Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев

Проблема представления музейной коллекции в интернете находится сегодня на пути реализации как в мире, так и в нашей стране. Актуальность исследования настоящей темы связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, и, как следствие, развитием массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем - зрителем. Глобальная сеть ста...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Содержание

Введение

Глава 1. Возможности интерактивных экспозиций

  1. Сущность и содержание виртуальных экспозиций и выставок

    1. Понятие выставки, экспозиции и виртуальности музейных выставок

    2. Виртуальные выставки. Техническая реализация виртуальных экспозиций

  2. Общие положения по созданию виртуальных экспозиций

    1. Цели и задачи технических рекомендаций

    2. Каталог экспонатов и тематические каталоги

2.3 Виртуальные туры

Глава 2. Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций (показа коллекций) на примере Орловских областных музеев

  1. Список музеев Орловской области с указанием официальных сайтов

  2. Использование интернет ресурсов в популяризации музейных коллекций на примере Орловских областных государственных музеев

  3. Возможности создания виртуальных экспозиций на примере музейных коллекций

Заключение

Библиография



Введение

Проблема представления музейной коллекции в интернете находится сегодня на пути реализации как в мире, так и в нашей стране. Актуальность исследования настоящей темы связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, и, как следствие, развитием массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем - зрителем. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности, поэтому музеи постепенно включаются в этот новый для них процесс. Компьютер становится рабочим инструментом музейных работников и способствует стремительному освоению виртуального пространства. В последнее время во Всемирной паутине появляется все больше и больше сайтов, представляющих в Интернет музеи из всех российских регионов, поэтому, уже можно говорить о существовании параллельной жизни российских музеев в виртуальном мире.

Сегодня наблюдается отход от зеркального отображения жизни реальной, приобретающий все более самостоятельный характер. В пространстве Интернет не только обмениваются информацией, здесь проводятся межмузейные конференции, ведутся дискуссии, идет разработка и координация проектных заданий, создаются партнерские сетевые альянсы и так далее. Меняется и характер музейного представительства в Интернет.[] Музеи не отказываются от использования сайта как инструмента PR-продвижения организации, но организационная структура этих сайтов все больше усложняется. Идет активное освоение интерактивных форм. Большую привлекательность придают музейным сайтам использование игровых элементов (анимация, пазлы), для более объемного представления о музее, сайты включают, архитектурные развертки, интерактивные планы этажей, трехмерную графику. "Виртуальные экскурсии" - еще один дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие (зачастую лишь только виртуальное), например, экскурсию по фондам.[]

И хотя уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках», данная тема остается малоизученной и недостаточно раскрытой по некоторым причинам. Во-первых, это связано конечно с развитием техники и, в частности, сравнительно недавним появлением русскоязычной части Интернет, а ведь именно Интернет дает жизнь большинству проектов, касающихся «виртуальных коллекций» (виртуальных выставок, экспозиций, экскурсий, музеев и т.д. - пока не будем заострять внимание на четкой формулировке этих понятий, разграничим их позже). Во-вторых, небольшая справка из истории: Советский музей был в некотором роде вещью в себе. Призванный проводить государственную идеологию, музей ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекций. И естественно, что музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Само развитие музейной коммуникации не могло рывком подняться на качественно новый уровень. Музеям потребовались годы, чтобы от выбивания денег из властей, иностранных благотворителей или меценатства начать зарабатывать. Итак, такое явление как «виртуальные выставки» появилось в нашем обиходе совсем недавно, и уместным было бы считать, что данная тема нуждается в дальнейшей разработке.

Объект исследования: способы показа коллекций в интернет сети, виртуальные экспозиции.

Предмет исследования: возможности виртуальных экспозиций.

Цель исследования: выявление потребности современного общества в «виртуальных выставках» и анализ уже существующих проектов.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • Выявить факторы возникновения виртуальных экспозиций.

  • Рассмотреть особенности существующих на сегодняшний день виртуальных экспозиций.

  • Дать социальный анализ виртуальных экспозиций.

  • Проанализировать способы показа коллекций в Орловских областных музеях.

  • Определить уровень показа коллекций по отношению к виртуальным экспозициям.

Гипотеза: если создать виртуальную экспозицию музея, то повысится уровень посещения сайта и самого музея.

Информация для работы взята с российских и зарубежных сайтов, содержит в себе тезисы статей и публикаций печатных и электронных СМИ, частично использует и опирается на доклады участников АДИТ («Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии»).

Основная часть дипломной работы состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются различные стороны двух видов виртуальной экспозиции - музейная экспозиция и виртуальная экспозиция в выставочной деятельности. Теоретическая часть подкрепляется практическими примерами уже существующих виртуальных экспозиций. Во второй главе - анализ сайтов на примере Орловских областных государственных музеев. Там же описание практической работы по созданию виртуальной экспозиции музея.

Глава № 1. Возможности интерактивных интернет экспозиций

1. Сущность и содержание виртуальных экспозиций и выставок

1.1 Понятие выставки, экспозиции и виртуальности музейных выставок

Уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках». Отметим, что в эти понятия различные авторы вкладывают различные смыслы.

В Музейной энциклопедии () даны определения понятий «Выставка» и «Экспозиция»:

«Экспозиция музейная - целенаправленная научно обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. Экспозиция музейная составляет основу коммуникации музейной».

«Выставки - это собрания музейных предметов, связанных единством содержания и выставленных для обозрения посетителям». (Российская музейная энциклопедия. Прогресс, М. 2001, Том 1, стр.126, том 2, стр. 355).

В данной дипломной работе будем ориентироваться на эти определения.

Заметим также, что с другой стороны, в соответствии со сложившейся традицией, выставка (или экспозиция) может рассматриваться как один из видов традиционных публикаций. Причем очевидно, что в приведенном выше определении речь идет о реальных предметах, выставленных в реальном экспозиционном пространстве, как собственно это и происходило во всем мире почти до конца прошлого века.

Виртуальность (виртуальное окружение) - взаимодействие человека с синтезированными на компьютере трехмерным пространством. Виртуальное окружение помещает участника внутри информационного пространства. Это моделирование присутствия в машинно-генерируемом мире приводит к новому взаимодействию человека с компьютером и генерируемым им миром.

Вот уже несколько десятилетий в сфере представления информации о культурном наследии, все большее место занимают электронные публикации. Под электронной публикацией предлагается понимать «совокупность данных (текст, статические и движущиеся изображения, звук), записанных в цифровой форме на машинном носителе или в памяти компьютера и предназначенных для восприятия человеком с помощью аппаратных и программных средств».

Целый ряд электронных публикаций, в которых представлены данные о коллекциях музеев, могут быть определены как выставки (экспозиции), представленные в электронной (цифровой) форме. Такого рода публикации можно встретить как в Интернет, так и на дисковых носителях (CD, DVD). По моему мнению, такого рода электронные публикации можно называть электронными выставками (экспозициями).

На сайтах ряда музеев мы можем встретить электронные публикации, которые позиционируются авторами как виртуальные выставки. На самом же деле подавляющее большинство таких публикаций являются электронными каталогами, или электронными альбомами, а иногда просто пресс-релизом выставки.

На мой взгляд, виртуальная выставка - это один из наиболее технологичных видов электронной публикации музейных коллекций, важнейшим свойством которых является представление в экспозиционно-выставочном пространстве электронных копий музейных предметов. Естественно, что такая электронная публикация должна удовлетворять обычным требованиям, традиционно предъявляемым к выставке.

В качестве «классических» примеров виртуальных экспозиционных выставок следует упомянуть коллекцию произведений Михаила Александровича Врубеля, представленную на сайте Государственной Третьяковской галереи, и коллекции русского примитива, так же представленные на сайте.

По моему мнению, к классу виртуальных выставок можно отнести также и электронные публикации, выполненные в технологии VolumePhoto (например, выставки «Итальянское искусство - от Джотто до Пикассо» и «Модильяни», представленные на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Порою, виртуальная выставка может быть так искусно вплетена в ткань традиционной выставки, что грань между ними становится размытой. Например, в некотором смысле можно отнести к виртуальным выставкам и известный проект Государственной Третьяковской Галереи - Александр Иванов «Библейские эскизы».

Но это «классические» примеры сегодняшнего дня. Жизнь не стоит на месте, технологии усовершенствуются, с каждым месяцем меняется осознание сайта.

В конце ХХ века музейная выставка стала объектом серьезного изучения. Всесторонние исследования позволили нам сделать вывод, что «музейная выставка как динамичная, обладающая в идеале, полноценной музейной спецификой и рассчитанная на различные сроки своего существования, является универсальной формой экспозиционной деятельности» и определить ее «как феномен музейной коммуникации», способствующий повышению общественного интереса к музейной культуре.[]

Используемый нами сегодня весь понятийный аппарат, связанный с выставочной деятельностью, сформировался в «доинтернетовское» время, когда музейные специалисты работали в реальных залах и не догадывались, что пройдет немного времени и им придется осваивать новое «виртуальное» пространство.

Данное обстоятельство во многом объясняет тот факт, что устоявшиеся в отечественном музееведении понятия не могут однозначно соответствовать «виртуальным» выставкам, появившимся на сайтах отечественных музеев в последние годы, в силу особенности пространства и представления музейных предметов.

Представители музееведческой науки справедливо замечают, что некоторые виртуальные выставки, размещенные на сайтах отечественных музеев, порой не соответствуют даже пресс-релизу реальной выставки. И в силу этого не стоит приравнивать их к выставкам, созданным в реальном пространстве на основе реальных музейных предметов и тратить драгоценное время на их обсуждение в профессиональной среде. Согласно их мнению, не может идти речи о выставке, если отсутствует реальный музейный предмет, а его виртуальный образ не способен сформировать эмоционально-чувственные впечатления.

Однако, именуемые создателями, «виртуальные выставки» существуют, и у них есть свои реальные постоянные посетители, склонные к экранному типу культуры и предпочитающие воспринимать и осваивать информацию, представленную исключительно виртуально.

На вопрос, что же такое виртуальная выставка на сайтах отечественных музеев, хочется ответить: «Это не существующая и не существовавшая в реальном пространстве выставка, созданная специально для представления в Интернете». Но ответ будет неправильным. В разделе «Виртуальные выставки» создатели сайта обычно размещают:

- материалы по завершенным реальным выставкам;

- сокращенные мультимедиа-каталоги, сопровождавшие завершившиеся реальные выставки;

- материалы, подготовленные исключительно для этого раздела;

- материалы по текущей выставке, завершенным выставкам и публикации электронных образов музейных коллекций, структурированные тематически и сопровожденные достаточно обширным комментарием.

До недавнего времени «виртуальные выставки» на сайтах отечественных музеев представляли собой электронные публикации, к сожалению не всегда учитывающие требования и стандарты, которые принято соблюдать в традиционных публикациях. Их появления было связано с желанием представить музейные коллекции в новом пространстве и привлечь к ним внимание потенциальных посетителей, и проблемы названия на этот момент не возникало. Очевидно, что сложившийся образ «виртуальных выставок» имеет свои причины, одной из которых является отсутствие ясных и обоснованных целей их разработки. Необходимо было время для теоретического осмысления новых возможностей, предоставляемых информационными технологиями. Качественный скачок произошел в 2007 году, когда на сайте Государственной Третьяковской галереи «открылась» выставка, посвященная творчеству Михаила Александровича Врубеля. Проект, ставший победителем в 2005 году в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», объединил специалистов музеев-держателей произведений Михаила Александровича Врубеля из России, Украины и Белоруссии. Авторы поставили перед собой сложную задачу создания в виртуальном пространстве музейной выставки, собранной по крупицам из разных источников и конкурентоспособной реальным выставкам. Привлечение профессиональных исполнителей (искусствоведов, дизайнеров, программистов и так далее) позволило в рекордно короткий срок реализовать уникальный проект.[] Проанализировав существующие на сайтах отечественных музеев «виртуальные выставки», рассмотрим их в свете классификационных и функциональных характеристик, укрепившихся в отечественном музееведении для музейных выставок.

«Виртуальные выставки» успешно выполняют отдельные функции реальных выставок: функцию публикации музейных коллекций и научно-просветительскую, хотя реальный музейный предмет в них отсутствует, а есть лишь его электронная копия.

Даже традиционные принципы классификации музейных выставок позволяют отнести их к группе передвижных выставок облегченного типа, созданных исключительно на электронных муляжах (3D-моделях) и электронных копиях, обладающих абсолютными кинетическими возможностями и позволяющие музею расширить границы своей деятельности и мгновенно «смонтировать» свою выставку в любой точке мира, где есть возможность выхода в Интернет.

Стоит проследить причины возникновения самого объекта нашего исследования.

Что может противопоставить музей увлекательному шопингу, голливудскому кино и многим развлечениям в суперсовременном мире? Ответ на этот вопрос дает английский неологизм "сайенстейнмент" (гибрид слов science - "наука" и entertainment - "развлечение") или другой неологизм «эдьютеймент» (гибрид слов education - "образование" и entertaiment - "развлечения").[] Современный музей, океанариум или планетарий - назовем его лучше научно-развлекательным и образовательным центром - должен успешно конкурировать за свободное время с другими развлечениями. Иначе его может постичь судьба, например, недавно разрушенного планетария города Йошкар-Олы, Мария-Эл, который был снесен для того, что бы на его месте построить торгово-развлекательный центр.

Современный музей должен уметь бороться за внимание посетителей. И в этом на помощь приходят технологии виртуальной реальности.

Стоит отметить, что на западе очень хорошо поставлен музейный менеджмент, который позволяет даже давать прибыль от эксплуатации музеев. Что достигается за счет грамотного управления сопутствующим бизнесом (кафе, бар, ресторан, игровые комнаты, организация праздников, продажа сувениров и так далее). Таким образом, музей, на языке маркетологов превращается в «якорный» объект, такого научно - образовательно - развлекательного центра.

Создание и демонстрация виртуальных культурных памятников, исторические реконструкции, интерактивные экспонаты, воссоздание уже утерянных объектов и предметов дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам культурного наследия. Сейчас в мире идет большая работа по созданию виртуального культурного наследия для систем виртуальной реальности, которая, к примеру, в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном центре виртуальной реальности. Уже созданы Виртуальный Рим, Виртуальный Карфаген и многое другое, демонстрация которых на системах виртуальной реальности переносит нас на тысячи лет назад.

Почему же в России дело обстоит несколько иначе? Вспомним, в каком положении оказались российские музеи в постсоветское время. Главной целью советского музея был скорее не показ коллекций, а накопление и хранение их. По этой причине запасники советского музея по размерам и качеству не уступали основным коллекциям; по этой же причине наблюдалось зачастую пренебрежительное отношение смотрителей и персонала к посетителям и минимальное разнообразие экскурсионных программ. Это касалось даже знаменитых «экспортно-ориентированных» музеев.

С распадом СССР сократилось финансирование музеев. Но и на постсоветском пространстве постепенно культура оказалась востребованной, более того - модной и престижной, оказалось, что за "культурный досуг" люди готовы платить, и платить немало. Ну и, конечно, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети играют на компьютере и смотрят боевики, надо бы их к искусству приобщить. Совпали основополагающая функция музейного дела - культурное просветительство и интересы музейного бизнеса, которые требуют открытости, увлекательности, познавательности, то есть того же культурного просветительства.

Важнейшим ресурсом музеев является общественная значимость. Государственная помощь (не обязательно федеральных властей, но в первую очередь именно региональных), спонсорская поддержка, гранты - основа финансирования музея. Но взаимовыгодное сотрудничество имеет куда больше шансов на успех. Эрмитаж по своему статусу получал бы какие-то деньги, но Эрмитаж - центр культурной жизни города, участвующий в массе культурных программ, имеет куда больше возможностей их заработать.

Один московский музей в течение нескольких лет ходил с протянутой рукой, а когда перестроил экспозицию, разрешил "трогать руками" и сидеть на некоторых экспонатах - пошли посетители, нашлись спонсоры, посыпались гранты.

Упоминается это здесь лишь для того, чтобы показать - музей должен быть общедоступен. Эта формула директора Метрополитен-музея 20-х годов актуальна и сейчас.

Чем больше музей доступен, чем больше он работает на удовлетворение потребностей в образовании и культурном досуге, тем больше у него возможностей зарабатывать, а не быть "сектой хранителей искусства".

Наверное, как нигде (во всяком случае, в сфере культуры) современные технологии расширяют возможности практически всех сфер музейной деятельности - от установления оптимального температурного режима до создания виртуальных музеев. Опять же с одной оговоркой: только если отказаться от концепции "музей для музейных работников". По моему мнению, главное, что дают новые технологии музеям, - это расширение все тех же культурно- просветительных и образовательных возможностей. А значит, и возможностей зарабатывать. Интернет дает, во-первых, возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети. Во-вторых - позволяет заявить о себе, или напомнить о своем существовании. В-третьих - предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей. Тем самым музей расширяет круг людей, которым доступна его коллекция, следовательно, может рассчитывать на деньги, выделяемые под образовательные программы различными фондами.

Мировая практика доказала, что сайты представляют коллекцию музеев крайне скупо, из боязни конкуренции сайта с самим музеем или с вспомогательной продукцией музея, не работает. Чем более полный сайт, тем лучше он работает на музей и продажу его продукции: живая картина и изображение на мониторе - вещи принципиально разные, так же как разные вещи - изображение на мониторе и высококачественная полиграфическая продукция. Увиденная в Интернете картинка, скорее, возбудит желание приобрести то же самое, но в лучшем, более качественном виде, а тем более сходить и посмотреть, как это выглядит "вживую". И если за Третьяковскую галерею говорит само имя, то за небольшие региональные музеи, кроме сайта, зачастую не говорит ничего.

Очень важно, что пользователи Интернета - это в большинстве своем люди молодые, то есть те, для кого выбор - пойти в музей или в бар - решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного, и для кого часто бывает совсем не лишней элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, будь он хоть трижды знаменит, уже не говоря о его местоположении и составе его коллекции. Описанная выше полнота и эффектность визуального ряда играет значительную роль. Для более продвинутых посетителей музеев новостная информация о выставках и проектах может быть тоже небесполезной при выборе планов на проведение досуга.

Обыкновенному человеку и в голову не придет сходить в Орловский государственный музей Изобразительного искусства, даже будучи в нашем городе, однако очень вероятно, что он включит посещение музея в свои планы, если узнает (а что еще лучше - увидит) на сайте, что в нем весьма приличная коллекция картин.

Использование современных технологий для удобства посетителей музеев: гиды на кассетах, электронные каталоги и тому подобное - весьма разнообразили посещение музеев.

Но многое принципиально невозможно, да и не совсем нужно в музейных условиях. Трудно себе представить посетителя музея, который с лупой подходит к картине и изучает детали. А на сайте Эрмитажа это можно сделать одним щелчком мыши. Еще труднее представить себе человека, который, задавшись целью ознакомиться с развитием детского портрета в мировой живописи, бегает из зала в зал по всему музею в поисках изображений детей. А на сайте того же Эрмитажа или Лувра это делается двумя щелчками мыши. Образовательный и познавательный эффект данных возможностей высок, но для того, чтобы реализовать их, требуются не только чудеса хай-тека, но и труд специалистов, которые отсортируют экспонаты по их реальному содержанию и принадлежности к тем или иным школам, а не только по упоминанию того или иного слова в названии, как это бывает на современных сайтах, сделанных программистами.

По моему мнению, сайт дает дополнительные возможности указать на спонсоров того или иного музея.

Говорить о плюсах и минусах в задержке развития музейной коммуникации в России нужно объективно. Включившись в процессы освоения систем электронных коммуникаций с некоторым опозданием, Российские музеи нередко оказываются даже в более выгодном положении, чем их зарубежные собратья. Они имеют возможность использовать новейшие методы и технологии, не тратя времени и средств на модернизацию устаревших систем. А, как известно, высокие технологии развиваются очень быстро, и, отчасти, тот ресурс сильнее и популярней, чья техническая база современней.

В любой сфере деятельности при создании того или иного предмета, должен существовать некий пример, максимальная приближенность к которому и является целью этой деятельности. Оптимальным ответом на вопрос «Что же дает музею грамотно сделанное представление в сети Интернет?» будут следующие пункты:

1. Музей лучше интегрирован в систему российских и зарубежных профильных организаций.

2. Собственный сайт открывает перед музеем дополнительные возможности для презентации своих коллекций.

3. Улучшается процесс обмена профессиональной информацией.

4. Увеличится возможность привлечения недостающих ресурсов извне музейной системы.

5. Представительство музея начинает оказывать влияние на его развитие, сайт может превратиться в экспериментальную площадку для музейного проектирования, место разработки различных музейных моделей.

Стоит отметить, что для подавляющего числа отечественных музеев - даже тех из них, что хорошо представлены в Интернет - описанная ситуация, светлое завтра.

Пока же большинство музейных сайтов (не только российских, но и зарубежных) представляют собой краткий путеводитель по музею, иногда дополненный новостями о текущих и будущих выставках. Типовая структура отечественного музейного сайта выглядит примерно так:

1. Информация о возможности посещения.

2. История музея.

3. Коллекции и отдельные предметы.

4. Постоянная экспозиция музея.

5. Выставки.

6. Образовательные программы.

7. Научная информация.

При этом коллекции и история музея представлены повсеместно, информация для посетителей, постоянная экспозиция и выставки - заметно реже, образовательные программы и научная информация - в единичных случаях.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта представления в Интернете музейных материалов, можно сделать следующий вывод: каждый современный музей должен быть представлен в глобальных информационных сетях. Мотивов для этого более чем достаточно, во всяком случае - для того, чтобы осмысленно идти на расходы, связанные с созданием полноценного музейного представительства в мировой компьютерной сети.

Фиксируя достижения и преимущества, которые получили музеи, уже создавшие свои виртуальные экспозиции в Интернет, необходимо отметить проблемы, которые пока еще не нашли своего достойного разрешения в рамках рассматриваемого направления деятельности. Наиболее существенные на мой взгляд из них:

  • проблема целевой ориентации усилий, связанных с коммуникационной деятельностью музеев в Интернет;

  • проблема отбора предоставляемой через Интернет музейной информации;

  • проблема выбора адекватных форм представления музейной информации в Интернет;

  • проблема динамизма размещаемой в Интернете музейной информации;

  • проблема формирования и поддержания активности обратной связи в системах "музей - музей", "музей - партнеры"; "музей - потенциальная аудитория" и другие.

На протяжении столетий общественная значимость музея определялась качеством его экспозиции, с 1970-х годов не менее важным показателем стал уровень проводимых им акций, мероприятий и программ. В последние два-три года все более существенным фактором становится лицо музея, обращенное в открытое информационное пространство.

Все, о чем шла речь, условно назовем «представительством». Но существует еще одно явление в анализируемой нами темы - виртуальный музей. Музейный сайт - не самостоятельная структура, а функциональная часть существующего музея, реализующая часть музейных программ, в первую очередь, популяризационных. Что же касается виртуальных музеев, то здесь следует разобраться основательно. Просмотр данного типа сайтов убеждает, что сегодня "виртуальным музеем" могут назвать любой набор изображений с пояснительными текстами. Музеи в Интернет и виртуальные музеи представляют разные типы организации. Последние отличаются от виртуальных представительств реальных музеев прежде всего тем, что он является не только носителем информации, но и ее первоисточником. "При кажущейся аналогии с обычным музеем виртуальный музей - несомненно, новая реальность, выходящая за рамки традиционного представления о реальном музее с его постоянной экспозицией и временными выставками, так как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время "работы" выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать художника с новой, неведомой ранее зрителю (и, может быть, самому художнику) стороны".[]Виртуальный музей не связан с помещением. "Для виртуального музея само его существование обусловлено максимальным включением в сетевые художественные ресурсы, электронные конференции, совместные проекты и т. п., без участия в которых о нем никто не узнает, для него интернет - сфера жизнедеятельности и среда обитания".[]

"Сеть виртуальных музеев представляют собой новую пространственно-временную модель хранения и трансляции историко-культурных ценностей, сформированную благодаря внедрению электронных способов ресурсификации информации. Виртуальный музей становится значимым компонентом принципиально новой обменной среды, презентующей не сами объекты исторического наследия, а их структурные образы. Образ в свою очередь является основным событием сетевого сознания, программой интеллектуального, эстетического и этического воздействия" - считает Нургалеева Лариса Владимировна, доцент Томского государственного университета, кафедры гуманитарной информатики.

Зачастую понятия «электронный каталог», «виртуальное представительство музея в Интернет» и «виртуальный музей» путаются не только далеким от музейной деятельности человеком, но и непосредственно самими музеями. Часто на сайте можно встретить электронный каталог музейной коллекции, названый, почему то, «виртуальной экспозицией». Такие ошибки, конечно, досадны, но для нашего исследования важно не это. Важно, что и виртуальные представительства существующих музеев, и обычные электронные каталоги музейных собраний, и виртуальные музеи - все это осуществляет популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Интернет дает возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет традиционный музей, тем самым расширяет круг посетителей.

1.2 Виртуальные выставки. Техническая реализация виртуальных экспозиций

Подробно рассказать обо всех типах деятельности по использованию компьютерных технологий в сфере культуры не представляется возможным. По этой причине я остановлюсь лишь на электронных музейных изданиях.

Интерактивная экспозиция
Разработка решений дизайна и сценариев интерактивной экспозиции начинается с эскизов и 3D-визуализации проектных решений.
Проектируются стилистические решения экспозиции с точки зрения посетителей. Сюда входит решение визуального оформления, в том числе светового дизайна, звукового сопровождения, элементов навигации с учетом особенностей восприятия основных посетительских категорий.
Учитывается визуальная коммуникация в пространстве помещений и применение мультимедийных устройств с демонстрируемым контентом. В проект входит эксплуатация экспозиции, в том числе запуска, выключения, перезагрузки, срока эксплуатации и возможности замены деталей, соответствия другим составляющим экспозиции (свет и звук), а так же антивандальные характеристики экспонатов.
Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев
Дополненная реальность
Дополненная реальность - результат введения в поле восприятия любых визуальных данных с целью усиления восприятия информации.
Включает в себя добавление к видео виртуальных изображений, наложение вспомогательной информации окружающего пространства. С помощью этой технологии можно увидеть трехмерную модель старинного помещения, переместиться в пространстве и испытать новые эмоции.
Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев
Мобильные приложения для музеев
Мобильные приложения для музеев - это возможность при помощи мобильных устройств, планшетов и смартфонов получать развернутую информацию по экспозиции, планы маршрутов, мультимедийный контент об экспонатах.
Интерфейс позволяет забронировать билеты в удобное время посещения музеев и выставок и избежать очереди за аудио-гидами.
Использование посетителями мобильных приложений, созданных специально для музеев, позволяет раскрыть художественный замысел выставки, расставить акценты и обратить внимание на нюансы, скрытые от глаз простого зрителя.

Стоит отметить и другие плюсы виртуальных выставочных стендов:

  • посещение выставок, размещенных на ресурсе со своего компьютера в любое время суток вне зависимости от географического местоположения;

  • возможность ознакомиться с новостными сообщениями ресурса.

Я думаю, на данные плюсы желательно обратить внимание Орловским областным музеям и взять их на рассмотрение.

Сайт не требует тиражирования - помещенный в интернет он и так доступен всем пользователям этой глобальной сети. Информация на сайте может быть обновлена и уточнена в любое время. Более того, она и должна постоянно уточняться и обновляться. Но существующие на сегодняшний день каналы связи не позволяют помещать в сеть многое из того, что доступно на локальном компьютере. Речь, прежде всего, идет о качественных иллюстрациях, звуковых и видеоматериалах, анимации. Из-за этого часто страдает уровень дизайна, качество представляемого на сайте материала.

Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев

CD является завершенным изданием. Никаких обновлений на нем, как и в случае с полиграфической продукцией, сделать невозможно. Web-сайт - тоже издание, но принципиально незавершенное. По точному наблюдению А.В.Лебедева: у CD, как и у книги, есть читатель (или пользователь); а у web-сайта, как у музея, - посетитель. Так что делать выбор между сайтом и CD не стоит: одно не заменяет другого.

Процессы создания web-сайта и CD достаточно схожи. Они требуют близкого состава команды разработчиков и делятся на примерно одинаковые этапы. Остановимся на этом более подробно.

Для создания электронных изданий по культуре необходимы следующие специалисты (или группы специалистов):

  • "предметник" (искусствовед, историк, и т.п.), имеющий непосредственное отношение к тематике электронных изданий;

  • художник;

  • программист, работающий в сфере интерактивных технологий (интернет или мультимедиа);

  • литературный и технический редактор;

  • независимый эксперт - грамотный человек умеющий работать на компьютере.

Кроме этих специалистов, общих для всех электронных изданий, в работе над CD должны принимать участие видео- и музыкальный редакторы. В случае работы над web-ресурсом, необходим еще и программист -- администратор сайта, который будет размещать материалы в интернете и поддерживать техническую жизнеспособность сайта в дальнейшем.

Все участники проекта должны иметь представление о формирующейся сегодня на наших глазах "экранной культуре" и разбираться в информационных технологиях на уровне пользователя (а программист - профессионально). Что касается художника, то в настоящее время это уже достаточно распространенная специальность в сфере информационных технологий, имеющая, применительно к интернету, даже особое название - web-дизайнер.

Специалистов гуманитарного профиля, ориентирующихся в мире компьютеров, пока не хватает. Формирование корпуса таких профессионалов - одна из актуальных задач развития информационных технологий в сфере культуры. Такая работа уже ведется, но ее объемы явно недостаточны.

Единственный специалист, от которого, пожалуй, не требуется хорошее знание компьютера, это - редактор: ему предстоит работать лишь с текстами электронных изданий. Тем не менее, современный литературный редактор - это человек, который также владеет персональным компьютером, технически значительно упрощающим саму процедуру редактуры.

Существует два подхода к созданию электронного издания в сфере культуры. В соответствии с одним из них, определять концепцию подачи материала, должны не "предметники", а программисты. В соответствии с другим подходом, во главе подобного проекта должен стоять именно профильный специалист, определяющий стилистику и стратегическую концепцию представления материала.

В словах технократов есть доля истины: никому же не приходит в голову, что писатель должен стоять во главе проекта по изданию своей книги. Но для этого должна веками складываться культура книгоиздательства. Со временем, видимо, появится соответствующая культура создания информационных продуктов. Сегодня я склонна согласиться со второй позицией: информационным проектом в сфере культуры должен руководить профильный специалист.

Теперь об этапах, на которые обычно делят процесс создания электронного издания. Их набор и последовательность, как правило, не вызывают никаких споров.

Создание концепции и сценария. В рамках этого этапа просчитывается эмоциональное и информационное воздействие ресурса, гипотетическая мотивация его использования потребителем (концепция), прорабатывается принципиальная схема разделов, их наполнения, а также взаимосвязей элементов (сценарий). Главная роль принадлежит "предметнику", который, безусловно, может обращаться за консультациями к другим специалистам, участвующим в проекте.

Сбор и подготовка материала, то есть написание текстов, подбор иллюстраций (а в случае с CD, звукового и видео ряда). В этой работе принимает участие "предметник" при активном сотрудничестве с другими нетехническими специалистами - редактором, корректором, а так же художником, выступающим в качестве художественного редактора.

Создание художественного проекта (макета) электронного издания. В этой работе принимает участие художник, работающий в соответствии с концепцией и опирающийся на особенности собранного материала. Он изготавливает "экраны" - предлагает варианты их художественно-графического оформления.

Программная сборка. На этом этапе основная часть работы выполняется программистом, работающим в рамках сценария и использующего готовый дизайн экранов. Работа ведется в тесном сотрудничестве со сценаристом-"предметником" и художником. Собственно на этом этапе рождается предварительный вариант ЭИ или, выражаясь языком программистов, его "бета-версия".

Тестирование электронного издания и его "доводка". Бета-версия электронного издания поступает в распоряжение независимого эксперта, который ищет (и, как правило, находит) всевозможные ошибки - грамматические, стилистические, ошибки размещения материала и программной "сборки". После этого команда проектировщиков и разработчиков должна тщательнейшим образом исправить все имеющиеся недочеты и ошибки.

Тестированием завершается работа по созданию web-сайта, а в CD-ROM издании есть еще один этап - изготовление тиража. Тиражируются CD двумя способами: маленькие тиражи (несколько десятков экземпляров) записываются на специальные диски CD-R (в соответствии с программистским жаргоном - "на золото") при помощи устройства, именуемого CD-Recorder; тиражи в несколько сот экземпляров и более изготавливаются в заводских условиях (писать их на золото экономически невыгодно). В последнем случае необходимо разработать текст и дизайн упаковки, вкладыша коробки и надпечатки на диске. Но фактически работа творческой группы над электронным изданием на CD прекращается с момента изготовления мастер-диска.

С сайтом имеет место прямо противоположная ситуация. После его помещения в Интернет основная работа только начинается. Сайт требует постоянного (хотя и не очень большого) вложения трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Но при этом может приносить отдачу, многократно перекрывающую затраты. Сайт - это гигантский информационный стенд, который должен часто обновляться. Без этого он обречен на не посещаемость.

2. Общие положения по созданию виртуальных экспозиций

2.1. Цели и задачи технических рекомендаций

Целью технических рекомендаций является координация и направление деятельности музеев по популяризации коллекций и культурного наследия России, памятников естественной истории, материальной и духовной культуры с помощью современных компьютерных технологий в соответствии с рекомендациями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и приказа Министерства культуры РФ от 19 июля 2013 года № 760 «Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на период до 2018 года».

Задача технических рекомендаций - аккумуляция практических советов и лучших практик по организации деятельности учреждений для реализации поставленных целей.

Термины и понятия, используемые в технических рекомендациях

1) Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом. (Источник - статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ от 26.05.1996.).

2) Виртуальный музей - интерактивный мультимедийный программный продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде.

Базовым критерием отнесения программного продукта к понятию «виртуальный музей» служит реализация определенного набора механизмов взаимодействия с посетителем и показателей:

- механизм презентации экспозиции;

- механизм презентации экспоната;

- механизм представления дополнительной информации;

- показатель языковой локализации;

- показатель доли экспозиционных помещений, демонстрируемых в формате виртуального музея, от общего числа экспозиционных помещений музея;

- показатель доли объектов музейного фонда, представленных в формате виртуального музея, от общего числа находящихся в экспозиционных помещениях, демонстрируемых в формате виртуального музея;

- показатель доступности для людей с ограниченными возможностями.

Каждый из механизмов и показателей может быть отнесен к одному из трех уровней реализации. При этом уровень реализации различных механизмов и показателей может отличаться; другими словами - виртуальный музей может иметь механизм и показатели, реализованные на различном уровне - в зависимости от специфики и возможностей музея.

В том случае если виртуальный музей посвящен крупному музейному комплексу, расположенному на больших территориях, разных зданиях или городах, в который входит несколько самостоятельных крупных музейных объектов / зданий / отдельных значительных коллекций, то предлагается в целях более подробного и развернутого представления экспозиции каждого такого музейного объекта, входящего в комплекс объектов, делать виртуальные музей по каждому из них. Примерами подобных музейных комплексов могут служить Владимиро-Суздальский музей или Государственный исторический музей.

Виртуальный музей, доступ к которому осуществляется через официальный сайт музея, портал «Культура.рф» и другие сайты в сети Интернет, не является частью как официального сайта музея, так и портала «Культура.рф», представляя собой самостоятельное приложение.

3) Экспозиция- основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных экспонатов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

4) Виртуальная экспозиция - представление экспонатов, обеспечивающее последовательную демонстрацию логически связанных экспонатов и сопроводительных материалов к ним.

Показ (просмотр) тематического каталога (отдельных экспонатов) может сопровождаться текстом, аудиозаписью и виртуальным экскурсоводом либо комплексом вышеназванных средств.

5) Экспонат - предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

6) Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов экскурсии происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.

7) Виртуальная экскурсия - экскурсия по виртуальной экспозиции.

8) Метаданные - структурированные данные, представляющие собой характеристики описываемых сущностей для целей их идентификации, поиска, оценки, управления ими.

9) Контент - содержимое, информационное наполнение.

10) Интерфейс - совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с виртуальным музеем.

11) Деградация интерфейса - изменение интерфейса, вызванное невозможностью отображения элементов интерфейса на ПК пользователя, но при этом обеспечивающее корректную работу основных функций виртуального музея.

12) Веб-приложение - клиент-серверное приложение, в котором клиентом выступает браузер, а сервером - веб-сервер. Логика веб-приложения распределена между сервером и клиентом, хранение данных осуществляется преимущественно на сервере, обмен информацией происходит по Сети.

13) Тайловая графика - метод представления больших изображений из более мелких фрагментов одинаковых габаритов. Изображение может быть представлено, с увеличением результирующего размера от слоя к слою.

14) Мультиразрешение - метод представления изображения с изменяемым разрешением, состоящий в представлении вариантов изображения с различным разрешением в зависимости от степени увеличения (масштабирования) изображения, используемой пользователей.

2.2 Каталог экспонатов и тематические каталоги

В данном разделе идет описание требований к созданию каталога экспонатов и тематических каталогов.

Реализация виртуального музея не требует значительных затрат на разработку новых технологий, не выдвигает специфичных рекомендаций к процессу оцифровки экспонатов. (Уровень 1)

Механизм презентации экспозиции

Реализуется двумя интерфейсами - виртуальной экспозицией и каталогом экспонатов.

Виртуальные экспозиции

Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев

Механизм представления, позволяющий формировать из экспонатов тематически связанные последовательности, объединяя экспонаты в связное повествование или тематический каталог.

Примерами виртуальных экскурсий могут служить продукты на базе проекта компании Google «Академия культуры» - google.com/culturalinstitute/exhibit/louis-xiv/AR9JhTFH.

В процессе просмотра виртуальной экскурсии посетитель может перейти к более подробному описанию экспоната посредством механизма презентации экспоната.

Каталог экспонатов

Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев

Механизм представления, позволяющий производить поиск, сортировку и фильтрацию по метаданным экспонатов.

Ориентирован на аудиторию, проявляющую более глубокий интерес к экспонируемым объектам.

Позволяет взаимодействовать с каждым из экспонатов в отдельности посредством механизма презентации экспоната.

Доля экспозиционных помещений, демонстрируемых в формате виртуального музея

Не менее 20% экспозиционных помещений представлено в формате виртуального музея.

В случае полной или частичной смены экспозиции музей не обязан немедленно вносить соответствующие изменения в содержание виртуального музея. Музею, однако, рекомендуется предпринять разумные меры по актуализации содержания виртуального музея путем пополнения каталога экспонатов и создания дополнительных виртуальных экспозиций по своему усмотрению и в зависимости от финансовых возможностей.

Механизм презентации экспоната

Экспонаты презентуются посредством интерфейса, содержащего:

1) фотографии высокого разрешения, представленные посредством тайловой графики;

2) метаданные согласно метамодели, принятой для объектов Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации; метамодель может расширяться и дополняться.

Целесообразно предусмотреть возможность просмотра объемных экспонатов с нескольких ракурсов.

Дополнительно описание экспоната может включать ссылки на первоисточники информации об экспонате.

Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев

Источниками получения данных об экспонате служат:

1) собственные информационные системы музея;

2) Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.

При создании виртуального музея в экспонаты виртуального музея следует включать уже оцифрованные объекты.

На уровне 1 и выше рекомендуется реализовать следующие функции механизма представления экспоната:

1) поддержка высокого разрешения изображения;

2) оптимизация загрузки изображения, особенно важная для мобильных устройств;

3) защита от прямого копирования изображения высокого разрешения.

Указанные выше рекомендации могут быть реализованы за счет использования технологий тайловой загрузки изображений и мультиразрешения.

Фотографии в высоком разрешении, представляющие коммерческую ценность, могут быть опубликованы с водяными знаками, в том числе скрытыми водяными знаками, содержащими информацию о правообладателе изображения.

Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев

Таким образом, механизм презентации экспоната поддерживает увеличение изображения, ограниченное только разрешением оцифровки, позволяющее рассмотреть текстуру материала и мазки кисти, но не выдвигая рекомендаций к техническим средствам посетителя музея.

Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев

Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев

При подготовке фотографий для виртуального музея следует производить оцифровку в максимально доступном разрешении, вне зависимости от уровня реализации виртуального музея, в целях обеспечения возможности развития виртуального музея без повторной оцифровки экспонатов.

Доля объектов музейного фонда, демонстрируемых в формате виртуального музея

100% экспонатов, входящих в опубликованные в формате виртуального музея экспозиции, должны быть представлены с использованием механизма презентации экспоната.

Механизм представления дополнительных материалов

К дополнительным сведениям относятся научные, образовательные и публицистические материалы, связанные с экспонатом, экспозицией или музеем в целом. Дополнительные материалы могут быть представлены в произвольных форматах - текст, фото-, видео- и аудиоматериалы, 3D-модели, интерактивный мультимедиаконтент.

Рекомендуется располагать элементы интерфейса, активирующие демонстрацию дополнительных материалов, непосредственно на странице презентации экспоната.

Языковая локализация

Необходимо обеспечить полную поддержку русского языка.

Доступность для людей с ограниченными возможностями

Специальных рекомендаций не выдвигается.

2.3. Виртуальные туры

По моему мнению в данном разделе описана важная технология для увеличения популярности музея. Данные пункты, очень помогли мне в проведении практической работы.

Механизм презентации экспозиции

Дополняет механизмы презентации «каталог» и «тематические каталоги» еще одним вариантом презентации - виртуальным туром. (Уровень 2)

Виртуальный тур

Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев

Виртуальный тур состоит из сферических панорам, связанных между собой точками перехода, нанесенными на карту местности или план помещения и содержащими области активации механизма презентации экспонатов.

Для музеев-усадеб, архитектурных комплексов и строений, представляющих самостоятельную культурную ценность, рекомендуется проводить съемку как внутри помещений, так и снаружи, в том числе с использованием съемки с воздуха.

Элементы виртуального тура

Каждый виртуальный тур, должен иметь следующий минимальный набор элементов:

1) панорамы объектов (территорий, помещений, комнат, залов, лестниц, переходов) посредством активных зон (хот-спотов), расположенных на сферических панорамах; пользователи должны иметь возможность переходить из одного помещения/территории в другое;

2) план территорий и помещений музея в формате схемы, иллюстрации или поэтажного плана;

Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев

3) сопровождение всех экспонатов подписями с указанием названия экспоната, даты создания и автора в отдельных окнах;

4) элементы интерфейсов управления (кнопки управления показом панорам, активации разнообразных функций).

Рекомендации по созданию панорам

Музей самостоятельно выбирает оборудование для съемки фотоматериалов. Нежелательно использование циркулярных fisheye-объективов ввиду низкого разрешения получаемых панорам.

Исходные снимки не должны подвергаться интерполяции, то есть разрешение итогового изображения должно соответствовать разрешению исходных снимков.

Угол обзора по горизонтальной оси должен составлять 360 градусов и по вертикальной оси - 180 градусов, то есть сфера должна быть полной, в том числе с надиром. Использование вставок, логотипов и т.п. в надире недопустимо.

Изображения должны быть без дефектов, следов капель дождя и других артефактов.

Фотографии должны обеспечивать наиболее естественную цветопередачу.

Панорамные изображения не должны содержать нечетких, расплывчатых, переэкспонированных или недоэкспонированных фрагментов.

Сборка панорамных изображений должна производиться с использованием лицензионного программного обеспечения. Эти рекомендации также распространяются на программное обеспечение, используемое для создания виртуальных туров. Обязательна совместимость с HTML5 и возможность редактирования после окончания цикла производства, а также интеграция различных объектов в готовый тур.

Готовые панорамные изображения не должны содержать завалов линии горизонта и прочих геометрических искажений.

В размещаемом виртуальном туре панорамы представляются в виде отдельных тайлов с поддержкой мультиразрешения (для ускорения загрузки, защиты от копирования и поддержки возможности просмотра в деталях).

Выбор точек съемки внутри помещения.

Общие правила выбора точек съемки

При выборе точек съемки фотограф должен руководствоваться своим художественным вкусом, способностью выделить наиболее значимые объекты помещения и здравым смыслом. Также необходимо учитывать освещенность помещения, чтобы в выбранных точках количество бликующих поверхностей или темных углов было минимальным.

Обзор из точек съемки не должен ограничиваться крупными объектами с какой-либо из сторон. Например, панорама, значительная часть которой занята изображением колонны, не соответствует критериям выбора точки. По возможности следует выбирать точки, отстоящие от стен или других крупных объектов, которые могут закрыть обзор, на расстоянии около 1,5 м. Это правило может не выполняться для узких лестничных пролетов.

Обязательными для съемки являются точки в центре помещений (если эти точки не заняты экспонатами и/или иными элементами экспозиции) и необходимые для навигации (лестницы, вестибюли и проч.). При выборе точек съемки не должно нарушаться экспозиционное пространство.

Съемка небольших помещений

Для небольших помещений - площадью менее 20 м² - обязательной является точка съемки в центре (с учетом общих правил выбора точек съемки). Для помещений такой же или большей площади, но имеющих явно выраженную прямоугольную форму, точек съемки может быть две: вдоль центральной линии комнаты - справа и слева от ее центра (с учетом общих правил выбора точек съемки).

Если в помещении присутствуют уникальные объекты, которые необходимо отразить в изображениях высокой четкости, для них создается дополнительная фотография. Примерами таких объектов могут быть витражи, картины, интересные детали декора и интерьера. Использование фотографий объектов помогает избежать избыточного количества панорам внутри небольших помещений и облегчает навигацию.

Съемка больших помещений

При съемке больших помещений нужно руководствоваться теми же правилами, что и при съемке маленьких помещений, так как большие помещения можно разделить на несколько зон. Для каждой из зон в центральной ее части должна быть сделана панорама. Например, при съемке храмов обязательными будут точки под главным куполом храма, в правом и левом приделах, вблизи главного иконостаса.

Если в помещении присутствуют уникальные объекты, которые необходимо отразить в изображениях высокой четкости, для них создается дополнительная фотография.

Съемка уличных объектов

Точки съемки должны выбираться таким образом, чтобы максимально естественно и гармонично передавать окружающий ландшафт или архитектуру.

Нежелательно использовать такие точки съемки, в которые затруднительно или невозможно попасть зрителю, самостоятельно приехавшему на территорию объекта (кроме случаев, когда съемка с такой точки имеет особое значение - наиболее красиво отображает объекты).

Фотосъемка должна производиться в хорошую погоду, в отсутствие дождя, смога и прочих неблагоприятных погодных явлений.

Основной объект отображения на уличных панорамах не должен быть в тени (кроме случаев, когда это не представляется возможным ввиду особенностей архитектуры).

Съемка недоступных для посетителей объектов и помещений

При наличии объектов и помещений, недоступных для физического посещения в силу различных причин, рекомендуется включить данные объекты и помещения в виртуальный музей в целях повышения его привлекательности для конечных пользователей за счет уникальной возможности их просмотра.

Доля экспозиционных помещений, демонстрируемых в формате виртуального музея

Не менее 50% экспозиционных помещений представлено в формате виртуального музея.

В случае полной или частичной смены экспозиции Музей не обязан немедленно вносить соответствующие изменения в содержание виртуального музея. Музей, однако, должен предпринять разумные меры по актуализации содержания виртуального музея путем пополнения каталога экспонатов и создания дополнительных виртуальных экспозиций по своему усмотрению и в зависимости от финансовых возможностей.

Механизм презентации экспоната

На уровне 2 в дополнение к рекомендациям к механизму представления экспоната на уровне 1 рекомендуется представлять объемные предметы при помощи псевдотрехмерного образа, представляющего собой последовательность фотографий объекта или рендеров 3D-модели, сделанных путем постепенного перемещения камеры по орбите вокруг объекта на 360 градусов или вращения объекта вокруг своей оси при фиксированном положении камеры.

Механизм демонстрации псевдотрехмерного образа не требует поддержки отображения 3D устройством пользователя и должен корректно работать на всех устройствах, включая мобильные.

Доля объектов музейного фонда, демонстрируемых в формате виртуального музея

Не менее 50% экспонатов, входящих в опубликованные в формате виртуального музея экспозиции, должно быть представлено при помощи механизма презентации экспоната.

Механизм представления дополнительных материалов

Помимо дополнительных материалов, включаемых в виртуальный музей на первом уровне реализации, уровень 2 подразумевает создание аудиогида в виртуальных турах.

Аудиогид

Аудиогид представляет собой совокупность инструментов управления и аудиозаписей, содержащих экскурсию или пояснения к экспонату.

Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций музеев

Рекомендации к аудиогиду

1) Функциональные:

а) автоматическая активации аудиозаписи, соответствующей текущему положению посетителя в виртуальном туре;

б) переключение режимов запуска аудиогида - автоматически или вручную;

в) управление воспроизведением: «Запуск/пауза», «Следующая запись», «Предыдущая запись», «Остановка/воспроизведение».

2) Нефункциональные:

а) запись материалов аудиогида производится на студийном оборудовании профессиональным диктором;

б) экскурсия должна быть разделена на аудиозаписи таким образом, чтобы одна аудиозапись содержала только информацию, непосредственно относящуюся к определенному положению посетителя в виртуальном туре;

в) рекомендуемая длительность одной записи аудиогида - от 1 до 5 минут;

г) аудиозаписи рекомендуется объединять в группы, соответствующие одной экскурсии.

Языковая локализация

В дополнение к полной поддержке русского языка рекомендуется произвести локализацию виртуального музея для англоязычной аудитории. Перевод должен охватывать интерфейс, весь текстовый и звуковой контент.

Доступность для людей с ограниченными возможностями

Для посетителей с нарушениями слуха аудиогид должен содержать отключаемые субтитры, демонстрируемые в интерфейсе виртуального тура.

Для посетителей с нарушениями зрения виртуальный музей должен поддерживать настройку пользователем размера шрифтов.

Глава 2. Анализ возможности и создания виртуальных экспозиций (показа коллекций) на примере Орловских областных музеев

Компьютер становится рабочим инструментом музейных работников, идет стремительное освоение виртуального пространства. В последнее время не только за рубежом, но и в российской части Всемирной паутины появляется все больше и больше сайтов, представляющих в Интернете музеи из всех российских регионов.

Сегодня уже можно говорить о существовании параллельной жизни музеев в виртуальном мире Интернет. Она постепенно отходит от зеркального отображения жизни реальной, приобретая все более самостоятельный характер. В пространстве Интернет сегодня не только обмениваются информацией, здесь проводятся межмузейные конференции, ведутся дискуссии, идет разработка и координация проектных заданий, создаются партнерские сетевые альянсы и так далее.

Меняется и характер музейного представительства в Интернет. Музеи не отказываются от использования сайта как инструмента PR продвижения организации, но организационная структура этих сайтов все больше усложняется. Идет активное освоение интерактивных форм.

Мы живем в эпоху Интернет. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни. Музеи включены в этот процесс. За рубежом, и в российской части Всемирной паутины появляется все больше и больше сайтов, представляющих в Интернете музеи. Сегодня уже можно говорить о существовании параллельной жизни музеев в виртуальном мире Интернет.

Посещение виртуального музея проходит при помощи "Виртуальных экскурсий" выгодно отличающихся от посещения реального музея. «Виртуальные экскурсии» предлогают пользователю уникальное путешествие, например, экскурсию по фондам.

Обыкновенному человеку и в голову не придет сходить в Пермский музей живописи, даже будучи в этом городе, однако очень вероятно, что он включит посещение музея в свои планы, если узнает (а что еще лучше - увидит) на сайте, что в нем весьма приличная коллекция картин Йорданса. Трудно себе представить посетителя музея, который с лупой подходит к картине и изучает детали. А на сайте Эрмитажа это можно сделать одним щелчком мыши. Еще труднее представить себе человека, который, задавшись целью ознакомиться с развитием детского портрета в мировой живописи, бегает из зала в зал по всему музею в поисках изображений детей. А на сайте того же Эрмитажа или Лувра это делается двумя щелчками мыши. Разве не интересно, прямо не выходя из дома, совершить виртуальное путешествие.

Здесь вы можете либо останавливаться на каком-либо месте длительное время, рассматривая и изучая окружающие вас экспонаты, а можете быстро переместиться в те залы, которые действительно будут вам интересны.

Кроме того, виртуальные музеи посещать можно в любое время, их двери открыты для вас постоянно. Если же у вас появились срочные дела, вы просто оставите закладку страницы и в любой момент вернетесь к тому месту экскурсии, на котором закончили.





  1. Список музеев Орловской области с указанием официальных сайтов

Список музеев, находящихся в Орловской области:

  • Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» (Мценский район, село Спасское-Лутовиново) - spasskoye-lutovinovo.ru

  • Орловский объединённый государственный литературный музей И.С. Тургенева (Орёл, ул. Тургенева, 11) -музей-тургенева.рф (xn----8sbfdicalt1ar7azajf.xn--p1ai/)

  • Дом-музей Н.С. Лескова (Орёл, ул. Октябрьская, 9) - музей-тургенева.рф/ leskov_p_1.html (xn----8sbfdicalt1ar7azajf.xn--p1ai/leskov_p_1.html)

  • Музей писателей-орловцев (Орёл, ул. Тургенева, 13) - музей-тургенева.рф/mp-orel_p_1.html (xn----8sbfdicalt1ar7azajf.xn--p1ai/mp-orel_p_1.html)

  • Дом-музей Леонида Андреева (Орёл, ул. 2-я Пушкарная, 41)-музей-тургенева.рф/andreev_p_1.html (xn----8sbfdicalt1ar7azajf.xn--p1ai/andreev-l_p_1.html)

  • Музей И.А. Бунина (Орёл, пер. Георгиевский, 1) - музей-тургенева.рф/

  • Дом-музей Т.Н. Грановского (Орёл, ул. 7-го Ноября, 24) - музей-тургенева.рф/

  • Орловский краеведческий музей (Орёл, ул. Гостиная, 2)- okmuseum.ru/

  • Военно-исторический музей (Орёл, ул. Нормандия-Неман, 1) - artillery-museum.ru/

  • Мемориальный дом-музей В.А. Русанова (Орёл, ул. Русанова, 43) - okmuseum.ru/

  • Орловский музей изобразительных искусств (Орёл, ул. Октябрьская, 29) - orelmusizo.ru/

  • Музей Сергея Есенина (Орёл, ул. Комсомольская, 62)

  • Ливенский краеведческий музей (Ливны, ул. Максима Горького, д. 41)

  • Мценский краеведческий музей им. Г.Ф. Соловьева (Мценск, ул. Тургенева, 104)

  • Мценская художественная галерея (Мценск, ул. Кузьмина, 1а)

  • Болховский краеведческий музей (Болхов, ул. Ленина, 47)

  • Дмитровский историко-этнографический музей (Дмитровск, ул. Советская, 86)

  • Глазуновский историко-краеведческий музей (Глазуновка, ул. Ленина, 17)

  • Музей Должанского района (Долгое ул. Кирова, 16)

  • Залегощенский районный краеведческий музей (Залегощь, ул. Ленина, 9)

  • Монографический музей В.Н. Хитрово (Знаменское, ул. Школьная, 2)

  • Краеведческий музей Колпнянского района (Колпна, ул. Советская, 3)

  • Урицкий районный историко-краеведческий музей (Нарышкино, ул. Ленина, 96 А)

  • Хотынецкий районный краеведческий музей (Хотынец, ул. Поматилова, 32)

  • Музей «Тургеневское Полесье» (Хотынецкий район, с. Ильинское)

У большинства музеев Орловской области нет своих сайтов. Так же, филиалы областных музеев описаны на главных страницах официальных сайтов.

Для дальнейшей работы определим сайты для рассмотрения:

  • spasskoye-lutovinovo.ru

  • музей-тургенева.рф/

  • okmuseum.ru/

  • artillery-museum.ru/

  • orelmusizo.ru/



  1. Использование интернет ресурсов в популяризации музейных коллекций на примере Орловских областных государственных музеев

При просмотре выбранных сайтов, можно сделать вывод, что коллекции музеев все больше оцифровываются и становятся более доступными для пользователей сети.

В наши дни музейный сайт стал необходимым аксессуаром для большинства музеев. Не будем обсуждать истоки этого явления, а посмотрим, как накопленный информационный ресурс музея, то есть база данных, возникшая в процессе эксплуатации музейной автоматизированной информационной системы, может способствовать его процветанию.

Существует не обсуждаемый закон: сайт должен постоянно обновляться. Возможностей обновления сайта не так уж и много. Прежде всего, это своевременное анонсирование музейных событий. К сожалению, чаще, чем эти самые события происходят в реальной музейной жизни, они на сайте никак появляться не могут. Кроме того, в целях обновления, можно менять интерфейс, добавлять новые разделы, переделывать саму структуру сайта. Все это весьма дорогостоящие действия, ибо требуют привлечения высокооплачиваемых специалистов, таких как web-дизайнеры, web-программисты и т.д. В музеях, где за время функционирования автоматизированной информационной системы накопились солидные информационные ресурсы в виде базы данных, просто грех не "пустить их в оборот"

На данных сайтах Орловских областных музеев чаще идет информационное обновление. Так как, повторимся, оцифровка коллекций дорого обходится любому музею.

Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование на их основе электронных каталогов. При создании таких каталогов описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации. Представление электронных каталогов дает, можно сказать, тройной эффект. Происходит обновление сайта, большее число музейных предметов попадает в "сферу общеизвестности". Кроме того, получившийся каталог - это, по сути, электронная публикация, имеющая своего автора или авторов и "раскручивающая" не только музейную коллекцию, но и своих создателей.

Один из побудительных мотивов к обновлению сайта - стремление заставить пользователя не ограничиваться одним его посещением. В этом отношении сайты, на которых представлены базы данных музейных предметов с возможностью построения к ним различных запросов обладают, если так можно выразиться, эффектом постоянной новизны. Они очень динамичны, меняя запрос, пользователь каждый раз получает новый результат, максимально задействовано такое мощное средство, как интерактивность.

Технологии работы с базами данных, выставленными на сайтах музеев, только начинают отрабатываться, реального опыта в этой области пока совсем немного, а проблем достаточно. Без выработки таких технологий трудно предлагать музеям выставлять свои коллекции на всеобщее обозрение.

Существует проблема поиска по большому массиву данных. С ней сталкивается любой пользователь интернет, обращающийся, например, на поисковые серверы. Давая запрос к базе данных, всегда есть риск или не найти ничего, или, расширив критерии запроса, получить сразу не одну тысячу предметов, в куче которых трудно отыскать то, что действительно интересно.

Одной из основных проблем, встающая на пути создания подобных баз данных - необходимость приведения описаний музейных предметов к единому стандарту. Речь не идет о том, что бы во всех музеях все предметы описывались одинаково, речь идет о стандарте обмена информацией между музеями. Формат описания музейных предметов варьируется как от музея к музею, так и от коллекции к коллекции.

Невозможно в одном формате описывать живописное произведение и экспонат фонда природы. Если для картины первостепенной позицией является "автор", то наличие этой позиции у минерала выглядит несколько странно, если конечно, не заносить в нее Бога-творца. Для экспоната фонда природы основное атрибутирующее значение имеет место, занимаемое им в естественнонаучной системной классификации. Даже один и тот же по физической сути предмет может описываться по-разному, в зависимости от музея, в котором он находится или от конкретной коллекции. Описание чаши, принадлежащей к фонду археологии, и чаши из мемориального фонда достаточно непохожи друг на друга. Если первая чаша будет расписана по таким позициям как археологический памятник, автор, время и место находки, то для второй чаши важно кто, где и когда из нее выпивал.

Процесс создания объединенных музейных ресурсов, безусловно, так или иначе, пойдет. В нем, скорее всего, повторятся те же этапы, которые мы наблюдали во "внутримузейной" жизни. По мере роста объема и качества межмузейных информационных ресурсов, будет меняться и расширяться сфера их применения. Это, в свою очередь, скажется на отношении сотрудников музеев к предоставлению информации о своей коллекции, то есть станет побудительным мотивом как к обязательному использованию современных информационных технологий в своей повседневной деятельности, так и к ускорению роста объемов информационных ресурсов.



  1. Возможности создания виртуальных экспозиций на примере музейных коллекций

В данном пункте рассмотрим создание виртуального путешествия на примере музея.

(Описание добавится со скриншотами)

Для того чтобы начать работу над виртуальным туром, нужно определить, точку, с которой возможно сделать определенный круг фотографий для будущей панорамы.

Далее с помощью программы мы «склеиваем» наши фотографии в панораму для предоставления в виртуальном пространстве. Как только панорама готова, можно ее превращать в 3д модель помещения

Заключение

Будущее развитие музеев становится все более тесно связанным с развитием сети Интернет и музейных сайтов. Уже сегодня количество виртуальных гостей музеев сопоставимо с числом их реальных посетителей. Музейные сайты открывают перед музеями дополнительные возможности для презентации своих коллекций и их интеграцию в мировую музейную систему. Информация, размещенная на музейных сайтах, становится доступной громадной аудитории людей (в том числе специалистам, работающим в разных музеях), которые получают возможность сопоставлять музеи друг с другом, оценивать претензии на приоритеты, выявлять аналоги, находить партнеров и так далее. Тенденция развития такова, что все большее число музейных сайтов начинают жить по законам Интернета, все более открывая себя для свободного и активного обращения с ними виртуальных посетителей и вовлекая все большее число людей в процессы комплектования, хранения, изучения и популяризации артефактов, представляющих материальную и духовную историю в виртуальных музеях. Виртуальные музеи нового типа начинают формировать глобальную виртуальную музейную среду, доступную для всех и настраиваемую на нужды каждого. Эта среда позволяет каждому из нас быть как посетителем музея, так и музейным работником и является инструментом структурной гармонизации, согласования и корректировки наших спонтанных интересов и проектов в области сохранения культурного наследия.

Явление виртуальных проектов музейной и выставочной деятельности в современном меняющемся мире, безусловно, необходимо и важно. Общество развивается, человек приобретает новые потребности в способах восприятия информации, и организации, желающие донести эту информацию до конечного потребителя должны считаться с этим, создавая все новые и новые формы демонстрации. Искусство было и будет всегда, и приобщить к нему молодое поколение - важнейшая задача таких просветительских организаций, как музеи, библиотеки и подобные им учреждения и, если привлечь их могут новые способы, базирующиеся на новых технологиях, что ж - это еще один шанс развиваться. Потребность в виртуальных способах представления информации мы выявили.

Что же касается текущего положения проектов наших отечественных музеев и выставочных компаний, то можно говорить о еще только начинающих развиваться культуре Интернет, информационных технологий и вовлечении существующих организаций в мировое информационное пространство. Действительно качественных проектов на рынке сейчас единицы, на мой взгляд, из-за отсутствия, в первую очередь соответствующих специалистов, ведь собрать команду из профессионалов разных областей - это дело, так сказать не совсем простое и весьма затратное. Нужно готовить специалистов широкого профиля, владеющих и глубокими знаниями в той области, виртуальную адаптацию которой они должны создавать, и техническими навыками реализации и воплощения в жизнь таких проектов. Ну и конечно еще одна проблема на сегодняшний день - отсутствие инициативы у существующих музеев, отсутствие желания развиваться в новой, незнакомой области.

Но, как любой процесс, данный рынок будет развиваться по потребностям потребителя культуры и искусства, и, кто знает, может через несколько лет человечество шагнет на новый уровень развития межмузейной коммуникации, и привычные нам формы представления и демонстрации сменятся новыми, более доступными и результативными для зрителя.

Специалистов гуманитарного профиля, ориентирующихся в мире компьютеров, пока не хватает. Формирование корпуса таких профессионалов - одна из актуальных задач развития информационных технологий в сфере культуры. Такая работа уже ведется, но ее объемы явно недостаточны.

В дипломной работе были рассмотрены способы показа коллекций в интернет сети и возможности виртуальных экспозиций. Выявлены потребности современного общества в виртуальных экспозициях и анализ уже существующих проектов. На практике была создана часть виртуальной экспозиции, которая в дальнейшем поможет повысить уровень посещаемости музея. Наша гипотеза о влиянии создания виртуальной экспозиции музея на повышение уровня посещения сайта и самого музея подтвердилась.







Библиография

  1. moskva.kotoroy.net/

  2. hermitagemuseum.org/

  3. protoart.ru/

  4. ruschamber.com/

  5. rusmuseum.ru/

  6. tretyakovgallery.ru/

  7. museum.ru/museum/primitiv/

  8. АДИТ-2008. Черненко Виктория Викторовна. Тезисы доклада «Виртуальные выставки на сайтах отечественных музеев»

  9. Артамонов А. А., Музалевская И. М. Музейные образовательные ресурсы и ресурсы по культуре в Интернет: обзор, типология, особенности, перспективы. // Тезисы доклада на VIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2001»

  10. Виртуальный компьютерный музей - Проект Эдуарда Пройдакова - computer-museum.ru/

  11. Волянская Т.А. Международные стандарты представления в сети Интернет информационных ресурсов по культурному наследию: стандарт ANSI/NISO Z39.50 и профиль CIMI // Программные средства и математические основы информатики: Новосибирск, 2014.

  12. Гусев Э.Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом : учеб.-метод. пособие / под ред. Н. П. Лаверова. - М. : Дашков и К, 2005.

  13. Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология. - Изд-во: СПбГУП 2005.

  14. Джан Джанович Хан-Магомедов (РОЦИТ) «Рунет и виртуализация культуры» rocit.ru

  15. Джесси Рассел Сравнение виртуальных машин: Москва, Книга по Требованию, 2012 г.

  16. Кононихин Николай «Виртуальный музей современного искусства - новая реальность?»: «Русский журнал»

  17. Кононихин Николай «Реальный и виртуальный Арт-Питер»: «Русский журнал»

  18. Коробова И.В. Системообразующие основы технологии выставочной деятельности музеев как фактора формирования социально-культурной среды региона : канд. пед. наук / Коробова Инга Васильевна ; [Алт. гос. акад. культуры и искусств]. - Барнаул, 2006.

  19. Лагутин А. «Музейный менеджмент в постиндустриальном обществе», журнал Top- Manager, октябрь 2001г.

  20. Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт. // Тезисы доклада на II конференции «АДИТ-1998»)

  21. Лебедев Алексей, museum.ru/museum/primitiv/expos.asp

  22. Мазный Н.В. Выставка как универсальная форма экспозиционной деятельности отечественных музеев : канд. ист. наук / Мазный Н.В. ; Рос. акад. наук, Рос. ин-т культурологии. - М., 1997.

  23. Мазный Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы / Н.В. Мазный, Т.П. Поляков Э.А. Шулепова. - М. : РИК, 1997.

  24. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: М., 2012.

  25. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: функция сохранения культурного наследия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013.

  26. Музейная экспозиция. Теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции / Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. М.Т. Майстровская. - М., 1997.

  27. Новые подходы к обеспечению музея (Самара), museum.samara.ru

  28. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. М. 2007

  29. Нургалеева Лариса Владимировна, «Виртуальный музей: новая коммуникационная модель». Доклад.

  30. Российская музейная энциклопедия. Прогресс, М. 2001

  31. Сайт "Музей будущего" future.museum.ru

  32. Сайт «Музеи России» museum.ru

  33. Тезисы научной конференции на сайте «Музеи Москвы и музеология ХХ века» rsuh.ru





© 2010-2022