Адаптированная программа для детей с ОВЗ по русскому языку 2 класс

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. («Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч.– М.: «Просвещение», 2009) в соответствии с требованиями Федерального компонента государс...
Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. («Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч.- М.: «Просвещение», 2009) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников с задержкой психического развития (далее ЗПР).

Адаптированная образовательная программа разработана на основании:

1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 29.12.2014 № 1643.

2. Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7)

3. Учебного плана ГБОУ ООШ с.Спиридоновка на 2014-2015 уч.год.

4. «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно - развивающее обучение» под ред. С.Г.Шевченко. Москва: Школьная пресса 2004 г.

5. № 273-Федерального Закона «Об образовании в РФ», ФГОС НОО, специальных (коррекционных) программ VII вида, проекта примерной основной образовательной программы начального общего образования детей с ЗПР.

6. Примерная программа начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. («Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч.- М.: «Просвещение», 2009)

Цель программы:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка: овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать родную речь.

Задачи:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  • уметь применять полученные знания в жизни.

Основные направления коррекционной работы:

  • Максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;

  • Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

  • Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;

  • Формирование навыков учебной работы;

  • Развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать языковые явления.

Специфика программы

Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • Орфография и пунктуация;

  • Развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Центральное место в содержании курса занимает тема «Предложение», поскольку работа над предложением направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Серьезное внимание уделяется в программе формированию фонетико- графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения), осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций, осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова, овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения, осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

На всех этапах обучения большое внимание уделяется развитию навыков грамотного письма.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Четвертый год обучения (1-5) детей с ЗПР занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам, прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Дети изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью. На основе знаний состава слова производится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок и окончаний.

В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее доступными нормами литературного языка: правильное произношение слов, построение предложений и употребление грамматических форм слов в словосочетаниях, правильное употребление слов с учетом их семантической (смысловой) сочетаемости (правила словоупотребления).

Примерное количество слов для словарных диктантов - 10 - 12 слов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: в конце года - 55 - 65 слов.

Тексты, предназначенные для изложения, увеличиваются по сравнению с диктантами соответственно на 15-20 слов.

Программа построена с учетом реализации межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса русского языка открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные и личностные умения:

  • 1) работать с учебной книгой, лингвистическими словарями и справочниками, работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка), использовать различные способы поиска информации;

  • 2) выполнять простые учебные задачи, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, пользоваться приёмами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождение сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации;

  • 3) учит школьников позитивной самооценке, сотрудничеству друг с другом и со взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию в рамках проектной деятельности.

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Русский язык» ).(М.: - Просвещение, 2012 год).

Условия реализации

Кадровые ресурсы: учитель начальных классов ГБОУ ООШ с. Спиридоновка, прошедший курсовую подготовку с 11.11.2013 г. по 19.11.2013 г. «Обучение и воспитание учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья в соответствии ФГОС» (72 ч) ЦСО Самарской области

Педагог -психолог ГБОУ ДПО ЦПК «Региональный социопсихологический центр» (договор о сотрудничестве)

Материально-технические ресурсы:

Компьютерное оборудование

Дидактические материалы

Доступ к сети Интернет

Сенсорное оборудование







Содержание программы

Образовательный компонент

В основе содержательного компонента лежит ФГОС НОО, с учетом рекомендаций по изучению учебного материала, отраженных в специальных (коррекционных) программах VII вида (дифференциация учебного материала по категориям: для изучения, для ознакомления).

Коррекционный компонент

Коррекционная направленность образовательного процесса в соответствии с рекомендациями ПМПк ГБОУ, обеспечивающая:

-развитие концентрации и распределяемости слухового и зрительного внимания,

-развитие словесно-логического мышления,

- усвоение определенных знаний, умений и навыков,

- формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении,

-специальные коррекционные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для обучающегося.

Воспитательный компонент

Активное участие обучающегося во внеурочной деятельности, в мероприятиях воспитательного характера, проводимых в ГБОУ ООШ с. Спиридоновка.

Индивидуальный учебный план

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана ГБОУ ООШ с. Спиридоновка на 2014- 2015 уч.год.



Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Заключение и рекомендации специалистов

В 2014-2015 учебном году организовать обучение Коростелева Максима во 2 классе ГБОУ ООШ с. Спиридоновка индивидуально на дому по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР с созданием охранительного режима обучения. Заключение ОМКО СПБ № 1271 от 05.09.2014 р.5 п.5.

. Материально - техническое обеспечение учебного процесса.

а) Книгопечатные.

  • Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.

  • Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для образоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2012.

  • Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. - М.: ВАКО, 2011.

  • Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 класы: пособие для учителей общеобр. Учрежден.- М.: Просвещение, 2012

  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2011.

б) Печатные пособия.

  • Комплект таблиц для начальной школы по обучению грамоте для 1 класса.

в) технические средства обучения.

  • Телевизор

  • Магнитофон

  • DVD - плеер

  • Магнитная доска.

г) Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык 2 класс.





© 2010-2022