- Преподавателю
- Другое
- Выступление учителя истории и обществознания на тему: Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
Выступление учителя истории и обществознания на тему: Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гончар Ю.Н. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование ключевых компетенций
на уроках истории и обществознания.
Содержание исторического и обществоведческого образования в современных условиях нацелено на создание условий для самоопределения и самореализации личности, на достижение школьниками конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности социально гражданских компетенций. Историческое образование становится все более личностно и практико-ориентированным с приоритетом использования различных форм деятельности. Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания.
Компетентный подход в обучении сосредотачивается на том, что бы не увеличить объем информированности человека, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Переоценка приоритетных целей образования состоит в том, что его результаты признаются значимыми не только как показатель успешности учебного процесса, но и как инструмент успешной деятельности за пределами системы образования.* Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной (учебной) личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, называют ключевыми компетенциями.
Что же понимается под определением «ключевые компетенции»?
Так, по определению Д.Иванова: «...ключевые компетенции - это наиболее общие способности и умения, помогающие человеку понимать ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества».
Принято выделять следующие ключевые компетенности:
-
Ценностно-смысловая компетенция, включающие мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир. Выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.
-
Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека.
-
Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.
-
Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.
-
Коммуникативная компетенция. Включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.
-
Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т. д. Ученик овладевает минимально необходимыми навыками социальной активности и функциональной грамотности.
-
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Выражается в развитии необходимых личностных качеств.
В соответствии с компетентностным подходом я определила цель моей педагогической деятельности: формирование ключевых компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории и обществознания.
Для достижения поставленной цели выполняются следующие задачи:
-
Активизация познавательной деятельности учащихся, так как им приходится обращаться к дополнительной литеретуре и другим источникам знаний;
-
Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности учащихся, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;
-
Воспитание самостоятельности, гражданственности, толерантности, уважения друг к другу, ответственности;
Краткое описание работы по формированию ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение ключевыми компетенциями и развитие мыслительных способностей.
В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемного обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой, исследовательской деятельности.
Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Проблемное обучение реализуется мною в рамках урочной деятельности.
В чем же специфика проблемных уроков?
В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
-
Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
-
Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
-
Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала.
-
Дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.
При этом, решение проблемной ситуации может осуществляться:
-
На протяжении всего урока;
-
На каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Проблемное обучение предполагает использование следующих приемов на уроках:
-
Приём проблемного изложения - на лекционных уроках учитель ставит перед уч-ся ряд проблемных вопросов, на которые они должны ответить в ходе лекции.
-
Прием нахождения аналогии - формирует готовность восприятия учебного материала путем концентрации внимания учащихся на конечной цели - нахождении аналогии изучаемому событию, явлению, процессу, личности и т. п. как в Отечественной истории, так и во Всемирной.
-
Приём обнаружения противоречий - активизирует способность анализировать, выделять главное.
-
Приём создания проблемной ситуации - в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции. Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы; формулирование вариантов решения; оценка их предпочтительности; выбор средств оптимального решения.
-
Приём экспресс - дискуссии - вырабатывает у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими, демонстрирует характерную для большинства проблем многозначность решений. Подготовка к такому виду дискуссии идёт непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительные источники, предложенные учителем.
-
Приём ролевой дискуссии - ученикам предлагается встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц. Необходимость высказаться от имени другого человека помогает преодолеть неуверенность и страх перед аудиторией.
-
Приём альтернативной ситуации - предполагает выбор вариантов исторического развития реально существовавших в истории.
Ведущими методами на таких уроках являются: диалогический,эвристический и исследовательский.
Результатом применения вышеперечисленных методов и приемов станет формирование учебно-познавательной компетенции (через постановку и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений, создание и разрешение проблемных ситуаций, продуктивное познание, исследование), в том числе компетенции интеграции (структурирование знаний, расширение, приращение накопленных знаний), информационной компетенции (этому способствует анализ, осмысление, преобразование большого количества информации), коммуникативной компетенции ( вырабатывается умение слушать и взаимодействовать с другими через коллективную и групповую работу в ходе решения проблемных ситуаций), компетенции личностного совершенствования (через создание ситуаций успеха на уроках).
4