Статья на тему Формирование творческих навыков учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование творческих навыков учащихся

Титова Г.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №12


Один из известных философов как-то заметил, что образование - это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика, когда забыты законы физики и химии, теоремы геометрии и правила биологии. Совершенно верно - творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Можно забыть конкретные правила наук и искусств, но важно помнить, какие нужно выбрать учебники, в которых они находятся, как выписать, упростить и запомнить их с помощью известных приемов развития памяти. Это одно из творческих умений.

Применяя изученное правило для трудовой деятельности, человек должен продумать не только план работы, но и условия, при которых процесс деятельности и его результаты не понесли бы вреда ему самому, другим людям и природе - это уже нравственное умение. Комплексы творческих и нравственных умений образуют соответствующие качества личности.

К сожалению, в настоящее время ни в одной теоретической работе по педагогике не определена структура творческих и нравственных качеств личности.

Однако лучшие учителя при подготовке к уроку планируют и развивают ЗУН, в том числе отдельные творческие умения.

Значительная часть учителей-предметников на первый план выдвигают знания и умения, да и стандарты образования этого требуют. И получается, что даже лучшие ученики школ не соответствуют в полной мере цели педагогического процесса. У многих учащихся меняется интерес к школьному образованию. А какие современные методы интеллектуальной деятельности осваивают наши ученики в течение всех лет обучения в школе?

Может быть, метод контрольных вопросов, системный анализ или приемы решения противоречий?

Боюсь, что об этих методах не слышали не только ученики, но и многие их учителя. Большинство творческих заданий дети выполняют методом перебора вариантов или, просто угадывая правильные ответы.

О каком чувстве успеха можно вести речь, если ученики не владеют методами достижения успеха.

Ученые, проанализировав тысячи биографий творческих личностей (поэтов, писателей, ученых, инженеров и др.) и пришли к выводу, что независимо от рода деятельности творческая деятельность обладает следующими основными качествами:


  • умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению

  • умение планировать и само контролировать свою деятельность

  • высокая работоспособность

  • умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели

  • умение защищать свои убеждения

Воспитание у учащихся высокой работоспособности ощущается в процессе обучения их приемам интеллектуальной деятельности. Основными приемами являются: дополнения, изменения, самостоятельное составление контекстов, сравнение, исправление ошибок, доказательство, опровержение, выведение правил из фактической информации, выбор информации, составление научной картотеки, умения работать парами, группой, индивидуально.

В настоящее время в школах для выполнения творческого задания в лучшем случае применяется метод «мозгового штурма».

В большинстве случаев творческие задания учащиеся выполняют без использования специальных методов творческой деятельности. Очень важен стиль взаимоотношения. В центре должны быть демократические взаимоотношения, которые подразумевают совмещение интересов (приемы: разделение противоположных требований в пространстве, разделение времени выполнения противоположных требований, объединение совместных требований для их совместного выполнения);

Контролируемое доверие; тактичность оценки, обеспечение минимального успеха; исключение принуждения (хорошо, если учащиеся принимают участие в планировании урока); соблюдение межличностных отношений; защита прав учащихся, предварительное уважение.

И важное: без воспитания в процессе обучения творческих качеств учащихся невозможно создать на уроке ситуацию совместной творческой деятельности. А воспитать их можно посредством следующего :


  • обучения приемам определения цели деятельности и планирования задач

  • обучение приемам эффективной познавательной деятельности

  • усвоение методов творческой деятельности

  • обучение приемам самоанализа и самооценки результатов деятельности

А начинать надо с малого.

Знать и применять простейшее правило: выполнил работу- сделай анализ:

что хорошо и как надо улучшить ?

Обязательно в каждом классе , аудитории найдется ученик , который тихо, монотонно, невыразительно читает. Мало того, что он с трудом понимает прочитанное , он еще и формирует в себе чувство неуверенности , страха и пр.

Есть упражнение : «Так , тише ,тс-с. Мы тебя все любим .Все напряжение собрал в руку и сейчас , когда я тебя разверну , громко , четко , рубя рукой ритм, скажешь текст! По - во -ра - чиваешься к аудитории и …» Что это ? При чем здесь «рубя рукой ритм» ? А при том , что творческий человек должен свободно излагать свои мысли устно и письменно , уметь разрешать конфликт и главное - стабильно решать задачи. Но прежде ребенку надо снять «зажим» с горла - отсюда и рубка рукой ритма.

Почаще перед ребятами надо ставить нестандартные задачи . Дети интуитивно тянуться к творчеству - этому нормальному состоянию человека. Станут ли они профессионалами ? Не знаем . Но им дается шанс. Шанс на творчество .

Поэтому в гимназии в старших классах практикуются защиты годовых работ в старшем звене, защита исследовательских работ в среднем звене , проводятся конкурсы на лучшее литературное произведение , проводятся фотоконкурсы, выставки поделок, рисунков , начиная с 1 - 11 класс .

Творчество - это всегда решение каких-то задач . И они ставятся на каждом уроке , но в полной мере решаются во внеклассной работе по предмету . Вносят свою ленту по развитию творческих способностей и уроки по проектной деятельности .

© 2010-2022