• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Системный подход в формировании активной гражданской позиции у воспитанников с ОВЗ

Статья на тему Системный подход в формировании активной гражданской позиции у воспитанников с ОВЗ

Формирование гражданственности становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. От гражданской позиции нашей молодежи, от её социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации зависит судьба обновления российского государства.Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Важнейшим показателем эффективности системы воспитания ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системный подход в формировании активной гражданской позиции у воспитанников с ОВЗ

Формирование гражданственности в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. От гражданской позиции молодежи, от ее социально политической активности и духовно-нравственной ориентаций во многом зависит судьба обновления российского государства.

При работе над воспитанием гражданственности в условиях коррекционной школы возникают некоторые трудности. Они заключаются в том, что недостаточно педагогической литературы, адаптированной к школьникам с ОВЗ. Другая очень важная проблема в работе заключается в том, что к воспитательной системе необходимо подключить ребенка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения. У детей за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курева, употребления алкоголя, а по части ненормативной лексики могут выйти на первое место. В этом заключается противоречие воспитания: в школе даются знания и умения одного направления, а дома дети сталкиваются с другими нормами поведения. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.

Раннее включение детей в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития может в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.

По мысли Льва Семеновича Выготского, аномальный ребенок не совсем обязательно существо, лишенное всякой морали. Уровень его этического, морального развития находится в прямой зависимости от того, когда с ним начали проводить специальную коррекционно-воспитательную работу. В тех случаях, когда удается преодолеть у ребенка расхождение между биологическим и социальным развитием, возможно значительное нравственное, гражданское развитие умственно отсталого ребенка.

Безусловно, каждый педагог стремится выработать в школьнике следующие качества:

Свободная личность (гражданственность, чувство собственного достоинства, честность, ответственность, самоуважение).

Гуманная личность (милосердие, доброта, способность к состраданию, готовность оказать помощь, терпение, доброжелательность).

Духовная личность (стремление к внутреннему самосовершенствованию, поиск смысла жизни).

Творческая личность (развитие способностей, потребность в знаниях, умениях).

Практическая личность (трудолюбие, хозяйственность, знание народных и религиозных обычаев, здоровый образ жизни).

Первая ступень -начальное образование.

Закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности; развиваются коммуникативные способности ребенка; формируются диалоговые отношения.

Вторая ступень- основная школа.

Продолжение формирования личности, приобретение знаний, умений и навыков для самостоятельной жизни в обществе; познание элементарных моральных и правовых норм.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию

ребѐнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нѐм человека.

Важнейшим показателем эффективности системы воспитания является нравственное развитие ребѐнка, существенные изменения в его духовном мире. В процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания формируется гражданственность. Такие нравственные показатели как милосердие, порядочность, честность, совестливость, справедливость, трудолюбие, а также необходимые для установления правильных отношений в семье, школе, обществе определенные правила, являются составляющими понятия гражданственность.

Главным в воспитательной работе стал системный подход к формированию гражданской позиции школьника.

Цель которой развитие у воспитанников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности

к активному участию в различных сферах жизни общества, а также формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Исходя из цели воспитательного процесса, сформулированы задачи воспитательной деятельности (над чем мы должны работать формируя гражданскую позицию школьника)

- Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

-Воспитание чувства долга, ответственности, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

- Воспитание сопричастности к успехам школы, группы;

- Формирование устойчивого нравственного поведения.

- Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.

Вся воспитательная работа строится на следующих принципах:

  • Принцип уважения индивидуальности личности: если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, еѐ склонности и способности не разовьются.

  • Принцип коллективной деятельности: личность должна уметь согласовываться с другими.

  • Принцип разумной требовательности: можно всѐ, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.

  • Принцип возрастного подхода: каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.

  • Принцип диалога между педагогом и ребѐнком.

  • Принцип педагогической поддержки: ребѐнок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо воспитан. Он должен видеть в педагоге человека, который защитит его от незнания, стресса.

  • Принцип стимулирования самовоспитания: каждый школьник должен научиться узнавать себя, критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности.

  • Принцип связи с реальной жизнью: все организуемые дела в школе должны соприкасаться с делами посѐлка, района, , страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на еѐ благо.

Для реализации данных принципов были выбраны следующие виды деятельности:

познавательная;

игровая;

творческая;

коммуникативная;

досуговая;

Направлениями стали : здоровье, взаимодействие, нравственность, досуг, семья.

Формы работы:

  • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

  • Деловые игры;

  • Классные часы;

  • Беседы, диспуты, викторины;

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки;

  • Соревнования;

  • Экскурсии;

  • Трудовые дела;

  • Тренинг

Содержание воспитательной работы.

Содержание воспитания определяется основными направлениями работы,

Направление «физическое и охрана здоровья», «социализация, основы ПДД и ОБЖ», «гражданско-правовое»

Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье

значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил. Организация просвещения в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании для человеческого организма.

Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.

Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т. д.). Сотрудничество с родителями по проблеме сохранения физического здоровья детей.

Направление «НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ»

Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.

Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.

Поиск нравственных образцов и выработка на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника происходит через внедрение таких видов работы как:

Классные часы, тематические беседы:

«Правила школьной жизни»;

«Что такое хорошо и что такое плохо»;

«Труд украшает человека»;

«Мама - лучше слова в мире нет!»;

Проведение проходит на материале произведений для детей советских писателей.

Воспитанники знакомятся с одним из рассказов, обсуждают, делают выводы. Например, блок «Что такое хорошо и что такое плохо»: тематический час «Умеем ли мы дружить» - рассказ В. Осеевой «До первого дождя»; «Нужно ли быть честным?» - рассказ С. Баруздина «За обедом»; «Рецепты от жадности» - рассказ А. Раскина «Как папа делил пирожные».

Организация и проведение тренингов - упражнений в правильном поведении для подкрепления того, что они слышали и обсуждали проходят в виде игр: «Магазин одной покупки», «Кто живѐт в твоѐм портфеле», «На дне рождения»; в виде специально созданной ситуации: «Нужна твоя помощь» к дню пожилых людей, к дню матери, к празднику 8 марта. Из воспитательных технологий здесь, конечно, преобладают игровые.

Реализации цели способствуют проведение тематических часов и тренингов с

общей темой «Культура умственного труда», «Культура поведения человека», «Читательская культура», «Культура физического труда» и др.

Воспитанники активно привлекаются к самооцениванию своих поступков, поведения, а в качестве основного инструмента воспитания используются коллективные дела, главной функцией которых является проживание социально ценностного отношения в процессе межличностного общения.

Не меньший эффект дают групповые дела, которые имеют одинаково высокое личное значение для каждого ребѐнка. Такими делами являются организация концертов к Дню защитника Отечества и к празднику 8 марта, к дню Победы, а также выпуски газет.

Комплекс мероприятий:

  • День России и День Государственного флага Российской Федерации

  • Дни воинской славы;

  • Уроки мужества, уроки памяти;

  • Дни здоровья;

  • Спортивные соревнования и эстафеты;

  • Митинг к Дню Победы;

  • Акция «Вахта памяти»

  • Конкурс на лучшее знание государственной символики России

Все направления гражданского воспитания между собой пересекаются и взаимосвязаны, образуя единую систему. Организованные мероприятия способствуют сплочению коллектива, помогают выявить лидерские качества ребят, воспитывают патриотизм и активную гражданскую позицию учащихся.

Система моей работы способствует формированию в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей любви к своему Отечеству и Родине, ориентирована на ценностное самоопределение как гражданина и осознание себя личностью.

© 2010-2022