Классный часПоговорим о толерантности

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”. Толерант...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УРОКОВ, ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ТВОРЧЕСКИХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ТЕМЕ «МОЗАИКА КУЛЬТУР»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ПОГОВОРИМ О ТОЛЕРАНТНОСТИ»

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА)

Классный часПоговорим о толерантности







Автор:

Иванова Антонина Михайловна,

учитель математики

МБОУ «Пожеревицкая средняя школа»

Дедовичского района Псковской области





Классный часПоговорим о толерантности

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Цель:

познакомить учащихся с понятиями «толерантность» и «интолерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; формировать у учеников адекватное отношение к праву любого человека выражать свою индивидуальность.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вступительное слово классного руководителя:

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

  • во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

  • в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

  • в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся класса:

  • Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

  • Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

  • А что же объединяет эти определения? (Ответы).

  • Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

  • Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения).

Ведущий:

Международный день, посвящённый терпимости ,отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

Под толерантностью в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

В отличие от «терпимости» (терпеть - «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-нибудь, бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность-готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения тобою не разделяются и не одобряются. Смысловая разница очевидна: «терплю» с трудом, в ущерб себе что-то неприятное; «отношусь толерантно» - сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, их культуру и т. п.

Можно выделить 12 форм толерантности:

  1. Политическая толерантность - отношение к деятельности различных партий и объединений.

  2. Межнациональная толерантность - отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные поступки отдельных представителей национальности на других людей.

  3. Расовая толерантность - отсутствие предубеждений к представителям другой расы.

  4. Религиозная толерантность - признание религиозных особенностей различных концессий.

  5. Гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола.

  6. Возрастная толерантность - непредвзятость в отношении людей разных возрастов.

  7. Физиологическая толерантность - отношение к больным, инвалидам, людям с внешними недостатками.

  8. Образовательная толерантность - терпимое отношение к высказыванием и поведению людей с низким образовательным уровнем со стороны более образованных слоев населения.

  9. Географическая толерантность - непредвзятость к жителям небольших городов, сел, других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

  10. Межклассовая толерантность - терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев - богатых к бедным, бедных к богатым.

  11. Сексуально-ориентационная толерантность - терпимое отношение к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

  12. Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргинальным представителям общества) - отношение к нищим, бомжам, заключенным и т.д.

ФУНКЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ:

1.МИРООБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ

- определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;

- обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;

- служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.

2.РЕГУЛИРУЮЩАЯ

- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;

- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

3.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

- служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);

- формирует и развивает этническое самосознание;

- обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;

- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;

- снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам.

4.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;

- обеспечивает успешную социализацию;

- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

5.КОММУНИКАТИВНАЯ

- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

- позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

6.КУЛЬТУРОСОХРАНЯЮЩАЯ

- обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества

7.КРЕАТИВНАЯ

- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

- создает условия для безопасного проявления творческой активности;

- создает условия для творческого самоутверждения.

Ведущий:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" - тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой - условием его дальнейшего развития.

Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе. Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: "Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза".

В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости - когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Иногда полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений. Это суждение зиждется на допущении, что религия в основе своей фанатична, и это отчасти верно в том смысле, что религия означает всецелую самоотдачу личности. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм, поскольку она приводит к сопоставлению фрагментарных и ограниченных ценностей с абсолютным и божественным. Однако на деле религиозный человек может легко впасть в соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того абсолюта, которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма, каким бы он ни был - культурным, государственным или этническим.

Эпоха Просвещения 18 в., которую часто наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа. Единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Ему приписывают изречение: "Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение", - афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в 17 в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.

Фактически любое убеждение - религиозное, политическое или культурное - может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.

Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание, а также духу религиозного смирения, готовому признать условный и исторический характер самой "абсолютной" из всех истин.

Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность (поскольку человек от природы склонен к общности на основе родового сознания), она все же имеет два недостатка. Один из них - склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения. "Толерантность - это добродетель людей, которые ни во что не верят", - говорил по этому поводу Г.К.Честертон.

Другой недостаток - необходимость установления минимальных моральных стандартов, серьезное нарушение которых не допускается сообществом; и необходимость защиты сообщества от заговоров и измены - особенно от измены, во главе которой стоят фанатичные и тоталитарные политические движения, стремящиеся к уничтожению свободы и справедливости. Но даже в этой сфере, где в качестве нормы выступает нетерпимость к нетерпимости, необходимо сохранять осторожность, чтобы простое отклонение от традиции не принималось за измену фундаментальным ценностям свободы и толерантности. Например, в большинстве современных свободных обществ постоянно ведутся споры о том, в какой степени предпринимательство должно регулироваться государством, чтобы не допустить экономических кризисов и гарантировать минимальный уровень благосостояния и безопасности людей. Споры эти не имеют и не должны иметь окончательного решения, поскольку желательно сохранение как ценности свободы, так и ценности безопасности, пусть в некоторых отношениях эти вещи несовместимы.

Ведущий: Лики толерантности

Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случае, это не заурядное "лицо", "портрет", "физиономия". И даже не "образ". Мы назвали эту рубрику "Лики толерантности" именно потому, что люди, информацию о которых можно будет здесь найти, вполне могут быть причислены к тем, кого называли святыми. И одновременно потому, что они, как правило, не любили и не любят публичности и потому об их жизни мало что известно.

Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды К. изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями...

Толстой Лев Николаевич 28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, - 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги, ныне станция Лев Толстой Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне, граф, русский писатель...

Кропоткин Пётр Алексеевич 27.11(9.12).1842, Москва, - 8.2.1921, Дмитров, похоронен в Москве, русский революционер, один из теоретиков анархизма, социолог, географ и геолог. Родился в семье генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода. Был камер-пажом царя...

Ганди Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар...

Эйнштейн (Einstein) Альберт (14.3.1879, Ульм, Германия, - 18.4.1955, Принстон, США), физик, создатель относительности теории и один из создателей квантовой теории и статистической физики. С 14 лет вместе с семьей жил в Швейцарии. По окончании Цюрихского политехникума (1900) работал учителем сначала в Винтертуре, затем в Шафхаузене...

Михоэлс (настоящая фамилия - Вовси) Соломон Михайлович [4(16).3.1890, Двинск, - 13.1.1948, Минск], еврейский советский актёр, народный артист СССР (1939). В 1919 поступил в Европейскую театральную студию в Петрограде, на основе которой был создан Московский европейский камерный театр (с 1925 Московский государственный европейский театр - ГОСЕТ)...

Лихачев Дмитрий Сергеевич - литературовед, историк культуры. Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции XX века. Первый почетный гражданин Санкт-Петербурга...

Ведущий:

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Давайте попробуем составить правила толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила на доске.

Правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.

  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

  3. Отстаивай свое мнение тактично.

  4. Ищи лучшие аргументы.

  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  6. Стремись учитывать интересы других.

Основные принципы толерантности:

1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

2. Уважение различий.

3. Понимание индивидуальной неповторимости.

4. Взаимодополняемость как основная черта различий.

5. Взаимозависимость как основа совместных действий.

6. Культура мира.

7. Сохранение памяти.

Также к числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

  • отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, "свобода совести", акцент на искренности убеждений.

  • умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

  • толерантность, в европейском понимании, задает пример "законопослушания", подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

  • принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Формирование взаимоотношений согласно "золотому" правилу: "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Упражнение "Толерантная и интолерантная личности"

- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими".

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I - колонке - черты, присущие толерантной личности, во II - черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.



Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Уважение мнения других

и т.д.

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

и т.д.

Упражнение "Камушек в ботинке"

Прошу школьника найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение "Жемчужина в раковине"

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Упражнение "Волшебная лавка"

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора.

Анкетирование.

Проверим, каким вы являетесь человеком: толерантным (Т) или интолерантным (И).

1. Знание себя

Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.

2. Защищенность

Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.

И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.

И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в определении

Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.

И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

5. Чувство юмора

Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.

И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

6. Авторитаризм

Т: Предпочитает демократические начала.

И: Предпочитает жесткую власть.

Подведение итогов анкетирования.



Заключительное задание "Дерево толерантности"

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.

- В конце мне хочется сказать, что класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Таким образом, мы видим, что толерантность - это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности.

Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии.

Заключительный этап

Молитва о встрече:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, печально.

На память о сегодняшней встрече я дарю каждому из вас частичку своего сердца. И вы тоже можете поделиться с другими людьми частичкой своего сердечного тепла (детям раздаются сувенирные «сердечки»).

И хочется закончить наш классный час замечательным стихотворением датского поэта Пита Хейна:

Терпеть и верить -

Все на свете

Прекрасны -

Взрослые и дети,

Коты, собаки и медведи,

И сослуживцы и соседи.

Терпимость -

Наш взаимный шанс,

Ведь кто-то - также терпит нас.



Использованные ресурсы:

  1. Википедия-ru.wikipedia.org/wiki/Международный_день,_посвящённый_терпимости

  2. Школа жизни -shkolazhizni.ru/archive/0/n-26866/

  3. Энциклопедия практической психологии -psychologos.ru/Толерантность

  4. День толерантности -lasius.narod.ru/images/toler1.htm

























Приложения

1.Мысли мудрых:

  • Никто не станет мудрым, не будучи терпимым.

Г. Винклер.

  • Приучи свой разум к сомнению, а сердце к терпимости!

Г. Лихтенберг

  • Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы.

Ф. Ницше

  • Терпимость означает понимание собственного несовершенства.

Э. Севрус

  • Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости и третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

Л.Толстой

  • Каков бы ни был чужой характер, умный сумеет к нему приладившись, подчинить его собственной воле.

Хитопадеша

  • Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой.

Э.Берк

  • Что ни случись, мы терпением и волею все превозможем.

Вергилий

  • Горсть терпения стоит больше, чем мешок мозгов.

Г. Ибсен

  • Основа всякой мудрости - терпение.

Платон

  • Мудрость человеческая в терпимости.

К. Бини

  • Вовсе не обязательно, чтобы все люди были велики в своих действиях. Величайшим воплощением силы часто является простое терпение.

Д. Прентис

  • Кто без дела, всегда ему праздник. Терпеньем свершается всякое дело.

  • Если делаешь то, что не следует, терпи то, что не нравится.

  • Тот, кто обладает терпением, может обладать всем, что пожелает.

Б. Франклин

  • Часто за терпение принимают недостаток энергии.

К. Хаббард

  • Иногда терпение украшает мужчину, как женщину украшает скромность, но когда оскорбляют, нужна сила, как в любви нужна смелость.

Хитопадеша

  • Пусть терпение - замороченная кляча, но кляча эта все-таки дотащится.

Р. Эмерсон

  • Терпимость - это любовь, страдающая надменностью.

Д. Джебран

  • Кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели.

Ж.Лабрюйер

  • Терпение и время достигают большего, чем неистовство силы.

АНКЕТА "Толерантность"

1. Я всегда прав.
2. Меня раздражают вечные претензии стариков на истину.
3. Я стараюсь всегда побеждать в споре.
4. Я считаю, что те иностранцы, кто не может быть полезен России, должны покинуть ее пределы.
5. Я считаю, что иностранные машины, музыка, продукты, лучше, чем наши.
6. Какой народ можно считать самым благородным и лучшим народом на земле?
7. За представителя какого народа ты вышла бы замуж (женился).
8. Сколько учеников своего класса ты перевел бы в другую школу, почему?
9. Какая группа, передача, исполнитель вызывают у тебя жгучую ненависть?
10. Есть ли люди, которых ты ненавидишь?
11. Считаешь ли ты, что алкоголиков, преступников, уродов следует изымать из общества?
12. Ты любишь оказывать помощь тем, кто в ней нуждается?

Анкета «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность - это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

1. Для того, чтобы не было войны...

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.

3. Ты противостоишь насилию...

а) Насилием.

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

4. Один товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...

а) Ты об этом услышал и забыл.

б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.

6. Ты не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

7. В классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.

б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Анкета «Уровень сформированности толерантности у школьников»

1. Должны ли богатые люди помогать бедным?
2. Должны ли дети из более богатых семей учиться в особых школах за деньги родителей?
3. Нужно ли улучшать условия проживания бедных или это пустая трата государственных денег?
4. Считаешь ли ты, что человек, совершивший преступление, не изменится в лучшую сторону? Почему?
5. Правильно ли то, что в школе проводятся акции «Забота», «Милосердие», «Красный Крест»? Почему?
6. Принимаешь ли ты участие в таких акциях?

7. Нужно ли помогать пожилым и престарелым людям в наше время? Почему?
8. Нужно ли помогать детям, находящимся в детских домах и в доме малютки? Почему?
9. Может ли ребенок-инвалид стать твоим другом?
10. Должна ли наша страна (в тяжелое для нее время) помогать народам Африки?
11. Нужно ли нашей стране помогать странам, пострадавшим от стихийных бедствий?
12. Нужно ли всех бомжей и попрошаек вылавливать и силой принуждать к работе?
13. Справедливо ли людей с темным цветом кожи ставить руководителями над белыми людьми? Почему?
14. Мужа (жену) лучше выбирать своей национальности?
15. Хотел (а) бы ты пожить в другой стране? Какой?
16. Хотел (а) бы ты уехать в другую страну на постоянное место жительства?
17. Нужно ли нашей стране избавиться от психически больных людей? Почему?
18. Считаешь ли верным то, что истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре?
19. Правда ли, что большинство преступлений совершают приезжие из экономически отсталых стран?
20. Можно ли любые межнациональные конфликты решить путем переговоров и взаимных уступок?

АНКЕТА «Толерантность »

Пол: мужской женский

1. Знаете ли Вы, что Конституция РФ (Основной закон России) закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности и др.?

  • да;

  • нет, так как никогда не читал(а) Конституцию;

  • нет, никогда не обращал(а) на это внимание;

  • мне все равно, что там написано;

  • затрудняюсь ответить.

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • школа

  • родители;

  • средства массовой информации;

  • самообразование;

  • соседи рассказывали;

  • от друзей;

  • затрудняюсь ответить.

2. Ксенофобия - это:

  • боязнь Ксенона;

  • нетерпимость (плохое, несправедливое отношение) к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания;

  • заболевание, при котором часто снятся ночные кошмары;

  • боязнь потерять свою национальную культуру;

  • затрудняюсь ответить.

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • школа

  • родители;

  • средства массовой информации;

  • самообразование;

  • соседи рассказывали;

  • от друзей;

  • затрудняюсь ответить.

3. Толерантность - это:

  • редкое заболевание глаз;

  • смирение и непротивление злу;

  • уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.;

  • процесс разрушения национальных культур и замещение их однородной "попсой";

  • затрудняюсь ответить.

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • школа

  • родители;

  • средства массовой информации;

  • самообразование;

  • соседи рассказывали;

  • от друзей;

  • затрудняюсь ответить.

4. Как вы считаете, националист - это тот, кто:

  • нарушает правила дорожного движения за границей;

  • считает представителей своей национальности лучше всех других людей;

  • досконально знает свою национальную культуру;

  • пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности;

  • затрудняюсь ответить.

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • школа/ПУ/ССУЗ;

  • родители;

  • средства массовой информации;

  • самообразование;

  • соседи рассказывали;

  • от друзей;

  • затрудняюсь ответить.

5. Мигранты и беженцы - это в первую очередь:

  • люди, готовые на все ради переезда;

  • преступники, скрывающиеся в бегах;

  • люди, вынужденные по политическим или экономическим причинам покинуть свое постоянное место жительство;

  • попрошайки на улицах;

  • затрудняюсь ответить.

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • школа

  • родители;

  • средства массовой информации;

  • самообразование;

  • соседи рассказывали;

  • от друзей;

  • затрудняюсь ответить.

6. Жители Кавказа - это, в первую очередь:

  • торговцы на рынках;

  • весельчаки, любящие хорошее вино;

  • сотни народов, населяющие Кавказ;

  • злобные, постоянно воюющие бородатые террористы;

  • затрудняюсь ответить.

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • школа

  • родители;

  • средства массовой информации;

  • самообразование;

  • соседи рассказывали;

  • от друзей;

  • затрудняюсь ответить.

  1. Поддерживаете ли вы практику полиции проверять документы на улице у людей не-славянской внешности?

- да, это нужно делать обязательно;

- да, нужно проверять документы у всех подряд;

- нет, это не приемлемо ни в каких условиях;

- мне все равно;

- в некоторых случаях ___________________________

________________________________________(каких?)

- иное __________________________________

8. Как Вы обычно относитесь к тому, что в Вашем доме / городе живут люди другой национальности или религии:

  • это плохо _______________________________

___________________________________(почему?);

  • это хорошо ______________________________

__________________________________(почему?);

  • мне все равно____________________________

___________________________________(почему?);

  • затрудняюсь ответить.

9. К Вам когда-нибудь относились хуже, чем к другим людям по какому-либо признаку?

  • никогда;

  • да, по национальному признаку;

  • да, по имущественному признаку;

  • да, по другим признакам

__________________________________ (каким?);

  • затрудняюсь ответить.

10. Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства?

  • никогда;

  • да, по национальному признаку;

  • да, по имущественному признаку;

  • да, по другим признакам;

  • затрудняюсь ответить.

11. Поддерживаете ли вы организации, которые выступают против миграции и за «Россию для русских»?

  • полностью поддерживаю и готов быть членом такой организации;

  • вообще согласен, но вступать в организацию не хочу;

  • не поддерживаю такую позицию

  • считаю, что такие организации надо запретить

  • иное______________________________________

12. Вы сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?

  • да, наблюдал лично;

  • да, испытал на себе;

  • да, слышал от знакомых;

  • да, читал в газете;

  • да, видел по телевизору;

  • нет, не сталкивался;

  • никогда не обращал внимания.

13. По вашему мнению, существует ли в вашем районе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?

  • да, и это большая проблема;

  • да, но встречается редко и не является проблемой;

  • нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо;

  • нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо;

  • я не хочу об этом думать;

  • не знаю.

14. Встречали ли вы следующие проявления нетерпимости: (можно выбрать любое количество ответов)

Да, встречал

  • распространение фашистской символики в виде листовок, плакатов, надписей;

  • фашистская литература;

  • митинги, сборы и др. публичные выступления националистов, фашистов;

  • публикации в прессе, оскорбительные для какой-либо национальности или религии;

  • прямое физическое насилие (избиение и т.п.);

Нет, не встречал.

15. Считаешь ли ты деятельность молодежных антифашистских организаций полезной?

  • да, они борются с неонацизмом и неофашизмом;

  • да, они дают молодежи возможность выразить свою позицию;

  • да, они могут влиять на принятие властями решений;

  • нет, не считаю

  • иное_______________________________________

16. В каких антифашистских действиях вы готовы принять участие?

  • в уличной акции

  • в семинаре или дискуссии

  • в подписании обращения к властям

  • в проведение этого опроса среди друзей

  • иное____________________________________

Эта анкета для тебя:

бессмысленна; - невероятно скучна;

полезна для меня; иное __________________

полезна для организаторов этого исследования;

Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»


1. Для того чтобы не было войны…
а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе проходит акция «Милосердие»…
а) это тебя не интересует;
б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.

3. Ты противостоишь насилию…
а) насилием;
б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…
а) ты мстишь ему;
б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…
а) ты не даешь ему говорить;
б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…
а) кричишь с места;
б) даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…
а) ты не общаешься с ним;
б) помогаешь ему влиться в коллектив.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту:
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не -толерантностью!



© 2010-2022