- Преподавателю
- Другое
- Статья на тему Формирование творческих навыков учащихся
Статья на тему Формирование творческих навыков учащихся
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Титова Г.В. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование творческих навыков учащихся
Титова Г.В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия №12
Один из известных философов как-то заметил, что образование - это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика, когда забыты законы физики и химии, теоремы геометрии и правила биологии. Совершенно верно - творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Можно забыть конкретные правила наук и искусств, но важно помнить, какие нужно выбрать учебники, в которых они находятся, как выписать, упростить и запомнить их с помощью известных приемов развития памяти. Это одно из творческих умений.
Применяя изученное правило для трудовой деятельности, человек должен продумать не только план работы, но и условия, при которых процесс деятельности и его результаты не понесли бы вреда ему самому, другим людям и природе - это уже нравственное умение. Комплексы творческих и нравственных умений образуют соответствующие качества личности.
К сожалению, в настоящее время ни в одной теоретической работе по педагогике не определена структура творческих и нравственных качеств личности.
Однако лучшие учителя при подготовке к уроку планируют и развивают ЗУН, в том числе отдельные творческие умения.
Значительная часть учителей-предметников на первый план выдвигают знания и умения, да и стандарты образования этого требуют. И получается, что даже лучшие ученики школ не соответствуют в полной мере цели педагогического процесса. У многих учащихся меняется интерес к школьному образованию. А какие современные методы интеллектуальной деятельности осваивают наши ученики в течение всех лет обучения в школе?
Может быть, метод контрольных вопросов, системный анализ или приемы решения противоречий?
Боюсь, что об этих методах не слышали не только ученики, но и многие их учителя. Большинство творческих заданий дети выполняют методом перебора вариантов или, просто угадывая правильные ответы.
О каком чувстве успеха можно вести речь, если ученики не владеют методами достижения успеха.
Ученые, проанализировав тысячи биографий творческих личностей (поэтов, писателей, ученых, инженеров и др.) и пришли к выводу, что независимо от рода деятельности творческая деятельность обладает следующими основными качествами:
-
умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению
-
умение планировать и само контролировать свою деятельность
-
высокая работоспособность
-
умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели
-
умение защищать свои убеждения
Воспитание у учащихся высокой работоспособности ощущается в процессе обучения их приемам интеллектуальной деятельности. Основными приемами являются: дополнения, изменения, самостоятельное составление контекстов, сравнение, исправление ошибок, доказательство, опровержение, выведение правил из фактической информации, выбор информации, составление научной картотеки, умения работать парами, группой, индивидуально.
В настоящее время в школах для выполнения творческого задания в лучшем случае применяется метод «мозгового штурма».
В большинстве случаев творческие задания учащиеся выполняют без использования специальных методов творческой деятельности. Очень важен стиль взаимоотношения. В центре должны быть демократические взаимоотношения, которые подразумевают совмещение интересов (приемы: разделение противоположных требований в пространстве, разделение времени выполнения противоположных требований, объединение совместных требований для их совместного выполнения);
Контролируемое доверие; тактичность оценки, обеспечение минимального успеха; исключение принуждения (хорошо, если учащиеся принимают участие в планировании урока); соблюдение межличностных отношений; защита прав учащихся, предварительное уважение.
И важное: без воспитания в процессе обучения творческих качеств учащихся невозможно создать на уроке ситуацию совместной творческой деятельности. А воспитать их можно посредством следующего :
-
обучения приемам определения цели деятельности и планирования задач
-
обучение приемам эффективной познавательной деятельности
-
усвоение методов творческой деятельности
-
обучение приемам самоанализа и самооценки результатов деятельности
А начинать надо с малого.
Знать и применять простейшее правило: выполнил работу- сделай анализ:
что хорошо и как надо улучшить ?
Обязательно в каждом классе , аудитории найдется ученик , который тихо, монотонно, невыразительно читает. Мало того, что он с трудом понимает прочитанное , он еще и формирует в себе чувство неуверенности , страха и пр.
Есть упражнение : «Так , тише ,тс-с. Мы тебя все любим .Все напряжение собрал в руку и сейчас , когда я тебя разверну , громко , четко , рубя рукой ритм, скажешь текст! По - во -ра - чиваешься к аудитории и …» Что это ? При чем здесь «рубя рукой ритм» ? А при том , что творческий человек должен свободно излагать свои мысли устно и письменно , уметь разрешать конфликт и главное - стабильно решать задачи. Но прежде ребенку надо снять «зажим» с горла - отсюда и рубка рукой ритма.
Почаще перед ребятами надо ставить нестандартные задачи . Дети интуитивно тянуться к творчеству - этому нормальному состоянию человека. Станут ли они профессионалами ? Не знаем . Но им дается шанс. Шанс на творчество .
Поэтому в гимназии в старших классах практикуются защиты годовых работ в старшем звене, защита исследовательских работ в среднем звене , проводятся конкурсы на лучшее литературное произведение , проводятся фотоконкурсы, выставки поделок, рисунков , начиная с 1 - 11 класс .
Творчество - это всегда решение каких-то задач . И они ставятся на каждом уроке , но в полной мере решаются во внеклассной работе по предмету . Вносят свою ленту по развитию творческих способностей и уроки по проектной деятельности .