Статья. Работа с одаренными детьми

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уважаемые коллеги!

В настоящей педагогике проблема работы с одаренными детьми очень актуальна и обусловлена тем, что в 20 веке произошел качественный скачок в развитии новых технологий и повлек за собой большую потребность общества в людях с нестандартным мышлением, вносящих что-то новое.

Не случайно в наши дни популярными стали слова известного психолога

К. Роджерса, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости».

Школа не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей современного общества в развитии творческой личности и поиске одаренных детей.

Учитывая актуальность проблемы работы с одаренными детьми, можно поставить перед педагогами следующие цели:

- Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.

- Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.

- Создание условий для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей.

И задачи:

- определение и развитие творческого потенциала;

- формирование устойчивого интереса к учебной деятельности; развитие интереса к исследовательской деятельности; формирование основ теоретического мышления;

- формирование элементов самостоятельной деятельности;

- развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности

- формирование положительного отношения к себе.

- формирование ценного отношения к окружающему миру, жизни, обществу.

Перед тем, как охарактеризовать свою работу с творческими, способными, одаренными, талантливыми детьми, хотелось бы обратиться к толковому словарю под редакцией С.И. Ожегова: «одаренный - … это человек, обладающий врожденными качествами, особыми природными способностями. Одаренный ребенок, то же, что талантливый…»

В отечественной психологии проблема одаренности разрабатывалась как психология способностей. В трудах великих психологов прошлого столетия была сделана попытка классифицировать понятие способности, одаренности и таланта по единому основанию успешности деятельности:

- способности - формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологические особенности человека) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;

- одаренность - это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности. Надо заметить, что быть одаренным - не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь обозначает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

- талант - это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Талантливый - это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данной деятельности значительных успехов, то есть выполняет ее на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.

Одаренным может быть ребенок, человек, который только приступает к освоению соответствующей деятельности.

Так что же такое «одаренность» - в первую очередь, на мой взгляд, творческое начало. Я очень часто задавалась вопросом, почему в старину зарождалось столько промыслов, да каких чудесных, почему эти промыслы передавались из поколения в поколение и уже маленькие дети могли лепить, строгать, вышивать такие диковинные вещи, не уступая взрослым. В старину люди были очень близки к природе и не надо, изобретать колесо, чтобы понять, что все прекрасное вокруг нас, нужно только разглядеть эту красоту, и детей с самого раннего возраста приучали ее рассматривать, в травинке, в капельке, в лучике. И творчески мыслить детей учили уже с рождения.

Автор концепции А.И. Матюшкин считает, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека, а творческий потенциал является основой для развития одаренности. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей.

В работе с одаренными детьми мною выделены 3 направления:

  1. Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей.

  2. Знакомство учителей с научными данными о психических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

  3. Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время через:

- наставничество учителей - предметников,

- кружки, секции, клубы по интересам,

- спец. курсы с учетом индивидуальных особенностей учащихся,

- работу психолога с учащимися.

В свою очередь, для реализации этих направлений в своей работе я предполагаю:

1. Разработку содержания методов обучения с ориентацией на приобретение школьником достаточного опыта творческой деятельности.

2. Использование технического моделирования и опыта как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников.

3. Ориентацию в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности заданий, но и объемом содержания предмета, положительного опыта творческой деятельности.

4. Переориентацию с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания, решением шаблонных задач на деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решения.

Один из ведущих представителей гуманной педагогики в России - академик Российской Академии Образования, профессор, руководитель Центра Гуманной Педагогики Шалва Александрович Амонашвили отметил, что основной целью гуманной педагогики является воспитание и развитие в ребенке непросто личности, а Благородного Человека.

Решением этой проблемы должно стать реформа школьного образования, при котором главное внимание будет уделяться не столько уровню обучения ребенка, сколько уровню развития его «талантов». Иными словами предполагается буквально с первых дней пребывания ребенка в школе давать ему возможность попробовать себя в различных видах деятельности, учитывая при этом специфику его возрастных возможностей.

Талант - это божий дар, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я». Но, если вдуматься в это определение, то можно прийти к выводу, что неталантливых, неодаренных детей от природы не бывает. Когда преподавателю предлагают отобрать в группу одаренных детей, то педагог, не долго думая отбирает самых сильных, самых старательных и ответственных учеников и поэтому получается, что во всех конкурсах, олимпиадах и конференциях участвуют одни и те же ребята. Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Но вот как найти «своего» ученика, именно по своему предмету.

Одаренные дети - это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Есть много стереотипов в нашей жизни, и лишь меньшая часть из них, опирающаяся на многовековой человеческий опыт, полезна. Значительная же часть стереотипов по истечению времени стала бессмысленной, а в некоторых случаях даже вредной, а они в свою очередь очень опасны в воспитании детей.

Главным стереотипом в течение долгого времени в нашей стране, по моему мнению, считали, что учить одаренных детей очень просто и общаться с такими детьми очень легко. Но, по моему мнению, исходя, из своего личного опыта заниматься с одаренным ребенком интересно, но никак не просто.

Я часто вспоминаю опыт знаменитого американского психолога П. Торранса, который прославился своими исследованиями творческой одаренности. Он предлагал учителям список личностных и деловых качества своих учеников.

1. Дисциплинированный. 2. Неуспевающий

3. Организованный. 4.Медлительный.

5. Эрудированный. 6. Не дисциплинированный.

7. Коллективист. 8. Несдержанный.

9. Успевающий. 10. Индивидуалист.

11. Прилежный. 12.Конфликтный.

13. Общительный. 14. Тугодум.

15. Логист. 16. Не подчиняющийся.

И оказалось, что одаренным детям в большинстве случаев присущи качества из второй колонки, хотя должно быть наоборот.

В определении категорий одаренных детей ученые не имеют единого мнения. За основу можно предложить классификацию А.Н. Савенкова:

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (эту категорию чаще называют талантливыми);

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Вместе с тем следует отметить условность этой классификации. Реальные проявления одаренности и практической деятельности не просто итог высоких уровней логического и альтернативного мышления, а их особого сочетания. Так экспериментально было установлено, что высокий уровень развития логического мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем альтернативного мышления. Такие дети успешны в учении, но беспомощны в самостоятельной деятельности. В творчестве.

В работе с одаренными детьми много ответов, но еще больше вопросов, но, воспитывая детей в нашем современном мире, на мой взгляд, очень многое зависит от нас, взрослых: родителей, воспитателей, учителей и равнодушие может негативно отразиться на «одаренности» наших детей. Каждому ребенку обязательно надо дать шанс, позволить заявить о себе во «всеуслышание» и когда ребенок почувствует поддержку со стороны взрослых, он обязательно раскроется и покажет свое «Я».

Если Вы хотите узнать, насколько Вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? Действительно ли Вы можете судить об одаренности ребенка, понимать причины недостаточного развития способностей у ребенка?

Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: да, нет, не знаю.

Анкета.

  1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится.

2. Память это самое главное для развития способностей.

3. Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.

4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычно.

5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям.

6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулке и даже выборе друзей.

7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования, т.к. от этого страдает личность.

8. Любой урок в школе должен быть интересен ребенку, т.к. без этого не будут развиваться способности.

9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.

  1. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети, вне различий в способностях.

  1. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок был ориентирован только на отличные отметки.

  2. Нельзя к ребенку, пусть даже маленькому, постоянно проявлять свою любовь, можно избаловать.

  3. Детей до 11 лет нельзя обучать в профилированных классах: математических, гуманитарных и т. д.

  4. Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку.

  5. Ребенка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.

  6. Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.

  7. У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах.

  8. Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно.

  9. Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности: плохо читал, неправильно сосчитал и т.д.

  10. Если ребенок обыкновенный, нельзя чтобы он считал себя способным, это будет ему мешать в жизни.

  11. Одаренность только от бога.

  12. Одаренного ребенка можно сразу определить, он поражает всех своими знаниями и суждениями.

  13. Маленького ребенка нельзя постоянно брать на руки, этим его можно избаловать.

  14. Хороший учитель тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают, как идет время.

  15. Нужно, чтобы с раннего детства ребенку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.

  16. Маленького ребенка нельзя наказывать, это ведет к подавлению личности.

  17. От оценок в школе желательно совершенно избавляться.

  18. Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову.

  19. Одаренным детям ни в коем случае нельзя говорить, что они одаренные, они могут зазнаться.

  20. Для того чтобы ребенок вырос способным, с ним обязательно надо заниматься еще до школы чтением, счетом, иностранным языком.

  21. Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал хотя бы две-три страницы.

А теперь подсчитайте количество правильных ответов. Следует предупредить, что ответов на некоторые вопросы нет в тексте и правильный ответ на них, свидетельствует о вашей интуиции (либо о просвещенности в этой области).

Если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием. Работать с одаренными детьми вам пока рановато.

Если неправильных ответов всего 5-7, то не плохо, в целом вы чувствуете, что называется, истина, остается только реализовать ее на практике.

Если неправильных ответов всего 2-3, то это просто замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции и вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.

Ответы на анкету:

(неверные - (-); верные - (+).

1. - 6. + 11. - 16. + 21. - 26. - 31. -

2. - 7. - 12. - 17. + 22. - 27. -

3. - 8. - 13. - 18. + 23. - 28. -

4. - 9. + 14. + 19. + 24. - 29. -

5. + 10.+ 15. + 20. - 25. - 30. -

6

© 2010-2022