• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему Своеобразие работы по введению дошкольников в мир социальных отношений по программе детство

Доклад на тему Своеобразие работы по введению дошкольников в мир социальных отношений по программе детство

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дошкольный возраст- время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Преимущественно негативный эмоциональный опыт, напротив, приводит к развитию недоверия к миру, отчуждению и нередко провоцирует агрессивные проявления, что обусловливает неадекватное социальное поведение.

В программе «Детство» социально-эмоциональное развитие дошкольников рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ, объединяющее все его аспекты. Развитие и обогащение эмоционального мира ребенка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания, заданного в программе «Детство».

В детском саду необходимо обеспечить единый процесс социализации-индивидуализации личности дошкольника через эмоциональное принятие ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческим самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с людьми.

В детском саду необходимо задать нравственные ориентиры социально-эмоционального развития ребенка. В программе «Детство» подчеркивается неразрывная связь процесса социально-эмоционального развития и освоения детьми соответствующих нравственных и эстетических ценностей.

В образовательном процессе детского сада должны быть созданы условия для активного освоения дошкольниками важнейших составных частей социально-нравственного опыта: его аксеологического (ценного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельного компонентов.

Социально-нравственное развитие дошкольника осуществляется благоприятно при условии представленности всех компонентов социального опыта в образовательном процессе детского сада. Образовательное пространство развития современного дошкольника, обозначенное в пр. «Детство» , включает важнейшие сферы бытия: природу, рукотворный и социальный мир, искусство, начало математики, мир худ. Литературы, внутренний мир ребенка( его переживания, стремления, потребности и др.)

Каждая из этих сфер обладает своими специфическими возможностями для социально- нравственного и эмоционального развития дошкольника.

Единый подход к развитию эмоционального мира ребенка в процессе освоения ведущих сфер действительности составляет важный фактор целостности его социально- эмоционального развития.

Социальный раздел пр. «Детство» названный « Ребенок входит в мир социальных отношений», определяет основные ориентиры в содержании процесса развития социального мышления, чувств, поведения дошкольников и подчеркивает необходимость специального формирования у детей умения различать и понимать эмоциональные и физические состояния взрослых и сверстников, выраженные в мимике, пантомимике, в интонации и содержании речи; овладения адекватными способами реагирования на соответствующие эмоции и чувств окружающих ( умение утешить, проявить внимание, выразить сочувствие, предложить помощь, помочь разрешить конфликт и т.п.)Пр. «Детство» нацеливает воспитателей на развитие у детей умения разнообразно передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно-театральной и изобразительной деятельности.

Основная идея программы состоит в том, чтобы сделать ребенка активным субъектом эмоционально- нравственных проявлений в разных видах детской деятельности, общения и познания, пробудить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание доступными для дошкольника средствами выражать внимание к окружающим людям, бережное отношение к предметному миру и природе.

Особенность социально-эмоционального развития состоит в том, что его нельзя ограничить каким -то определенным временем или местом в образовательном процессе. Эмоциональный опыт ребенком приобретается ребенком постоянно, в нем достаточно ярко выражен компонент стихийности. Учитывая это, воспитателю необходимо позаботиться о том , чтобы вся атмосфера жизни в детском саду, общение детей друг с другом, получаемые впечатления неуклонно способствовали накоплению ценных для развития личности переживаний.

Эмоционально комфортное состояние каждого ребенка в детском саду составляет базовое условие реализации программы социально- эмоционального развития. Все акты взаимодействия воспитателя с детьми должны быть обращены, в первую очередь к их эмоциям. На занятиях, в процессе деятельности и общения воспитатель должен постоянно опираться на положительные чувства детей. Поддерживать высокий эмоциональный настрой, помогать детям пережить соответствующие чувства в связи с процессом и результатами их деятельности.

Вместе с тем педагогическая технология социально-эмоционального развития дошкольника предусматривает целенаправленное накопление положительного субъектного опыта каждым ребенком через участие в специально запланированных и организованных педагогом воспитательных ситуаций. Общим девизом для них становятся слова «понимать, сопереживать, действовать».

Задача воспитателя- ввести детей в ситуацию(что происходит? что случилось? Какая возникла проблема? Кто участник события? Почему возникло затруднение в разрешении ситуации?), вызвать у них состояние сопереживания участникам ситуации ( какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?), направить на активный поиск необходимых способов разрешения ситуации ( что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как конкретно поступить каждому участнику событий, чтобы разрешить проблему? Как бы ты поступил на месте того или иного участника? Какой путь мы выберем? Кто что будет делать? Обсудим все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха). В заключении можно помочь детям пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять , как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации и порадоваться вместе с ними (все ли удовлетворены? Как теперь мы будем поступать в подобных ситуациях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо когда тебя поддерживают друзья! Если мы вместе, мы решим все проблемы).Ситуации могут быть реально-практическими, имитационно-игровыми и условно-вербальными.

Наибольшее значение для социально эмоционального развития детей имеют практические ситуации, в которых дети реально разрешают различные жизненные проблемы. В организации практических ситуаций задача воспитателя состоит в том, чтобы эмоционально увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим.

В программе детство особое внимание уделяется развитию способности детей понимать эмоциональное состояние людей, осознавать и регулировать собственные чувства. Задача состоит в том, чтобы научить дошкольника разбираться в разнообразии эмоций и чувств человека, видеть выражение разных эмоциональных состояний людей в реальной жизни и в изображениях. Дети учатся находить сходство настроений в музыке, в живописи, в состоянии природы и человека. В младшем дошкольном возрасте ребенок способен к различению и сравнению в основном ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний(смех-слезы) В старшем дошкольном возрасте воспитатель развивает у детей умение понимать более широкий круг эмоциональных проявлений, находить черты их сходства и различия, устанавливать причины разного настроения людей. Внимание детей обращается на характерные особенности внешнего проявления человеком того или иного настроения ( положение бровей, уголков рта, выражение глаз, жесты, интонация речи) Дети различают радость печаль, удивление, сосредоточенное внимание, усталость, страх, обиду, нежность, любовь, доброту, восторг. Они выполняют задания типа «отбери картинки, на которых люди радуются (грустят, удивляются)

Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, возникающих по инициативе воспитателя и стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств и тем самым открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми.















Доклад на тему: «Своеобразие работы по введению дошкольников в мир социальных отношений по программе «Детство»

Воспитатель :Елагина Л.П.



© 2010-2022