- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Старт в профессию (9 класс)
Рабочая программа Старт в профессию (9 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фаттахов Р.Г. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Именьковская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено
на заседании школьного методического объединения
Руководитель ШМО
Хафизова.Г.Р ___________
Протокол №1 от « 28 » августа 2015 года
Согласовано
заместителем директора по учебной работе
Диярова Г.И.
__________________
« 29» августа 2015 года
Утверждаю
Директор МБОУ «ИСОШ»
__________________________
А.М.Шаймухаметова
Приказ № 78 от 01.09.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по элективному курсу «Старт в профессию» для 9 класса
Составитель:
Фаттахов Раиль Галяутдинович,
учитель первой квалификационной категории
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа элективного курса «Старт в профессию» для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе:
-
Учебного плана МБОУ «Именьковская СОШ» на 2015-16 учебный год (Утвержден приказом №71 от28.08.2015)
Структура документа
Рабочая программа включает в себя несколько разделов:
-титульный лист;
-пояснительная записка;
-календарно-тематический план;
-содержание учебного курса;
-требования к уровню подготовки учащихся;
-перечень учебно-методического обеспечения;
-планирование.
Место предмета в учебном плане
Программа элективного курса " Старт в профессию " рассчитана на учащихся девятых классов. Курс рассчитан на 17 часов. Продолжительность реализации курса предполагается в течение полугодия по одному часу в неделю.
Общая характеристика учебного курса
Элективный курс «Старт в профессию» призван для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, поможет познакомиться с основными секретами, тайнами мира профессий, какими они бывают, в чем их отличия, в каких учебных заведениях им обучают, какова роль здоровья в профессиональном успехе. Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Цели элективного курса:
1.Подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению.
2.Сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.
3. Развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи элективного курса:
1.Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.
2.Повышение профессиональной грамотности учащихся.
3.Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
4.Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Разделы и темы
Количество часов
Примерные сроки
Введение
1
21.01
Профессиональное самоопределение
14
28.01-05.05
Творческая, проектная деятельность
2
12.05-19.05
Всего
17
Содержание учебного курса
Введение (1 час)
-
Содержание курса «Старт в профессию»
Профессиональное самоопределение (14 часов)
-
Профессия и карьера
-
Внутренний мир человека и система представлений о себе
-
Профессиональные интересы и склонности
-
Способности, условия их проявления и развития
-
Природные свойства нервной системы
-
Классификация профессий
-
Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности
-
Мотивы, ценности ориентации и их роль в профессиональном самоопределении
-
Профессиональные и жизненные планы.
-
Профессиональная пригодность
-
Здоровье и выбор профессии
-
Отрасли общественного производства.
-
Профессии, специальности, должности
-
Профессиональная проба
Творческая, проектная деятельность (2 часа)
-
Творческий проект «Мой выбор»
-
Защита творческих проектов «Мой выбор»
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать:
- познают социальную и личностную значимость профессионального самоопределения
- проявляют интерес к ситуации выбора профессии
- знакомятся с правилами и затруднениями при выборе профессии
- изучают правила выбора профессии
- знакомятся с понятиями о профессиях, специальностях
- изучают распределение профессий по отраслям экономики
- знакомятся с классификацией профессий
- изучают психофизиологические особенности личности, связанные с выбором профессии
- изучают сущность и этапы профессиональных проб
- выполняют творческий проект по выбранной профессии
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать профессиональную деятельность по основным признакам
- составлять формулу профессии;
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии
- составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;
- анализировать профессиограммы и психограммы;
- выполнять профессиональные пробы;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства;
- выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному
самоопределению.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Технология. 9 класс: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. -2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 208 с: ил.
Авторами предусмотрена система занятий по отдельным модулям- в соответствии с возможностями школы и ее потребностями в связи с профильным обучением в старших классах.
-
Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 158 с.
ПЛАНИРОВАНИЕ
-
№п/п
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид
контроля,
измерители
Дата проведения
план.
факт.
Ведение (1час)
1
Введение в курс «Старт в профессию»
Введение
новых
знаний
Введение в курс «Старт в профессию»
Знать: содержание курса «Старт в профессию»
Ответы на вопросы. Тестирование
21.01
Профессиональное самоопределение (14часов)
2
Профессия и карьера
Введение
новых
знаний
Многообразие профессий. Роль профессии в жизни человека. Карьера и её виды. Пути получения образования, профессионального и служебного роста
Знать: методы определения сфер деятельности в соответствии с психофизическими качествами конкретного человека; виды карьеры; цели и задачи профессиональной деятельности
Текущий. Ответы на вопросы. Тестирование
28.01
3
Внутренний мир человека и система
представлений
о себе
Введение
новых
знаний
Сущность концепции «Я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении
личности. Методика определения уровня самооценки
Знать: пути формирования образа собственного «Я»; основные составляющие
«Я-концепции»; формы
проявления «Я-концепции» при выборе профессии. Уметь: осуществлять самооценку развития личностных качеств
Тестирование
04.02
4
Профессио-
нальные инте-
ресы и склон-
ности
Введение
новых
знаний
Сущность понятий
профессиональный ин-
терес, склонности. Вы-
явление и оценка про-
фессиональных интере-
сов с помощью разных
методик
Знать: сущность понятий
профессиональный интерес, склонности; этапы развития интересов, склонностей.
Уметь: осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов
и склонностей
Ответы
на вопросы.
Тестирование
11.02
5
Способности,
условия их
проявления
и развития
Введение
новых
знаний
Понятие о задатках
и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития
способностей. Выявление и оценка способностей, уровня интеллектуального развития
Знать: суть понятий задатки, способности; роль способностей в выборе профессии, их виды; понимать значение деятельности как важнейшего условия развития способностей
Тестирование
18.02
6
Природные
свойства нервной системы
Введение
новых знаний
Темперамент, черты
характера и их проявление в профессиональной деятельности.
Выявление типа темперамента
Знать: суть понятий темперамент, характер; классификацию типов темперамента, особенности каждого из них, свойства(черты характера); проявление темперамента и характера в профессиональной деятельности
Ответы
на вопросы. Тестирование
25.02
7
Классификация профессий
Введение
новых знаний
Индивидуальный
Знать: типы профессий, классификации профессии.
Уметь: определять тип профессии.
Ответы
на вопросы. Тестирование
03.03
8
Психические
процессы и их роль в профессиональной деятельности
Введение
новых знаний
Восприятие, внимание,
память, мышление. Выявление и оценка кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления
Знать: сущность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), их характерные особенности, роль в профессиональном самоопределении.
У м е т ь: оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления
Ответы
на вопросы. Тестирование
10.03
9
Мотивы,
ценности ориентации и их роль в профессиональном самоопределении
Введение
новых знаний
Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий мотивы, ценностные ориентации. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении
и служебной карьере
Знать: сущность понятий
мотивы, ценностные ориентации, их классификацию; значение мотивов и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении.
Уметь: определять тип ценностных ориентации
Ответы
на вопросы. Тестирование
17.03
10
Профессио-
нальные и жизненные планы.
Введение
новых знаний
Профессиональные
и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность . Профессиональная деятельность и карьера.
Знать: сущность понятий
жизненный план, профессиональный план, карьера. Уметь: составлять личный профессиональный план
Ответы
на вопросы. Тестирование
31.03
11
Профессиональная пригодность
Введение
новых знаний
Профессиональная пригодность
Знать: сущность понятий
профессиональная пригодность.
Ответы
на вопросы. Тестирование
07.04
12
Здоровье
и выбор профессии
Введение
новых знаний
Здоровье как условие
высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека
Знать: сущность понятия
здоровье; взаимосвязь здоровья и выбора профессии, карьеры; важнейшие характеристики здоровья человека. Уметь: оценивать состояние своего здоровья для определения профессиональной пригодности к той или иной деятельности
Ответы
на вопросы. Тестирование
14.04
13
Отрасли об-
щественного производства.
Введение
новых знаний
Структура современно-
го производства: сферы производства, отрасли,
объединения, комплексы.
Знать:
классификация профессий
по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда; структуру современного производства. Уметь: проектировать свой профессиональный план
Ответы
на вопросы. Тестирование
21.04
14
Профессии, специальности, должности
Введение
новых знаний
Классификация процессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Проектирование профессионального плана
Знать: сущность понятий
профессия, специальность, должность. Уметь: проектировать свой профессиональный план.
Ответы
на вопросы. Тестирование
28.04
15
Профессиональная проба
Введение
новых
знаний
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении
Знать: сущность понятия профессиональная проба, её роль в профессиональном самоопределении
Ответы на вопросы. Тестирование
05.05
Творческая, проектная деятельность (2 часа)
16
Творческий проект «Мой выбор»
Практичес-кая работа
Индивидуальная
Знать: этапы работы над творческим проектом
Уметь: оформлять проектную документацию; представлять творческий проект
Самостоятель-ная работа
12.05
17
Защита творческих проектов «Мой выбор»
Практичес-кая работа
Индивидуальная
Знать: этапы работы над творческим проектом
Уметь: оформлять проектную документацию; представлять творческий проект
Презентация проекта.
19.05
Рецензия на элективный курс «Старт в профессию»
На занятиях данного элективного курса старшеклассники получат теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обращать внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях обучающиеся получат возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии, опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит обучающимся узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.
Все темы элективного курса «Старт в профессию» непосредственно примыкают к основному курсу изучения технология, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования по технологии.
Материал, использованный автором при составлении программы, подобран грамотно и профессионально с точки зрения необходимости данной тематики в элективном курсе.
Структура программы соответствует наличию обязательных компонентов:
Пояснительная записка включает цели и задачи, аргументы в пользу актуальности и новизны работы, срок реализации программы.
Содержательная часть имеет характеристику педагогических, организационных условий, необходимых для получения образовательного результата; раскрывает методику работы над содержанием изучаемого материала, методику оценки знаний и умений учащихся, возможность использования современных технологий для достижения результативности в усвоении содержания курса.
Список используемой литературы достаточно полный, соответствует последним требованиям образовательных стандартов и содержанию рабочей программы.
Данная рабочая программа адаптированная характеризует автора как знающего специалиста, способного отобрать, систематизировать необходимый по тематике материал , что бесспорно делает программу качественной, нужной и эффективной для достижения поставленной цели.
Рецензент: зам. директора по УВР Диярова Г.И.
руководитель ШМО учителей-предметников Хафизова М.В.