Краеведческая игра История Вятского края

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуально-познавательная игра по краеведению «История Вятского края»

Проведена руководителем школьного музея учителем географии МКОУ ООШ с. Загарье Юрьянского района Кировской области Сергеевой Любовью Леонидовной в рамках Недели образования Кировской области

Участники: учащиеся 5-9 классов

Цель: воспитание патриотизма, приобщение к историческому прошлому своего края

Оборудование: столы и стулья для команд, стулья для зрителей, листы бумаги и фломастеры разных цветов для названия команд, карточки с цифрами 1,2,3 - 3 комплекта, карточки с речевками для зрителей, карточки с пословицами для команд, экспонаты музея: серп, коромысло, веретено; частушки для зрителей, напечатанные на листочках, карточки с загадками для команд, буквы, напечатанные крупно на отдельных листах в алфавитном порядке, реквизит для сценки для команд на усмотрение организатора игры, жетоны для оценки конкурсов, карточки по количеству зрителей с изображением любого знака, выполненного фломастером тех цветов, которые лежат на столах команд (для деления на 3 группы)

ХОД ИГРЫ

Участвуют 3 команды. Набор участников команд идет следующим образом: 3-е учащихся 9 класса выбирают себе по одному участнику из 8 класса, эти в свою очередь выбирают по одному учащемуся из 7 класса и так далее. Команды сформированы, занимают места за столами. Придумывают название.

Каждая команда фломастером определенного цвета записывает на листе бумаги свое название.

Зрители в это время вытягивают карточку, где поставлен определенный значок (в данном случае крестик) определенного цвета. Зрители объединяются по цвету крестиков, которые совпадают с цветом фломастеров команд (фломастеры лежат у них на столах, ими же и подписывают свои названия команды). Таким образом, сформировались болельщики команд.

Болельщики поддерживают свои команды речевками (которые предварительно даны, либо придумывают сами).

1 конкурс

"История родного края"

Командам по очереди предлагаются вопросы с вариантами ответов (Приложение №1). Команды поднимают карточки с вариантами ответов (карточки от 1 до 3). За каждый правильный ответ команда получает жетон.

2 конкурс

"Пословицы"

Каждой команде даны части пословиц, которые надо соединить (Приложение №2). За каждый правильный ответ команда получает жетон.

В то время как команды работают с пословицами, болельщики своим командам зарабатывают жетоны. По очереди болельщики называют предметы, которые есть в школьном музее.

3 конкурс

«Реклама»

Команды по загадке (Приложение №3) должны выбрать себе старинный предмет, объяснить его назначение. Затем придумать использование данного музейного предмета в современных условиях, т.е. прорекламировать. В зависимости от того, сколько назначений данного предмета в современных условиях назвали команды, столько и получают жетонов.

Во время подготовки рекламы командами - МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА (каждая группа болельщиков исполняет частушки (Приложение №4))

4 конкурс

«Сценка»

Команды, используя реквизит, показывают:

- сценку из жизни «Как жили в старину» (Приложение №5)

- быль о домовом (Приложение №6)

- вятскую сказку (Приложение №7)

Оценивается оригинальность исполнения.

Во время подготовки команд проводится конкурс среди болельщиков «Алфавит» (Приложение №8). Организатор игры поднимает на листе крупно отпечатанную букву и задает вопрос. Ответ начинается на ту букву, которую показывает организатор. (Буквы в алфавитном порядке). На сколько вопросов ответили болельщики, столько жетонов заработали для своей команды.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Приложение №1

  1. Человек появился на Вятской земле

А) 7 тыс. лет до н.э.;

Б) 11 тыс. лет до н. э.;

В) 5 тыс. лет до н.э.

2. До прихода русских на Вятской земле жили

А) удмурты, марийцы, украинцы;

Б) удмурты, марийцы, коми;

В) татары, марийцы, коми


  1. Русские появились на Вятке

А) в 5-8 вв;

Б) в 12-14 вв;

В) в 13-16 вв


  1. Ушкуйники - это

А) люди, приплывшие на судах;

Б) название лодки;

В) название населенного пункта


  1. На месте древнемарийского Кокшарова появился город

А) Котельнич;

Б) Вятка;

В) Хлынов


  1. Год образования Кировской области

А) 1796

Б) 1934

В) 1936


  1. Н.В. Рудницкий

А) писатель;

Б) врач;

В) ученый-селекционер


  1. Год основания Вятки

А) 1181;

Б) 1374;

В) 1457


  1. Первые вятские предприниматели

А) Лянгусов, Вештомов;

Б) Лянгусов, Анфилатов;

В) Анфилатов, Вештомов

Приложение №2

Вятский глазам не верит: пощупать надо.

Мы, вятские - люди хватские, семеро на одного - не боимся никого.

В Вятке свои порядки.

Идти бы на Вятку, да лаптей нет.

Приложение №3

Два братца хотят подраться,
Да руки коротки. (Коромысло)

Сутул, горбат,
На перед покляп.
Все поле облесует,
Домой придет,
По щелям пойдет. (Серп)

Чем больше бегает свинка,
Тем больше толстеет. (Веретено)

Приложение №4

Не хочу я чаю пить,
Не хочу заваривать.
Не хочу с тобой гулять,
Даже разговаривать.

Не пиши мне, дроля, письма,
Я не буду их читать.
Твои синие конверты
Я на части буду рвать.

Надо мной смеется парень:
Не красива личиком.
Он и сам не из красивых:
Личико кирпичиком.

Не гоняйся за машиной,
А гонись за трактором.
Не гонись за красотой -
Гоняйся за характером.

Не ругай меня, мамаша,
Что сметану пролила:
Мимо окон шел Алеша -
Я без памяти была

Пошла плясать,
Весело запела.
Милый косо поглядел -
Я на лавку села.

Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели подо мной
Половицы лопнут?

Мы с миленочком стояли -
Он молчит и я молчу.
Я осмелилась, сказала:
- До свиданья! Спать хочу

У меня миленка два,
Два и полагается.
Если первый не проводит,
Второй догадается.

Приложение №5

«Как жили в старину»

Хозяйка:

(обращается к своему мужу и сыну)"Иван Демьянович, и ты, Фролушка, идите щи отведайте". Отец с сыном подходят к столу, садятся, крестятся, берут ложки и едят из общего чугуна.

Хозяин:

"Ай, хороши нынче щи у тебя, Настасья Тимофеевна, получились".

Хозяйка:

"Да. Удались, крапивушка больно хороша попалась. Ты мне печку-то посмотри, дымит что-то, да и прялка сломалась. Наладить бы. Скоро пахать пора - соха-то в сарае. Поглядел бы".

Хозяин:

Соху поглядел, наладил. Печь вечером погляжу, а уж прялку - завтра (бьёт сына ложкой по лбу). «Не балуй за столом, ешь!». Мать утешает ребёнка, даёт свистульку, гладит по голове, говорит: «Тятьку слушать надо, не шалить за столом».

Приложение №6

Быль о домовом

Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка. Так первым делом начинает растапливать печку, да ставить в неё чугунки. Первый - для щей, второй - для каши, а третий - для всякой надобности.

Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печет для всей семьи, калачи - для детишек маленьких. Вот такая славная печка была в русском доме!

Голос из-за печи. Домовой: Сама-то печка-добрая. И пироги печет, и щи варит! А люди норовят все сами съесть, мне ничего не оставляют!

Воспитатель. Кто это из-за печки с нами разговаривает?

Домовой: Это я, Домовой.

Воспитатель. Ребята, хотите познакомиться с Домовым? Тогда повторяйте за мной: «Домовой, Домовой, приходи к нам домой!»

Домовой: И кто это там меня зовет?

Воспитатель. Рады тебя видеть в нашем доме! Мы много о тебе знаем, но встречаем впервые. Может, ты нам расскажешь о наших далеких предках?

Домовой: Я, конечно, могу много интересного вам рассказать. Но сначала хочу проверить, что вы знаете обо мне и о моих друзьях - домовых духах.

1-й ученик. Я знаю, что важнейшим духом, охранявшим дом славян, считался ты, уважаемый Домовой. Живешь ты под печкой. И чтобы ты был добрый, дают тебе краюшку хлеба, да миску молока.

2-й ученик. А я знаю, что ты добрый дух. Но как всякая нечисть, любишь иногда делать всякие пакости.

3-й ученик. Если ты, Домовой, живешь в ладу с хозяевами, то бережешь скотину, расчесываешь гриву лошадям, даже посуду иногда моешь! А, если ты сердишься, то путаешь гриву лошадям, крадешь молоко у коров.

Уважаемый Домовой, испокон веков тебя чтили на Руси, не представляли свой дом без тебя!

Приложение №7

Медведь и губернатор

Вятская сказка

Как известно, первого вятского губернатора съел медведь. С тех пор, чтобы зазря место не занимал, всякого охочего до губернаторства вятские мужики прямиком к берлоге отправляют. Ежели съест его хозяин леса - то и не так жалко будет, как если бы к кому из губернаторов привыкли бы.

На испытание собирается вся Вятка. Садятся на высоком берегу реки, а внизу у берега губернатора выталкивают, чтобы, значит, против медведя шел (там у животного и берлога была). Медведь не то чтобы всех подряд ел, иных и выплевывал. Но тех, кем и медведь побрезговал, того и в губернаторах не жаловали.

Так вот Вятка пять веков без начальства обходилась.

И тут в губернаторы навострился мужичонка один хитрый. Вроде и не местный, а по улицам не хуже вятских ходить научился - коленца выкидывает, семки лузгает, про театр сочиняет - ну прямо декабрист сосланный. Вот что мужик этот придумал.

Выкинули его, как положено, с горы прибрежной, чтобы катился к медведям диким. А внизу он тут же костер начал разводить. Да котелок поставил, да приправы засыпает. Медведь вроде и съесть хочет наглеца, а вроде и любопытно, чего он там такого удумал-то. Подошел ближе, а мужичонка-то и напевает:

- Подходи, медведушко,
Будет мне обедушка.
Съем тебя с костями,
С добрыми гостями.

И - ну махать вятским мужикам. А тем уж невтерпеж. Кричат медведю:

- Ешь ты его, ирода этого!

А медведь-то думает, что о нем речь. И вроде как попятился от неожиданности. Одно дело мужика съесть, а другое - Вятку.

Вятские видят, как дело поворачивается, и как ринулись с берега на помощь медведю:

- Сейчас мы тебе поможем!

Мужик подмигивает медведю:

- Может сам в котел прыгнешь, а то вон, помощники мои бегут.

В общем, медведь в реку прыгнул, на полюс убежал, седой от страха сделался, - белый.

Делать нечего, стал мужичок тот первым губернатором вятским. А все потому, что медведя съесть не побоялся.

Приложение №8

Вопросы к конкурсу-игре «Алфавит»

А - как назывался 1-ый городской сад, получивший свое название в память о пребывании в городе Вятке русского императора? (Александровский)

Б - вятское слово «красиво», «хорошо». (Баско)

В - старинная вятская династия, давшая Вятскому краю и России священников, учителей, ученых, художников, среди которых два всемирно известных брата-художника Виктор Михайлович и Аполлинарий Михайлович. (Васнецовы)

Г - наш земляк автор произведений - Алые паруса. (Грин)

Д - здание оригинальной архитектуры, специально построенное для художественного полотна, посвященного демонстрации 1 декабря 1917 г. (Диорама)

Ж - как на Вятке называют скупого человека? (Жмот)

З - глаза по-вятски. (Зенки)

Е - одно из распространенных деревьев в лесах нашей области. (Ель)

И -один из обязательных предметов школьной программы. (История)

К- наш земляк, маршал, дважды Герой Советского Союза, командовавший в годы войны 6-ю фронтами. (Конев)

Л - один из элементов герба Кировской области. (Лук)

М - наш земляк, 2-х кратный чемпион олимпийских игр, 7-кратный чемпион мира, 6-ти кратный чемпион Европы по хоккею с шайбой. (Мальцев)

Н - город, откуда пришли ушкуйники. (Новгород)

О - вятское слово «одеваться». (Оболокаться)

П - раскопки каких доисторических животных ведутся в Котельничском районе? (Парейозавры)

Р- Буква, которая встречается в имени, отчестве и фамилии человека, в честь которого город носит название. (Сергей Миронович Костриков)

С - вятская ярмарка, которая сопровождалась свистом в глиняные игрушки-свистульки. (Свистопляска)

Т - архитектор (Тинский Анатолий Гаврилович)

У - один из народов, живший на Вятской земле до прихода русских. (Удмурты)

Ф - в каком виде спорта прославилась наша землячка, чемпионка мира Оксана Домнина? (Фигурное катание)

Х - второе название нашего города с середины 15 века до 80-х годов 18 века. (Хлынов)

Ц - великий русский ученый, разработавший теорию космических полетов, живший в нашем городе и учившийся в Вятской мужской гимназии. (Циолковский)

Ч - один из наших знаменитых земляков, великий русский композитор. (Чайковский)

Ш - как на вятской земле называют «глаза»? (Шары)

Щ - какую приставку к своей фамилии добавил писатель, отбывавший ссылку в Вятке. (Щедрин)

Э - как называются предметы, выставленные в музеях для обозрения? (Экспонаты)

Ю - одна из детских игрушек. (Юла)

Я - город на юго-западе Кировской области. (Яранск)

Используемая литература:

Население и хозяйство Кировской области. - Киров, 1997.- 236 с.

ikirov.ru›journal/week-theme-art-chto…vyatskiy…

nsportal.ru›Алые паруса›…/zagadki-dlya-detey

school48kirov.ucoz.ru›…viktorina_quot_alfavit…121

ds82.ru›doshkolnik/1451-.html

prodlenka.org›vneklassnaja…otkrytogo-vneklassnogo…

oleg-kozyrev.livejournal.com›2588293.html



© 2010-2022