Формы работы с родителями обучающихся и их результаты

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Антонян Асмик Фредиковна

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ДДТ»

Октябрьского района

г. Ижевска

Формы работ с родителями обучающихся в объединении «Сувенир и дизайн игрушки» «ДДТ» Октябрьского района г. Ижевска

Дополнительное образование детей играет большую роль в общей системе образования.

Дополнительное образование детей выполняет государственный заказ по социализации детей, способствует их духовно-нравственному становлению, создаёт дополнительные предпосылки и возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей включив в этот процесс семью. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий. Воспитание ребенка в учебном учреждении и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения детей в учреждении дополнительного образования сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Работа с родителями имеет огромное значение, т. к. роль семьи в жизни ребёнка занимает далеко не последнее место. Родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи.

Там, где педагог и родители действуют согласованно, лучше осуществляется учебное - воспитательная работа в объединении и более правильно ведется воспитание детей в семье. Большую роль в создании благоприятного климата в объединении играют совместные досуговые мероприятия - мастер - классы и совместные мероприятия с родителями.

С одной стороны - родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом», с другой стороны, значительная часть родителей к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и учебного заведения.

Педагога дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитие ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Как показывает мой многолетний опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. Эффективность взаимодействия с родителями учащихся во многом зависит от форм организации работы. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями учащихся - это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества,
Для этого мною активно используются следующие формы работы с семьей:
1. Групповые формы:

• Дни открытых дверей.
• Родительское собрание.
• Тематические мастер - классы для детей и родителей.
2. Индивидуальные формы:
• Анкетирование, диагностика.
• Индивидуальная консультация (беседа).
• Просветительская работа.

Дни открытых дверей. Это способ познакомить родителей с образовательной программой, содержанием, методами обучения, условиями детской деятельности.

Одной из популярных и востребованных форм работы с родителями в объединении «Сувенир и дизайн игрушки», является организация совместных досуговых мероприятий.

Родительское собрание - это основная форма работы с родителями. На собраниях использую методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

В подготовке и проведении родительских собраний всегда учитываю следующие моменты:

1. За 1-2 недели до собрания объявляю дату проведения обучающимся. Такой срок позволяет родителям спланировать своё время в день проведения собрания. Передаю родителям приглашения на родительское собрание через учащихся объеденения.

2. Тщательно готовлюсь к родительскому собранию, так как выступление должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно начинаю с рассказа о положительных фактах в жизни «ДДТ» и объединения. Моя задача состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания.

3. На собрании знакомлю с правилами поведения в «ДДТ», объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлении, о знаниях, и контроле за ними.

4. На родительских собраниях благодарю родителей, кто оказывает помощь объединению, за воспитание детей.

5. Собрание целесообразно проводить 2 раза в учебном году. По результатам собрания составляется протокол. На собрание выносятся вопросы, которые нуждаются в решении родительского большинства. Принимается решение.

6. Протоколы родительских собраний хранятся в специальной папке «Протоколы родительских собраний».

Мастер-классы для детей с родителями. На мастер - классах стараюсь создать атмосферу, располагающую к совместному творчеству и результативной работе. На мастер - классах всегда полный аншлаг. Дети и родители с нетерпением ждут мастер - классов. Организованные мастер-классы позволяют не только привлечь взрослых к творчеству, но и способствуют установлению контактов с родителями через общение.

Эти мастер-классы помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования мастер - класса подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат - радость совместного творческого труда.

Анкетирование, диагностика провожу для выяснения запросов родителей, удовлетворенность моей работой. Заполненные анкеты храню в течение учебного года. Обобщённые результаты я храню в течение 5 лет (меж аттестационный период). Письменные отзывы родителей о моей деятельности и о мастер - классах составляются в свободной форме, хранятся в папке «Отзывы».

Индивидуальная консультация (беседа)

Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости. Как заметила - в индивидуальных беседах родители более открыты, что способствует к знакомству с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и меня проблемы. Эта форма очень эффективная.

Просветительская работа одна из важных моментов, т.к. ознакомливаю родителей с Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральным законом «Об образовании», Методическими рекомендациями "О взаимодействии образовательного учреждения с семьей".

Общение педагога с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальной темой для меня. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как мне, так и родителям.

Семья способствует самоутверждению, раскрывает человека, его индивидуальность, стимулирует его социальную, творческую активность. Создание союза педагог-ребёнок-родитель - осуществляется при помощи взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Для меня, как педагога важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия.

В процессе совместного времяпрепровождения происходит духовное сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений. Практика показывает, что успешное решение проблем дополнительного образования детей возможно только там, где существуют взаимопонимание, взаимодействие, совместные усилия родителей и педагогов.

Основная цель организации взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями - максимальное вовлечение их в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта этого процесса. Это позволит изменить представления многих современных родителей об их роли в счастливой жизни ребенка.






Cписок литературы



  1. Варова Т.И., методист, преподаватель кафедры проблем воспитания и дополнительного образования КРИПК и ПРО. Мастер-класс «Работа с родителями» 2011г.

  2. Золотарева А.В. Методика воспитательной работы в школе. Академия развития 2006

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212

  4. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования Аукцион методических идей

  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»


© 2010-2022