Внеклассное мероприятие Молодежные субкультуры

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ          Одним из важнейших средств педагогического воздействия на духовное становление молодежи, на формирование их личности и становлении активной жизненной позиции является организация досуговой деятельности за пределами учебного процесса. Умелый и компетентный подход к организации воспитательной работы, учет требований времени, а также интересов, умений, способностей и особенностей самих воспитуемых даст желаемый результат. Следует также учитывать наличие м... Молчать об этом больше не хочу, Поэтому и не молчу.       Ведущая. Уважаемые участники нашей встречи, сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о субкультуре как о системе убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определённой культуры. В частности, мы будем говорить о молодёжных субкультурах. Слово нашему «социологу» (роли всех представителей профессий исполняют учащиеся). Социолог. При распаде авторитарной системы у общества появляется возможность ориентироваться на индивидуа...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из важнейших средств педагогического воздействия на духовное становление молодежи, на формирование их личности и становлении активной жизненной позиции является организация досуговой деятельности за пределами учебного процесса. Умелый и компетентный подход к организации воспитательной работы, учет требований времени, а также интересов, умений, способностей и особенностей самих воспитуемых даст желаемый результат. Следует также учитывать наличие материальных возможностей, разнообразить формы работы и использовать наиболее эффективные в работе с конкретным коллективом учащихся.

Формальные, неинтересные мероприятия, заморализованные беседы, изо дня в день повторяющиеся в них истины, несмотря на благие намерения воспитателей, дают чаще всего обратный результат.

Задачи же системы воспитания современного молодого поколения требуют качественно нового подхода к организации внеурочной и внеклассной воспитательной работы. Такая работа должна дать максимальный эффект в вопросах морального и гражданского становления молодого поколения, формирования ответственного отношения к получению знаний, любви к труду, сознательного выбора профессии, повышения уровня эстетической и физической культуры, в вопросах развития художественных способностей и проявления творческих стремлений личности.

Успешное решение этих задач поможет молодому поколению усвоить общечеловеческие ценности, сформировать у них прочные моральные убеждения, чувство личной причастности к процессу обновления общества и ответственности за судьбу и общества, и свою собственную.

Организуя любое воспитательное мероприятие, необходимо обратить должное внимание на его подготовительный этап, точно определить содержание, поставить цель, определить задачи, а также условия, которые помогут обеспечить результативность участия ребят в мероприятии.

Заинтересовать ребят в проведении мероприятия поможет совместное обсуждение подготовки и проведения мероприятия, разработка плана, средств реализации решения, создание из наиболее заинтересованных ребят комиссий по подготовке, распределение поручений с учетом интересов и возможностей ребят. Очень важна атмосфера сотрудничества. Такая атмосфера исключает тон приказа, предусматривает и позволяет выражения и советы со стороны ребят.

Преобразующая активность, развитие мыслительной деятельности и творчества, которые положены в основу предложенного далее мероприятия, помогут педагогу установить более тесный контакт с учащимися, а ребятам - лучше подготовить себя к изменениям, которые предстоят им в жизни.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ»

Цель: развитие социальной и гражданской ориентации учащихся.

Задачи: обеспечить активную позицию большинства участников; Способствовать формированию самостоятельных взглядов, умений анализировать и оценивать морально-этические проблемы; расширять кругозор учащихся; развивать дискуссионные способности; дать возможность учащимся сыграть определённые социальные роли; сохранить меру игры и реальности, серьёзного и шуточного; дать возможность почувствовать сопричастность в решении молодёжных проблем; открыть путь для выражения своего морального «Я».

Подготовительная работа:

  • Провести анкетирование с целью определения темы, обработать анкеты;

  • Избрать инициативную группу;

  • Сформулировать тему, довести до сведения учащихся, разработать вопросы и сообщить их учащимся;

  • Оформить помещение для проведения мероприятия;

  • Подобрать демонстрационный материал по теме;

  • Дать консультации по выступлениям;

  • Определиться с ролями и выступающими;

  • Подготовить реквизит для выступлений;

  • Провести конкурс стихов по теме;

  • Пригласить гостей.

Участники: учителя, учащиеся, гости.

Форма проведения: открытая кафедра.

Ход мероприятия

Молчать об этом больше не хочу,

Поэтому и не молчу.

Ведущая. Уважаемые участники нашей встречи, сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о субкультуре как о системе убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определённой культуры. В частности, мы будем говорить о молодёжных субкультурах. Слово нашему «социологу» (роли всех представителей профессий исполняют учащиеся).

Социолог. При распаде авторитарной системы у общества появляется возможность ориентироваться на индивидуально-личностные ценности. Однако снятие запретов ведет и к своеобразному беспределу. Слои и группы общества перестают ориентироваться на прежние механизмы социокультурного регулирования. Новые ориентиры еще не становятся достаточно значимыми. Социокультурные ориентации изменяются постепенно. Это время и создает условия для формирования целой системы субкультур.

Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Социологи это понятие применяют наиболее часто, проводя исследования по вопросу молодежных культур и их девиантности. (Девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое). Молодежные субкультуры развиваются на основе своего стиля в одежде и музыке. Это часто рассматривается некоторыми исследователями как протест или оппозиция существующей в обществе культуры.

На характер культурной самореализации молодых людей большое влияние оказали изменения в нашем обществе. На ценностный мир молодёжи повлияло конкуренция бывших советских, национальных и западных ценностей. Сказался и отход от ценностей «высокой» культуры в пользу усреднённых образцов массовой культуры. Произошла коммерциализация культурного процесса. Порывистость и дерзость, неустойчивость желаний, так свойственные юности, ищут своего выхода. И находят его в группах своих сверстников, которые помогают им преодолеть отчуждение.

Социальный педагог. Есть отличительные черты, характеризующие досуговую самореализацию молодежных субкультур. Досуг приобретает все больше развлекательную направленность. А еще чаще досуг приобретает форму «ничегонеделания». Познавательная деятельность, творческая, креативная или отсутствует, или проявляется в очень слабой форме. От «ничегонеделания» в голову приходят не те мысли и фантазии, которые подкрепляются средствами СМИ, распространяющими ценности массовой культуры. А в результате - отдельные представители молодежных субкультур становятся нарушителями порядка и даже преступниками.

Вредит и популяризация так называемого американского образа жизни, который часто представлен нам в облегченном и примитивном варианте. Мысли и стремления о самореализации в профессиональном плане вытесняются. На смену им приходит жесткий прагматизм, стремление добиться материального благополучия любыми путями, в том числе и криминальными.

Выбор культурных ценностей часто происходит под жестким давлением со стороны «сильной группы». Иначе можно попасть в число «отверженных». Находясь в таких неформальных группах, молодежь способна не только на отвержение общепринятых культурных ценностей, но и на криминогенный стиль общения и девиантное поведение.

Молодежь, как показывают исследования, проводит большую часть своего досугового времени вне учреждений культуры, что, естественно, накладывает свой отпечаток на их поведение. Ко всему добавляется еще и влияние телепередач низкого художественного уровня.

Все это приводит к другому виду субкультуры - субкультуре преступности. Это социальные группы, которых характеризует тяга и приверженность к таким ценностям, которые выступают как преступные по отношению к существующим в данном обществе. У представителей таких групп чувство разочарования в учебной или другой деятельности подменяется статусом и чувством собственного достоинства, который достигается ими внутри антиобщественной системы ценностей субкультуры преступности.

Однако стоит отметить, что в последние годы затраты времени на творческую деятельность, учебу и самообразование у молодежи возросли, в то время как затраты времени на антикультуру снижаются (по результатам социологических исследований)

Хиппи. (От ангийского разговорного hip, или hep, что означает «модный, стильный». Впервые слово «хиппи» прозвучало в апреле 1964 года. Так была названа группа молодых людей с длинными волосами, в майках и джинсах. Они протестовали против войны во Вьетнаме.)

Вот я тут сидел и слушал,

Так увяли мои уши.

Все то плохо и «не дело».

Слушать просто надоело.

Люди, наш принцип основной

Это - ненасилие.

Мы сказали: «Нет - войне»,

А кто-то плыл в бессилии.

И это нам благодаря

Мир ездит автостопом.

Мы подсказали всем возможность,

Как ездить по Европам.

Еще к тому ж вегетарианство

Заполнило ума пространство.

И феньки наши, всем на диво,

Плетем из бисера красиво.

И рок-н-ролл признал весь мир.

И Элвис Пресли - наш кумир.

Назвали нас «дети цветов»,

И каждый, кто из хиппи,

Стоять за мир всегда готов.

Эксперт. Начало движения хиппи - это 1965 год. Основным принципом субкультуры было действительно ненасилие. «Дети цветов» - потому что хиппи раздавали цветы всем прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских по лозунгом Flower Power - сила цветов. Но неопрятность внешнего вида (длинные и не всегда ухоженные волосы, подчеркнутая небрежность одежды), принципы свободной любви, употребление марихуаны, гашиша и даже ЛСД, терпимое отношение к однополым бракам - вот что так противоречило общепринятым нормам.

Появление панков пришлось на середину 1970-х годов (punk с английского - рвань, дрянь, шпана). Много ли хорошего мог означать такой перевод? Их вызывающий внешний вид (порванные джинсы, множество, булавок и т.д.), а также «грязная» по звучанию рок-музыка шокировала общественность (первый концерт длился всего 10 минут, сотрудники клуба не выдержали и выключили электричество). Еще одна отличительная черта - прическа-ирокез. А чего только стоит их лозунг: «Живи быстро, умри молодым»? 1970-е годы в Англии прославились провоцирующими текстами песен панков и открытым оскорблением королевы. Беда в том, что из-за распространения так называемой массовой культуры кутюрье мира стали даже представлять свои коллекции в стиле панков.

Готы, которые появились в 1979 году, направили все свои пристрастия на вампирскую эстетику. Представители готических направлений носят в основном тяжелую, «неформальную» обувь, одеты в черное, используют во многом стиль субкультур 1980-х. Их отличают мертвенно-бледные лица (пудра, грим), длинные, выкрашенные в черный цвет волосы. Иногда выбриваются виски или лоб. Стиль музыки готов - готик металл, музыка медленная с вязким

Металлист. А я - другой,

Вот я какой:

Живу я в стиле музыки «металл».

Люблю я пиво,

Наркотики

Я не употреблял.

Да, волосы длинны,

«Косухой» моя куртка называется.

Но разве есть кому-то дело,

Во что и кто, как кто-то одевается?

Футболка черная, джинсы и кожа…

Ну, разве на «прикид» отличный не похоже?

Ремень проклепан, есть напульсник и ошейник,

На моих джинсах тоже цепи.

Скажите, кому все это мешает?

Мне на вопрос такой ответьте.

Оппонент. Так ты же музыкой людей уже «достал».

Ведь в ней нет музыки, все скрежет да металл.

Если ты «тащишься» от звуков этих,

Слушай в наушниках ее тогда.

И ты подумай, друг мой Петя,

Случиться может и беда.

Чья-то не выдержит нервосистема…

Вот для раздумий тебе тема.

Байкер. А вот я, байкер, силен и крут.

А цель моя - свобода, скорость,

Избавиться от повседневных пут.

И что байк значит для меня?

Мой образ жизни, вернее, его часть.

Ах, как бываю счастлив я,

Быстрее ветра по трассе мчась!

Да, в байкерских рядах немало молодежи.

Но почему вас это так тревожит?

Эксперт. Нас тревожит несколько вопросов. Например, каким образом в ряды байкеров попадают молодые? Даже средний мотоцикл стоит тысячи долларов. Каким образом у молодых оказываются такие деньги? Криминал?

Ваша символика, включающая черепа, не радует глаз. Хоть вы и утверждаете, что это - защита от смерти. И потом, эти ваши гонки «железных братьев» далеко за полночь. Это, как минимум нарушение общественного порядка (превышение нормы уровня шума в ночное время). Вы демонстрируете свою свободу и силу, не очень уважительно относясь к закону. В России этот ни с чем не сравнимый рев моторов можно услышать во время различных байк-шоу - на таманском байк-фестивале, мотор-шоу в Екатеринбурге и др.

Родитель-папа. Хочу я заявить всем прямо,

Что наши дети так упрямы,

Что иногда не знаешь, как тут быть

И как к труду их приобщить.

А их сопротивляемость?

Ну, как тут одолеешь?

Нам все казалось, подрастет и поумнеет.

Мы тоже в юности не ангелами были.

И музыку «не ту» любили.

Однако, славу богу, повзрослели

И глупости свои все одолели.

Мне в жизни все не просто так досталось.

Сейчас имеют дети все,

Мне б в юности иметь хотя бы малость

Того, чем обеспечил я детей,

Чтобы «не хуже, чем у людей»,

Упорно я для них работал,

Не получил ни уваженья, ни признания.

Чего же не хватает детям?

Родитель-мама. Взаимопонимания,

Внимания они хотят

К своим желаниям, заботам, моде…

А нам все некогда, мы все в делах.

Вот потому они и «хороводят».

И о себе стараются хоть чем-то заявить.

И модой, музыкой, «железом»

Хотят протест свой объявить.

Социолог. Внимание детям действительно необходимо. Особенно страдают без должного внимания дети в неблагополучных семьях. Именно из этой среды чаще всего появляются представители так называемой позднесоветской субкультуры - гопники (проникновение криминальной эстетики в рабочую среду). Они подражают скинхедам. Начинали со спортивных рыночных костюмов с искаженными названиями фирм (Abibas). Но в настоящее время могут уже носить и черные кожаные плащи, дорогие туфли и ездить на «черных бумерах», так как уровень доходов этой прослойки общества значительно вырос. Но круг интересов остается все тем же минимальным, а уровень интеллекта - невысоким (обилие нецензурной лексики при малом словарном запасе).

Ученик. А с субкультурами у нас

Как дело обстоит?

Волнуюсь я, конечно,

Тот ли имею вид?

Есть ли особенное что-то,

Что нас от всех «тех» отличает?

Тот ли, что надо, ирокез

Мой мозг и голову венчает?

Я так ли крут, как хочется,

И так ли «рвань» волочится?

Может, не так я семечки плюю

И не под ту я музыку пою?

Как хочется, поверьте, брадцы,

Хоть чем-то, чем-то выделяться.

Слушатель (реплика). Умом не пробовал ты выделиться, друг?

Заметили бы все вокруг!

Ученик (задумчиво). Об этом как-то не задумывался я.

А может, жизнь не так идет моя?

Слушатель (реплика). Не так, не так. Подумай как-нибудь.

Уверен, выберешь

Другой ты путь.

Социолог. С субкультурами у нас дело обстоит следующим образом. Во второй половине 1960-70-х годов влияние молодежных субкультур стало проявляться и в России. В основном это были хиппи. Мода шла из столиц. У последней волны хиппи появились фенечки, рюкзачки и пирсинг.

В 1980-х годах в Казани, затем и в других городах Татарстана появились молодежные группировки, которые дали начало криминальной молодежной субкультуре. С 1990-х годов Казань становиться, так же как и Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, центром распространения субкультуры толкинистов. Толкинисты стали отождествлять себя с героями книг английского писателя Дж. Р.Р. Толкина (например, «Властилин колец». По книгам Толкина проводились даже ролевые игры. Знание фантастического мира Толкина было обязательным. В 1990-е годы часть других молодежных субкультур попала под влияние толкинистов и ассимилировалась. Постепенно в игру включались и произведения других писателей-фантастов. От движения толкинистов отделились ролевики.

Появились байкеры и хакеры. Одни исповедовали особый мир мужского братства, другие уходили в мир виртуальный.

В начале 1990-х появляется субкультура рейва (в переводе с английского - «бред. Бессвязная речь»). Мощный звук и компьютерная графика ночных дискотек, лазерные лучи, галлюциногены - все это характерно для рейва. Хотя надо отметить, что многие ди-джеи этой субкультуры выступают против наркотиков.

Представители правоэкстремистской молодежной субкультуры (скинхеды) нетерпимо относятся к иностранцам. Драки и даже убийства свойственны этой субкультуре.

Новое поколение гопников, которое появилось с середины 1990-х годов, не терпит представителей любых других субкультур. Их избивают и грабят и даже подвергают сексуальному насилию.

Все субкультуры являются предметом социологического исследования. Но все исследования обычно проводятся с целью указать на имеющиеся факты, чтобы дать пищу для размышления, как изменить положение к лучшему.

Делаются выводы:

  • Любая субкультура - это отклонение от общепринятой нормы;

  • Следование той или иной субкультуре часто приводит к девиантному поведению;

  • Чтобы отклонения не стали нормой жизни, необходим должный уровень воспитания и целенаправленной полезной занятости;

  • Не стоит тратить свое время, силы, здоровье и деньги на различного рода отклонения, если в мире существует столько интересного и полезного;

  • Разумное понимание реальных жизненных ценностей убережет человека от любого рода отклонений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кулинич Г.Г. Внеклассные мероприятия. - М.:ВАКО, 2009

  2. Волков Ю. и др. Социология молодежи. Ростов н/Д: Феникс, 2001

  3. Михайлова Л. Социология культуры. М.: Дашков и К, 2005


© 2010-2022