Урок по рассказу Пантелеева Л. Честное слово

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Урок по рассказу Леонида Пантелеева «Честное слово».

Цель:

- познакомить с рассказом Л.Пантелеева «Честное слово»;

Задачи:

- учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;

- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;

- продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;

- работать над развитием речи, мышления;

- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости.

Ход беседы:

На доске написаны слова: (Доброта) (Отзывчивость) (Лживость) (Честность).

- Назовите эти понятия, одним словом.

- Да, это качества человека.

- Назовите, «лишнее» слово»

(лживость). Объясните значение этого слова.

- Почему вы так решили?

- Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово».

Сообщение об авторе.

Л.Пантелеев, настоящее имя - Алексей Иванович Еремеев (1908-1987). Родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. Попал в школу имени Достоевского для беспризорных.

Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.

Умер писатель в 1987 г. В Москве.

Рассказ, который я вам прочитаю, называется «Честное слово».

- Подберите родственные слова к первому слову.( Честность, честь)

- Давайте посмотрим, какое толкование этого слова в словаре Д.Н. Ушакова.

(Честный - правдивый, прямой и добросовестный, свободный от всякого лукавства)

Почему мальчик плакал? (он остался один, про него забыли)

Почему мальчик не ушел с поста, когда рассказчик предложил ему пойти домой? как этот поступок характеризует его?

(он играл с увлечением, честно, он дорожил честным словом, не могу подвести товарищей)

-Какие чувства вызывает поступок старших мальчиков? Как они поступили?

(безответственно)

-как автор решил помочь мальчику?

-почему автор сначала хотел рассмеяться, когда услышал, что с ним произошло, а потом «спохватился» и увидел, что дело серьезное?

-как к игре отнесся майор? (испуг, удивление, не стал размышлять)

-что вы можете сказать об этих взрослых людях?

(серьезные, ответственные, внимательные)

- Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

- Какая мысль пришла в голову рассказчику?

- Почему только военный мог снять мальчика с караула?

- Охарактеризуйте мальчика. Какой он?

- Смелый

- стойкий

- серьёзный

- мужественный

- ответственный

- честный

- Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?

- Могли вы поступить также?

- Что вам понравилось в этом рассказе?

- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?

( Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли: «Я думаю, они ушли», «Забыли». Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден. Но он не ушёл, потому что считал, что нельзя нарушать данное слово. Если дал честное слово, то нужно настоять, что бы не случилось…а игра это не игра - все равно…)

- Как рассказчик отнесся к честному слову мальчика?

- Как майор отнесся к честному слову мальчика? Почему?

(Два взрослых человека - герой-рассказчик и молодой майор - понимают, что стойкость и верность своему слову - это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением. Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьезного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека. )

- Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?

- А как его выполняли?

- Какую мысль хотел донести до вас рассказчик?

В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе

некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

© 2010-2022