- Преподавателю
- Другое
- Личностно - ориентированный подход в обучении
Личностно - ориентированный подход в обучении
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Новикова З.В. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Личностно - ориентированный подход в обучении
В начале XXI века стала очевидной необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, общество стало нуждаться в новых дидактических формах организации обучения. Одной из таких новых форм и является личностно - ориентированный подход. Проблема личностно - ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Как известно, личностно - ориентированный подход стал востребован благодаря общественно - политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Все это может быть достигнуто лишь при личностно - ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, а он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая в полной мере присуща особенностям учебного предмета «иностранный язык». Если мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно, лишь через практику в этом виде деятельности. Другими словами, на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель, как это подчас бывает. Совершенно очевидно, что в условиях классно-урочной системы, от которой наши школы пока не собираются отказываться, необходимо искать разумные компромиссы, которые позволили бы решить проблему максимально продуктивно именно в этих условиях.
Рамки современного урока, 40 минут, классно - урочная форма обучения и так далее, конечно, не всегда дают возможность учителю в полной мере осуществлять личностно - ориентированный подход, но результаты этой работы неоспоримы. Поэтому, выбрав эту проблему, я поставила перед собой задачу: найти такие методы и средства обучения и восприятия, которые позволяли бы мне как учителю на уроке в полной мере осуществлять личностно - ориентированный подход в обучении английскому языку.
В мировой практике известны различные пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения. Некоторые их них достаточно эффективны, некоторые не очень. Целью данной работы является показать наиболее приемлемые в наших условиях способы реализации данного подхода на уроках английского языка.
Современные учебные пособия по педагогической психологии (Guy R. Lefrancois "Psychology for Teaching") относят к гуманистическому направлению в обучении три дидактические системы: так называемые открытые школы (open education or open classrooms), индивидуальный стиль обучения (the learning-styles approach) и обучение в сотрудничестве (cooperative learning).
В США сейчас можно найти немало открытых школ. Последние в основном ограничиваются начальным этапом обучения. Учащиеся в таких школах обучаются по индивидуальным планам (worksheets), которые они составляют сначала под руководством учителя, а затем постепенно самостоятельно (на день, неделю, месяц и т.д.).
Индивидуальный стиль обучения предполагает учет даже биологических ритмов ребенка. В этих системах много интересного и, безусловно, продуктивного, но для вполне определенных условий элитарного образования. Вряд ли можно всерьез говорить об использовании таких дидактических систем для массового обучения, особенно применительно к нашей культурной ситуации в педагогике, школьной практике, в течение многих десятилетий нацеленной на авторитарный стиль обучения. Практика подтверждает именно этот вывод.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Johnson, D. & Johnson, R. (1998). Cooperative learning and social interdependence theory: Cooperative learning. co-operation.org/pages/SIT.html*
-
Kagan, L., Kagan, M., Kagan., S. (1997). Cooperative learning structures for teambuilding. San Clemente, CA: Kagan Cooperative Learning.
-
Аронина Л.И. Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и в вузе. Самара, 1993, №1
-
Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М.,1999. - 536 с.
-
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. М.: Иностранные языки в школе, 2000, №2
-
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. М.: Иностранные языки в школе, 2000, №1
-
Полат Е.С. Разноуровневое обучение. М.: Иностранные языки в школе, 2000, №6
-
Полат Е.С. Разноуровневое обучение. М.: Иностранные языки в школе, 2001, №1
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособиею М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
-
Селевко Г.К. Школьные технологии. Профессиональная библиотека учителя. Личностный подход. 1999, №6
-
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование. М.: Директор школы, 1997, №1