Актуальные проблемы общей и Адыгской филологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Материалы

VII международной научной конференции


«Актуальные проблемы общей и Адыгской филологии»















































Художественная концепция национального характера в формировании прозы Алима Кешокова.

Своеобразие зарождения и развития романа в литературах Северного Кавказа, эволюция жанра, художественный конфликт и образная система, связи с другими литературами страны состояло в том, что через судьбы отдельных характеров отображались трудности времени и реальные исторические события.

Становление и развитие творчества Алима Кешокова тесно связано с развитием художественной концепции национального характера прозы писателя в связи с его творческой индивидуальностью и художественным мировидением, берущего свое начало в мировидении адыгского народа.

В ходе исследования истоков формирования художественного мировидения А. Кешокова надо подчеркнуть мысль о философской направленности его мышления, о стремлении к созданию характеров нравственно-эпического и интуитивного плана, питающиеся национальным фактором, без которого невозможно представить его прозу. Возрождение национального фактора в современных адыгских литературах проходит на новой основе, на материале современной исторической действительности.

Решение проблем, связанных с национальными, этическими принципами организации текста, помогает раскрыть глубину психологизма характеров, созданных писателем. Как известно, характер является основным объектом художественного произведения, которому и принадлежит первостепенная роль в комплексной разработке проблемы человековедения. Проблема личности и характера активно исследуется в философии, социологии, этике, эстетике, культурологии. Но именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие характера в литературоведении от значения этого термина в психологии, философии, социологии: «художественный характер являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого, объективного и субъективного». Все содержание , логика, стилистика, поэтика - вся художественная ткань, форма произведения объединяется «идеей человека» (М. Бахтин), образуя с ней единое смысловое целое.

В прозе А.Кешокова характеры героев раскрываются при помощи различных художественных средств . В решении основных вопросов и проблем эпического повествования кабардинская литература с романами А. Кешокова выходит на тот же уровень, что и литературы сложившиеся: та же глубина в решении связи времен, тот же углубленный психологизм в создании национального характера, обогащенного новым содержанием, то же направление в решении нравственно- этических проблем.

Проблемы судьбы народа и личности, обусловленности человеческого характера конкретно-историческими обстоятельствами, средой, проблем революции и гуманизма, правы и справедливости, добра и зла в романах А. Кешокова решены с глубокой жизненной полнотой. В них созданы реалистические национальные характеры, рассмотренные конкретно - исторически, в диалектической эволюции. Почти каждое действующее лицо романа вырастает в тип, ибо оно олицетворяет собой не только характерные черты того класса или той общественной прослойки, к которой принадлежит, но и отмечено неповторимыми индивидуальными психическими, эмоциональными, интеллектуальными, речевыми, портретными особенностями. Создание типических фигур, столь редко удававшихся писателям молодых литератур, составляет одно из самых значительных завоеваний А. Кешокова.

Объектом художественного исследования становится внутренний мир человека. Любое событие переживается каждым персонажам романа; история как бы проходит через сознание индивида. Без этого невозможно обогащение характера новыми гранями , т.е. невозможно добиться психологической динамичности образа. «В каждом из персонажей разнообразные качества, иногда противоречивые, соединяются в некое единство, как это бывает в жизни» (1;1), которое позволяет писателю придать каждому действующему лицу романа неповторимую индивидуальность, делающую его характером-типом. Это серьезный шаг вперед в развитии северокавказской литературы, в частности романа в котором герои долгое время были индивидуально плохо различимы, ибо они чаще всего бывали носителями определенных идей, а не живыми человеческими характерами.

Романы А. Кешокова интересны сюжетно-композиционным построением, писатель воссоздает своих героев в реальной среде. Распределяя цепь событий на протяжении всего произведения или отдельной его главы, писатель нередко прибегает к переплетению, перемежению разновременных событий. Так, в романе «Вершины не спят», рассказывая о событиях 1917 года в Кабарде, знакомя читателя с героями этого времени, автор, как бы восстанавливая в памяти прошлое, обращается зачастую к иным временам, предшествовавшим и формировавшим нынешние.

Таким образом, художественный характер А. Кешокова - это и широта взгляда на мир глазами художника, и глубокое проникновение в сущность национального бытия, обусловленного движения жизни и истории. Это и отражение современности, творческое переосмысление ее с учетом исторического опыта и художественных традиций. Герои эпических произведений Кешокова разнообразны, как разнообразны и формы изображения их внутреннего мира и чувств.

© 2010-2022