Использование народных традиций в воспитании и обучении учащихся

В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа. Следовательно, этнопедагогика является ведущей концепцией дальнейшего развития национальной школы, так как воспитание на основе народной педагогики дает возможность привить любовь к ценностям материальной и духовной культуры своего народа.   Башкиры на протяжении столетий создали чрезвычайн...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование народных традиций в воспитании и обучении учащихся.

В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа.

Следовательно, этнопедагогика является ведущей концепцией дальнейшего развития национальной школы, так как воспитание на основе народной педагогики дает возможность привить любовь к ценностям материальной и духовной культуры своего народа.

Башкиры на протяжении столетий создали чрезвычайно богатую и многогранную уникальную культуру. В наши годы, когда культура не знает национальных преград, башкиры, сохраняя свое богатое наследие принимают самое деятельное участие в развитии общей цивилизации.

В Аргаяшском районе с 1994 года работает центр-возрождения национальной культуры, традиций, обычаев и языка. Стержнем работы в данном направлении является районная программа «Национальное возрождение и развитие башкирского народа Аргаяшского района Челябинской области», утвержденная в 1994 году. В 17 школах района есть заместители директоров по возрождению. Они наряду с учителями башкирского языка и литературы вносят свой вклад в организацию мероприятий, подготовке уроков, а также ведут школьные музеи. Во многих музеях школ организованы уголки из предметов быта и труда башкир, родословное дерево, утварь, история деревень, история башкирского народа. Учителя башкирского языка и литературы на своих уроках пользуются экспонатами музея, организовывают посещение в другие школьные и районные музеи. Учащиеся очень заинтересованы историей, бытом, культурой своего народа, родословным своих предков. Они с огромным желанием собирают информацию для музея, узнают от жителей про своих предков, а также приносят в школьный музей найденные экспонаты.

На основе народных традиций воспитания можно помочь учащимся выработать современные идеалы. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, к его обычаям и традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям в детских учреждениях, учебных заведениях, сочетание национальной и общечеловеческой культур дает хорошие результаты в воспитании и обучении учащихся.

Базой для воспитания детей является народный опыт воспитания и национальные традиции, общение на родном языке. Обучение башкирского языка в Аргаяшском районе ведется в 47 школах. Башкирский язык изучается по 2-х, 3-х, 4-х часовой программе. В процессе обучения школьники узнают особенности обычаев, традиций башкирского языка и охотно участвуют в таких мероприятиях как детский сабантуй, проводы зимы (нардуган), встреча весны (науруз), кукушкин чай, воронья каша и другие.

Использование близкого и понятного для конкретного народа воспитательного опыта способствует повышению качества учебно-воспитательной работы, сближает взгляды участников педагогического процесса, укрепляет связь между образовательными учреждениями и социокультурной средой, в целом, повышает педагогический результат.

Содержание воспитания в дошкольных учреждениях составляет национально-региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, учатся исполнять башкирские песни и танцы, играют в народные подвижные игры. Это способствует пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.

Средняя общеобразовательная школа прививает учащимся практические умения импровизации в жанрах фольклора, умения в национальной резьбе, шитье, вышивании, продолжается знакомство с произведениями устного народного творчества, разновидностями прикладного искусства. Учащиеся осваивают национальные игры и виды спорта, получают представления о народных обычаях и ритуалах. Также средняя школа углубляет познания учащихся в различных видах национальной культуры, развивает художественные особенности, эстетический вкус учащихся. Знакомит с традиционной культурой жизни, труда и быта народа. Совершенствуются знания учащихся по философии, истории, литературе народа.

Важным фактором сохранения м развития национальной культуры является сохранение и развитие традиций народной педагогики. Национальное возрождение невозможно без возрождения традиций, которые по сути своей соответствуют народным идеалам: доброта, труд, мудрость, нравственность, уважение старости, любовь ко всему живому.

В библиотеках школ с учебниками башкирского языка и литературы есть учебники как «История Башкортостана», «Уроки жизни». Учителя с удовольствием пользуются этими учебниками и пособиями, так как они способствуют расширению кругозора учащихся, формированию у них высоких патриотических, нравственных и эстетических чувств, а также показывают, что национальная культура любого народа является частью мировой культуры и способствует возрождению и развитию национальных культур. Разнообразие материала дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки.

Использование башкирских народных традиций в воспитании и обучении учащихся формирует художественный вкус, способствует духовному развитию личности, сохранению преемственности поколений.

Этнокультурное воспитание основывается на идеях патриотизма и родной культуры. Воспитание детей на народных традициях проникнуто высоконравственным национальным идеалом. Содержание идей народной педагогики глубинно заложены в таких широко известных воспитательных средствах, как пословицы и поговорки, загадки, сказки, игры, песни.

С малолетнего возраста ребенок видит в семье как проводятся аяты, имянаречение ребенка, башкирские свадьбы, коллективные работы. То есть, все это он уже берет из семьи, в школе это для него уже не новость. В учебном процессе он узнает о других обычаях и традициях башкирского народа, расширяя свой кругозор. Каждая башкирская семья чтит и помнит свои обычаи и традиции. Старается их передать молодому поколению, чтобы молодежь не забывала своих родных истоков.

Аргаяшские башкиры - самая большая компактная группа этноса в пределах Челябинской, Курганской и Свердловской областей. Благодаря своей численности и компактности, они сохранили нормальное языковое общение, национальные традиции, помогающие приобщаться более или менее плодотворно к этнокультуре. Но этого явно недостаточно, ибо необходимо приобщение людей к современной профессиональной культуре. Для этого в районе необходимо создать при районном доме культуры выездную группу артистической молодежи для обслуживания культурных потребностей населения и пропагандирования современного искусства.

Педагоги школы должны и обязаны в совершенстве владеть родным и русским литературным языками, обладать знаниями по родной, русской и мировой культуре, обучать детей с учетом принципов этнопсихологии и этнопедагогики, готовить их как продолжателей национальных традиций, воспитывать у них терпимость и уважительное отношение к людям любой национальности, любого вероисповедания и культуры.

Нужно учитывать, что использование материалов народной педагогики не должно ограничиваться только программами учебных занятий, так и во внеурочное время.

Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Поэтому то одним из главных занятий человека с тех пор как он существует, было создание сети традиций.

Таким образом, воздействие и влияние народной педагогики в вовпитательный процесс в образовательных учреждениях, а также использование народных традиций огромны.

Построение образовательного процесса на принципах народной педагогики, или, по крайней мере, использования материалов народной педагогики в учебных программах, решает одну из важнейших проблем современной школы - интернациональное воспитание, воспитание в духе терпимости к другим культурам, народам.


© 2010-2022