- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по микробиологии и санитарии
Рабочая программа по микробиологии и санитарии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сондолова А.В. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Образовательный центр с. Камышла»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МО Зам.директора поУПР
преподавателей спец дисциплин _______Харразова Р.Р
_______Нурутдинов А.А. «___»_________2015г
«___» _______2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины
«Основы микробиологии, санитарии и гигиены»
Профессия: Хозяйка(ин) усадьбы
Разработал преподаватель:
Сондолова А.В.
Камышла 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Р.Ф. реализующих программы общего общего образования» и примерной программы учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» предназначенной для изучения основ микробиологии санитарии и гигиены труда в учреждениях начального и среднего профессиональногообразования, на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии «Хозяйка(ин) усадьбы».
Разработчик рабочей программы: преподаватель спец. Дисциплин
Сондолова А.В.
2
Содержание
ст.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание профессионального модуля 7
3. Структура и содержание учебной дисциплины 7
4. Календарно тематическое планирование предмета 12
5. Условия реализации программы дисциплины 15
6 . Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 17
3
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Основы микробиологии, санитарии и гигиены.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основы профессионального образования программы в соответствии с ФГОС по специальности НПО 112201.01.(37.16)
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1) соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии;
2) применять необходимые методы и средства защиты;
3) готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;
4) дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорта;
5) проводить простые микробиологические исследования продукции и давать оценку полученным результатам;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1) санитарно-технические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежда, транспорту;
2) правила личной гигиены работников;
3) нормы гигиены труда;
4) классификация моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;
5) правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;
6) основные типы пищевых отравлений и инфекции, источники возможного заражения;
7) санитарные требования к условиям хранения сельскохозяйственного сырья и продукции
Результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины - является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ЩК) компетенциями:
Код
Наименование результатов обучения
ПК2.1.
Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике.
ПК 2.2
Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями
ПК 2.3
Проводить уборку и первичную обработку урожая сельскохозяйственных культур.
ПК 2.4
Хранить продукцию растениеводства в сельской усадьбе.
ПК 2.5
Проводить подготовку продукции растениеводства к реализации или использованию.
ПК 2.6
Заготавливать плоды, ягоды, овощи, грибы.
ПК 3.1
Составлять однодневный и перспективный заказ на продукты в соответствии с потребностями лиц, проживающих в сельской усадьбе.
ПК 3.2
Подготавливать к работе и убирать рабочее место, помещение, оборудование для приготовления пищи.
ПК 3.3
Выбирать и обрабатывать качественное сырьё для приготовления пищи и напитков средней сложности с учётом их энергетической ценности.
ПК 3.4
Приготавливать горячие, холодные блюда, закуски, напитки и изделия из теста.
ПК 3.5
Порционировать и подготавливать блюда для подачи.
ПК 3.6
Готовить помещение для приёма пищи, сервировать стол.
ПК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ПК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ПК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ПК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития
ПК 5
Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ПК 6
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 7
Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ПК 8
Осуществлять денежные операции.
ПК 9
Добиваться соблюдения своих социально - трудовых прав в рамках закона.
ПК 10
Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
6
-
Структура и содержание профессионального модуля
2.1 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
По учебному плану училища на изучение данной дисциплины выделяется максимальная учебная нагрузка обучающегося 51 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузкой обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов, на ЛПЗ 24 часа. Дисциплина изучается на первом курсе в первом семестре. Изучение предмета заканчивается итоговой аттестацией в форме дифференцированного зачёта.
-
Структура и содержание учебной дисциплины
3.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
Контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
ДЗ
7
3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии, и гигиены.»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объём часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Санитарно-технические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту.
1
1
1
1
2
1
1
2
Тема 1.1
Требования к устройству предприятий.
Содержание учебного материала
1. Требования к территории: выбор места для застройки, учёта аэрации, температурного режима, расположения подсобных построек.
2. Требования к планированию и устройству помещений: производственные, торговые, складские, административно - бытовые.
3.Требования к отделке помещений: внутренняя отделка.
4. Требования к водоснабжению, канализации, отоплению, микроклимату, вентиляции и освещению, уровню производственного шума.
Тема 1.2
Требования к санитарному содержанию
предприятий
Содержание учебного материала
2
2
1
2
2
2
1. Требования к санитарному содержанию предприятий: производственных помещений, заготовочных цехах, складских помещений и т.д.
2. Дезинфекция и дезинфицирующие средства: физические методы, химические методы дезинфекции.
3. Борьба с грызунами, мухами, тараканами: профилактические меры, предупреждение, истребление.
Тема 1.3
Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту
1.Требования к оборудованию: механическому, тепловому, холодильному, и не механическому.
2.Требованию к мебели: столы, сиденья, подсобные, сервировочные столы, серванты.
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3. Требования к кухонной посуде и таре: разные виды посуды, маркировка посуды, разновидности тары. Требования к столовой посуде: механизированной и ручной способ мытья посуды.
3. Санитарно - бактериологический контроль за оборудованием, инвентарём, посудой. Требования к транспорту: специализация транспорта, санитарный паспорт, санитарные правила перевозки.
Одежда: санитарная одежда.
Раздел 2.
Правила личной гигиены работников.
Тема 2.1.
Личная гигиена работников.
Содержание учебного материала
4
2
1.Личная гигиена: содержание тела, рук, полости рта, одежды, санитарный режим, поведение, медицинское обследование, санитарный контроль.
Тема 2.2
Нормы гигиены труда.
Содержание учебного материала
1. Основные сведения о гигиене труда: оздоровлении условий труда, гигиеническая культура. Рациональная организация трудового процесса: утомление организма, работоспособность человека, сохранение работоспособности.
Улучшение условий труда на производстве: режим труда, трудоёмкие операции, создание нормальных условий, предупреждения простудных заболеваний, снижение производственного шума.
2
2
2
1
2
2
2.Предупреждение производственного травматизма и оказание доврачебной помощи: производственная травма, поражение электрическим током, ожёг.
Вредные привычки и борьба с ними: курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания.
Инфекционные заболевания персонала и их предупреждение: туберкулёз, венерические заболевания, гонорея ВИЧ - инфекция, СПИД.
3. Самостоятельная работа обучающихся.
4
3
-описать огнегасительные вещества при тушении пожаров
-действия при поражении электрическим током;
-первую помощь при ожогах.
Раздел 3.
Классификация моющих средств
Тема 3.1
Классификация моющих и дезинфицирующих средств, правила их применениями, условия и сроки хранения.
Содержание учебного материала
3
2
2
2
2
1. Классификация моющих и дезинфицирующих средств, классификация средств;
кислородосодержащие, альдегидосодержащие, спиртосодержащие, фенолосодержащие, на основе кислот, галоидсодержащие, поверхностно активные вещества. Ассортимент основных дезинфицирующих средств.
2. Правила применения моющих и дезинфицирующих средств.
3. Условия, сроки хранения дезинфицирующих и моющих средств.
Самостоятельная работа обучающихся.
6
3
4. Составить алгоритм моющих и дезинфицирующих средств по классификации.
Тема 3.2
Правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинсекция,
дезинфекция,
дератизация
помещений.
Содержание учебного материала
4
2
2
2
2
2
1. Требования к инвентарю и инструментам: разделочные доски, инструменты
Требования к транспорту и перевозке пищевых продуктов: специализированный автотранспорт: санитарные требования к лицам, сопровождающим перевозку, обработка брезента и тары.
2. Дезинфекция: уничтожение физическими, химическими, биологическими методами, дезинфицирующие средства и их применение.
3. Дезинсекция: механические, физические, химические и биологические методы, препараты.
4. Дератизация: комплекс мер по борьбе с грызунами. Профилактические и истребительные меры.
Раздел 4.
Типы инфекций, источники заражения.
Тема 4.1
Основные типы пищевых отравления и инфекции, источники возможного заражения
Содержание учебного материала
2
2
2
3
1. Пищевые инфекционные заболевания: острые кишечные инфекции, зонозы.
2. Пищевые отравления: микробного и не микробного происхождения, бактериального происхождения; микотоксикозы.
3. Источники возможного заражения:
Тема 4.2
Санитарные
требования к
условиям хранения
сельскохозяйственного сырья и продукции.
1. Хранение сельскохозяйственной продукции: условия и режимы хранения, требования к складским помещениям таре (вентиляции, отоплению, водоснабжению)
2
2
2. Подготовка документов о качестве, безопасности сельскохозяйственного сырья и продукции для закалки на хранение.
Контрольная работа.
1
3
Всего:
34
-
Календарно тематическое планирование предмета
«Основы микробиологии, санитарии и гигиены»
для профессии Хозяйка(ин) усадьбы
-
Разделы и темы
Наименование темы урока
Кол-во часов
Уровень усвоения
Раздел1.
Санитарно-технические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту.
12
Тема 1.1.
Требования к устройству предприятий
Общие требования к территории предприятия
1
2
ПЗ Требования к планировке и устройству помещений.
1
2
ПЗ Требования к отделке помещений.
1
2
ПЗ Требования к водоснабжению, отоплению, производственному шуму.
1
2
Тема 1.2 Требования к санитарному содержанию предприятий
Требования к санитарному содержанию предприятий
1
2
ПЗ Дезинфекция и дезинфицирующие средства.
1
2
ПЗ Борьба и профилактика с грызунами, тараканами.
1
2
Тема 1.3
Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту
ПЗ Требования к оборудованию предприятия
1
2
ПЗ Требования к кухонной посуде и таре
1
2
ПЗ Требования к столовой посуде
1
2
Санитарно - биологический контроль за оборудованием, инвентарём, посудой предприятия
1
2
ПЗ Требования к паспорту предприятия
1
2
Раздел 2
Правила личной гигиены
7
2
Тема 2.1
Личная гигиена работников
Личная гигиена
1
2
Тема 2.2
Нормы гигиены труда
Основные сведения о гигиене труда
1
2
ПЗ Рациональная организация трудового процесса
1
2
Улучшение условий труда на производстве
1
2
ПЗ Предупреждение производственного травматизма и оказание доврачебной помощи.
1
2
Вредные привычки и борьба с ними
1
2
Инфекционные заболевания персонала и их предупреждение
1
2
Раздел 3
Классификация моющих и дезинфицирующих средств
9
2
Тема 3.1
Классификация моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения,условия и сроки хранения
ПЗ Классификация моющих и дезинфицирующих средств
1
2
Ассортимент основных дезинфицирующих средств
1
2
ПЗ Правила применения моющих и дезинфицирующих средств
1
2
ПЗ Условия, сроки хранения дезинфицирующих и моющих средств.
1
2
Тема 3.2
Правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинсекция, дезинфекция,
дератизация помещений.
ПЗ Требования к инвентарю и инструментам
1
2
ПЗ Требования к транспорту и перевозке пищевых продуктов
1
2
ПЗ Дезинфекция
1
2
ПЗ Дезинсекция
1
2
ПЗ Дератизация
1
2
Раздел 4
Типы инфекций, источники заражения
5
2
Тема 4.1
Основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения
ПЗ Пищевые инфекционные заболевания
1
2
ПЗ Пищевые отравления
1
2
ПЗ Источники возможного заражения
1
2
Тема 4.2 Санитарные требования к условиям хранения с/х сырья и продукции
ПЗ Хранение с/х продукции
1
2
ПЗ Подготовка документов о качестве, безопасности с/х сырья и продукции для закладке на хранение
1
2
Контрольная работа
1
2
Всего:
34
-
Условия реализации программы дисциплины
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
-
Технические средства:
рабочее место преподавателя, стол для учащихся (на 20 рабочих мест).
-
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
-
Матюхин З.П., «Основы физиологии питания, гигиены и санитарии»
Учебник Издательство: ИЦ Академия, 2010.,: Начальное профессиональное образование.
-
Мармузова Л.В. «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности.» Учебник. - М.: «Академия» 2003.
-
Санитарные правила для предприятия общественного питания.
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующие подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает и текущего контроля. Текущий контроль проводится преподавателем в течении всего срока обучения, а также в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Обучение по учебной дисциплине завершается дифференцированным зачётом.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия ( или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результатов
Формы и методы контроля и оценки
Умения:
- соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии;
Соблюдать правила личной гигиены и санитарии на производстве, с учетом полученных знаний и требований СанПиНа - применения их на практике и производстве.
Текущий контроль в виде тестирования,
-применять необходимые методы и средства защиты;
Выбирать и использовать средства защиты. Проводить анализ опасных факторов. Умело применять средства защиты по назначению.
Оценка результативности работы обучающихся при выполнении индивидуальных заданий.
- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;
Выполнять процессы приготовления растворов дезинфицирующих и моющих средств правильного процентного содержания с учетом технологии приготовления
Оценка результативности работы обучающихся при выполнении индивидуальных заданий.
- дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт;
Выполнение работ по дезинфекции, подготовленными растворами оборудования, инвентаря, помещения, транспорта в соответствии требования СанПина
Интерпритация результатов наблюдения за обучающимися в процессе урока
- проводить простые микробиологические исследования продукции и давать оценку полученным результатам;
Проводить несложные микробиологические исследования продукции с целью выявления некачественного сырья, определения пороков продукции и выявления причин несоответствия
Оценка за участие в производственной игре
Знания:
- санитарно технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту;
Знать санитарно - бактериологический контроль за оборудованием, инвентарём, посудой, также требования к транспорту, его специализации, наличие и оформление санитарного паспорта, санитарные правила перевозки продукции и наличие соответствующей спец одежды.
Оценка эффективности работы обучающегося в команде.
- правила личной гигиены работников;
Личная гигиена: содержание тела, рук, полости рта, одежды, санитарный режим, поведение, медицинское обследование, санитарный контроль.
Тестирование
- нормы гигиены труда;
В результате деятельности знать основные сведения о гигиене труда, рациональной организации трудового процесса. Улучшения условий труда на производстве, предупреждение производственного травматизма и оказание доврачебной помощи, бороться с вредными привычками.
Оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.
- классификация моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;
Классифицировать моющие и дезинфицирующие средства по группам, знать ассортимент, применять по назначению с учетом инструкции. Знать условия и сроки хранения.
Оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий
- правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;
Требования к инвентарю и инструментам, специализированному автотранспорту, выполнение дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
Тестирование
- основные типы пищевых отравлений и инфекции, источники возможного заражения;
Определять острые кишечные инфекции, зоонозы, пищевые отравления: микробиологии и немикробного происхождения, бактериального происхождения; микотоксикозы.
Оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий
-санитарные требования к условиям хранения сельскохозяйственного сырья и продукции
Выполнять условия и режим хранения, требования к складским помещениям, таре (вентиляции, отоплению, водоснабжению)
Дифференцированный зачёт