- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа профессионального модуля по профессии: 150709. 02 СВАРЩИК (ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫЕ И ГАЗОСВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ)
Рабочая программа профессионального модуля по профессии: 150709. 02 СВАРЩИК (ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫЕ И ГАЗОСВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степаненко Ф.П. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования
150709.02 СВАРЩИК (ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫЕ И ГАЗОСВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ)
Организация-разработчик:
ГБОУ СПО «Клинцовский технологический техникум» г. Клинцы Брянской области
Разработчик:
Степаненко Ф.П.: мастер производственного обучения, высшая квалификационная категория
Петухов А.И. мастер производственного обучения, высшая квалификационная категории
Рассмотрена, одобрена и рекомендована экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО)
Заключение Экспертного совета № __________________ от «____»_______ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
14
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
15
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля - является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО
150709.02 СВАРЩИК (ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫЕ И ГАЗОСВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
3. Выполнять сборку изделий под сварку.
4. Проверять точность сборки.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке рабочих по профессии Слесарь на базе основного общего образования без опыта работы
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-
выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;
-
подготовки баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;
-
выполнения сборки изделий под сварку;
-
проверки точности сборки;
уметь:
-
выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла;
-
подготавливать газовые баллоны к работе;
-
выполнять сборку изделия под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками; проверять точность сборки
знать:
-
правила подготовки изделия под сварку;
-
назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;
-
средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;
-
виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений
-
виды сварных швов и соединений, их обозначения на чертежах;
-
типы разделки кромок под сварку;
-
правила наложения прихваток;
-
типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -90 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося -30 часов;
учебной и производственной практики - 72 + 66часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке
ПК 1.2
Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки
ПК 1.3
Выполнять сборку изделий под сварку
ПК 1.4
Проверять точность сборки
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии ,проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (ПМ)
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК 1.1. - ПК 1.2.
Раздел 1. Подготовка металла к сварке.
81
30
21
15
36
-
ПК 1.3. - ПК 1.4.
Раздел 2 Технологические приёмы сборки изделий под сварку.
81
30
21
15
36
-
Производственная практика, часов
66
66
Всего:
228
60
42
30
72
66
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю Подготовительно-сварочные работы
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1
81
МДК 01.01 Подготовка металла к сварке
30
Тема 1.1. Свариваемость металлов. Виды сварных соединений
Содержание
2
1.
Свариваемость металлов.
2
2.
Влияние легирующих элементов на свариваемость металла.
2
3.
Механические свойства металла шва и околошовной зоны.
2
4.
Хладноломкость, красноломкость.
2
5.
Виды сварных соединений и швов.
2
6.
Сварные швы: кольцевые, продольные, пересекающиеся.
2
7.
Обозначение сварных швов на чертеже.
2
Лабораторные работы
1.
Определение твердости и прочности сварных швов
Тема 1.2. Слесарные операции при подготовке металла к сварке
Содержание
4
1.
Раскрой листа
2
2.
Плоскостная разметка. Приёмы разметки.
2
3.
Приспособления и инструменты для разметки.
2
4.
Мерительный инструмент.
2
5.
Правка металла
2
6
Оборудование для правки.
2
7.
Правка сварных изделий.
2
8.
Гибка металла.
2
9.
Гибка и развальцовка труб.
2
10.
Механизация гибочных работ.
2
11.
Рубка металла.
2
12.
Инструмент для рубки.
2
13.
Приёмы рубки.
2
14.
Механизация рубки.
2
15.
Резка металлов.
2
16.
Инструмент для резки.
2
17.
Технология резки листового и профильного материала.
2
18.
Механизация резки.
2
19.
Опиливание металла.
2
20.
Подготовка кромок под сварку
2
21.
Типы разделки кромок под сварку
2
22.
Выбор формы разделки кромок.
2
Практические занятия
19
1.
Выполнение разметки, правки, гибки, рубки, резки механической и опиливания металла.
2.
Зачистка и обезжиривание свариваемых кромок
Тема 1.3. Газовая аппаратура
Содержание
3
1.
Газо-cварочное оборудование.
2
2.
Типы газовых баллонов.
2
3.
Редукторы, осушители, подогреватели, манометры для сжатых газов.
2
4.
Шланги для сжатых газов.
2
5.
Подготовка газовых баллонов к работе.
6.
Правила безопасной эксплуатации газовой аппаратуры.
2
Практические занятия
2
1.
Обращение с баллонами, редукторами и рукавами для сжатых газов. Подготовка газовых баллонов к работе.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций. Изучение правил выполнения чертежей и технической документации стандартов СЭВ.
15
Учебная практика
Виды работ
Выполнение типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке (выполнение разметки, правки, гибки, рубки, резки механической и опиливания металла).
36
Раздел ПМ 2
81
МДК.01.02. Технологические приёмы сборки изделий под сварку.
30
Тема 1.1. Порядок сборки сварных конструкций
Содержание
4
1.
Некоторые виды сварных конструкций.
2
2.
Решётчатые и балочные конструкции. Резервуары, не работающие под давлением.
2
3.
Резервуары, работающие под давлением.
2
4.
Трубопроводы, работающие под давлением.
2
5.
Машиностроительные конструкции.
2
6.
Правила наложения прихваток.
2
7.
Метод секционного изготовления конструкций.
2
Практические занятия
3
1.
Чтение чертежей средней сложности
2.
Достижение точности сборки.
Тема 1.2. Приспособления для сборки деталей под сварку
Содержание
3
1.
Виды и назначение сварочно-сборочных приспособлений
2
2.
Сборочно-сварочные кондукторы.
2
3.
Сборочно-сварочные стенды.
2
4.
Упоры, зажимы, стяжки и распоры.
2
5.
Сборочно-сварочные контователи и поворотные устройства.
2
Практические занятия
17
1
Выполнение сборки деталей под сварку в сварочно-сборочных приспособлениях и прихватками
Тема 1.3. Контроль качества сборки свариваемых узлов
Содержание
2
1.
Точность сборки
2
2.
Технические измерения.
2
3.
Средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;
2
4.
Допустимые погрешности сварных конструкций.
2
5.
Устранение деформаций.
2
Практические занятия
1
1.
Достижение точности сборки
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к практическим занятиям. Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технической документации стандартов СЭВ.
15
Примерная тематика домашних заданий
виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений ;
выполнение сборки изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками;
проверка точность сборки
виды сварных швов и соединений, их обозначения на чертежах;
типы разделки кромок под сварку;
правила наложения прихваток;
Учебная практика
Виды работ
выполнение сборки изделий под сварку;
выполнение сборки изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками;
проверка точности сборки;
устранение дефектов сборки
36
Производственная практика
Виды работ
выполнение типовых слесарных операции, применяемые при подготовке металла к сварке
( выполнение разметки, правки, гибки, рубки, резки механической и опиливания металла);
подготовка газовых баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;
выполнение сборки изделий под сварку;
выполнение сборки изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками;
проверка точности сборки;
устранение дефектов сборки.
66
Всего
228
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета теоретических основ сварки и резки металлов; слесарной и сварочной мастерских.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект учебно-наглядных пособий по основам сварочного производства,
- образцы металлов и сплавов (сталь, чугун, медь, алюминий),
-комплект деталей, инструментов, приспособлений.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением,
-мультимедиопроектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
-посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- сварочное оборудование, аппаратура и инструмент,
- газо-сварочное оборудование и аппаратура,
- слесарное оборудование и инструмент, верстак, тиски,
-измерительный инструмент:
-сварочно-сборочные приспособления.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Чернышов Г.Г. Сварочное дело: Сварка и резка металлов: Учебник для нач. проф. образования. - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.-496с
-
Куликов О.Н. охрана труда при производстве сварочных работ: учеб.пособие для нач. проф. Образования -3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.-176с.
-
Покровский Слесарное дело
Дополнительные источники:
-
Электронные ресурс Учебник «Электросварочные и газосварочные работы» «Слесарные работы».
-
Зайцев С.А. и др. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: Учебник для нач. проф. образования.-М.: Издательский центр «Академия», 2002-240с.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Для более глубокого изучения материала междисциплинарного курса планируется самостоятельная работа обучающихся. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики для получения первичных навыков. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций, предприятий, а также лицея.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующее профилю преподаваемого МДК.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: наличие средне профессионального или высшего профессионального образования.
Мастера: наличие 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
-чтение чертежей;
--выбор производственного оборудования
-выбор производственного и мерительного инструмента;
-учёт рекомендаций по повышению технологичности изделия.
практическое занятие, контрольная работа, тестирование,
зачёты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля
Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
-правильный выбор газовых баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры;
-правильность схемы сборки;
-соблюдение правил техники безопасности .
практические занятия, выполнение индивидуальных заданий, тестирование
Выполнять сборку изделий под сварку.
-правильный выбор приспособлений для сборки и сварки изделия
-правильный выбор электрода и режимов дли прихватки свариваемых деталей
практическое занятие, контрольная работа, тестирование
Проверять точность сборки.
-умение проверять точность сборки;
-правильное устранение дефектов сборки.
практическое занятие, контрольная работа, тестирование. Зачёты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии ,проявлять к ней устойчивый интерес.
- объяснение сущности и социальной значимости избранной специальности;
- наличие положительных отзывов по итогам производственной практики;
- устный опрос, оценка выступлений с сообщениями/презентация на занятиях по результатам самостоятельной работы;
- экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
- обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач
- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач;
- устный экзамен
- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
-решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области сварки изделий,
-самоанализ и коррекция результатов собственной работы,
-соблюдение техники безопасности,
Наблюдать и помогать учащемуся правильно оценивать рабочую обстановку и его поведение.
ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике
ОК.5 Использовать информационно-коммуника-ционные технологии в профессиональной деятельности
- демонстрация умений использовать информационно-коммуника-ционные технологии в профессиональной деятельности;
- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике
ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
- экспертное наблюдение и оценка работы в малых группах на теоретических занятиях, на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике
ОК.7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.
- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике
* Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
3