Рабочая программа Старт в профессию (9 класс)

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Именьковская средняя общеобразовательная школа»


Лаишевского муниципального района Республики Татарстан




Рассмотрено

на заседании школьного методического объединения

Руководитель ШМО

Хафизова.Г.Р ___________

Протокол №1 от « 28 » августа 2015 года


Согласовано

заместителем директора по учебной работе

Диярова Г.И.

__________________


« 29» августа 2015 года

Утверждаю

Директор МБОУ «ИСОШ»


__________________________

А.М.Шаймухаметова


Приказ № 78 от 01.09.2015





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


по элективному курсу «Старт в профессию» для 9 класса


Составитель:

Фаттахов Раиль Галяутдинович,

учитель первой квалификационной категории







2015-2016 учебный год


Пояснительная записка



Статус документа

Настоящая программа элективного курса «Старт в профессию» для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе:


  1. Учебного плана МБОУ «Именьковская СОШ» на 2015-16 учебный год (Утвержден приказом №71 от28.08.2015)

Структура документа

Рабочая программа включает в себя несколько разделов:

-титульный лист;

-пояснительная записка;

-календарно-тематический план;

-содержание учебного курса;

-требования к уровню подготовки учащихся;

-перечень учебно-методического обеспечения;

-планирование.

Место предмета в учебном плане

Программа элективного курса " Старт в профессию " рассчитана на учащихся девятых классов. Курс рассчитан на 17 часов. Продолжительность реализации курса предполагается в течение полугодия по одному часу в неделю.

Общая характеристика учебного курса

Элективный курс «Старт в профессию» призван для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, поможет познакомиться с основными секретами, тайнами мира профессий, какими они бывают, в чем их отличия, в каких учебных заведениях им обучают, какова роль здоровья в профессиональном успехе. Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Цели элективного курса:

1.Подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению.

2.Сформировать у них обоснованное профессиональное намерение.

3. Развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи элективного курса:

1.Знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.

2.Повышение профессиональной грамотности учащихся.

3.Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

4.Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Разделы и темы

Количество часов

Примерные сроки

Введение

1

21.01

Профессиональное самоопределение

14

28.01-05.05

Творческая, проектная деятельность

2

12.05-19.05

Всего

17



Содержание учебного курса

Введение (1 час)

  • Содержание курса «Старт в профессию»

Профессиональное самоопределение (14 часов)

  • Профессия и карьера

  • Внутренний мир человека и система представлений о себе

  • Профессиональные интересы и склонности

  • Способности, условия их проявления и развития

  • Природные свойства нервной системы

  • Классификация профессий

  • Психические процессы и их роль в профессио­нальной дея­тельности

  • Мотивы, ценности ориентации и их роль в профессио­нальном само­определении

  • Профессиональные и жизненные планы.

  • Профессио­нальная при­годность

  • Здоровье и выбор профессии

  • Отрасли общественного производства.

  • Профессии, специаль­ности, долж­ности

  • Профессио­нальная проба

Творческая, проектная деятельность (2 часа)

  • Творческий проект «Мой выбор»

  • Защита творческих проектов «Мой выбор»

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

- познают социальную и личностную значимость профессионального самоопределения

- проявляют интерес к ситуации выбора профессии

- знакомятся с правилами и затруднениями при выборе профессии

- изучают правила выбора профессии

- знакомятся с понятиями о профессиях, специальностях

- изучают распределение профессий по отраслям экономики

- знакомятся с классификацией профессий

- изучают психофизиологические особенности личности, связанные с выбором профессии

- изучают сущность и этапы профессиональных проб

- выполняют творческий проект по выбранной профессии

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать профессиональную деятельность по основным признакам

- составлять формулу профессии;

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии

- составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;

- анализировать профессиограммы и психограммы;

- выполнять профессиональные пробы;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства;

- выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному

самоопределению.

Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Технология. 9 класс: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. -2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 208 с: ил.

Авторами предусмотрена система занятий по отдельным модулям- в соответствии с возможностями школы и ее потребностями в связи с профильным обучением в старших классах.

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 158 с.


ПЛАНИРОВАНИЕ


№п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Дата проведения




план.

факт.

Ведение (1час)

1

Введение в курс «Старт в профессию»

Введение

новых

знаний

Введение в курс «Старт в профессию»

Знать: содержание курса «Старт в профессию»

Ответы на вопросы. Тестирование

21.01

Профессиональное самоопределение (14часов)

2

Профессия и карьера

Введение

новых

знаний

Многообразие профес­сий. Роль профессии в жизни человека. Карь­ера и её виды. Пути получения образования, профессионального и служебного роста

Знать: методы определения сфер деятельности в соответ­ствии с психофизическими качествами конкретного че­ловека; виды карьеры; цели и задачи профессиональной деятельности



Текущий. Ответы на вопросы. Тестирование

28.01

3

Внутренний мир человека и система

представлений

о себе

Введение

новых

знаний

Сущность концепции «Я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении

личности. Методика оп­ределения уровня само­оценки

Знать: пути формирования образа собственного «Я»; основные составляющие

«Я-концепции»; формы

проявления «Я-концепции» при выборе профессии. Уметь: осуществлять само­оценку развития личностных качеств

Тестирование

04.02

4

Профессио-

нальные инте-

ресы и склон-

ности

Введение

новых

знаний

Сущность понятий

профессиональный ин-

терес, склонности. Вы-

явление и оценка про-

фессиональных интере-

сов с помощью разных

методик

Знать: сущность понятий

профессиональный интерес, склонности; этапы развития интересов, склонностей.

Уметь: осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов

и склонностей

Ответы

на вопросы.

Тестирование

11.02

5

Способности,

условия их

проявления

и развития

Введение

новых

знаний

Понятие о задатках

и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития

способностей. Выявле­ние и оценка способно­стей, уровня интеллек­туального развития

Знать: суть понятий задатки, способности; роль способностей в выборе профессии, их виды; понимать значение деятельности как важнейшего условия развития способностей

Тестирование

18.02

6

Природные

свойства нервной системы

Введение

новых знаний

Темперамент, черты

характера и их проявле­ние в профессиональ­ной деятельности.

Выявление типа темперамента

Знать: суть понятий темперамент, характер; клас­сификацию типов темпера­мента, особенности каждого из них, свойства(черты характера); проявление тем­перамента и характера в про­фессиональной деятельности

Ответы

на вопросы. Тестирование

25.02

7

Классификация профессий

Введение

новых знаний

Индивидуальный

Знать: типы профессий, классификации профессии.

Уметь: определять тип профессии.

Ответы

на вопросы. Тестирование

03.03

8

Психические

процессы и их роль в профессио­нальной дея­тельности

Введение

новых знаний

Восприятие, внимание,

память, мышление. Вы­явление и оценка крат­ковременной наглядно-образной памяти, про­странственных пред­ставлений, внимания, мышления

Знать: сущность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, па­мять, мышление), их харак­терные особенности, роль в профессиональном самооп­ределении.

У м е т ь: оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представ­лений, внимания, мышления

Ответы

на вопросы. Тестирование

10.03

9

Мотивы,

ценности ориентации и их роль в профессио­нальном само­определении

Введение

новых знаний

Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий мотивы, ценностные ориентации. Условия их формирования. Клас­сификация мотивов дея­тельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении

и служебной карьере

Знать: сущность понятий

мотивы, ценностные ориен­тации, их классификацию; значение мотивов и ценност­ных ориентации в профес­сиональном самоопределе­нии.

Уметь: определять тип ценностных ориентации

Ответы

на вопросы. Тестирование

17.03

10

Профессио-

нальные и жизненные планы.

Введение

новых знаний

Профессиональные

и жизненные планы, их взаимосвязь и взаи­мообусловленность . Профессиональная дея­тельность и карьера.

Знать: сущность понятий

жизненный план, профессио­нальный план, карьера. Уметь: составлять личный профессиональный план

Ответы

на вопросы. Тестирование

31.03

11

Профессио­нальная при­годность

Введение

новых знаний



Профессиональная при­годность

Знать: сущность понятий

про­фессиональная пригодность.

Ответы

на вопросы. Тестирование

07.04

12

Здоровье

и выбор профессии

Введение

новых знаний

Здоровье как условие

высокоэффективной профессиональной дея­тельности. Взаимосвязь и взаимообусловлен­ность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характерис­тики здоровья человека

Знать: сущность понятия

здоровье; взаимосвязь здоро­вья и выбора профессии, карьеры; важнейшие харак­теристики здоровья человека. Уметь: оценивать состоя­ние своего здоровья для оп­ределения профессиональной пригодности к той или иной деятельности

Ответы

на вопросы. Тестирование

14.04

13

Отрасли об-

щественного производства.

Введение

новых знаний

Структура современно-

го производства: сферы производства, отрасли,

объединения, комплек­сы.

Знать:

классификация профессий

по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда; структуру современ­ного производства. Уметь: проектировать свой профессиональный план

Ответы

на вопросы. Тестирование

21.04

14

Профессии, специаль­ности, долж­ности

Введение

новых знаний

Классификация процессий по отраслям, предметам, целям, ору­диям и условиям труда. Проектирование про­фессионального плана

Знать: сущность понятий

профессия, специальность, должность. Уметь: проектировать свой профессиональный план.

Ответы

на вопросы. Тестирование

28.04

15

Профессио­нальная проба

Введение

новых

знаний

Роль профессиональных проб в профессиональ­ном самоопределении

Знать: сущность понятия профессиональная проба, её роль в профессиональном самоопределении

Ответы на вопросы. Тестирование

05.05

Творческая, проектная деятельность (2 часа)

16

Творческий проект «Мой выбор»

Практичес-кая работа

Индивидуальная

Знать: этапы работы над творческим проектом

Уметь: оформлять проектную документацию; представлять творческий проект

Самостоятель-ная работа

12.05

17

Защита творческих проектов «Мой выбор»

Практичес-кая работа

Индивидуальная

Знать: этапы работы над творческим проектом

Уметь: оформлять проектную документацию; представлять творческий проект

Презентация проекта.

19.05


























Рецензия на элективный курс «Старт в профессию»

На занятиях данного элективного курса старшеклассники получат теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обращать внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях обучающиеся получат возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии, опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит обучающимся узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.

Все темы элективного курса «Старт в профессию» непосредственно примыкают к основному курсу изучения технология, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении.

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования по технологии.

Материал, использованный автором при составлении программы, подобран грамотно и профессионально с точки зрения необходимости данной тематики в элективном курсе.

Структура программы соответствует наличию обязательных компонентов:

Пояснительная записка включает цели и задачи, аргументы в пользу актуальности и новизны работы, срок реализации программы.

Содержательная часть имеет характеристику педагогических, организационных условий, необходимых для получения образовательного результата; раскрывает методику работы над содержанием изучаемого материала, методику оценки знаний и умений учащихся, возможность использования современных технологий для достижения результативности в усвоении содержания курса.

Список используемой литературы достаточно полный, соответствует последним требованиям образовательных стандартов и содержанию рабочей программы.

Данная рабочая программа адаптированная характеризует автора как знающего специалиста, способного отобрать, систематизировать необходимый по тематике материал , что бесспорно делает программу качественной, нужной и эффективной для достижения поставленной цели.

Рецензент: зам. директора по УВР Диярова Г.И.

руководитель ШМО учителей-предметников Хафизова М.В.


© 2010-2022