и оформление различных материалов с их характеристиками
-
Написание рефератов
-
Подготовка презентаций различных строительных материалов
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины: Основы материаловедения.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные, практические и контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Основные сведения о дорожно-строительных материалах и их свойствах.
Содержание учебного материала
6
3
-
Общая классификация дорожно-строительных материалов.
-
Основные свойства дорожно-строительных материалов и методы их определения
-
Стандартизация свойств и метрологические требования к оборудованию для испытаний дорожно-строительных материалов
Лабораторная работа: «Определение свойств строительных материалов»
Практическая работа « Изучение различных видов материалов, классификация в виде таблицы»
4
4
Самостоятельная работа:
Составление словаря специальных терминов.
Оформление результатов лабораторной работы
Реферат на тему: «Основные направления развития промышленности строительных материалов в условиях ускорения научно-технического прогресса».
Реферат на тему: «Значение строительных материалов для народного хозяйства, рост их производства».
Реферат на тему: «Продукты и отходы промышленных производств г. Череповца, используемые в промышленности строительных материалов».
8
Тема 2.
Природные каменные материалы.
Содержание учебного материала
4
3
-
Горные породы и их свойства. Добыча и обработка природных каменных материалов, применение природного камня.
Лабораторная работа: «Определение видов горных пород, применяемых в строительстве».
Практическая работа: Составление таблицы « Области применения природного камня из горных пород»
4
4
Самостоятельная работа: Подбор и оформление различных природных каменных материалов с их характеристиками
Изучение и выполнение рисунков различных фактур каменных материалов, получаемых при различных видах обработки.
6
Тема 3. Искусственные каменные материалы и отходы промышленности
Содержание учебного материала
4
3
1. Искусственные камни. Виды искусственных камней и их разновидности.
2. Применение искусственных каменных материалов в дорожном строительстве
Лабораторная работа: «Свойства искусственных каменных материалов».
Практическая работа: Презентации подготовленные студентами «Материалы изготовляемые на основе отходов промышленных производств».
4
4
Контрольная работа по темам 2,3
2
Самостоятельная работа:
Оформление результатов лабораторных работ
Подготовка презентации на тему: «Материалы, изготовляемые на основе отходов промышленных производств».
2
4
Тема 4.
Минеральные вяжущие материалы
Содержание учебного материала
6
3
-
Минеральные вяжущие вещества. Основные виды и классификация вяжущих веществ.
-
Цементы и их виды, свойства и применение
-
Транспортирование и хранение.
Лабораторные работы: « Разновидности вяжущих и основные свойства: определение тонкости помола, сроков схватывания и др.»
Практические работы: изучение различных видов минеральных вяжущих веществ, составление таблицы. Защита рефератов по теме.
4
4
Самостоятельная работа:
Оформление результатов лабораторных работ
Рефераты по теме.
4
6
Тема 5.
Бетоны на основе минеральных вяжущих
Содержание учебного материала
12
3
-
Бетоны, их назначение и классификация.
-
Состав и свойства бетонной смеси и бетона.
-
Заполнители для бетонов. Виды заполнителей и их классификация в зависимости от величины зерен.
-
Пески и их виды. Щебень, способы его получения. Гравий и его виды.
-
Приготовление бетонной смеси
-
Транспортирование бетонной смеси.
Лабораторная работа: « Определение зернового состава песка».
Лабораторная работа: «Определение подвижности бетонной смеси».
Практические работы : «Свойства бетонов» (составление таблицы).
«Основные виды заполнителей и их свойства».
Подбор состава и приготовление цементобетона
Расчет материалов для дорожного строительства
Презентации цементобетона подготовленные самостоятельно студентами
2
2
2
2
2
2
2
Контрольная работа по темам 4, 5 (текстовая форма контроля)
2
Самостоятельная работа: Оформление результатов лабораторных работ
Подготовка презентации о строительных бетонах
Подбор и оформление различных заполнителей с их характеристиками
4
4
4
Тема 6.
Органические вяжущие материалы
Содержание учебного материала
4
3
1 Общие сведения об органических вяжущих материалах,
2. Разновидности, свойства и применение
Лабораторная работа: «Определение свойств битумов »
Практическая работа: Изучение различных органических вяжущих материалов
4
4
Самостоятельная работа: Оформление результатов лабораторных работ
Составление словаря специальных терминов
4
2
Тема 7.
Материалы на основе органических вяжущих
Содержание учебного материала
4
3
1. Разновидности материалов на основе органических вяжущих, свойства, применение
2. Асфоальтобетоны, состав, свойства
Лабораторная работа: «Определение разновидностей органических вяжущих».
Лабораторная работа: « Определение свойств асфальтобетонов »
Практическая работ: подбор состава асфальтобетона
4
2
Контрольная работа: по теме 6, 7
2
Самостоятельная работа: Оформление результатов лабораторных работ
Рефераты по теме
2
4
Тема 8.
Местные строительные материалы
Содержание учебного материала
4
3
-
Классификация местных строительных материалов
-
Свойства и применение местных строительных материалов
Лабораторная работа: «Определение видов местных строительных материалов».
Практическая работа: Презентации студентов о местных строительных материалах
2
4
Самостоятельная работа:
Выполнить презентацию на тему: «Местные строительные материалы».
4
Тема 9.
Материалы для дорожных знаков и маркировки покрытий
Содержание учебного материала
4
3
1. Материалы для дорожных знаков и маркировки покрытий
Практическая работа: выполнить изображения дорожных знаков.
2
Самостоятельная работа:
Составление словаря специальных терминов
4
Тема 10.
Современные технологии производства
материалов для транспортного строительства
Содержание учебного материала
12
3
-
Требования к материалам для транспортного строительства;
-
Основные технологии производства и подбора составов цементобетона и асфальтобетона;
-
Зависимость свойств от объективных и субъективных факторов;
-
Контроль качества материалов и технологии их производства;
-
Пути повышения эффективности производства и применения строительных материалов;
-
Автоматизация производственных процессов;
-
Техника безопасности и охрана окружающей среды.
Практическая работа: Изучение нормативной документации (ГОСТы, ТУ, СНип) на строительные материалы для транспортного строительства;
Подбор составов и расчет стоимости асфальтобетона и цементобетона.
Изучение нормативной документации по технике безопасности и охране окружающей среды.
4
4
4
Контрольная работа по темам 8,9,10
2
Самостоятельная работа:
Подбор и оформление различных материалов с их характеристиками
Рефераты по теме
13
2
Дифференцированный зачет в устной форме.
2
Всего:
225
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1 Требования к минимально материально - техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета на 25 посадочных мест, лаборатории дорожно-строительных материалов.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки, задания, тесты);
- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты);
- комплект инструментов и пособий;
Оборудование лаборатории:
-
Сито № 008
-
Весы лабораторные
-
Штангельциркуль
-
Металлическая линейка
-
Складной метр
-
Рулетка
-
Складная лупа ЛШ-7
-
Объемомер
-
Стеклянные стаканы
-
Мерные стаканы
-
Мерные цилиндры разных объемов ( 1л, 3л, 5, 10л)
-
Стандартная воронка для определения насыпной плотности сыпучих материалов
-
Сушильный шкаф
-
Термометры
-
Приборы для определения твердости материалов
-
Набор сит для определения тонкости помола минеральных вяжущих ( № 02 - № 008)
-
Фарфоровя лабораторная посуда
-
Прибор для определения сроков схватывания (Стандартный прибор Вика)
-
Металлические разъемные формы для изготовления образцов кубиков, балочек, цилиндров (цементных, гипсовых, растворных, бетонных, асфальтовых)
-
Ванна с гидравлическим затвором для хранения образцов-лепешек при определении равномерности изменения объема цемента
-
Бачок для испытания образцов лепешек кипячением
-
Встряхивающий столик
-
Набор сит для определения зернового состава заполнителей ( № 10, 5, 2,5; 1,25; 0,63; 0315; 014)
-
Прибор для определения подвижности растворной смеси (конус)
-
Стандартный конус для определения подвижности штукатурной смеси, бетонов
- Образцы строительных материалов;
-
Информационное обеспечение обучения ( пока в наличии никаких учебников для этой специальности нет)
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Дополнительной литературы
Основные источники:
- В. Д. Чмырь «Материаловедение для отделочников - строителей». М.: Высшая школа, 1990.
- Б.Б. Смирнов «Каменщик». Изд. «Феникс», 2000.
- П.С. Костяев «Материаловедение для арматурщиков - бетонщиков и арматурщиков электросварщиков, арматурных сеток и каркасов». М.: Высшая школа, 1980.
- Б.И. Костенко «Лабораторные работы по материаловедению для арматурщиков - бетонщиков». М.: Высшая школа, 1987.
Дополнительные источники:
- Л.Н. Борилова, А.В. Исправникова и др. «Организация и технология строительных и каменных работ», учебное пособие. М.: Академкнига, 2005.
-Ефимов Б.А. Материаловедение. Отделочные строительные работы: Учебник для ССУЗов / Издательство: ПрофОбрИздат, Издательство Академия/Academia", 2001.
-Материаловедение. Практикум для строителей-отделочников Издательство: Новый Диск , 2003.
Интернет - ресурсы
free-books.me - электронная мультимедиа библиотека
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Обучение по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета, который проводит преподаватель.
Дата аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
Результаты обучения
(освоения, умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1. Умения выбирать дорожно-строительные материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения
Оценка выполнения лабораторных работ.
Оценка выполнения практических работ
Устный опрос.
Контрольные работы.
Оценка подготовки и защиты презентаций
Оценка подготовки и защиты рефератов
Дифференцированный зачет в устной форме.
2. Знание
- классификации, состав, свойств и области применения строительных материалов и грунтов;
- рецептуры и способов приготовления асфальтобетонных и цементобетонных смесей;
- методов и средств контроля качества дорожно-строительных материалов.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля проводится в соответствии с универсальной шкалой (таблица)
Процент результативности
(правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальная
90÷100
5
отлично
80÷89
4
хорошо
70÷79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
7