- Преподавателю
- Другое
- Статья на тему Системный подход в формировании активной гражданской позиции у воспитанников с ОВЗ
Статья на тему Системный подход в формировании активной гражданской позиции у воспитанников с ОВЗ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Васильева О.А. |
Дата | 13.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Системный подход в формировании активной гражданской позиции у воспитанников с ОВЗ
Формирование гражданственности в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. От гражданской позиции молодежи, от ее социально политической активности и духовно-нравственной ориентаций во многом зависит судьба обновления российского государства.
При работе над воспитанием гражданственности в условиях коррекционной школы возникают некоторые трудности. Они заключаются в том, что недостаточно педагогической литературы, адаптированной к школьникам с ОВЗ. Другая очень важная проблема в работе заключается в том, что к воспитательной системе необходимо подключить ребенка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения. У детей за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курева, употребления алкоголя, а по части ненормативной лексики могут выйти на первое место. В этом заключается противоречие воспитания: в школе даются знания и умения одного направления, а дома дети сталкиваются с другими нормами поведения. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.
Раннее включение детей в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития может в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.
По мысли Льва Семеновича Выготского, аномальный ребенок не совсем обязательно существо, лишенное всякой морали. Уровень его этического, морального развития находится в прямой зависимости от того, когда с ним начали проводить специальную коррекционно-воспитательную работу. В тех случаях, когда удается преодолеть у ребенка расхождение между биологическим и социальным развитием, возможно значительное нравственное, гражданское развитие умственно отсталого ребенка.
Безусловно, каждый педагог стремится выработать в школьнике следующие качества:
Свободная личность (гражданственность, чувство собственного достоинства, честность, ответственность, самоуважение).
Гуманная личность (милосердие, доброта, способность к состраданию, готовность оказать помощь, терпение, доброжелательность).
Духовная личность (стремление к внутреннему самосовершенствованию, поиск смысла жизни).
Творческая личность (развитие способностей, потребность в знаниях, умениях).
Практическая личность (трудолюбие, хозяйственность, знание народных и религиозных обычаев, здоровый образ жизни).
Первая ступень -начальное образование.
Закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности; развиваются коммуникативные способности ребенка; формируются диалоговые отношения.
Вторая ступень- основная школа.
Продолжение формирования личности, приобретение знаний, умений и навыков для самостоятельной жизни в обществе; познание элементарных моральных и правовых норм.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию
ребѐнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нѐм человека.
Важнейшим показателем эффективности системы воспитания является нравственное развитие ребѐнка, существенные изменения в его духовном мире. В процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания формируется гражданственность. Такие нравственные показатели как милосердие, порядочность, честность, совестливость, справедливость, трудолюбие, а также необходимые для установления правильных отношений в семье, школе, обществе определенные правила, являются составляющими понятия гражданственность.
Главным в воспитательной работе стал системный подход к формированию гражданской позиции школьника.
Цель которой развитие у воспитанников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности
к активному участию в различных сферах жизни общества, а также формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Исходя из цели воспитательного процесса, сформулированы задачи воспитательной деятельности (над чем мы должны работать формируя гражданскую позицию школьника)
- Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
-Воспитание чувства долга, ответственности, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
- Воспитание сопричастности к успехам школы, группы;
- Формирование устойчивого нравственного поведения.
- Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
Вся воспитательная работа строится на следующих принципах:
-
Принцип уважения индивидуальности личности: если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, еѐ склонности и способности не разовьются.
-
Принцип коллективной деятельности: личность должна уметь согласовываться с другими.
-
Принцип разумной требовательности: можно всѐ, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.
-
Принцип возрастного подхода: каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.
-
Принцип диалога между педагогом и ребѐнком.
-
Принцип педагогической поддержки: ребѐнок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо воспитан. Он должен видеть в педагоге человека, который защитит его от незнания, стресса.
-
Принцип стимулирования самовоспитания: каждый школьник должен научиться узнавать себя, критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности.
-
Принцип связи с реальной жизнью: все организуемые дела в школе должны соприкасаться с делами посѐлка, района, , страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на еѐ благо.
Для реализации данных принципов были выбраны следующие виды деятельности:
познавательная;
игровая;
творческая;
коммуникативная;
досуговая;
Направлениями стали : здоровье, взаимодействие, нравственность, досуг, семья.
Формы работы:
-
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
-
Деловые игры;
-
Классные часы;
-
Беседы, диспуты, викторины;
-
Коллективные творческие дела;
-
Смотры-конкурсы, выставки;
-
Соревнования;
-
Экскурсии;
-
Трудовые дела;
-
Тренинг
Содержание воспитательной работы.
Содержание воспитания определяется основными направлениями работы,
Направление «физическое и охрана здоровья», «социализация, основы ПДД и ОБЖ», «гражданско-правовое»
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье
значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил. Организация просвещения в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании для человеческого организма.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т. д.). Сотрудничество с родителями по проблеме сохранения физического здоровья детей.
Направление «НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ»
Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.
Поиск нравственных образцов и выработка на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника происходит через внедрение таких видов работы как:
Классные часы, тематические беседы:
«Правила школьной жизни»;
«Что такое хорошо и что такое плохо»;
«Труд украшает человека»;
«Мама - лучше слова в мире нет!»;
Проведение проходит на материале произведений для детей советских писателей.
Воспитанники знакомятся с одним из рассказов, обсуждают, делают выводы. Например, блок «Что такое хорошо и что такое плохо»: тематический час «Умеем ли мы дружить» - рассказ В. Осеевой «До первого дождя»; «Нужно ли быть честным?» - рассказ С. Баруздина «За обедом»; «Рецепты от жадности» - рассказ А. Раскина «Как папа делил пирожные».
Организация и проведение тренингов - упражнений в правильном поведении для подкрепления того, что они слышали и обсуждали проходят в виде игр: «Магазин одной покупки», «Кто живѐт в твоѐм портфеле», «На дне рождения»; в виде специально созданной ситуации: «Нужна твоя помощь» к дню пожилых людей, к дню матери, к празднику 8 марта. Из воспитательных технологий здесь, конечно, преобладают игровые.
Реализации цели способствуют проведение тематических часов и тренингов с
общей темой «Культура умственного труда», «Культура поведения человека», «Читательская культура», «Культура физического труда» и др.
Воспитанники активно привлекаются к самооцениванию своих поступков, поведения, а в качестве основного инструмента воспитания используются коллективные дела, главной функцией которых является проживание социально ценностного отношения в процессе межличностного общения.
Не меньший эффект дают групповые дела, которые имеют одинаково высокое личное значение для каждого ребѐнка. Такими делами являются организация концертов к Дню защитника Отечества и к празднику 8 марта, к дню Победы, а также выпуски газет.
Комплекс мероприятий:
-
День России и День Государственного флага Российской Федерации
-
Дни воинской славы;
-
Уроки мужества, уроки памяти;
-
Дни здоровья;
-
Спортивные соревнования и эстафеты;
-
Митинг к Дню Победы;
-
Акция «Вахта памяти»
-
Конкурс на лучшее знание государственной символики России
Все направления гражданского воспитания между собой пересекаются и взаимосвязаны, образуя единую систему. Организованные мероприятия способствуют сплочению коллектива, помогают выявить лидерские качества ребят, воспитывают патриотизм и активную гражданскую позицию учащихся.
Система моей работы способствует формированию в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей любви к своему Отечеству и Родине, ориентирована на ценностное самоопределение как гражданина и осознание себя личностью.