Воздух и его свойства

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ «Нурлатская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»



















Конспект занятия на тему:

«Воздух и его свойства»

( с элементами экспериментирования)













Воспитатель:

Блинова Р.Т.







Цель:

Продолжать формирование причинно-следственных связей.

Задачи:

Дать представление о воздухе, как газообразном веществе.

Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Продолжать знакомить детей с органами дыхания.

Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Материал.

Раздаточный: камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало, вырезанные из бумаги силуэты деревьев и цветов на липкой ленте.

Демонстрационный материал: банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, физические весы, воздушные шары, панно «Берегите воздух» (улицы города с домами, но без деревьев и цветов).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I.Организационный момент.

II.Динамическая пауза «Разминка».

Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп хлоп,
Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ, Мы руки все подняли И дружно опустили. И сели все в волшебный самолёт, (руки, согнутые в локтях, перед грудью) Завели мотор - Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп) Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо), Полетели…

III.Вводная часть.

Отгадайте загадку.

Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю. (Воздух)

Правильно, а почему вы так решили?

Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

IV.Основная часть.

Воздух невидим, поэтому его называют «невидимка». Воздух - это бесцветный, прозрачный газ. Он состоит из кислорода и других элементов (азот, углекислый газ), которыми мы дышим. Как вы думаете, почему планета земля из космоса кажется голубым шаром?

Дети: Она окружена воздухом.

Верно. Мы с вами носим одежду, чтобы не замерзнуть и не перегреться. А нашу планету Земля окружает голубая «воздушная рубашка», чтобы она не перегревалась от солнечных лучей и не стыла от космического холода. А еще «воздушная рубашка» оберегает нашу планету от метеоритов - космических снарядов, которые столкнувшись с воздухом, сгорают не долетев до Земли.

А еще воздух следит за погодой. Он перегоняет холодные воздушные потоки на юг, а теплые на север; собирает влагу с морей, океанов, рек и озер и отдает ее суше (земле). Поливает землю дождями летом и укрывает пушистым снежным одеялом зимой. Животные, растения и люди дышат кислородом и, не будь его, погибли бы. Но вот удивительно: кислород потребляют большое количество живых существ, его сжигают самолеты и машины. А он не убывает. Почему?

Дети: Потому что на Земле есть зеленые растения.

Правильно, ребята. Растения - это настоящая фабрика кислорода. Они поглощают углекислый газ и выделяют в воздух кислород. В настоящее время воздух (воздушная среда) загрязнен выбросами вредных веществ с заводов и фабрик. От этого страдают все живые организмы. От чистоты воздушного «океана» зависит вся жизнь на планете.

Физкультминутка

Солнце, воздух и вода

Наши верные друзья

(шагают на месте)

Рано утром мы проснулись

И до солнца дотянулись

(Потягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда

Помогает нам вода

(Показывают, что плывут)

На прогулку мяч бери

Прыгай, бегай, не грусти!

(Прыгают, изображая отбивание мяча)

Давайте пройдем на наши места и приступим к исследованиям.

V.Исследовательская работа.

Опыт с камнем.

Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?. Камень- это твердое тело. Какие твердые тела вы еще можете назвать? А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело.

Опыты с воздухом.

Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он - не жидкость. Можно сделать вывод: воздух- не твердое тело и не жидкость. Воздух- это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.

Продолжим исследования. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт 1. Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с одного края. Пакет становится выпуклым. Почему? Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.

Опыт 2. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.

Ветер, ветер, ты чудак!

Что ты дуешь просто так!

Если вправду ты силач,

То надуй футбольный мяч!

Воздух есть везде. Проверим это.

Опыт 1. Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?

Опыт 2. Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что этому мешает? (Ответы детей). Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.

Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха)

Ребята,а где самый свежий воздух? Давайте мы с вами представим, что попали в чудесный лес. Почему в лесу дышится легче?
Дети: Потому что здесь чистый воздух.

Как вы думаете, чистый воздух полезен для здоровья?
Дети: Да, полезен.

-Давайте сделаем глубокий вдох, выдох. (2-3раза)
Дыхательная гимнастика.
- Сейчас поучимся дышать
Чтоб никогда не уставать
- Ах, как дышим хорошо "а-а-а"
Нам уютно и тепло "у-у-у"
Маму будем обнимать "ы-ы-ы"
Будем весело играть "и-и-и"
Научились мы дышать Чтоб никогда не уставать.

А теперь, предлагаю продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух. Занимает ли воздух место?

Опыт 1. Опустим перевернутый стакан в банку с водой, что мы наблюдаем? Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?

Имеет ли воздух вес?

Опыт 2. Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем? Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит воздух имеет вес.

Опыт 3. Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри? Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Ребята! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт 1. Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха) Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

Опыт 2. Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

А теперь давайте вспомним, как мы дышим и какие органы нам при этом помогают. Прошу вас подойти к доске и по плакату рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем!

Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании? Правильно, делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Убедиться в этом мы сможем, если проведем опыт.

Опыт. Возьмем воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими легкими? Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с легкими?

Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело. А мы можем не дышать? Делаем вывод: без дыхания жизни нет.

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?

Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы может сделать, чтобы воздух был чистым?

Давайте посадим деревья.

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты цветов и деревьев.

VI.Рефлексия.

Мы провели исследования. У вас на партах лежат таблицы, заполните их.

Что нового вы узнали на занятии?

Удовлетворены ли вы своей деятельностью на занятии?

Продолжите предложения:

Моё сегодняшнее открытие …..

У меня не было четких знаний о …..

Я не знала ничего об …..

Оцените свою работу на занятии:

5-все задания выполнены правильно;

4-выполнил(а) все задания,но иногда ошибался(ась);

3-выполнил(а) половину заданий;

2-почти ничего не смог (смогла) выполнить правильно.

Мы с вами очень плодотворно потрудились, посадили много деревьев и цветов, а теперь давайте представим себя в лесу, отдохнем в тени деревьев и подышим свежим воздухом. Релаксация (на ковре под шум ветра и шелест листьев).

Нас в любое время года

Учит умная природа,

Птицы учат пению,

Паучок - терпению,

Пчелы в поле и в саду -

Обучают нас труду,

И к тому же в их труде -

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости,

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце - доброте,

И при всей огромности -

Обучает скромности.

VII. Итог.



© 2010-2022