Статья Шаги к успеху

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шаги к успеху


Михалёва Н.М.,

педагог СОМЭПК, г. Екатеринбург,

Рыбакова В.В.,

к.ю.н., Канада, Альберта, Калгари.

Не существует никаких секретов достижения успеха.

Единственное, что нам на самом деле нужно, - тщательная подготовка, добросовестная работа и извлечение уроков из поражений.

Колин Пауэлл

Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что функционирование и развитие современных российских компаний в существенной степени осуществляется по образу и подобию зарубежных, а именно, североамериканских фирм. Офисы большинства российских компаний по духу и планировке являются «зеркальным отражением» американских, а такие термины как «резюме», «портфолио», «перекрёстное интервью» вошли в наш лексикон и стали хорошо знакомы тем, кто находится в процессе поиска работы.

Можно долго дискутировать о том, уместны ли западные стандарты на российском рынке труда в силу существенных различий между менталитетами россиянина и сотрудника американской фирмы. Факт остаётся фактом: российские работодатели при собеседовании предъявляют к потенциальным работникам те же требования, что и зарубежные партнёры. К сожалению, многие выпускники российских ВУЗов и средних специальных учебных заведений не имеют ни малейшего представления о том, что представляет собой процесс «найма» и какие качества необходимо продемонстрировать кандидату, чтобы не просто заинтересовать работодателя и быть принятым на работу, но и «удержаться» на занимаемой должности, получить возможность для дальнейшего карьерного роста.

В сложившейся ситуации на российском рынке труда специалист должен обладать как профессиональными знаниями, так и особыми личностными качествами, позволяющими успешно адаптироваться к новому коллективу, стрессовым ситуациям и многим другим аспектам, являющимся неотъемлемой частью рабочего процесса. Следовательно, задачей российских колледжей и ВУЗов является подготовка не просто обладающего некоторым набором знаний и навыков выпускника, но будущего работника с хорошим потенциалом для карьерного роста и багажом личностных качеств, позволяющих занять достойное место в любом коллективе.

С этой позиции, нам представляется целесообразным изучить опыт некоторых университетов и колледжей Канады и США, а также взглянуть на требования, предъявляемые к западным студентам в целях формирования у них тех качеств, которые позволят как можно более плавно перейти из категории «учащийся» в категорию «сотрудник» и, в то же время, удовлетворить высокие запросы работодателя.

Осознанность принимаемого решения и психологическая подготовленность к началу новой карьеры («Leave all problems behind and be willing to succeed» - «Оставь все проблемы позади и прояви желание преуспеть»).

Термин «индивидуализация» в западном образовательном процессе имеет существенно иной смысл, нежели в российском. Стоимость профессиональных программ в Канаде и США весьма высока, так же как и высоки официальные требования ученых заведений к поступающим: уровень владения языком, компьютерные навыки, подготовительные программы и т.п. В связи с этим, профессиональное образование в вышеуказанных странах имеет далеко не каждый, а решение о поступлении многие абитуриенты принимают в возрасте 25-37 лет. Связанные с воспитанием детей обязанности, бытовые проблемы, а также осознание того факта, что размер образовательного банковского кредита нередко зависит от успеваемости, делают процесс овладения профессией ещё более сложным с эмоциональной точки зрения.

Многие выпускники российских школ отождествляют понятия «учёт индивидуальности обучающегося» и «индивидуальная несамостоятельность, выражающаяся в необходимости постоянных напоминаний и контроля со стороны преподавателей». То же отношение выпускники нередко демонстрируют и после поступления в колледж или ВУЗ, ожидая, что преподаватель будет «нянькой», а наличие домашних проблем - вполне допустимая причина для того, чтобы сдать курсовую работу дней на пять позже указанного срока, претендуя при этом на высокий балл. К сожалению, с подобным отношением многие приходят и на работу, ожидая увидеть в работодателе очередную «няньку». Современный же работодатель, как было сказано выше, отбирает кандидатов на должность, исходя из совершено иных критериев.

При поступлении, а потом и в процессе всего обучения, североамериканские студенты сориентированы на достижение главной цели любого профессионального курса - подготовке успешного специалиста, обладающего таким набором профессиональных навыков и личностных качеств, которые позволят ему стать приемлемым членом любого коллектива и адаптироваться к любой, даже неблагоприятной, обстановке.

Проявление индивидуальных особенностей и специфических качеств в западном мире приветствуется ровно настолько, насколько они могут быть интересны коллективу и полезны для общего дела: иными словами, «учись работать так, чтобы твои личные проблемы не оказывали негативного влияния на общий процесс». Кому из нас не приходилось сталкиваться с опаздывающими на приём врачами и прочими деятелями, для кого интересы клиента всегда подчинены личным, то есть более важным, интересам! По-видимому, следует согласиться с практикой североамериканских учебных заведений, где студенты тренируются не «приносить» личные проблемы в аудиторию а, в первую очередь, возлагать ответственность за успешность собственного обучения на себя самого.

Именно поэтому, преподаватели российских учебных заведений должны принять во внимание требование действительности и уделять внимание воспитанию в студентах тех личностных качеств, которые являются залогом успешного прохождения интервью и получения достойной работы. Данное направление в работе преподавателя может быть охарактеризовано как желание преуспеть. Оно выражается в следующих видах деятельности.

Организованность и пунктуальность - неотъемлемые составляющие успешной карьеры («Be on time!»- «Быть во времени!»).

В США и Канаде широко распространена почасовая оплата, в связи с чем пятнадцатиминутное опоздание не выглядит столь безобидным как с позиций работодателя (упущенная выгода, возможная потеря клиента), так и с позиций работника (финансовые потери). Более того, многие западные фирмы в трудовом договоре указывают, что три факта кратковременного отсутствия сотрудника на рабочем месте без предварительного уведомления непосредственного начальника являются основанием для немедленного расторжения трудового контракта по инициативе работодателя без предоставления увольняемому каких-либо компенсаций. Иными словами, фирмы не хотят платить тем, кто не работает. Подобный подход позволяет также избежать разногласий, которые нередко возникают между сотрудниками, получающими одинаковую зарплату и, в то же время, демонстрирующими кардинально противоположное отношение к порученному делу.

Воспитание пунктуальности, начатое еще в рамках high school (школа для учащихся 14-18 лет), продолжается в колледже и университете. Ещё до начала выполнения того или иного оцениваемого преподавателем задания (assignment), студенты получают письменную инструкцию с указанием критериев, из которых исходит преподаватель при выставлении конечного балла. Нередко, своевременность выполнения контрольной или курсовой работы составляет 50% результата. Предоставление работы на один час позже указанного, может повлечь потерю 20% результата даже при полном отсутствии ошибок. Работы, предоставленные на три дня позже указанной даты, преподавателем к рассмотрению не принимаются. Безусловно, существуют весомые причины, которые просто не позволяют студенту завершить работу в срок, например, по состоянию здоровья. В таких случаях североамериканские студенты учатся перспективно мыслить, реально оценивая свои шансы на получение желаемой оценки. В то же время, сложившаяся практика заставляет студентов не расслабляться в течение семестра, ибо низкая оценка, полученная из-за болезни, должна быть компенсирована при выполнении следующей контрольной. В противном случае, студент рискует не набрать необходимое количество баллов, вследствие чего возникает необходимость снова изучать (и оплачивать!) данный предмет.

Как показывает действительность, большинство руководителей крупных российских и совместных предприятий хотели бы видеть в своих сотрудниках вышеуказанные качества. Безусловно, пунктуальный и аккуратный работник оказывает позитивное влияние на процесс функционирования всего предприятия. С учётом этого, весьма актуальным в работе преподавателя является правильно выбранное направление. Это позволяют научить студентов уважать время и усилия окружающих, рационально организовывать своё собственное время и рабочее место, а также предвидеть негативные последствия, которые могут стать результатом непунктуальности во всех её проявлениях.

«Прозрачность» образовательного процесса как гарантия подготовки грамотного и достойного доверия специалиста («Zero tolerance of academic dishonesty: plagiarism, cheating, falsification of documents, copying without permission» - «Абсолютное неприятие проявлений академической бесчестности: плагиат, обман, фальсификация документов, копирование материалов без официального разрешения»).

В практике средней и высшей школы США и Канады, полученная оценка должна являться реальным отражением знаний и усилий, затраченных на выполнение задания. Безусловно, далеко не все студенты являются образцом честности, в связи с чем учебные заведения активно приучают студентов к мысли о том, что учёба - это посвящение себя серьёзному труду на протяжении нескольких лет. Каждый выданный диплом должен быть заслуженным, ибо в условиях жёсткой конкуренции и на рынке труда, и на образовательном рынке, учебные заведения не могут позволить себе выпускать специалистов, за квалификацию которых сложно поручиться. Студент, однажды получивший положительную оценку за написанный кем-то другим доклад или контрольную (cheating), с большой долей вероятности продемонстрирует те же качества и на рабочем месте, тем самым пороча репутацию учебного заведения, выпускником которого он является. Поэтому во всех североамериканских учебных заведениях попытка плагиата (plagiarism) рассматривается как серьёзное нарушение, влекущее санкции вплоть до немедленного исключения без права восстановления.

Какой урок из вышесказанного следует извлечь работникам российского образования? Необходимо подготовить студентов к получению заслуженных результатов, выработать у обучающихся умение приоритизировать и работать систематически для достижения намеченного. Данное направление в работе преподавателя может быть названо мотивационно-организующим. С целью его практического воплощения, представляется целесообразным проведение нижеуказанных мероприятий.

Позитив - великий двигатель карьеры («Be positive even if your supervisor is a tought ask master» - «Будь позитивен, даже если твой руководитель даёт тебе сложное задание»).

Как было сказано выше, принятие решения о поступлении в колледж или ВУЗ для большинства студентов Канады является результатом серьёзного осмысления и желания сделать свою жизнь более стабильной. Лишь немногие выбирают специальность по настоянию родителей или исходя из «моды» на тот или иной факультет. Однако, даже выбрав понравившуюся профессиональную программу, абитуриенты зачастую не вполне представляют с какими трудностями и «подводными течениями» им предстоит столкнуться в ходе обучения. Естественно, что высокая степень конкуренции между студентами, постоянная учебная нагрузка в колледже и необходимость ежедневно тратить от 2 до 6 часов (в зависимости от программы) на подготовку домашнего задания, могут являться источниками стресса и разочарований.

С одной стороны, некоторые предметы и задания действительно имеют лишь косвенное отношение к будущей профессии, либо сильно перегружены и могли бы преподаваться в усечённом варианте. С другой стороны, и в повседневной жизни нам очень часто приходится делать то, что не доставляет особого удовольствия. Речь не идёт о профессиональном обучении как таковом: ошибка при выборе профессии может разрушить жизнь человека. Авторы имеют ввиду способность студентов проявлять терпимость, находить положительные аспекты в любом порученном деле и извлекать уроки из собственных неудач. По данным крупнейших рекрутинговых агенств Канады, именно cловосочетание «positive attitude» (позитивный подход) является одним из тех ключевых терминов, наличие которых в резюме обеспечивает высокий шанс кандидата быть приглашённым на собеседование и получить работу.

На наш взгляд, данный аспект западного образовательного процесса заслуживает безусловного внимания: необходимо добиваться, чтобы и российские студенты демонстрировали более осознанный подход как к выбору профессии, так и к самому обучению, не возлагая ответственность за малейшую неудачу на родителей, преподавателей и всю систему образования. Действительно, процесс работы становится гораздо более приятным и продуктивным, если твоё окружение составляют позитивно настроенные коллеги. Всё вышесказанное делает эмоционально-формирующее направление в работе преподавателя особенно актуальным. Для выработки большей эмоциональной устойчивости у студентов, а также способности позитивно реагировать на здоровую критику и вероятные сложности в ходе обучения, необходимо правильное и рациональное оценивание своих способностей и возможностей.

В заключение хотелось бы отметить, что североамериканская система профессионального образования не лишена недостатков, и слепое её копирование не принесло бы желаемых результатов на российской почве. Однако, зарубежный опыт необходимо воспринять в рамках того факта, что российские учебные заведения готовят специалистов для работодателей, многие из которых в существенной степени ориентируется на западные стандарты при подборе кадров. Поэтому преподаватели российских учебных заведений профессионального образования должны работать в тех направлениях, которые позволили бы выпускникам не просто получить диплом, но и быть практически востребованными на рынке труда в силу особого комплекса профессиональных и индивидуальных качеств.

5


© 2010-2022