• Преподавателю
  • Другое
  • «Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве»

«Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве».

Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижения нового качества специального образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современного общества, обеспечение государственных гарантий доступности качественного специального образования становится особенно актуальным для современной системы специального образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому основной проблемой на современном этапе является интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, с последующей интеграцией его в современный региональный социум.

Интегрированное обучение - это обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми.

В основе технологии интегрированного обучения детей с ОВЗ лежит стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с ОВЗ в отдельные классы, избегая формирования у таких детей комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся, образцы для своего роста и развития, в виде своеобразной верхней планки, к которой будут подтягиваться остальные неуспешные классы.

Совместное обучение способствует социализации детей с ОВЗ, а для нормально развивающихся детей создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой «единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья».

Интеграция детей с ОВЗ в сообщество своих ровесников, имеющих норму развития - это закономерный этап развития специального образования, обусловленный качеством отношения общества и государства к детям с ОВЗ, признанием их прав на обучение в сообществе своих ровесников.

Интеграция, в свою очередь, имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, дети с ОВЗ не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.

Положительные стороны интегрированного обучения:

  • в условиях интегрированного обучения успешнее формируется понятие о социальных отношениях;

  • успешнее формируется учебная мотивация;

  • адекватнее формируется самооценка;

  • позволяет людям, по воле судьбы, оказавшимся родителями ребёнка с особыми образовательными потребностями, не чувствовать себя ещё более несчастными и отверженными;

  • учит педагогов использовать действительно разные стратегии обучения;

  • позволяет получать равные возможности для обучения.

Трудности в переходе к интеграции связаны с:

  • чрезвычайно динамичной социокультурной ситуацией не только в регионах, но и в стране в целом;

  • несоответствием традиционных технологий управления современным процессам развития в сфере образования и других общественных сферах.

Опыт показывает, что сами дети легко устанавливают контакты между собой, быстро начинают общаться, играть, сотрудничать друг с другом. Намного сложнее научить взрослых адекватно относиться к интегрированному ребенку.

Анкетирование педагогов общеобразовательных учреждений показало достаточно пессимистичный настрой на совместное обучение здоровых и детей с ОВЗ. Около 50% педагогов считает, что снизится качество обучения, ухудшится дисциплина школьников и меньше внимания будет уделяться здоровым детям.

Нежелание педагогов работать с детьми с ОВЗ объясняется следующими причинами:

  • учитель во время обучения в вузе ориентирован на работу с нормальными детьми и не имеет специальных дефектологических знаний;

  • он не в состоянии оценить тяжесть дефекта ребёнка, не может построить с ним грамотную коррекционную работу;

  • педагог не видит результата своей деятельности и отказывается работать с ребёнком.

Несмотря на все проблемы и сложности, следует констатировать, что процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательное учреждение в России набирает обороты. В разных регионах страны развиваются разнообразные модели и формы взаимодействия специальной (коррекционной) и массовой школы, предпринимаются попытки создания адекватных условий для наиболее полной социальной адаптации и развития личности таких детей.

Поэтому чрезвычайно важными условиями для интеграции детей с ОВЗ в образовательном пространстве являются:

- подготовка кадров, ориентированных на интеграцию, информированных в вопросах сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;

- создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения образовательного учреждения;

- специальная подготовка и переподготовка педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения;

- специально организованный учебный процесс с коррекционной направленностью в обучении и психологической коррекции индивидуальных особенностей; в выявлении и развитии имеющихся способностей каждого ребенка посредством включения его в различные виды деятельности и общения (физическая культура и спорт, детское творчество, художественная самодеятельность, общественно полезная деятельность и др.);

- налаженный процесс взаимодействия учащихся из включенных и обычных классов в различных направлениях деятельности школы: образовательной; творческой; спортивно-оздоровительной; рекреационной во внеурочное время;

- необходимость повышения квалификации всех членов коллектива без исключения. Каждый педагог должен ясно представлять себе возможности и особенности «включенных» детей. Это защитит интегрированного ребенка и от избыточных нагрузок, и от необоснованных опасений в его несостоятельности;

- толерантное отношение родителей здоровых детей к детям с ОВЗ. Проблема заключается в мировоззрении данной категории родителей, которые считают, что их ребенок, находясь рядом с детьми с ОВЗ, приобретает негативный жизненный опыт, который в дальнейшем ему не пригодится. Для того, что бы процесс интеграции был успешным, эффективным, проводится работа с родителями детей общего развития. Эта работа направлена на информирование родителей, снятие эмоционального напряжения, тревожности, толерантного отношения к детям с ОВЗ - полной включенности в воспитательно-образовательную деятельность;

- создание эффективной системы педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Таким образом, реализация интегрированного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе создаёт основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.




© 2010-2022