• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему: «Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему: «Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

Методическая разработка предназначена для проведения практического учебного занятия по теме «Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» для специальности Сестринское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки) для студентов 3 курса.Оценка состояния пациента является первым этапом с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

департамент здравоохранения города москвы

государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

среднего профессионального образования ГОРОДА МОСКВЫ

«медицинское училище № 4»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для практической работы студентов по теме:

Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению.


Профессиональный модуль 02

« Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».


МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)


специальность 34.02.01 Сестринское дело



Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»


МОСКВА

2015 г.


Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей

программой ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и

реабилитационном процессах» специальности Сестринское дело 34.02.01

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК №5

Утверждаю:

«Специальные дисциплины базовой подготовки»

заместитель директора по учебной работе ГБОУ СПО МУ № 4

протокол № _____


_______________/ Е.В.Епишина/

Председатель ЦК

__________/Рытова Т.Н. /

«______» ____________ 2015 г.


«_____» ________________ 2015 г.


Согласована:

Методист ГБОУ СПО МУ №4

_______________ /Е.В.Власова /

«_____» _______________ 2015 г.


Составитель:

В.В. Смирнова

преподаватель ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».

Рецензенты:

Рытова Т.Н.

преподаватель ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» ГБОУ СПО МУ № 4,

преподаватель высшей квалификационной категории

Анисимова М.А.

заведующая отделением № 4 ГБУЗ ГКБ № 7 ДЗМ,

врач первой категории.




Содержание


  1. Пояснительная записка……………………………………………4

  2. Организационно - методический блок…………………………..6

  3. Информационный блок: Глоссарий.……………………………………………………………13

Опорный конспект ………………………………………..………...14

  1. Практический блок………………………………………………..21

  2. Эталоны ответов к заданиям………………………..……………25

  3. Список литературы………………………………………………..29

  4. Приложение…………………………………………………………30


















Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения практического учебного занятия по теме «Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» для специальности Сестринское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки) для студентов 3 курса.

Более 160 миллионов людей в мире имеют различные нарушения зрения. Из них 124 миллиона имеют проблемы со зрением, а 37 миллионов страдают слепотой. Значительное снижение или полная потеря зрения является причиной неизбежной инвалидизации и социальной дезадаптации больного. В 80% всех случаев нарушения зрения можно предотвратить или вылечить.

Оценка состояния пациента является первым этапом сестринского процесса в офтальмологии и включает в себя определение функционального статуса органа зрения. При оказании сестринской помощи в неотложных ситуациях в офтальмологии необходимо уметь ориентировочно оценить состояние зрительных функций.

Изучение данной темы позволит обучающимся своевременно решать проблемы больного, адекватно оказывать на всех этапах обследования и лечения медицинскую помощь, чётко организовывать работу по предотвращению развития осложнений, что в целом позволит уменьшить страдания больных и, в конечном итоге, число незрячих пациентов.

Методическая разработка структурирована и содержит:

методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, оснащение, указаны междисциплинарные связи, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, представлена хронологическая карта занятия;

информационный блок включает терминологический словарь, материалы лекции, алгоритмы практических манипуляций.

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация

информации с помощью мультимедийная презентация и видеоролики;

блок контроля знаний включает три вида контроля на занятии: определение исходного уровня знаний в виде контрольных вопросов, вопросы и тестовый контроль для закрепления нового материала и коррекции ошибок по данной теме.

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

выполнение и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестардатных ситуациях

и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности (при выполнении домашнего задания);

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 12. Медицинская сестра должна организовывать рабочее место:

с соблюдением требований охраны труда; производственной санитарии; по правилам инфекционной безопасности; по правилам противопожарной безопасности;

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства;

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.


Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»


Организационно-методический блок




Хронокарта занятия

№ п/п

Этап занятия

Время

(мин.)

Методы

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Организационный момент.

3

-

Заполняет журнал, сообщает студентам тему и цели занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия.

    Мотивация учебной деятельности.

    5

    Проблемный

    Мотивирует к учебной деятельности, проводит контроль исходного уровня знаний.

    Отвечают на вопросы

      Изложение нового материала.

      30

      Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично - поисковый

      Объясняет студентам новый материал, сопровождая объяснение демонстрацией изображений, таблиц и схем.

      Записывают в тетради новый материал, зарисовывают схемы и таблицы, анализируют ситуации, предложенные преподавателем в качестве примера.

      4.

      Самостоятельная работа под контролем преподавателя.

      30

      Частично-поисковый

      Раздает ситуационные задачи студентам, наблюдает за работой, корректирует ее.

      Решают ситуационные задачи, результат оформляют в тетради.

      5.

      Контроль выполнения практической работы.

      15

      Комбинированный

      Контролирует выполнение практической работы. Разъясняет индивидуальные ошибки. Выставляет оценки за занятие, комментирует их.

      Демонстрируют преподавателю тетради с заполненными картами заданиями, отвечают на дополнительные вопросы преподавателя.

      7.

      Рефлексия.

      5

      Проблемный

      Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, оценить степень достижения целей.

      Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей.

      8.

      Итоги занятия.

      2

      -

      Дает задание на дом.

      Записывают задание на дом.

      Общее время занятия (мин.)

      90




      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»


      Оснащение занятия.

      1. Наглядные пособия:

      таблицы Сивцева, таблицы с цветотестами,

      2. Раздаточный материал:

      инструкции по выполнению самостоятельной работы

      3. Технические средства обучения.

      - мультимедийная презентация.

      4. Рулетка.

      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

      МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

      1. Общеобразовательные дисциплины:

      Физика раздел « Оптика»

      1. Общепрофессиональные дисциплины:

      ОП 02 «Анатомия и физиология»:

      ОП 01«Основы латинского языка с медицинской терминологией: «Клиническая и анатомическая терминология»

      1. Профессиональные модули:

      ПМ01 «Проведение профилактических мероприятий»

      МДК.01.03 «Сестринское дело в системе медико-санитарной помощи населению»

      ПМ03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях»

      1. Внутридисциплинарные связи:

      ПМ01 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».



      План занятия

      1. Фронтальный опрос (контроль исходного уровня)

      2. Изучение нового материала

      1. Основные определения и понятия

      2. Алгоритм проведения диагностических манипуляций

      3. Создание контрольной карты для выполнения заданий.

      1. Самостоятельная работа (выполнение практической работы)

      2. Подведение итогов занятия, домашнее задание
























      Задание для самоподготовки студентов к занятию:

      1. Изучить материал лекции.

      2. Ознакомится с материалом учебника «Глазные болезни» /Э.Д.Рубан.- Ростов н/Д:Феникс, 2006, стр. 8-49, 100-113.




      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»



      . Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

      1. Перечислить анатомические структуры, входящие в состав зрительного анализатора и назвать их функцию.

      2. Какие клетки ответственны за предметное зрение, где они расположены?

      3. Какими структурами обеспечивается периферическое зрение? При каких заболеваниях оно изменяется?

      4. Как называется отклонение остроты зрения от нормального? Какие варианты изменения остроты зрения вы знаете?

      5. Что такое «пресбиопия» и чем вызвано ее развитие?










      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»





      Информационный блок












      Глоссарий

      Визометрия - определение остроты зрения.

      Периметрия - определение границ поля зрения.

      Оптотипы -различные по величине буквы, цифры, силуэты предметов, изображенные на таблицах для визометрии.

      Цветоощущение, цветовое зрение - способность глаза к восприятию цветов. Определяется состоянием колбочкового аппарата глаза.

      Дальтонизм - нарушение цветоощущения.

      Полихроматические таблицы - специальные тесты для определения цветового зрения.

      Бинокулярное зрение - восприятие окружающих предметов двумя глазами.

      Фузия - процесс слияния в зрительной коре головного мозга изображений, получаемых от каждого глаза, в одно.

      Монокулярное зрение - изображение предметов, получаемое при зрении одним глазом.

      Одновременное зрение - зрение двумя глазами, при котором не происходит образование единого изображения, а в высших зрительных центрах воспринимаются импульсы то от одного, то от другого глаза.




      Опорный конспект.


      Основные функции органа зрения и методы их исследования

      Орган зрения является для человека важнейшим из всех органов чувств. Он позволяет получить до 90 % информации об окружающем мире.

      Как все анализаторы, орган зрения имеет периферический отдел, представленный фоторецепторами - палочками и колбочками. Структуры зрительного тракта являются проводящим отделом, а зрительная кора затылочной доли головного мозга - центральным отделом зрительного анализатора.

      Основными функциями органа зрения являются центральное, периферическое, цветовое и бинокулярное зрение, а также цветоощущение.
      1. Центральное зрение характеризуется понятием «острота зрения».

      Определение остроты зрения (визометрия). Для исследования остроты зрения используют специальные таблицы, содержащие буквы, цифры или значки различной величины, а для детей - рисунки (чашечка, елочка и др.). Их называют оптотипами.


      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению» Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

      а) б)

      Рис.1 а) Проведение визометрии; б) Таблица Головина - Сивцева.

      В физиологической оптике существуют понятия минимально видимого, различимого и узнаваемого. Обследуемый должен видеть оптотип, различать его детали, узнавать представляемый знак или букву. Оптотипы можно проецировать па экран или дисплей компьютера.
      При проверке зрения нижний край таблицы должен находиться на расстоянии 120 см от уровня пола. Пациент сидит на расстоянии 5 м от экспонируемой таблицы. Сначала определяют остроту зрения правого, затем - левого глаза. Второй глаз закрывают заслонкой.

      Таблица имеет 12 рядов букв или знаков, величина которых постепенно уменьшается от верхнего ряда к нижнему. В построении таблицы использована десятичная система: при прочтении каждой последующей строчки острота зрения увеличивается на 0,1. Справа от каждой строки указана острота зрения, которой соответствует распознавание букв в этом ряд. При нормальном зрении, принятом за 1,0, верхняя строка будет видна с расстояния 50 м, а десятая - с расстояния 5 м.


      2. Периферическое зрение. Наиболее простым прибором для исследования поля зрения является периметр Ферстера, представляющий собой дугу черного цвета (на подставке), которую можно смещать в различных меридианах. При проведении исследования на этом и других приборах необходимо соблюдать следующие условия. Голову обследуемого устанавливают на подставке таким образом, чтобы исследуемый глаз находился в центре дуги (полусферы), а второй глаз был закрыт повязкой. Кроме того, в течение всего исследования обследуемый должен фиксировать метку в центре прибора. Обязательна также адаптация пациента к условиям проведения исследования в течение 5-10 мин. Врач перемещает по дуге периметра Ферстера в различных меридианах исследования белую или цветные метки от периферии к центру, определяя таким образом границы их обнаружения, т. е. границы поля зрения (см. рис2).


      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

      Рис.2.Проведение периметрии

      Полученные результаты обследования отображают на графических схемах, на которых отмечены границы поля зрения в норме. При этом обозначают степень сужения полей зрения в градусах во всех меридианах.(см. рис 3.)

      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

      Рис 3. а) Периметрия в норме; б) Сужение поля зрения при глаукоме

      3. Цветовое зрение (цветоощущение) - способность глаза к восприятию цветов на основе чувствительности к различным диапазонам излучения видимого спектра. Это функция колбочкового аппарата сетчатки.

      Можно условно выделить три группы цветов в зависимости от длины волны излучения:

      • длинноволновые - красный и оранжевый,

      • средневолновые - желтый и зеленый,

      • коротковолновые - голубой, синий, фиолетовый.

      Все многообразие цветовых оттенков (несколько десятков тысяч) можно получить при смешении трех основных цветов - красного, зеленого, синего (см. рис. 4). Все эти оттенки способен различить глаз человека.

      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

      Рис 4. Схема разложения белого цветва на цветной спектр

      Это свойство глаза имеет большое значение в жизни человека. Цветовые сигналы широко используют на транспорте, в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Правильное восприятие цвета необходимо во всех медицинских специальностях, в настоящее время даже рентгенодиагностика стала не только черно-белой, но и цветной.

      Восприятие цвета определяется на специальных приборах - аномалоскопах или с помощью полихроматических таблиц. Общепринятым считается метод, предложенный Е. Б. Рабкиным (см. рис. 5).

      Диагностические таблицы построены по принципу уравнения кружочков разного цвета по яркости и насыщенности. С их помощью обозначены геометрические фигуры и цифры ("ловушки"), которые видят и читают пациенты. Если они не замечают цифру или фигурку, выведенную кружочками одного цвета то, это и есть тот цвет, который не воспринимает обследуемый. Во время исследования пациент должен сидеть спиной к окну. Врач держит таблицу на уровне его глаз на расстоянии 0,5-1 м. Каждая таблица демонстрируется в течение 5 секунд.

      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

      Рис.5 Примеры рисунков из набора полихроматических таблиц Рабкина.

      Обследуемые с нормальным цветоощущением различают в таблице цифру 9, при нарушении цветоощущения - цифру 5.

      4. Бинокулярное зрение - восприятие окружающих предметов двумя глазами (от лат. bi - два, осulus - глаз) - обеспечивается в корковом отделе зрительного анализатора благодаря сложнейшему физиологическому механизму зрения - фузии, т. е. слиянию зрительных образов, возникающих отдельно в каждом глазу (монокулярное изображение), в единое сочетанное зрительное восприятие.

      Бинокулярное зрение формируется постепенно и достигает полного развития к 7-15 годам. Оно возможно лишь при определенных условиях

      (достаточно высокая острота зрения обоих глаз, отсутствие косоглазия и нарушения подвижности глазных яблок и т.п.), причем нарушение любого из этих условий может стать причиной расстройства бинокулярного зрения. Характер зрения становится либо монокулярным (зрение одним глазом), либо одновременным, при котором в высших зрительных центрах воспринимаются импульсы то от одного, то от другого глаза. Монокулярное и одновременное зрение позволяет получить представление лишь о высоте, ширине и форме предмета без оценки взаиморасположения предметов в пространстве по глубине.

      Наряду с аппаратными методами, существует несколько простых способов определения бинокулярного зрения без использования приборов.

      • Первый заключается в надавливании пальцем на глазное яблоко в области век, когда глаз открыт. При этом появляется двоение, если у пациента имеется бинокулярное зрение. Это объясняется тем, что при смещении одного глаза изображение фиксируемого предмета переместится на несимметричные точки сетчатки (рис. 6).

      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

      Рис.6. Схема проведения пробы на бинокулярность зрения.


      • Второй способ - опыт с карандашами, или так называемая проба с промахиванием, в ходе которой наличие или отсутствие бинокулярности выявляют с помощью двух обычных карандашей. Пациент держит один карандаш вертикально в вытянутой руке, врач - другой в том же положении. Наличие бинокулярного зрения у пациента подтверждается в том случае, если при быстром движении он попадает кончиком своего карандаша в кончик карандаша врача (см. рис.7).


      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

      Рис.7. Определение бинокулярного зрения .

      • Третий способ - проба с "дырой в ладони". Одним глазом пациент смотрит вдаль через свернутую из бумаги трубочку, а перед вторым глазом помещает свою ладонь на уровне конца трубочки. При наличии бинокулярного зрения происходит наложение изображений и пациент видит в ладони отверстие, а в нем предметы, видимые вторым глазом (см. рис.8) .

      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

      Рис. 8. Проба с «дырой в ладони» для определения характера зрения.





































      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»







      Практический блок










      Для выполнения практической части занятия формируются микро-группы студентов, которые выполняют задания, сменяя друг друга.

      Для оформления полученных результатов им выдается раздаточный материал, в котором содержится «путевой» лист, алгоритм выполнения заданий, необходимые материалы.

      Рекомендации к самостоятельной работе студентов

      Уважаемые студенты!

      Порядок выполнения практической работы:

      1. Ознакомиться и сделать конспект с методической разработки по практической части.

      2. Разбиться на группы по 2-3 человека. Внимательно прочитать условия задания.

      3. Построить контрольную карту для записи результатов работы.

      4. Распределите обязанности таким образом, чтобы каждый из вас поочередно выполнял обязанности исследователя и обследуемого.

      5. Выполнить последовательно 1-3 задания, записать результаты в карту. Сделать необходимые выводы.

      6. Показать карту обследования и выводы практической работы преподавателю, получить итоговую оценку.

      Задание 1. Определение ориентировочной остроты зрения.

      Обследуемый садится на стул на расстоянии 5 м от таблицы с оптотипами. Закрывает левый глаз заслонкой и читает буквы, расположенные в 10-й строке. Если они не видны, проверяющий поднимается на строку выше до тех пор, пока обследуемый не будет ясно видеть оптотипы. Острота зрения, соответствующая чтению знаков каждой строки, указана в столбце слева.

      Если обследуемый пользуется очками, острота зрения проверяется с очками и без них.

      Результат обследования записать в тетрадь.

      Задание 2. Определение цветоощущения.

      Студенты определяют цветоощущения с помощью таблиц Рабкина. Каждая таблица демонстрируется в течение 5 секунд. Результаты записываются в тетради.

      Расшифровка таблиц Рабкина.

      Таблица 1. Люди, с нормальным цветоощущением различают на рисунке цифры 9 и 6 (96).

      Таблица 2. При нормальном цветовом зрении обследуемый различает в таблице две фигуры: треугольник и круг.

      Таблица 3. Люди с нормальным восприятием цвета различают на рисунке цифры 1 и 3 (13).

      Задание 3. Определение бинокулярного зрения.

      Опыт 1. Студента самостоятельно определяют бинокулярное зрение. Для этого при взгляде двумя глазами вдаль через нижнее веко отклоняют глазное яблоко, слегка нажимая на него. Результаты записать в тетрадь.

      Опыт 2. (Выполняется в парах.) Один студент держит карандаш. Второй, закрыв рукой один глаз, пытается попасть кончиком своего карандаша в кончик карандаша, который держит испытатель. Результаты записать в тетрадь.

      Опыт 3. Сверните бумажный лист в виде трубки и, поместив свою ладонь к концу трубки, смотрите вдаль двумя глазами. Результат запишите в тетрадь.


      Карта для записи результатов практической работы

      Задание 1.

      Определение ориентировочной остроты зрения (студенты, пользующиеся очками, определяют остроту зрения без коррекции и в очках.)

      Результаты выполнения задания:

      Вывод:

      Ориентировочная острота зрения:

      Без коррекции-

      С коррекцией-

      Задание 2.

      Определение цветоощущения

      Результат выполнения задания:

      Вывод:

      Задание 3.

      Определение бинокулярного зрения

      Опыт 1.

      Результаты выполнения:

      Опыт 2.

      Результаты выполнения:

      Опыт 3.

      Результаты выполнения:

      Выводы:




      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»


      Эталоны ответов к заданиям.



      Эталоны ответов к вопросам для определения исходного уровня.


      1. Зрительный анализатор составляют следующие структуры:

      Рецепторный отдел - фоточувствительные клетки сетчатки.

      Проводящий отдел - зрительный нерв и зрительный тракт.

      Центральный отдел- зрительная кора в затылочной доле полушарий головного мозга.

      1. За четкое предметное зрение ответственны колбочки сетчатки, сосредоточенные преимущественно в центральной зоне сетчатки, которая называется макулярной.

      2. Периферическое поле зрения обеспечивается палочками, рассеянными по всей сетчатой оболочке. Поле зрения может сужаться при некоторых заболеваниях cсетчатки и зрительного нерва, например, при глаукоме, инсультах, кровоизлияниях в сетчатку при сахарном диабете и гипертонической болезни.

      3. Нормальной считается острота зрения равная 1,0. Отклонение от нормальной остроты зрения называется аметропией.

      Виды аметропии: миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм.

      1. Пресбиопия - это возрастное изменение зрения, вызванное потерей хрусталиком эластичности и снижением аккомодации. При этом возникают затруднения при работе вблизи. Пресбиопия корректируется положительными очковыми линзами.


      Эталон выполнения заданий.

      Задание 1.

      Определение ориентировочной остроты зрения (студенты, пользующиеся очками, определяют остроту зрения без коррекции и в очках.)

      Результаты выполнения задания:

      Правым глазом читает оптотипы восьмой строки.

      Левым глазом читает оптотипы 10 строки.

      Коррекцией не пользуется.

      Вывод: Острота зрения ОД=0, 8

      Острота зрения ОS = 1.0

      Задание 2.

      Определение цветоощущения

      Результат выполнения задания:

      При демонстрации таблиц Рабкина ошибок не допускает.

      Вывод: Цветоощущение не нарушено.

      Задание 3.

      Определение бинокулярного зрения

      Опыт 1.

      Результаты выполнения: при отклонении глазного яблока появляется двоение.

      Опыт 2.

      Результаты выполнения: попадает в кончик карандаша.

      Опыт 3.

      Результаты выполнения: при проведении опыта появляется «дыра в ладони».

      Выводы: бинокулярное зрение есть.



      Подведение итогов занятия

      Критерии оценок


      Оценка ставится на основании наблюдения за студентом и

      письменного отчёта за работу.

      Отметка «5»

      • Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы.

      • ПК 2.1-правильно и полно предоставляет информацию в понятном для пациента виде, доходчиво объясняет суть вмешательства;

      • ПК 2.5- правильно пользуется необходимым оборудованием и медицинскими изделиями в ходе выполнения практической работы.

      Отметка «4»

      • Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом допущены несущественные ошибки в работе.

      • ПК 2.1- при объяснении пациенту сути и порядка обследования допускает неточности,

      • ПК 2.5 - при работе с оснащением допускает незначительные ошибки. Исправляет их после вопросов преподавателя.

      Отметка «3»

      • Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в объяснении, в оформлении работы, которая исправлена после дополнительных разъяснений учителя.

      • ПК 2.1-при объяснении хода исследования дает неточные объяснения пациенту, путает порядок выполнения исследования.

      • ПК 2.5- при работе с оснащением допускает ряд существенных ошибок.

      Отметка «2»

      • Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе объяснении, в оформлении работы, которые студент не может исправить даже после дополнительных объяснений учителя.

      • ПК 2.1 - допущены две (и более) существенные ошибки в объяснении сути и хода обследования, демонстрирует непонимание цели проведения обследования.

      • ПК 2.5 - неправильно использует оборудование и предметы медицинского назначения, затрудняется объяснить цель и способ их применения.





      Домашнее задание:

      1. Выучить материал учебника, стр. 100-149.




      Список используемой литературы:

      Учебник «Глазные болезни» /Э.Д.Рубан.- Ростов н/Д:Феникс, 2006.















      Приложение

      Задание1. Ориентировочная оценка остроты зрения.

      Таблица Головина-Сивцева.

      Задание 2. Определение цветоощущения.

      Таблицы Рабкина.











      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»


      +



      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»





      Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»Методическая разработка к практическому занятию по ПМ02 на тему:«Сестринский процесс при патологии органа зрения, при работе с лицами с ограниченными возможностями по зрению»

      34

      © 2010-2022