Рабочая программа учебной дисциплины Культура делового общения

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа учебной дисциплины Культура делового общения





РАБОЧая ПРОГРАММа


уЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Культура делового общения



















Екатеринбург, 2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО): 071801 «Социально-культурная деятельность»

Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО «Свердловский колледж искусств и культуры»

Разработчик:

Сенокосова Н.К. - преподаватель

Рекомендована методическим советом ГБОУ СПО СО «Свердловский колледж искусств и культуры»

Протокол №____________ от «____»__________20__ г.

номер


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Культура делового общения»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 071801 «Социально-культурная деятельность».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии 071801 «Социально-культурная деятельность», а так же в качестве примерной программы вариативной части ФГОС без ограничений по другим группам специальностей.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять деловое общение с соблюдением требования этики, эстетики и психологии общения;

- принимать решения, отстаивать свою точку зрения;

- использовать эффективные модели выхода из конфликтных ситуаций в общении с клиентами;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- психологические особенности общения;

- типы общения и его строение;

- закономерности общения;

- правила делового общения;

- этические нормы взаимоотношений с клиентами;

- основные приемы ведения беседы, консультирования;

- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 184 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа;

самостоятельной работы обучающегося 42 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

184

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

142

в том числе:


  • практические занятия


  • самостоятельная работа студентов

42

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Культура делового общения__________

наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Сущность и формы делового общения



Тема 1.1. Сущность и основные характеристики общения

Сущность и основные характеристики общения. Общение как процесс взаимодействия и восприятия людьми друг друга. Содержание, цель и средства общения. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Исторический аспект возникновения и развития общения. Потребность в коммуникативном взаимодействии людей. Определение видов общения, их классификация. Специфика бытового и делового общения.

8




4

1.

Речь как основной элемент общей культуры. Культура речи, её функции.

Самостоятельная работа 1.

1. Найдите сходство с человеком, которого вы узнали всего несколько дней или даже часов назад. Постарайтесь найти не одно и даже не три, а 20 качеств, являющихся общими для вас с этим человеком

4

2.

Тема 1.2. Неречевые элементы общения

Невербальная коммуникация, как система знаков несловесного выражения, сопровождающая речевое высказывание. Мимика, жесты, темп речи, эмоции, и т.д. Особенности невербального общения. Учет дополнительных факторов в общении. Возрастные особенности поведения людей. Статус, выполняемые роли и групповая принадлежность. Барьеры общения. Внешний вид. Религиозная ориентация.

10


2

Общение как взаимодействие. Взаимное расположение собеседников. Позы и движения партнеров. Визуальный контакт. Характеристика личностных качеств, влияющих на общение. Проявление темперамента. Влияние характера на общение. Способности, репутация, Внешняя привлекательность, имидж и личный магнетизм.

10

2

Практическое занятие 1

Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.

Самостоятельная работа 2

1.Определить тип темперамента сокурсника с помощью тестовых вопросов.

2.Определить подходящий круг деятельности, учитывая тип темперамента.

2




4

3



3

Тема 1.3. Специфика и формы делового общения

Определение сущности и важнейших особенностей делового общения. Основные принципы делового общения, способствующие достижению успеха в деятельности. Регламентированность делового общения. Разновидности делового общения. Императивное, манипулятивное и диалогическое общение. Индивидуальное, групповое и публичное общение. Прямое и косвенное общение. Виды делового общения в зависимости от его целей. Основные зоны дистанции между собеседниками во время общения.

10





6

1.




2

Характеристика форм организации общения: деловой разговор, консультация, заседание, телефонное общение, переписка, переговоры, публичные выступления, презентация, пресс-конференция и т.д.

Индивидуальное деловое общение. Умение слушать. Подготовка и проведение деловых бесед и встреч, их цели.

Практическое занятие 2

Определение собственной стратегии взаимодействия (ролевая игра). Определение собственного стиля делового общения (тест). Создание собственной типологии стилей делового общения (дискуссия на основе просмотра видеоматериала). Выработка эффективных стратегий взаимодействия с деловыми партнерами разных типов.

Самостоятельная работа 3

1. Выбрать делового человека (известного вам и доступного для общения). 2. Провести беседу с выбранным испытуемым по следующим вопросам: Считает ли сам интервьюер себя деловым человеком? Почему? Кто/ что позволило,/ помогло ему стать таким, каким он является сейчас? В чем, по его мнению, секрет его успеха. Какими личностными качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха в современном деловом мире? Как он относится к своим деловым партнерам?

Какие стратегии взаимодействия с деловыми партнерами он считает успешными и неуспешными?

2




4

3.



3

Раздел 2

Индивидуальное общение и работа с группой

Тема 2.1.

Подготовка и проведение собраний и совещаний

Разновидности общения в группе. Деловые совещания и собрания как наиболее распространенная форма группового обсуждения служебных вопросов. Подготовка и организация совещания. График совещаний. Классификация видов вопросов, возникающих в ходе переговоров: информационные, ознакомительные, контрольные, направляющие, альтернативные

6




6

1.




2

Переговоры как форма делового общения. Подготовка, ведение, завершение деловых переговоров и анализ их итогов. Подготовка рабочих и итоговых документов. Учет дополнительных факторов общения: внешний вид, возрастные особенности поведения, статус, выполняемая роль и групповая принадлежность.

Практическое занятие 3

Ролевая игра: отработка навыков проведения интервью. Для работы предлагается свободная тема, например,

1) политические симпатии студентов колледжа; 2) изучение удовлетворенности политикой администрации колледжа.

Деловая игра «Выбор руководителя»: микрогруппам предлагается для изучения характеристики деловых и личных качеств 4-х специалистов, претендующих на должность начальник отдела Задание: 1) методом мозгового штурма выделить необходимые и достаточные требования к должности «Начальник отдела», 2) методом дискуссии отобрать из числа имеющихся кандидатов наиболее подходящего на данную должность

Самостоятельная работа 4

Посмотреть производственную ситуацию "Деловое совещание" (видеофрагмент). 1. Дать оценку проведения делового совещания директором. 2. Результат решения заданий оформить отчетом. Разработать критерии эффективности делового совещания

2








4

3.







3


Тема 2.2

Публичные выступления.

Публичное выступление, его цели, особенности и виды. Этапы подготовки и проведения публичных выступлений. Подбор материала выступления.

Определение формы выступления. Экспромт. Составление плана. Запоминание текста. Репетиция. Выступление.

6



6

1



1

Свидетельства потери внимания аудитории и средства удержания внимания. Стили выступления: официальный, научный, публицистический, разговорный. Роль невербальной коммуникации в успехе выступления.

Практическое занятие 4

Учебная игра с элементами соревнования между группами «Построение линии аргументации»

Самостоятельная работа 5

Построение публичного выступления продолжительностью 3-5 минут по теме «Моя будущая специальность», «Мой колледж», «Моя страна - Россия», «Город, в котором я живу»

2



4

3.

Тема 2.3.

Конференции, презентации и приёмы

Конференции, презентации, приёмы. Пресс-конференция. Дискуссия. Организация встречи официальных лиц с представителями прессы, радио и телевидения.

6


6

2.

Представление перед аудиторией. Правила презентации. Приём-собрание. Правила присутствия на официальном приёме.

Самостоятельная работа 6

Подготовка мультимедийной презентации. «Моя будущая специальность»

Практическое занятие 5

Защита презентации «Моя будущая специальность»

4



4

3.

Тема 2.4.

Деловая переписка

Разработка содержания деловых служебных писем. Виды деловых писем. Правила оформления делового письма. Сопроводительное письмо. Требования к бумаге и конверту.

6



2


4

2

2.

3



2

Практическое занятие 6

Проведение телеконференции

Самостоятельная работа 7

Составление деловых писем.

Контрольная работа по теме «Деловое письмо».

Тема 2.5.

Методы отбора и использования персонала

Кадровая политика организации. Методы отбора персонала. Как пройти собеседование при приёме на работу. Продвижение по служебноё лестнице. Психологические свойства преуспевающего человека.

6



2

1.



2

Практическое занятие 7

Проведение собеседования при приёме на работу.

Раздел 3.

Основы этикета делового общения


-

Тема 3.1. Особенности телефонного и интернет делового общения

Телефонный разговор - служебная форма общения. Требования к телефонному разговору. Компетентность, тактичность, доброжелательность - основа успешного проведения делового телефонного разговора.

Основные элементы композиции разговора по телефону.

4




2

1.

Технические средства общения - диктофон, видеоаппаратура, радио, телевидение. Роль интернета в современном деловом общении.

Практическое занятие 8

Искусство ведения телефонных разговоров.

Оценить этикет делового общения по телефону с точки зрения:

- правильности построения разговора;

- этикета делового общения по телефону;

- речевых правил и особенностей телефонных разговоров.

Самостоятельная работа 8

1. Подготовиться к деловой беседе по телефону

2. оформить бланк телефонограммы.

2






4



3.

Тема 3.2.

Этика делового общения

Принципы этики делового общения. Деловой этикет. Знакомство, представление и приветствия. Рукопожатие.

2

2


2

1.

Имидж. Формирование имиджа. Внешний вид делового человека. Стиль мышления и манера поведения. Деловой стиль в одежде женщин и мужчин.

Визитные карточки. Оформление визитной карточки. Обмен визитными карточками. Деловой этикет и толерантность.

Практическое занятие 9

Практические ролевые ситуации при приёме на работу.

Самостоятельная работа 9

1. Разработать визитную карточку;

2. Написать автобиографию;

3. Разработать собственный имидж.

2




4

3.

Тема 3.3.

Конфликты и их ликвидация

Сущность конфликта. Причины и функции конфликтов. Участники конфликта. Классификация конфликтов и пути их разрешения. Внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, мужгрупповые конфликты. Типы конфликтных личностей.

Конфликтная ситуация и инцидент. Оппоненты. Разрешение конфликтов. Стратегия поведения в конфликте: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, сотрудничество.

4






2



4

1







3

Практическое занятие 10

Тест «Преодоление конфликта»

Решение ситуационных задач по теме «Конфликты и способы их предупреждения»

Самостоятельная работа 10

Опишите типы конфликтных личностей: «Демонстративный», «Ригидный», «Педант», «Бесконфликтный», «Молчун», «Жалобщик», «Максималист», «Ложный альтруист», «Хронический обвинитель»

Тема 3.4. Особенности делового общения в странах мира

Особенности общения представителей различных наций. Особенности национального характера. Правила поведения за рубежом. Необходимость знания национальных законов, традиций, местных нравов и обычаев.

Европейские нормы общения. Особенности общения в США. Арабские нормы общения.

4



2




2.

Самостоятельная работа 11

Сообщение на тему «Различия национальных характеров и их влияние на деловые качества»

Разработка правил этикета при проведении делового совещания, деловой беседы с участием иностранных партнеров.

Контрольная работа по теме «Особенности делового общения в странах мира»

2

3.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска.

Технические средства обучения: аудио- и видеотехника, компьютеры.

Наглядные пособия.

Раздаточный материал.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



ЛИТЕРАТУРА:

1. Кузнецов И. Н. Современная деловая риторика. - М.: Гросс Медиа, 2007. -314с.

2. Мальханова И. А. Деловое общение: учебное пособие. - М.: Изд-во Экс- мо, 2005. - 216 с.

3. Основы делового общения: учебное пособие / авт.-сост.: Т. Н. Лохтина, В. И. Метелица. - Иркутск: ИГПУ, 2006. - 170 с.

4. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.

5. Культура речи: словарь-справочник/ авт.-сост. Н.В.Лошкарева, Н.В.Углова, Н.В.Юшкова, И.Н.Ковалюк. - Липецк: ИРО, 2007.



Дополнительная литература

Компьютерные программы:

1. Андреева И. В. Этика деловых отношений. - СПб.: Вектор, 2005. - 160 с.

2. Гусарова Е. Н. Технология обучения персонала: семинары-тренинги для менеджеров, руководителей, студентов и преподавателей гуманитарных специальностей. - М.: АПК и ПГРО, 2005. - 152 с.

3. Михиенко П. А. Как я учился деловому общению. - М.: НТ Пресс, 2005,- 246 с. - (Домашний бизнес-тренинг).

4. Солякин А. В., Богатырева Н. А. Деловое общение: конспект лекций. - М.: «Приор-издат», 2005. - 144 с.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека - auditorium.ru/aud/lib/

2. Госкомстат России - g.k.s.ra

3. Информационное агентство - «ARBM» a.k.m. ru

4. Электронная библиотека экономической и деловой литературы http: // aup .ru/library/

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

умения:

осуществлять деловое общение с соблюдением требования этики, эстетики и психологии общения

практические работы, решение ситуационных задач, деловые игры

принимать решения, отстаивать свою точку зрения

практические работы, решение ситуационных задач, деловые игры

использовать эффективные модели выхода из конфликтных ситуаций в общении с клиентами

практические работы, решение ситуационных задач, деловые игры

знания:

психологические особенности общения

контрольная работа, тестирование, индивидуальные задания самостоятельной работы

типы общения и его строение

контрольная работа, индивидуальные задания самостоятельной работы

закономерности общения

контрольная работа, тестирование, индивидуальные задания самостоятельной работы

правила делового общения

контрольная работа, тестирование

этические нормы взаимоотношений с клиентами

индивидуальные задания самостоятельной работы, тестирование

основные приемы ведения беседы,

контрольная работа, индивидуальные

консультирования,

задания самостоятельной работы, тестирование

формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях

контрольная работа, индивидуальные задания самостоятельной работы, тестирование


Разработчики:

СКИиК преподаватель Сенокосова Н.К.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



© 2010-2022