- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа учебной дисциплины Культура делового общения
Рабочая программа учебной дисциплины Культура делового общения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сенокосова Н.К. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РАБОЧая ПРОГРАММа
уЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура делового общения
Екатеринбург, 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО): 071801 «Социально-культурная деятельность»
Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Разработчик:
Сенокосова Н.К. - преподаватель
Рекомендована методическим советом ГБОУ СПО СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Культура делового общения»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 071801 «Социально-культурная деятельность».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии 071801 «Социально-культурная деятельность», а так же в качестве примерной программы вариативной части ФГОС без ограничений по другим группам специальностей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять деловое общение с соблюдением требования этики, эстетики и психологии общения;
- принимать решения, отстаивать свою точку зрения;
- использовать эффективные модели выхода из конфликтных ситуаций в общении с клиентами;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- психологические особенности общения;
- типы общения и его строение;
- закономерности общения;
- правила делового общения;
- этические нормы взаимоотношений с клиентами;
- основные приемы ведения беседы, консультирования;
- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 184 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
184
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
142
в том числе:
-
практические занятия
-
самостоятельная работа студентов
42
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Культура делового общения__________
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Сущность и формы делового общения
Тема 1.1. Сущность и основные характеристики общения
Сущность и основные характеристики общения. Общение как процесс взаимодействия и восприятия людьми друг друга. Содержание, цель и средства общения. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Исторический аспект возникновения и развития общения. Потребность в коммуникативном взаимодействии людей. Определение видов общения, их классификация. Специфика бытового и делового общения.
8
4
1.
Речь как основной элемент общей культуры. Культура речи, её функции.
Самостоятельная работа 1.
1. Найдите сходство с человеком, которого вы узнали всего несколько дней или даже часов назад. Постарайтесь найти не одно и даже не три, а 20 качеств, являющихся общими для вас с этим человеком
4
2.
Тема 1.2. Неречевые элементы общения
Невербальная коммуникация, как система знаков несловесного выражения, сопровождающая речевое высказывание. Мимика, жесты, темп речи, эмоции, и т.д. Особенности невербального общения. Учет дополнительных факторов в общении. Возрастные особенности поведения людей. Статус, выполняемые роли и групповая принадлежность. Барьеры общения. Внешний вид. Религиозная ориентация.
10
2
Общение как взаимодействие. Взаимное расположение собеседников. Позы и движения партнеров. Визуальный контакт. Характеристика личностных качеств, влияющих на общение. Проявление темперамента. Влияние характера на общение. Способности, репутация, Внешняя привлекательность, имидж и личный магнетизм.
10
2
Практическое занятие 1
Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.
Самостоятельная работа 2
1.Определить тип темперамента сокурсника с помощью тестовых вопросов.
2.Определить подходящий круг деятельности, учитывая тип темперамента.
2
4
3
3
Тема 1.3. Специфика и формы делового общения
Определение сущности и важнейших особенностей делового общения. Основные принципы делового общения, способствующие достижению успеха в деятельности. Регламентированность делового общения. Разновидности делового общения. Императивное, манипулятивное и диалогическое общение. Индивидуальное, групповое и публичное общение. Прямое и косвенное общение. Виды делового общения в зависимости от его целей. Основные зоны дистанции между собеседниками во время общения.
10
6
1.
2
Характеристика форм организации общения: деловой разговор, консультация, заседание, телефонное общение, переписка, переговоры, публичные выступления, презентация, пресс-конференция и т.д.
Индивидуальное деловое общение. Умение слушать. Подготовка и проведение деловых бесед и встреч, их цели.
Практическое занятие 2
Определение собственной стратегии взаимодействия (ролевая игра). Определение собственного стиля делового общения (тест). Создание собственной типологии стилей делового общения (дискуссия на основе просмотра видеоматериала). Выработка эффективных стратегий взаимодействия с деловыми партнерами разных типов.
Самостоятельная работа 3
1. Выбрать делового человека (известного вам и доступного для общения). 2. Провести беседу с выбранным испытуемым по следующим вопросам: Считает ли сам интервьюер себя деловым человеком? Почему? Кто/ что позволило,/ помогло ему стать таким, каким он является сейчас? В чем, по его мнению, секрет его успеха. Какими личностными качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха в современном деловом мире? Как он относится к своим деловым партнерам?
Какие стратегии взаимодействия с деловыми партнерами он считает успешными и неуспешными?
2
4
3.
3
Раздел 2
Индивидуальное общение и работа с группой
Тема 2.1.
Подготовка и проведение собраний и совещаний
Разновидности общения в группе. Деловые совещания и собрания как наиболее распространенная форма группового обсуждения служебных вопросов. Подготовка и организация совещания. График совещаний. Классификация видов вопросов, возникающих в ходе переговоров: информационные, ознакомительные, контрольные, направляющие, альтернативные
6
6
1.
2
Переговоры как форма делового общения. Подготовка, ведение, завершение деловых переговоров и анализ их итогов. Подготовка рабочих и итоговых документов. Учет дополнительных факторов общения: внешний вид, возрастные особенности поведения, статус, выполняемая роль и групповая принадлежность.
Практическое занятие 3
Ролевая игра: отработка навыков проведения интервью. Для работы предлагается свободная тема, например,
1) политические симпатии студентов колледжа; 2) изучение удовлетворенности политикой администрации колледжа.
Деловая игра «Выбор руководителя»: микрогруппам предлагается для изучения характеристики деловых и личных качеств 4-х специалистов, претендующих на должность начальник отдела Задание: 1) методом мозгового штурма выделить необходимые и достаточные требования к должности «Начальник отдела», 2) методом дискуссии отобрать из числа имеющихся кандидатов наиболее подходящего на данную должность
Самостоятельная работа 4
Посмотреть производственную ситуацию "Деловое совещание" (видеофрагмент). 1. Дать оценку проведения делового совещания директором. 2. Результат решения заданий оформить отчетом. Разработать критерии эффективности делового совещания
2
4
3.
3
Тема 2.2
Публичные выступления.
Публичное выступление, его цели, особенности и виды. Этапы подготовки и проведения публичных выступлений. Подбор материала выступления.
Определение формы выступления. Экспромт. Составление плана. Запоминание текста. Репетиция. Выступление.
6
6
1
1
Свидетельства потери внимания аудитории и средства удержания внимания. Стили выступления: официальный, научный, публицистический, разговорный. Роль невербальной коммуникации в успехе выступления.
Практическое занятие 4
Учебная игра с элементами соревнования между группами «Построение линии аргументации»
Самостоятельная работа 5
Построение публичного выступления продолжительностью 3-5 минут по теме «Моя будущая специальность», «Мой колледж», «Моя страна - Россия», «Город, в котором я живу»
2
4
3.
Тема 2.3.
Конференции, презентации и приёмы
Конференции, презентации, приёмы. Пресс-конференция. Дискуссия. Организация встречи официальных лиц с представителями прессы, радио и телевидения.
6
6
2.
Представление перед аудиторией. Правила презентации. Приём-собрание. Правила присутствия на официальном приёме.
Самостоятельная работа 6
Подготовка мультимедийной презентации. «Моя будущая специальность»
Практическое занятие 5
Защита презентации «Моя будущая специальность»
4
4
3.
Тема 2.4.
Деловая переписка
Разработка содержания деловых служебных писем. Виды деловых писем. Правила оформления делового письма. Сопроводительное письмо. Требования к бумаге и конверту.
6
2
4
2
2.
3
2
Практическое занятие 6
Проведение телеконференции
Самостоятельная работа 7
Составление деловых писем.
Контрольная работа по теме «Деловое письмо».
Тема 2.5.
Методы отбора и использования персонала
Кадровая политика организации. Методы отбора персонала. Как пройти собеседование при приёме на работу. Продвижение по служебноё лестнице. Психологические свойства преуспевающего человека.
6
2
1.
2
Практическое занятие 7
Проведение собеседования при приёме на работу.
Раздел 3.
Основы этикета делового общения
-
Тема 3.1. Особенности телефонного и интернет делового общения
Телефонный разговор - служебная форма общения. Требования к телефонному разговору. Компетентность, тактичность, доброжелательность - основа успешного проведения делового телефонного разговора.
Основные элементы композиции разговора по телефону.
4
2
1.
Технические средства общения - диктофон, видеоаппаратура, радио, телевидение. Роль интернета в современном деловом общении.
Практическое занятие 8
Искусство ведения телефонных разговоров.
Оценить этикет делового общения по телефону с точки зрения:
- правильности построения разговора;
- этикета делового общения по телефону;
- речевых правил и особенностей телефонных разговоров.
Самостоятельная работа 8
1. Подготовиться к деловой беседе по телефону
2. оформить бланк телефонограммы.
2
4
3.
Тема 3.2.
Этика делового общения
Принципы этики делового общения. Деловой этикет. Знакомство, представление и приветствия. Рукопожатие.
2
2
2
1.
Имидж. Формирование имиджа. Внешний вид делового человека. Стиль мышления и манера поведения. Деловой стиль в одежде женщин и мужчин.
Визитные карточки. Оформление визитной карточки. Обмен визитными карточками. Деловой этикет и толерантность.
Практическое занятие 9
Практические ролевые ситуации при приёме на работу.
Самостоятельная работа 9
1. Разработать визитную карточку;
2. Написать автобиографию;
3. Разработать собственный имидж.
2
4
3.
Тема 3.3.
Конфликты и их ликвидация
Сущность конфликта. Причины и функции конфликтов. Участники конфликта. Классификация конфликтов и пути их разрешения. Внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, мужгрупповые конфликты. Типы конфликтных личностей.
Конфликтная ситуация и инцидент. Оппоненты. Разрешение конфликтов. Стратегия поведения в конфликте: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, сотрудничество.
4
2
4
1
3
Практическое занятие 10
Тест «Преодоление конфликта»
Решение ситуационных задач по теме «Конфликты и способы их предупреждения»
Самостоятельная работа 10
Опишите типы конфликтных личностей: «Демонстративный», «Ригидный», «Педант», «Бесконфликтный», «Молчун», «Жалобщик», «Максималист», «Ложный альтруист», «Хронический обвинитель»
Тема 3.4. Особенности делового общения в странах мира
Особенности общения представителей различных наций. Особенности национального характера. Правила поведения за рубежом. Необходимость знания национальных законов, традиций, местных нравов и обычаев.
Европейские нормы общения. Особенности общения в США. Арабские нормы общения.
4
2
2.
Самостоятельная работа 11
Сообщение на тему «Различия национальных характеров и их влияние на деловые качества»
Разработка правил этикета при проведении делового совещания, деловой беседы с участием иностранных партнеров.
Контрольная работа по теме «Особенности делового общения в странах мира»
2
3.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска.
Технические средства обучения: аудио- и видеотехника, компьютеры.
Наглядные пособия.
Раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кузнецов И. Н. Современная деловая риторика. - М.: Гросс Медиа, 2007. -314с.
2. Мальханова И. А. Деловое общение: учебное пособие. - М.: Изд-во Экс- мо, 2005. - 216 с.
3. Основы делового общения: учебное пособие / авт.-сост.: Т. Н. Лохтина, В. И. Метелица. - Иркутск: ИГПУ, 2006. - 170 с.
4. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.
5. Культура речи: словарь-справочник/ авт.-сост. Н.В.Лошкарева, Н.В.Углова, Н.В.Юшкова, И.Н.Ковалюк. - Липецк: ИРО, 2007.
Дополнительная литература
Компьютерные программы:
1. Андреева И. В. Этика деловых отношений. - СПб.: Вектор, 2005. - 160 с.
2. Гусарова Е. Н. Технология обучения персонала: семинары-тренинги для менеджеров, руководителей, студентов и преподавателей гуманитарных специальностей. - М.: АПК и ПГРО, 2005. - 152 с.
3. Михиенко П. А. Как я учился деловому общению. - М.: НТ Пресс, 2005,- 246 с. - (Домашний бизнес-тренинг).
4. Солякин А. В., Богатырева Н. А. Деловое общение: конспект лекций. - М.: «Приор-издат», 2005. - 144 с.
Интернет-ресурсы
1. Библиотека - auditorium.ru/aud/lib/
2. Госкомстат России - g.k.s.ra
3. Информационное агентство - «ARBM» a.k.m. ru
4. Электронная библиотека экономической и деловой литературы http: // aup .ru/library/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
умения:
осуществлять деловое общение с соблюдением требования этики, эстетики и психологии общения
практические работы, решение ситуационных задач, деловые игры
принимать решения, отстаивать свою точку зрения
практические работы, решение ситуационных задач, деловые игры
использовать эффективные модели выхода из конфликтных ситуаций в общении с клиентами
практические работы, решение ситуационных задач, деловые игры
знания:
психологические особенности общения
контрольная работа, тестирование, индивидуальные задания самостоятельной работы
типы общения и его строение
контрольная работа, индивидуальные задания самостоятельной работы
закономерности общения
контрольная работа, тестирование, индивидуальные задания самостоятельной работы
правила делового общения
контрольная работа, тестирование
этические нормы взаимоотношений с клиентами
индивидуальные задания самостоятельной работы, тестирование
основные приемы ведения беседы,
контрольная работа, индивидуальные
консультирования,
задания самостоятельной работы, тестирование
формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях
контрольная работа, индивидуальные задания самостоятельной работы, тестирование
Разработчики:
СКИиК преподаватель Сенокосова Н.К.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)