Рабочая программа Семейный очаг

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПРОГРАММА "СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ"

Рабочая программа Семейный очаг

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………….3


  1. CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……… ………………………… .7


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………..9


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………… 11









I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, разрушение сложившихся нравственно-этических норм, традиций, семейного уклада, вытеснению духовных потребностей, ослаблению воспитательной функции семьи, самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания детей. Духовный человек - это, прежде всего, результат семейного и общественного воспитания.

Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых).

«Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин,- заключает В.А. Сухомлинский, утвердивший в своей школе культ матери,- потому что они-то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации».

Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть сотням детей, которые не по своей воле лишены домашнего очага и родной семьи, любви матери и заботы отца? Для них открываются все новые и новые учреждения различных видов: сиротские детские дома, детские общины, создаются патронатные семьи. Но на этом этапе главными, самыми многочисленными и основными остаются традиционные детские дома.

Дети, оказавшиеся в детском доме, либо не имели семьи, либо она оставила в памяти ребенка желчь обиды от многих переживаний, которые пришлось перенести им. В душе ребят надолго поселяется холод одиночества из-за недоверия всем людям. Самая гнетущая боль возникает в детских сердцах от осознания предательства, совершенного по отношению к ним близкими людьми. По своему психологическому развитию дети, растущие в детском доме, отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Их развитие идет по особому пути, формируются специфические черты личности. Они не лучше и не хуже, чем у домашнего ребенка. Они просто другие.

Как вырастить из воспитанников детского дома хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. Однако, они чаще, чем домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать и сохранить благополучную семью. Среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, к сожалению, немало молодых матерей из числа детей-сирот.

Подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой обуславливается тем, что дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи, оказываются неспособными создать свою семью, воспитать своих детей, которые затем повторяют их судьбу, пополняют детские дома. Несформированные практические навыки ведения домашнего хозяйства приводят к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи. В педагогической науке данной проблеме не уделяется должного внимания, отсутствуют государственные программы для детских домов. В России нет государственных разработанных технологий, программ воспитания детей-сирот.

Можно научить ребенка какому-то ремеслу, соблюдению правил культурного поведения, дать ему хорошие знания, привить эстетический вкус и т. д., но если его не научить жить в семье, не сформировать чувство ответственности за своих будущих детей, он будет практически лишен возможности иметь нормальную семью. Такой человек не состоится как личность и просто потеряется в жизни.

Мы считаем, если дети организованы в семьи, то и вся эта работа должна осуществляться через семью, а не параллельно ей. Вся жизнь детей в подобном детском доме должна быть максимально приближена к жизни в благополучной семье. Это не только обеспечение жилищных и других бытовых условий, а само содержание работы, взаимоотношения между детьми и детей с воспитателями, вся атмосфера в доме. Дети понимают, что живут не с родственниками, однако, будучи на протяжении всего пребывания в детском доме членами одной семьи, получают реальный опыт семейной жизни. Они могут участвовать в ведении домашних дел, вести хозяйство, испытывать естественные чувства заботы, защищенности, учиться оценивать действительность и своё будущее.

Итак, подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой обуславливается следующим:

- дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи, оказываются неспособными создать свою семью, воспитать своих детей, которые затем повторяют их судьбу, пополняют детские дома;

- несформированность практических навыков ведения домашнего хозяйства приводит к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи;

- данной проблеме не уделяется должного внимания в педагогической науке;

- отсутствуют государственные программы для детских домов.

Цели и задачи программы «Семейный очаг».

Цели программы:

- определить возможности государственного учреждения (при создании определенных условий, структуры, содержания и разработке форм работы с детьми);

- воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, способных вырастить своих детей (профилактика сиротства);

- подготовить ребенка к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

- заменить не отца и мать, а их влияние, обеспечить полноценное детство, научить всему, что умеют и знают дети из благополучных семей.

Срок реализации программы:2014-2017

Программная методика

  1. Интеллектуальные и ролевые игры

  2. Уроки с элементами психологического тренинга

  3. Уроки психологической защиты учащихся

  4. Беседы

  5. Психокоррекция

  6. Тематические классные часы

  7. Диспуты









II .Структура и содержание программы.

Программа «Семейный очаг» состоит из трех блоков:

1. «Семья. Основы семейных отношений. Функции семьи»,

2. «Роль семьи в воспитании детей»,

3. «Семейный бюджет. Хозяйство семьи и трудовое воспитание».

В каждом блоке разработано по несколько тем, которые, в свою очередь, имеют по четыре узловых вопроса. Эти вопросы распределяются между воспитателями, что позволяет избежать накладок. Каждая тема изучается в течение двух месяцев. Содержание одного блока раскрывает какую-то одну сторону семейной жизни. Поэтому, чтобы у детей не сложилось однобокого представления о жизнедеятельности семьи, необходимо в течение года изучить по теме из каждого блока.

Упор делается на привитие детям навыков семейного быта, воспитание добрых чувств к своим братьям, сестрам. Дети переводятся на полное самообслуживание в группе. График дежурства по группе устанавливается внутри группы. Основной упор в работе делается на старших членов семьи. В группе каждый день в конце дня проводится воспитательный час с подведением итогов.

Проводится работа со всеми детьми по приобретению простейших навыков шитья, штопанья, работы по дереву, с сантехникой. Оборудован кабинет социальной адаптации, где воспитанники приобретают практические навыки приготовления различных кулинарных блюд.

В рамках семейного воспитания проводится работа и по другим направлениям:

- гражданско-правовое воспитание,

- нравственное воспитание,

- трудовое воспитание,

-физическое воспитание,

-экологическое и художественно-эстетическое,

-профессиональное самоопределение.

Летом работа по программе не сворачивается. Все дети отдыхают в летних оздоровительных лагерях и санаториях, ходят в походы и отдыхают на природе. В течение лета они продолжают теоретически и практически осваивать навыки ведение домашнего хозяйства на приусадебном участке.











III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы, темы

1

«Семья. Основы семейных отношений. Функции семьи»

1.1

Беседа «Первая встреча»

1.2

Правила заполнения Книги Жизни

1.3

Мои корни

1.4

Семья в зеркале науки. Функции семьи.

1.5

Как выбрать спутника жизни.

1.6

Сохранение положительного отношения к своему прошлому и своей семье

1.7

Ты и твои родители

1.8

Разрешение конфликтов

1.9

Условия семейного счастья

1.10

Деловая игра «Семь-Я».

1.11

Семейные стили воспитания

1.12

ТЕСТ «Рисунок семьи»

2

«Роль семьи в воспитании детей»

2.1

Подготовка детей к будущей жизни

2.2

Культура поведения в семье

2.3

Азбука общения в семье

2.4

Семья и жилище

2.5

Разрешение конфликтов

2.6

Правила взаимодействия с ребенком

2.7

Здоровье семьи

2.8

Безопасность жизнедеятельности в семье

2.9

Познай свое родительское Я

2.10

Жизненное и профессиональное самоопределение

2.11

Тест «Моя семья»

2.12

Свадьба.

2.13

Семья - основа общества

2.14

Основы сексуальной культуры

2.15

Будущие родители. Уход за новорожденным ребенком

2.16

Правила заполнения карты «Путь к вершине по имени "Я"»

2.17

Семейные праздники

3

«Семейный бюджет. Хозяйство семьи и трудовое воспитание».

3.1

Семейный бюджет

3.2

Полезная экономика

3.3

Домоводство

3.4

Ярмарка потребностей

3.5

Питание семьи

3.6

Приобретение продуктов для семьи

3.7

Уют в доме. Полезные домашние советы

3.9

Подведение итогов.

Ожидаемые результаты по программе «Семейный очаг».

Создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий.

  • Обретение учащимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей многовековой культуры;

  • Умение строить отношения с противоположным полом, опираясь на национальные традиции;

  • Психологическое благополучие ребёнка в семье;

  • Устранение дефицита психологических знаний, умений и навыков;

  • Оптимизация отношений между детьми и родителями

  • Знание и соблюдение норм культуры поведения в семье;

  • Осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни.

11


© 2010-2022