Календарное планирование курса Культура добрососедства

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура добрососедства 1 класс

Пояснительная записка

Учебный курс «Культура добрососедства» является интегрированным; он систематизирует знания учащихся, уже полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми учащиеся должны в ходе изучения данного курса.

Цели и задачи учебного курса

Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Задачи курса:

- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания;

- повышение социальной компетентности и ответственности за благополучие родного края;

- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с принципами «культуры мира»;

- приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;

- привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона.

Учебный курс «Культура добрососедства» состоит из четырёх взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-4 классов, каждая из которых имеет своё название, отражающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе

1 класс: «Я, моя семья и мои соседи»

2 класс: «Место, где мы живём»

3 класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»

4 класс: «Гордимся Крымом»

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Формирование толерантности, толерантных отношений и толерантного поведения, другими словами - формирование культуры добрососоедства - такова идеология данного предмета.

По содержанию данный учебный предмет является развёрнутым крымоведением и включает в себя не только знания исторического, природно-географического, литературоведческого и лингвистического характера о Крыме, но и отражает, прежде всего особенности конкретного региона, учебного заведения, населённого пункта, каждой крымской семьи. Ведь любое краеведение - это метод познания от частного к общему, выявление общего и особенного; в то же время это метод конкретизации общих закономерностей развития на примере каого-либо региона.

Программа разработана в 2003-2007 годах в рамках выполнения плановых тем Крымского отделения Института востоковедения им. А.Е.Крымского, Таврического национального университета им. В.И.Вернадского, Крымского республиканского института последипломного педагогического образования и РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет»

Место учебного предмета в учебном плане

Всего в год - 34 часа, в неделю - 1час

Требования к уровню подготовки учащихся

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

  • название природной зоны и её расположение на карте полу острова;

  • названия культурных и исторических памятников;

  • историю своего города;

  • что такое «ремесло»;

  • 3-4 названия национальных блюд;

  • несколько легенд, пословиц, загадок о Крыме, о родине;

  • названия 5-6 этносов, живущих в Крыму;

  • ландшафные особенности своего региона;

  • 2-3 названия Великих книг человечества и 2-3 имени Великих учителей;

должны уметь:

  • охарактеризовать Крым как уникальную лабораторию природы;

  • рассказать о значении заповедников и заказников в сохранении природы Крыма;

  • назвать некоторые произведения крымских писателей, поэтов, художников, композиторов;

  • использовать этикетную лексику на разных языках Крыма;

  • сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища, высказывать своё мнение.

Результаты обучения и усвоения содержания курса «Культура добрососедства»

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути Крыма и области как необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историко-культурную карту Воронежской области и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.

Формы и методы ведения уроков:

Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин. Курс краеведения входит в учебный план, проводится, как урок.

Тематическое планирование 1 класс «Я, моя семья и мои соседи»


Тема занятия

Содержание занятия

Требования к уровню подготовки

Кол-во

часов

Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве

Цели и задачи курса «Культура добрососедства».

Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Я, моя семья и мои соседи»

1

Географическая среда (5 часов)

Крым на карте Украины.

Представление о Крыме как полуострове.

Находить на карте России Крымский полуостров

2

«Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары)

Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы.

Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт

1

Что такое экология.

Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.

Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека

1

Почему надо беречь природу.

Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой.

Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным

1

История (5 часов)

Названия вокруг нас.

Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей.

Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села)

1

Мое родословное древо.

Откуда родом мои предки. История имен и фамилий.

Иметь представление об истории своего рода.

2

Кто такие «крымчане». Мои соседи.

Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство.

Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство»

2

Традиционная и современная культура (6 часов)

Представление о национальной одежде. Одежда наших предков.

Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа

Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм

1

Ремесла Крыма.

Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства

Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму

2

Разнообразие блюд крымской кухни.

Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо

Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо

1

Праздники нашей семьи.

Рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.

Знать и уметь назвать 2-3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников

1

Представление о многообразии религий на примере праздников.

Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым.

Знать 2-3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым

1

Язык соседа (6 часов)

Родной язык, государственный язык.

Родные языки наших соседей, «язык соседа»

Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей

1

Учимся общаться на разных языках.

Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги

Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем

1

Календарный фольклор людей.

Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др.

Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений

2

Произведения национальных литератур о семье и соседях

Произведения национальных литератур о семье и соседях

Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях

2

Аксиология (4 часа)

Отношение к родителям и старикам

Отношение к родителям и старикам.

Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам

1

Ценности моей семьи.

Понятие «святыня». Наши семейные святыни.

Иметь представление о том, что такое «святыня», «ценность». Знать и уметь назвать свои семейные святыни

1

Придумаем и проведем праздник нашего класса

Праздники нашего класса.

Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы

2

Конфликтология (6 часов)

Учимся знакомится.

Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др.

Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами

1

У нас конфликт.

Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности

Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение

1

Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.

Игры, направленные на знакомство и взаимодействие

Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть

2




Календарное планирование учебных занятий по «Культуре добрососедства»

в 1 классе «Я, моя семья, мои соседи»


Тема занятий

Раздел программы

УУД

Ча

сы

Дата

1

Учимся жить в добром соседстве

Цели и задачи курса «Культура добрососедства»

Введение

Позн.

Имеют представление о курсе Коммун.:сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища, высказывать своё мнение

1


2-3

Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др.

Конфликтология

Позн..:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

2


4.

Родной язык. Государственный язык. Родные языки наших соседей, «язык соседа»

«Язык соседа»

Позн.; понимают значение терминов «родной язык», «государственный язык»

1


5.

Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги.

«Язык соседа»

Позн..: Знают этикетную лексику(не менее чем на 2-х языках).

Коммуник.:

Владеть диалоговой формой речи.

1


6

Крым на карте России. Представление о Крыме как полуострове. Природная зона, в которой мы живём

Географическая среда

Личн.:способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;

1


7

Рельеф. Водоёмы. «Зелёные острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары)

Географическая среда

Позн.:

знать ландшафные особенности своего региона;


1


8

Названия вокруг нас. История названия моего города, улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названиях улиц

История

Позн.:готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом. Личн.:освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества

1


9

История наших имён и фамилий

История

Позн.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

1


10

Отношение к родителям и старикам

Аксиология

Позн.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

1


11

Моё родословное древо. Откуда родом мои предки

История

Позн.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

1


12-13

Мои соседи. Как мы стали соседями. Кто такие «крымчане»? Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство

История

Личностн.:

понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность

2


14-15

Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности

Конфликтология

Позн.:активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

2


16-17

Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. Игры,направленные на знакомство и взаимодействие

Конфликтология

Позн.:активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

2


18

Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живём. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы. Связи между человеком и природой.

Географическая среда

Позн.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Коммуник.:

Владеть диалоговой формой речи

1


19

Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека

Географическая среда

Позн.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

1


20

Помощь животным и птицам зимой

Географическая среда

Позн.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

1


21

Одежда мужская и женская, праздничная и повседневная. Одежда наших предков. Представление о национальной одежде. Уникальность культуры каждого народа

Традиционная и современная культура

Личн.:осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

1


22

Представление о многообразии религий на примере праздников. Многообразие культур ирелигий народов, населяющих Крым

Традиционная и современная культура

Личн.:расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории полуострова

1


23-24

Календарный фольклор людей, живущих в

Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «мане»

«Язык соседа»

Личн.:осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности Регулят.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

2


25-26

Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо

Традиционная и современная культура

Личн.:понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов,толерантность

2


27

Представление о ремёслах и различных видах декоративно-прикладного искусства

«Язык соседа»

Позн.:расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории полуострова

1


28

Произведения национальных литератур о семье и соседях

«Язык соседа»

Личн.:освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества Позн.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

1


29

Ценности моей семьи. Понятие «святыня» Наши семейные святыни

Аксиология

Позн.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; Регулят.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

1


30-31

Праздники нашей семьи

Традиционная и современная культура

Позн.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

2


32-

Опасные животные и растения Крыма

Географическая среда

Позн.:активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни; коммун. - продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

1


33-34

Придумаем и проведём праздник нашего класса

Аксиология

Личн.:освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; коммун. сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища, высказывать своё мнение Регулят.:способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

2


Критерии оценивания

Крымоведческий курс «Культура добрососедства» в журнале не оценивается

Литература

И.Н.Храпунов. Древняя история Крыма.- Сімферополь: Доля, 2007. - 272с.

Игрем вместе. Игры для детей школьного и дошкольного возраста/сост. Мухомори на. - Сімферополь:2005. - 184с.

Кримська колиска /под ред.. М.А.Араджиони. / Сімферополь: Центр этносоц. исследований, 2002.-200с.

Букварь юного краеведа. Мы крымчане: национальные краски полу острова / Библиотека журнала «Крымуша». - Сімферополь, 1998.

Букварь юного краеведа. Уроки дружбы.О народах Крыма. / Библиотека журнала «Крымуша». - Сімферополь, 1998

.


© 2010-2022