Рабочая программа учебной дисциплины История

Рабочая программа разработана на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») с последующими дополнениями и изменениями(Приказов  Минобрнауки России от 10.11.2011 г. № 2643; 24.01.2012  г. № 39), в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа учебной дисциплины ИсторияГосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Мариинский педагогический колледж


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины

История

специальность

40.02.01 Право и организация социального обеспечения.





















2014


ОДОБРЕНА

Цикловой

комиссией естественно-экономического цикла

Протокол № 1

от « 29 » августа 2014г.


Руководитель цикловой

комиссии

_____________/


Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») с последующими дополнениями и изменениями(Приказов Минобрнауки России от 10.11.2011 г. № 2643; 24.01.2012 г. № 39), в соответствии с разъяснениями по реализации федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол №1 от «03» февраля 2011г)

Рабочая программа разработана на основе примерной

программы учебной дисциплины «История» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России

от 16 апреля 2008 года.

Заместитель директора по учебной работе

_____________/


Составитель (автор): Гапчукова Наталья Владимировна, преподаватель истории ГОУ СПО Мариинский педагогический колледж









СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-13

условия реализации учебной дисциплины

14

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


































1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины История


1.1 Область применения программы

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования «История» на профильном уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля (гуманитарного) получаемого профессионального образования.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательная дисциплина

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины «История»обучающийся должен

Знать:

  1. факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

  1. принципы периодизации всемирной истории;

  1. важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

  1. особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

  1. историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

  1. взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;

Уметь:

  1. проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  1. осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

  1. классифицировать исторические источники по типу информации;

  1. использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

  1. различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  1. использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

  1. систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

  1. формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

  1. участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

  1. представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося286 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося189 часов;

самостоятельной работы обучающегося __97__ часа;

практической работы обучающегося75ч.











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

286

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

189

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

97

в том числе:


Работа с основной и дополнительной литературой. Работа с интернет ресурсами. Подготовка сообщений, презентаций на заданную тему. Подготовка вопросов для взаимопроверки. Составление опорного конспекта по теме. Подготовка заочной экскурсии, репортажа, заполнение анкеты, составление библиографической справки.


Практическая работа обучающегося

75

Итоговая аттестация в форме экзамена








2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение.

Историческое знание, его достоверность и источники.

Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический источник. Проблема подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Проблема прогресса в истории. Принципы периодизации исторического процесса. Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.Проблема фальсификации исторических знаний

1

ознакомительный

1.ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1.1 Древнейшая стадия истории человечества

Содержание учебного материала

1

ознакомительный

Древнейшая стадия истории человечества.Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества.Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция.Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Самостоятельная работа. Работа со словарем и справочниками

2


2.ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

2.1Ранние цивилизации, их отличительные черты



Содержание учебного материала

6


Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира.Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

Архаичные цивилизации Африки, Азии, Америки - географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Мифологическая картина мира. Новоегипетская держава. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека.




ознакомительный

репродуктивный

2.2 Античная цивилизация.

Античная цивилизация

Античные цивилизации Средиземноморья. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима. Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). «Великие переселения народов».


продуктивный

2.3 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Религии Древнего мира. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока. Язычество на Востоке и на Западе.

репродуктивный

Самостоятельная работа. Ответы на контрольные вопросы

2


Практическая работа

2

3.ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА

В СРЕДНИЕ ВЕКА

3.1 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века


Содержание учебного материала

8

ознакомительный

Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века.

Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Китайско-конфуцианская цивилизация

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.Буддизм на Востоке в Средние века.Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.

Арабо-мусульманская цивилизация

Возникновение ислама. Возникновение исламской цивилизации. Мухаммад. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения. Особенности государственного и общественного строя арабов.

Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

репродуктивный

3.2Становление и расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Становление и расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Хронологические рамки западного Средневековья.

"Великое переселение народов".Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII-XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.
Формирование христианской средневековой цивилизации в Европе. Западноевропейский и восточноевропейский регионы цивилизационного развития. Православие и католицизм. Социальная этика, отношение к труду и собственности, правовая культура, духовные ценности в православной и католической традициях. Особенности хозяйственной жизни, социальной структуры и государственно-правовой организации в европейском средневековом обществе. Культурное и философское наследие Средневековья. Дискуссия об уникальности европейского средневекового общества. Динамика и характер развития европейской средневековой цивилизации. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Изменения в мировосприятии европейского человека. Социально-психологические, природно-климатические, экономические предпосылки процесса модернизации.


репродуктивный

3.3Основные черты восточнохристианской цивилизации

Основные черты и этапы развития восточнохристианскойцивилизации

Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города.

репродуктивный


3.4Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов

Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов

Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Характер международных отношений в средние века. Арабские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов.

продуктивный

Самостоятельная работа

Работа со словарем и справочниками. Подготовка сообщений

7


Практическая работа

4


4.ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XVII ВЕКА

4.1 Племена и народы Восточной Европы в древности

Содержание учебного материала

48

ознакомительный

Племена и народы Восточной Европы в древности

История России - часть всемирной истории. Основные этапы развития исторической мысли в России. Восточная Европа: природная среда и человек

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение и климат Восточной Европы и Северной Азии. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металла и его влияние на первобытное общество. Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян.Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.


4.2 Восточные славяне в VII-VIII вв. Формирование основ государственности восточных славян

Восточные славяне в VII-VIII вв.Формирование основ государственности восточных славян

Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Родовая и территориальная община. Город. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Формирование основ государственности восточных славян

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен.

репродуктивный


4.3 Рождение Киевской Руси

Рождение Киевской Руси

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и дружина. Вечевые порядки. Свободные и несвободные. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

репродуктивный

4.4 Крещение Руси

Крещение Руси

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв. Владимир Святой. Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси.

репродуктивный

4.5 Русь и ее соседи в XI-начале XII вв.

Русь и ее соседи в XI-начале XII вв.

Взаимоотношения Руси и Византии в XI-XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком.

Продуктивный




4.6 Право в Древней Руси.

Право в Древней Руси. «Русская Правда». Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. «Лествичный» порядок наследования власти. Ярослав Мудрый. Истоки русской культуры. Международные связи Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние Византии и народов Степи.Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.



репродуктивный





4.7 Древняя Русь в контексте всемирной истории

Древняя Русь в контексте всемирной истории

Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы.

репродуктивный



4.8 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Причины распада Древнерусского государства. Княжеская власть и боярство в русских землях и княжествах. Монархии и республики. Русь и Степь. Княжеские усобицы. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Особенности культурного развития русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

продуктивный




4.9 Борьба Руси с иноземными завоевателями. Нашествие Батыя на Русь.

4. 10 Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование Монгольского государства. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Прибалтика в начале XIII в. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики.Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Образование Золотой Орды. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси.



репродуктивный




репродуктивный



репродуктивный





репродуктивный







репродуктивный

4. 11 Объединение литовских земель и становление литовского государства.

Объединение литовских земель и становление литовского государства.Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

4. 12Русь на пути к возрождению

Русь на пути к возрождению

Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Роль церкви в консолидации русских земель.


4.13 Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Москва как центр объединения русских земель. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Церковь в период объединения Руси. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Автокефалия Русской Православной Церкви.

4.14От Руси к России.




От Руси к России

Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва - третий Рим». Ереси на Руси.Предпосылки централизации. Особенности образования централизованного государства в России. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя Социальная структура общества. Формы землевладения. Распад Золотой Орды. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Формирование русского, украинского и белорусского народов..


репродуктивный










4. 15 Россия в царствование Ивана Грозного

Россия в царствование Ивана Грозного

Территория и население России в XVI в. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города. Елена Глинская. Боярское правление. Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия. Закрепощение крестьян. Избранная Рада и ее реформы Создание органов сословно-представительной монархии.



Репродуктивный




Репродуктивный




репродуктивный







4. 16 Опричнина и причины ее введения.

Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Дискуссия о характере опричнины.

4.17 Основные направления внешней политики Ивана Грозного.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства. Культура Российского государства во второй половине XV - XVII вв.

4. 18 Смута в России начала XVII в.


4. 19 Россия в середине и второй половине XVII в.


4.20 Реформы Никона и церковный раскол.

4.21 Крестьянская война под предводительством Степана Разина

4.13Основные направления внешней политики России.


4.14 Русская культура в ХIII-ХVII вв.

Смута в России начала XVII в.

Пресечение правящей династии и обострение социально-экономических противоречий. Дискуссия о причинах Смуты. Феномен самозванства .Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Социальные движения в России в начале XVII века. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых.



репродуктивный




Россия в середине и второй половине XVII в.

Ликвидация последствий Смуты. Восстановление самодержавия. Система крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Соборное уложение 1649 г. Политический строй России.

Церковный раскол. Старообрядчество. Культурное и политическое значение.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Дискуссии о характере социальных движений в России во второй половине XVII в.

Основные направления внешней политики России. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Русская культура в ХIII-ХVII вв. Русская традиционная (средневековая) культура. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.



Репродуктивный





Репродуктивный



Репродуктивный





Репродуктивный






репродуктивный

Самостоятельная работа. Составление плана текста. Работа со словарем и справочниками. Составление тезисов ответа. Составление тестового задания. Сочинение-эссе

19


Практическая работа. Работа с историческими картами, извлечениями из исторических источников.

24

5.ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XVIII ВВ.

5.1Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Содержание учебного материала

Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм.

Запад и Восток в XVI-XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия.

21

ознакомительный


5.2 Новации в характере мышления, ценностных ориентирах

в эпоху Возрождения и Реформации

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Конфессиональный раскол европейского общества.

Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Европа в период Реформации и Контрреформации.


репродуктивный

5.3Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии

Причины и предпосылки Великих географических открытий. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада.



Продуктивный




Репродуктивный


5.4Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

5.5 Эволюция системы международных отношений

в раннее Новое время

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Формы абсолютизма. Становление гражданского общества. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания

Репродуктивный

Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время

Две «концепции Европы».

5.6Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время

Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время

Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе.

Репродуктивный

5.7 Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни

и социальных нормах

Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни

и социальных нормах

XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира.

Репродуктивный

5.8Век Просвещения


Век Просвещения

Понятие «Просвещение» и его содержание. Философско-мировоззренческие основы Просвещения. Конституционализм. Классические доктрины либерализма, социализма, консерватизма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.

репродуктивный


5.9Технический прогресс и Великий промышленный переворот


5.10 Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества

Технический прогресс и Великий промышленный переворот. Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Культурное и философское наследие Нового времени.

репродуктивный

репродуктивный

Буржуазные революции XVII-XIX вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Французская революция XVIII в. Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени.

Самостоятельная работа. Работа с интернет-ресурсами. Составление плана текста. Работа со словарем и справочниками. Составление тезисов ответа. Составление тестового задания. Сочинение-эссе

12


Практическая работа

6

6.РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ

6.1Россия в период реформ Петра I

Содержание учебного материала

12

ознакомительный

Россия в период реформ Петра I. Предпосылки реформ Петра I. Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократичес-кого аппарата. Отмена патриаршества. Дворянство - господствующее сословие. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации.


6.2 Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

Северная война. Провозглашение империи. Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России.


6.3 Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I

(1725-1762 гг.)


Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I

(1725-1762 гг.). Россия в период дворцовых переворотов. Причины дворцовых переворотов. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.


репродуктивный

6.4 Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

Россия во второй половине XVIII в.«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

репродуктивный

репродуктивный

6.5Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.


6.6 Павел I основные направления политики. Внешняя политика России во второй половине XVIIIв.

Павел I - характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Самостоятельная работа.

1.Написание сочинения- рассуждения.

7


Практическая работа

1. Заполнение анкеты

2. Заполнение таблицы

6

7.СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

7.1Различные Европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Содержание учебного материала

6

продуктивный

Различные европейские модели перехода от традиционного

к индустриальному обществу. Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в.

Становление гражданского обществаТоржество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства. Возникновение идейно-политических течений.


репродуктивный

7.2Развитие капиталистических отношений и социальной

структуры индустриального общества в XIX в.

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.Социальный состав общества: старые и новые составляющие.


Репродуктивный






репродуктивный

7.3Особенности духовной жизни нового времени

Особенности духовной жизни нового времени.

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний.

Самостоятельная работа. Работа с интернет-ресурсами. Составление плана текста. Работа со словарем и справочниками. Составление тезисов ответа. Составление тестового задания. Сочинение-эссе

1


Практическая работа

2

8.ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ

ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии

Содержание учебного материала

2

ознакомительный

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Зарождение международного права. Колониальный раздел мира.Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах. Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение.


9.РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ

9.1 Россия в первой половине XIX столетия

Содержание учебного материала

22

ознакомительный

Россия в первой половине XIX столетия

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России.


9.2 Власть и реформы в первой половине XIX в. Реформы начала царствования Александра I.


Власть и реформы в первой половине XIX в.

Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в. Кризис традиционного общества. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота и его последствия. Политическая идеология во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Реформы начала царствования Александра I. Россия в 1815-1825 гг. Европейское влияние на российское общество. Русское Просвещение. Масонство. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке.

Репродуктивный










репродуктивный

9.3Николай I. Смена политических приоритетов

Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

9.4Внешняя политика Александра I и Николая I


Внешняя политика Александра I и Николая I

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Превращение России в мировую державу. Россия в системе международных отношений в XVIII - первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война и ее последствия для страны.

репродуктивный

9.5Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.


Интеллектуальная и художественная жизнь России

первой половины XIX в.

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

продуктивный

9.6Россия в эпоху великих реформ Александра II


Россия в эпоху великих реформ Александра II

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Отмена крепостного права.Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х - 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Либералы и консерваторы власти. Социалистические идеи в России.

Репродуктивный






9.7Пореформенная Россия

Пореформенная Россия

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития.


Продуктивный






9.8Консервативный курс Александра III

Консервативный курс Александра III. Политика контрреформ. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.

9.9Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.


Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Репродуктивный









репродуктивный


9.10Интеллектуальная и художественная жизнь

пореформенной России



Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи.

Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

9.11Повседневная жизнь населения России в XIX в.

Повседневная жизнь населения России в XIX в.

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Городское население. Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Чиновный мир.

репродуктивный

Самостоятельная работа. Работа с интернет-ресурсами. Составление плана текста. Работа со словарем и справочниками. Составление тезисов ответа. Составление тестового задания. Сочинение-эссе

10


Практическая работа

10

10.От новой истории к новейшей

10. 1Международные отношения в началеXX в.


Содержание учебного материала

22


ознакомительный




Международные отношения в началеXX в.

Дискуссия о понятии «Новейшая история». Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв. передел мира. Испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав - Тройственного союза и Антанты.


10.2«Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в.



«Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в.

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. Структурные кризисы рыночной экономики. Формирование монополистического капитализма. Переход к смешанной экономике. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства в конце XIX - середине ХХ вв. Изменения в социальной структуре индустриального общества. «Общество потребления». Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. «Закат Европы» в философской и общественно-политической мысли.

Репродуктивный









10.3Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв.

Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв. Основные этапы научно-техническою прогресса в конце XIX - середине XX вв. Проблема периодизации научно-технической революции. Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира.


Репродуктивный



10.4Россия в началеXX в.




Россия в начале XX в.Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Российская правовая система. Общественная жизнь. Роль государства в экономической жизни страны. Отечественный и зарубежный капитал в России. Российский монополистический капитализм и его особенности. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Дискуссии о роли и месте России в мировой экономике начала ХХ века. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Критический реализм. Русский авангард. Элитарная и народная культура. Развитие науки и системы образования.

Репродуктивный









Репродуктивный



10.5Россия в системе международных отношений. Русско-японская война

"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.


репродуктивный

10.6Первая мировая война

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

10.7Февральская революция в России.

Февральская революция в России. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Восстановление патриаршества.Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание.

репродуктивный

10.8Приход большевиков к власти в России

Приход большевиков к власти в России. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание. Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»?

репродуктивный

10.9Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон.

Гражданская война и интервенция. Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Советская Россия на международной арене. Цели и идеология противоборствующих сторон. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны.

10.10 Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».Политика «военного коммунизма». «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Итоги Гражданской войны.

Самостоятельная работа. Работа с интернет-ресурсами. Составление плана текста. Работа со словарем и справочниками. Составление тезисов ответа. Составление тестового задания. Сочинение-эссе

6


Практическая работа

4

11.Между мировыми войнами

11.1Страны Европы в 20-е годы ХХ в

11.2Запад в 30-е годы ХХ в.


Содержание учебного материала

16

ознакомительный

Страны Европы в 20-е годы ХХ в.Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925-1929 гг. Модели ускоренной модернизации в ХХ в.


Запад в 30-е годы ХХ в.Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Дискуссия о тоталитаризме. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. Массовое сознание и культура тоталитарного общества. Формирование и развитие мировой системы социализма, модели социалистического строительства.

репродуктивный

11.3Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.


Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. «Новые индустриальные страны» как модель ускоренной модернизации. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Идеология национального освобождения. Национально-освободительные движения. Региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки.

репродуктивный

11.4Международные отношения в 20-30-е годы ХХ в.

Международные отношения в 20-30-е годы ХХ в.

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира.

репродуктивный

11.5Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления.

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Переход к новой экономической политике. Первые успехи НЭПа. Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Новая экономическая политика в оценках историков и современников.

Репродуктивный




Репродуктивный









Репродуктивный





репродуктивный

11.6 Образование СССР


Курс на мировую революцию. Коминтерн. Постепенный отход от идей «мировой революции Причины и предпосылки объединения советских республик. Полемика о формах объединения. Образование СССР. Основные направления и принципы национальной политики советской власти. Конституция СССР 1924 г. СССР в 20-30-е годы. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР.

11.7Развитие экономики СССР в конце 20-30-х годов.


Свертывание НЭПа и выбор форсированной модели развития. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Советский тип государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии, их направленность и последствия. Индустриализация. Коллективизация. Переход к плановой экономике.

11.8Внешняя политика СССР в 20-30-е годы:





Мобилизационный характер советской экономики. Внешняя политика СССР в 20-30-е годы. Идеологические основы советского общества и культура в
20-х - 30-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования. Советская интеллигенция. Мировоззренческие основы и пропагандистская направленность официальной советской культуры. «Краткий курс истории ВКП(б)». Повседневная жизнь советских людей.«Культурная революция».Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.Русское зарубежье. Раскол в РПЦ. Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930-х гг. Конституция 1936 г.

Самостоятельная работа

1. Написание сочинения- рассуждения.

4


Практическая работа

1. Работа с картой.

2. Составление вопросов для взаимопроверки

3. Составление кроссворда

4

12.Вторая мировая война

12.1 Вторая мировая война: причины, ход, значение


Содержание учебного материала

8

Репродуктивный








Репродуктивный





Репродуктивный





репродуктивный

Вторая мировая война: причины, ход, значение. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-1930-х гг. Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

12. 2 СССР в годы Великой Отечественной войны

Общество в годы войны.

СССР накануне Великой Отечественной войны. СССР в годы Великой Отечественной войны. Причины, этапы и итоги Великой Отечественной войны. Советское военное искусство. Героизм народа на фронте и в тылу. Идеология и культура в годы войны.

12.3 Основные этапы военных действий. Коренной переворот.

Причины, этапы и итоги Великой Отечественной войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира. Государственный строй. Милитаризация аппарата.

12.4 Миропорядок Ялты и Потсдама. Решающая роль СССР в разгроме нацизма.

Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв.Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия.Складывание мирового сообщества и основ международно-правовой системы. Лига наций и ООН.

Самостоятельная работа. Работа с интернет-ресурсами. Составление плана текста. Работа со словарем и справочниками. Составление тезисов ответа. Составление тестового задания. Сочинение-эссе

3


Практическая работа

2

13.Мир во второй половине XX вЕКА

13.1«Холодная война».

Содержание учебного материала

6

ознакомительный

«Холодная война», споры о ее причинах и характере. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. Сверхдержавы: США и СССР. Военные блоки. Две Европы - два мира.Распад колониальной системы. Последствия «холодной войны».


13.2К «Общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия»




К «Общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия»

Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Формирование социальной идеологии солидаризма, народничества, анархо-синдикализма. Эволюция либеральной, консервативной, социалистической идеологии. Концепция Христианской демократии. Закрепление современной доктрины конституционализма и изменение практики государственно-конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Становление молодежного, антивоенного, экологического, феминисткого движений. Проблема политического терроризма. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг. Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира». Развертывание интеграционных процессов в Европе. Европейский Союз. Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Вторая мировая война - кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Разрушение колониального мифа.

репродуктивный

13.3Научно-технический прогресс




Научно-технический прогресс

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Дегуманизация искусства.

репродуктивный



Самостоятельная работа. Работа с интернет-ресурсами. Составление плана текста. Работа со словарем и справочниками. Составление тезисов ответа. Составление тестового задания. Сочинение-эссе

2


Практическая работа

2


14.СССР в 1945-1991 гОДЫ

14.1 СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе

Содержание учебного материала

8

продуктивный






СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. Восстановление экономики. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Гонка вооружений и ее влияние на развитие страны.Идеологические кампании в послевоенные годы.. Влияние международной ситуации на направление развития экономики..Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.Место СССР в послевоенном мире.


14.2 Советский Союз в период частичной либерализации режима


14.3СССР в конце 1960-х - начале 1980-х гг.

Советский Союз в период частичной либерализации режима

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Политическая жизнь страны в середине 1950-х гг. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Политика Н.С. Хрущева в оценках современников и историков. Либерализация сверху. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Экономические реформы 1950-1960-х годов, Внешняя политика СССР.



продуктивный






СССР в конце 1960-х - начале 1980-х годов. Общественно-политическое развитие СССР. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Теория развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. «Теневая экономика» в СССР.

Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Международное положение. Заключительный этап «холодной войны».Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Формирование партийно-государст-венной элиты. Возникновение диссидентского и правозащитного движения. Нигилистические настроения в массовом сознании.


продуктивный

14.4СССР в период перестройки

СССР в период перестройки. Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. Курс на «ускорение». «Перестройка» и «гласность». Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Готовность общества к переменам. Советская культура. Новые ориентиры. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны».СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Установление военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. «Новое политическое мышление». Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников, распад мировой социалистической системы. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской, культуры и образования во второй половине ХХ в. Нарастание кризиса коммунистической идеологии и политики. Утрата руководящей роли КПСС в духовной жизни советского общества. Крах политики перестройки. Распад системы централизованного управления. Усиление центробежных тенденций в межнациональных отношениях. Принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.

репродуктивный

Самостоятельная работа. Работа с интернет-ресурсами. Составление плана текста. Работа со словарем и справочниками. Составление тезисов ответа. Составление тестового задания. Сочинение-эссе

4

Практическая работа. Составление плана текста. Работа со словарем и справочниками.

6

15.Россия и мир на рубеже ХХ-XХI вЕКОВ

15.1 Российская Федерация на современном этапе. Мир в ХХIв.

Содержание учебного материала

2

репродуктивный

Российская Федерация на современном этапе

Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Современные молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные проблемы в современной России. Чеченский конфликт. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия» и ее социальные последствия. Трудности и противоречия экономического развития 1990-х гг. Современная российская культура. Поиск мировоззренческих ориентиров. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества. Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в интеграционных процессах. Россия и вызовы глобализации. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное место России в мировом сообществе.

Модернизация исторических взглядов. Интерпретация или фальсификация исторических фактов и событий. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Методологические подходы по противодействию попыткам фальсификации ключевых событий отечественной истории. Мир в ХХI в.Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Страны третьего мира.Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и информационное общество. Формирование инновационной модели общественного развития. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Распад мировой социалистической системы и пути постсоциалистического развития. Проблема «мирового Юга». Противоречия индустриализации в постиндустриальную эпоху.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания холодной войны. Европейский Союз. Становление новой структуры миропорядка. Локальные конфликты и проблема национального суверенитета в глобализованном мире. Дискуссия о кризисе политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. «Неоконсервативная революция». Современные либеральная и социал-демократическая идеологии. Попытка формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Основные закономерности истории человечества в историко-культурологических (цивилизационных) концепциях, теории модернизации, теории макроэкономических циклов («длинных волн»), формационной теории.




Всего

286



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».

Оборудование кабинета и рабочих мест:

- посадочные места по количеству обучающихся

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «История»;

-комплект карт, атласов.

Технические средства обучения:

-интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

  1. Алексашкина, Л.Н. Россия и мир в XX веке [Текст]: учебник. 11 кл. / Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М., 2002.

  2. Алексашкина, Л.Н. Новейшая история.XX век.[Текст]: учебник-практикум. 11 кл. / Л.Н. Алексашкина.- М., 2002.

  3. Волобуев, О.В. Россия и мир с древнейших времен до конца века [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / О.В.Волобуев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа; «Веди-принт», 2005. - 399 с.

  4. Волобуев, О.В. Россия и мир XX век [Текст]: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.В.Волобуев. - 4-е изд., доп.- М.: Дрофа; «Веди-принт», 2005. - 351 с.

Дополнительные:

  1. Барг, М.А. Великие социальные революции XVII - XVIII вв. в структуре переходной эпохи от феодализма к капитализму [Текст] / М.А.Барг, Е.Б. Черняк. - М., 1990.

  2. Буганов, В.И. Мир истории XVI - XVII вв. [Текст] /В.И.Буганов.- М., 1990.

  3. Власть и оппозиция: Российский политический процесс XX столетия.[Текст].- М., 1995.

  4. Греков, Б.Д. Киевская Русь [Текст] /Б.Д.Греков.- М., 1953.

  5. Данилов, А.А. История РоссииXX век.[Текст]: справочные материалы / А.А.Данилов.- М., 1999.

  6. Данилов, А.А. История России IX - XIX вв.[Текст]: справочные материалы / А.А.Данилов.- М., 1999.

  7. Долуцкий, И.И. Отечественная история XX в. 10-11 кл.[Текст] /И.И.Долуцкий.- М., 1999.

  8. Загладин, Н.В. Всемирная история.10-11 кл.[Текст] /Н.В. Загладин.- М., 1999.

  9. Кобрин, В.Б. Иван Грозный [Текст] /В.Б.Кобрин.- М., 1989.

  10. Пихоя, Р.Г. Советский Союз. История власти. 1945-1991 [Текст] /Р.Г.Пихоя.- М., 1998.

  11. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории [Текст] / С.Ф.Платонов.- М., 1993.

  12. Сазаров, А.Н. История России. Конец XVII -XIX вв.[Текст] /А.Н. Сазаров, В.И, Буганов.- М., 1997.

  13. Сороко-Цюпа, О.С. Мир в XX веке [Текст] /О.С.Сороко-Цюпа.- М., 1996.

  14. Федоров, В.А. Декабристы и их время [Текст] / В.А.Федоров.- М., 1992.

  15. Шестаков, В.А. Россия в 1992-1998 гг.[Текст]: дополнительные материалы к учебнику «История Отечества XX в.». 10-11 кл. /В.А.Шестаков.- М., 1999.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

1. факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;



ОК1;ОК2;ОК3;

ОК4; ОК5;


Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

2. принципы периодизации всемирной истории;


ОК4; ОК5;

ОК12.

Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

.

3. важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

ОК2; ОК4; ОК5

Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

4. особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

ОК6; ОК12


Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

5. историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

ОК2; ОК4; ОК5;ОК6

Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

6. взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;

ОК2; ОК4; ОК5;ОК6

Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

Уметь:

1. проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

ОК2; ОК4; ОК5


Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

2.осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

ОК4; ОК5;

ОК12.


Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

3. классифицировать исторические источники по типу информации;

ОК2; ОК3;ОК4;ОК5

Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

4. использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

ОК2; ОК4



ОК2; ОК4; ОК5


Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

5. различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

ОК 7; ОК 8;

Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

6. использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

ОК 2;ОК4; ОК6;

Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

7. систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

ОК 10; ОК 11;

Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

8. формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

ОК 1; ОК 2; ОК 3

Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

9. участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

ОК 1, ОК 2,ОК11

Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

10. представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

ОК 5,ОК6, ОК7, ОК 8

Формы контроля обучения:

-практические задания по работе с информацией, документам, литературой;

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы контроля направлены на проверку умений студентов:

- коррекция сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- задания на творческом уровне с представлением собственной позиции

Разработчик: Гапчукова Н.В, преподаватель истории

© 2010-2022