• Преподавателю
  • Другое
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКИХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. МАКАРЕНКО «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКИХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. МАКАРЕНКО «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА»

В настоящее время наше общество нуждается в профессиональных специалистах, которые обладают организаторскими способностями как в управленческой деятельности, так и в исполнительской позиции. Но чаще всего в период обучения студенты и учащихся в организации своей жизни занимают только исполнительскую позицию, так как к сожалению, сейчас очень мало педагогов, которые могут организовать самоуправление.Многие известные люди поднимали и рассматривали проблему самоуправления, и по сей день она актуал...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКИХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.МАКАРЕНКО «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА»

Лыхина. И.А.

ЛПИ-филиал СФУ

КЛ.СЛОВА: ОРГАНИЗАЦИЯ, САМОУПРАВЛЕНИЕ, УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

В словаре Т.Ф. Ефремова организация понимается, как «объединение, союз людей, общественных групп, государств, соединенных общей программой действий». В словаре С.И. Ожегова самоуправление понимается, как «внутреннее своими собственными силами управление делами в какой-нибудь организации, коллективе». В словаре Б.М. Бим-Бада ученическое самоуправление понимается, как «форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей».

В настоящее время наше общество нуждается в профессиональных специалистах, которые обладают организаторскими способностями как в управленческой деятельности, так и в исполнительской позиции. Но чаще всего в период обучения студенты и учащихся в организации своей жизни занимают только исполнительскую позицию, так как к сожалению, сейчас очень мало педагогов, которые могут организовать самоуправление.

С.Р. Мирзоева в своей диссертации на тему «Организация деятельности школьного самоуправления по формированию творческой личности школьников в современных школах Республики Таджикистан» писала: «На сегодняшний день отсутствуют специальные исследования, которые были бы посвящены выявлению сущностной природы самоуправления в современных школах, целью которых является формирование творческой личности школьников. Хотя к проблемам ученического самоуправления в отечественной науке учёные обращались неоднократно и с различных позиций, опираясь на идеи основоположника теории воспитания А.С.Макаренко, который внёс весомый вклад в теорию и практику школьного»dissercat.com/content/organizatsiya-deyatelnosti-shkolnogo-samoupravleniya-po-formirovaniyu-tvorcheskoi-lichnosti-#ixzz3g6slWRuz

Самоуправление, как неотъемлемая часть образовательного процесса в различных учебных заведениях, рассматривается с разных сторон. Можно выделить несколько факторов влияющих на его развитие: Во-первых, изменилось отношение государства к системе образования; Во-вторых, усилился интерес государственных органов к качеству воспитательной деятельности и результатам по ее выполнению. В-третьих, проявление активности самих учащихся в общественной жизни, за период обучения. Так же присутствует инициатива «снизу», большое количество педагогов и преподавателей высших учебных заведений заинтересованных в формировании у учащихся компетенций по самоорганизации и самоуправлению собственной жизни.

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» [ст.50 п. 4] Однако большинство общеобразовательных учреждений рассматривают самоуправление как нечто второстепенное, необязательное для организации и использовании в жизни школы, хотя в Уставе общеобразовательного учреждения, как правило, данное положение зафиксировано.

Школьное самоуправление способствует общению и сближению не только классов, но и школьных коллективов. Оно помогает школам и различным молодежным организациям общаться между собой. Самоуправление дает учащимся: развитие навыков работы в группе, в команде; ведет к повышению уровня и качества обучения учащихся, ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков, без уважительных причин, выбор роли в органах ученического самоуправления, защищает права ребенка, учит разрешать конфликтные ситуации, помогает сделать правильный выбор в дальнейшей жизни; а педагогам помогает сплотить коллектив, повысить дисциплину в классе, организовать детей, ответственность за свои поступки.

Макаренко считал, что коллектив не должен останавливаться, а всегда идти вперед. Он достаточно полно описал технологию формирования коллектива, его важнейшую составляющую: наличие цели и перспективы:

«Я представил себе силу коллектива колонистов и вдруг понял, в чем дело: ну конечно, как я мог так долго думать! Все дело в остановке. Не может быть допущена остановка в жизни коллектива» [стр.376].

«...зачатки коллектива…. потихоньку зеленели в нашем обществе» [95, .202] и «...только на коллектив я возлагал все надежды» [6, 271].

Также он старался сделать так, чтобы колонисты сами несли ответственность за свои поступки. Примером может послужить ситуация с Буруном, описанная в педагогической поэме.

«Наконец-то дорвался до настоящего зла! Я привел Буруна на суд народный, первый суд в истории нашей колонии» [стр.30]; «Трое суток отсидел Бурун в маленькой комнатке возле спальни, в той самой, в которой в старой колонии жили дядьки. Запирать его я не стал, дал он честное слово, что без моего разрешения выходить не будет. В первый день я ему действительно послал хлеб и воду, на второй день стало жалко, принесли ему обед» [стр. 32].

Рассматривая проблему самоуправления в коллективе, Макаренко выделил четыре стадии развития коллектива:

На первой стадии руководитель выступает в роли "диктатора", так как коллектива еще нет. На второй - выделяются активисты, которые готовы поддержать руководителя и взять на себя часть его полномочий. Третья стадия заключается в том, что коллектив полностью сформировался, большинство функций руководителя переходит в органы самоуправления. И, наконец, на четвертой стадии каждый член коллектива находится на уровне самовоспитания и все коллективные требования предъявляет сам к себе.

Таким образом, подводя итог нашего исследования, можно сказать, что проблема самоуправления является актуальной и по сей день. Если человек способен организовать коллектив, заинтересовать его, то он сможет не только сам научить своих воспитанников тому, что он умеет, но и также научиться у них чему-то новому.

Литература

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.-М., 2002. - С. 254

  2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 640 с.

  3. Мирзоева С.Р. Организация деятельности школьного самоуправления по формированию творческой личности школьников в современных школах Республики Таджикистан. Диссертация кандидата педагогических наук. / Режим доступа: dissercat.com/content/organizatsiya-deyatelnosti-shkolnogo-samoupravleniya-po-formirovaniyu-tvorcheskoi-lichnosti-#ixzz3g6slWRuz

  4. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. - М.: Издательство: Мир и Образование, Оникс. - 2011. - 736 с.


© 2010-2022