Оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООО

Материал представляет собой текст выступления на заседании городского методического объединения учителей общественно - научных дисциплин. В нём описано место оценки в структуре образовательной программы ООО, основные подходы к системе оценки в соответствии с ФГОС, с различных позиций представлена структура оценки. Приведена краткая характеристика основных оценочных процедур.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООООценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООО


Мы изменили своё окружение так радикально,

что теперь должны изменять себя, чтобы

жить в этом новом окружении.

Ноберт Винер


Тема, которая, казалось бы, проста и понятна, перестаёт быть таковой, если речь идёт об оценочной деятельности в системе ФГОС.

Система оценки представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы. Поэтому логично обратить внимание на её место и роль в конструкции ФГОС. Стандарт определяет, что описание системы оценки достижения планируемых результатов должно содержаться в основной образовательной программе ООО. Поэтому обращаемся к структуре и содержанию Примерной основной образовательной программы ООО.

Структура Примерной основной образовательной программы ООО


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Пояснит.

записка

Планир.

рез - ты

Система оценки

Прогр. развит.

УУД

Учебн. прогр.

Пр.

воспит. раб и соц.

Прогр. коррекц. раб

Учебн план

Сист. условий реализ. ООП

+ Рабочие программы, УМК

+ Внешняя оценка ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Планируемые результаты и система оценки входят в целевой раздел, что означает, что они являются элементами целеполагания. А что это значит? :

  1. между ними есть связь (в зависимости от того, что оценивается, используется тот или иной вид оценки, та или иная процедура, тот или иной инструментарий);

  2. система оценки оказывает влияние на другие разделы ООП, прежде всего, на содержательный, а значит, и на весь образовательный процесс.

Пример: стоило внести изменения в КИМы по истории или обществознанию, как сразу изменились акценты в процессе и даже содержании преподавания.

На основании Примерной основной ОП в каждой ОО создана своя ООП ООО, составной частью которой является раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования». Кроме того, в каждой ОО должно быть разработано «Положение об оценке образовательных достижений обучающихся».

На уровне ОО:

  1. Раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» в ООП ООО;

  2. «Положение об оценке образовательных достижений обучающихся».

В данных локальных актах должны быть отражены как общие подходы и принципы системы оценки, так и особенности каждой ОО. С ними администрация ОО должна ознакомить учителей.

Различия в системе оценки каждой ОО, конечно же, касаются деталей. Общая модель одна у всех, основополагающие принципы также одинаковы. Система оценки реализует три основных подхода к оценке образовательных достижений.

Основные подходы к оценке образовательных достижений


Название подхода

Проявление, реализация подхода

1.Системно - деятельностный

Оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООО

Оценка способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач (планируемые результаты обучения выражены в деятельностной форме)

2.Уровневый

Оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООО

Реализуется:

- по отношению к содержанию оценки: структура планируемых результатов (блоки):

общецелевой

«Выпускник научится»

«Выпускник получит возможность научиться»

- по отношению к представлению и интерпретации результатов измерений:

уровни достижения обучающимися планируемых результатов:

ниже базового уровня

базовый уровень

выше базового уровня

3. Комплексный

Оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООО

1) Оценка трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных;

2) использование комплекса оценочных процедур;

3) использование контекстной информации для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;

4) использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга

Система оценки

I .

Тип оценки

Цель оценивания

Объект оценивания

Инструментарий

Критерии оценивания (содержание верного ответа и указания к оцениванию)

Тематическая оценка

Оценить уровень освоения тематических планируемых результатов

Уровень достижения тематических планируемых результатов по предмету

Контрольная работа по разделу, блоку, теме; итоговая работа по предмету

………….

II.

Оценка личностных результатов

Оценка метапредметных результатов

Оценка предметных результатов

1)внешние неперсонифи-цированные мониторинговые исследования;

2) ВШМ

1) ВШМ (его содержание и периодичность устанавливается решением педагогического совета). Инструментарий строится на межпредметной основе и включает диагностические материалы по оценке:

- читательской грамотности (письменная работа на межпредметной основе);

- ИКТ-компетентности (практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью);

- сформированности РУД, КУД и ПУД (наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов).

2) Итоговая оценка - защита итогового индивидуального проекта.

Учитель:

- текущая оценка

- тематическая оценка

- промежуточная оценка

- итоговая оценка

Администрация ОО:

- ВШМ

Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к ООП, которая утверждается педагогическим советом и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:

  • список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);

  • требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости - с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);

  • график контрольных мероприятий.


III.

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА

ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА


Стартовая диагностика ГИА:

ОШ - ОГЭ

Портфолио СШ - ЕГЭ

Внутришкольный мониторинг Независимая

образовательных достижений оценка качества

формирующая образования

Текущая оценка

диагностическая Мониторинговые

исследования МУ, РУ, ФУ

Тематическая оценка

Промежуточная оценка

(триместровая (четвертная), годовая)

Итоговая оценка

Каждый вид оценки преследует определённую цель и предполагает свой инструментарий, применяется на определённом этапе образовательного процесса. Не стоит сегодня говорить о внешней оценке, обратим внимание на внутреннюю оценку и только в той её части, которая касается достижений обучающихся.

Стартовая диагностика. Цель - оценка готовности обучающихся к продолжению обучения на новой ступени (5 кл.), при переходе от младшего подросткового возраста к старшему (7 кл.), в новом учебном году для определения зоны ближайшего развития. В основном стартовую диагностику проводит администрация ОО. Однако «тест готовности» может предлагать и учитель - предметник перед началом изучения новой большой темы, блока, раздела. Существуют определённые правила составления как предметной, так и метапредметной проверочной работы, проводимой в рамках стартовой диагностики.

Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.). Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических результатов, могут включаться в систему накопленной оценки и служить основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую проверочную работу.

Формирующее оценивание осуществляется в ходе обучения, в процессе повседневной работы в классе в рамках изучаемой темы. Смысл и назначение формирующей оценки:

  1. обратная связь, диагностика, индивидуальная помощь и коррекция;

  2. стимул и поддержка ученика;

  3. помочь ученику осознать, в чём у него проблемы, что нужно делать, чему нужно научиться, чтобы проблем не стало; как это сделать.

В ходе формирующего оценивания возникает своеобразный диалог между учителем и учеником, в ходе которого ученик при выполнении разного рода заданий визуально, при помощи различных приёмов даёт понять учителю, в чём он испытывает затруднения. Это могут быть «знаки сомнения» в тетради, «светофор», письмо учителю и т.д. Учитель также сигнализирует ученику: выделяет удачные места в работе, указывает, что нужно исправить, даёт пример выполнения задания. Ещё одной техникой реализации формирующего оценивания является самостоятельное составление учениками проверочных вопросов, заданий, тестов - они показывают уровень достижений ученика.

Также одним из основных приёмов формирующего оценивания является самооценка и рефлексия своего уровня понимания.

Пример:

Понятия

Алгоритмы, способы действий, правила

А) Я не знаю, что означает это слово

А) Я не умею это делать

Б) Я знаю, что означает это слово, понимаю его смысл

Б) Я умею это делать

В) Я знаю, что означает это слово, понимаю его смысл и могу объяснить это своему однокласснику, который его не понимает

В) Я умею это делать и могу объяснить это своему однокласснику, который не умеет это делать

Это можно оформить в виде «Листа самооценки»

Понятия

А

Б

В

Государство


+


Цивилизация



+

Деспотия

+



Алгоритмы, способы действий




Определять место исторического события на ленте времени



+

Прослеживать маршруты передвижения людей в древности, используя информацию карты и учебника


+


Объяснять назначение источника

+



Ещё один вариант «Листа самооценки» (по результатам проверочной работы)

1) Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что ______

2) Наиболее трудным мне показалось _________________

3) Самым интересным было _____________________

4) Если бы я выполнял эту работу ещё раз, я бы по - другому ___________

5) Я бы хотел (-а) попросить своего учителя ________________________

Диагностическая оценка очень близка к формирующей оценке. Этот вид оценивания помогает ученику корректировать работу, а учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать её и планировать работу, то есть повышать качество процесса обучения.

Диагностические оценки - это текущие оценки, которые являются показателями успеваемости в прямом смысле этого слова: они показывают, успевает ли ученик усваивать изучаемый материал, насколько успешно проходит усвоение материала и формирование ведущих знаний, умений, компетенций. Оценок такого вида должно быть много: это оценки за практические и лабораторные работы, все виды обучающих работ, ответы на уроке, самостоятельные работы. Другое дело, что не все они должны выставляться в классный журнал, а в специальный журнал учителя, в котором он фиксирует все промежуточные результаты.

Тематическая оценка имеет целью оценить уровень освоения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. В данном случае результат соотносится с соответствующими требованиями к результатам обучения, зафиксированными во ФГОСах. К сожалению, в настоящее время отсутствует методическое и инструментальное обеспечение реализации тематической оценки - на федеральном уровне не составлены тематические контрольные работы, не прописана критериальная база. Хотя кое - что в этом направлении уже сделано. Созданы пособия, в которых представлена система заданий по истории и по обществознанию, но ориентированы они в основном не на проверку освоения отдельных предметных знаний. Они направлены на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также УУД.

Чем может воспользоваться учитель, составляя тематическую контрольную работу:

- помещёнными в ООП предметными результатами, помещёнными в блоках «Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научится»;

- рабочей программой учебного курса, в которой эти результаты детализированы в разделе «Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса», а также информация в разделах «Основные события и даты», «Основные понятия и термины», «Основные исторические персоналии»;

- поурочными рекомендациями, в которых содержатся технологические карты уроков.

Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. В период введения ФГОС ООО в случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получения 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. В дальнейшем этот критерий должен составлять не менее 65%.

Итоговая оценка (для выпускников основной школы)


По предметам, вынесенным на ГИА:

По предметам, не вынесенным на ГИА:

По междисциплинарным программам

1)накоплен оценка по предмету;

2) оценка за итоговую работу по предмету;

3) оценка за итоговый индивид. проект

Результаты ГИА

1)накопленная оценка по предмету;

2)оценка за итоговую работу по предмету;

3)оценка за итоговый индивидуальный проект

Ставится на основе результатов ВШМ и фиксируется в характеристике учащегося.

Она готовится на основании:

- объективных показателей образовательных достижений обучающегося

- портфолио выпускника;

- экспертных оценок классного руководителя и учителей, обучавших данного выпускника на уровне основного общего образования.


Междисциплинарная программа: Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Из Примерной ООП ООО

«Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя».

Закончить хочется следующим тезисом: «Умение оценивать и подбирать, составлять нужные учебные задания - важная часть профессиональной культуры учителя».


© 2010-2022