Рабочая программа по микробиологии и санитарии

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Образовательный центр с. Камышла»

Рассмотрено Утверждаю

на заседании МО Зам.директора поУПР

преподавателей спец дисциплин _______Харразова Р.Р

_______Нурутдинов А.А. «___»_________2015г

«___» _______2015г.



Рабочая программа учебной дисциплины


«Основы микробиологии, санитарии и гигиены»

Профессия: Хозяйка(ин) усадьбы









Разработал преподаватель:

Сондолова А.В.






Камышла 2015г.

Пояснительная записка


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Р.Ф. реализующих программы общего общего образования» и примерной программы учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» предназначенной для изучения основ микробиологии санитарии и гигиены труда в учреждениях начального и среднего профессиональногообразования, на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии «Хозяйка(ин) усадьбы».

Разработчик рабочей программы: преподаватель спец. Дисциплин

Сондолова А.В.




2

Содержание

ст.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

2. Структура и содержание профессионального модуля 7

3. Структура и содержание учебной дисциплины 7

4. Календарно тематическое планирование предмета 12

5. Условия реализации программы дисциплины 15

6 . Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 17






3

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Основы микробиологии, санитарии и гигиены.

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основы профессионального образования программы в соответствии с ФГОС по специальности НПО 112201.01.(37.16)

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

1) соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии;

2) применять необходимые методы и средства защиты;

3) готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

4) дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорта;

5) проводить простые микробиологические исследования продукции и давать оценку полученным результатам;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

1) санитарно-технические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежда, транспорту;

2) правила личной гигиены работников;

3) нормы гигиены труда;

4) классификация моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

5) правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;

6) основные типы пищевых отравлений и инфекции, источники возможного заражения;

7) санитарные требования к условиям хранения сельскохозяйственного сырья и продукции

Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины - является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ЩК) компетенциями:

Код

Наименование результатов обучения

ПК2.1.

Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике.

ПК 2.2

Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями

ПК 2.3

Проводить уборку и первичную обработку урожая сельскохозяйственных культур.

ПК 2.4

Хранить продукцию растениеводства в сельской усадьбе.

ПК 2.5

Проводить подготовку продукции растениеводства к реализации или использованию.

ПК 2.6

Заготавливать плоды, ягоды, овощи, грибы.

ПК 3.1

Составлять однодневный и перспективный заказ на продукты в соответствии с потребностями лиц, проживающих в сельской усадьбе.

ПК 3.2

Подготавливать к работе и убирать рабочее место, помещение, оборудование для приготовления пищи.

ПК 3.3

Выбирать и обрабатывать качественное сырьё для приготовления пищи и напитков средней сложности с учётом их энергетической ценности.

ПК 3.4

Приготавливать горячие, холодные блюда, закуски, напитки и изделия из теста.

ПК 3.5

Порционировать и подготавливать блюда для подачи.

ПК 3.6

Готовить помещение для приёма пищи, сервировать стол.

ПК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ПК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ПК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ПК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития

ПК 5

Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ПК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ПК 7

Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ПК 8

Осуществлять денежные операции.

ПК 9

Добиваться соблюдения своих социально - трудовых прав в рамках закона.

ПК 10

Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)








6

  1. Структура и содержание профессионального модуля

2.1 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

По учебному плану училища на изучение данной дисциплины выделяется максимальная учебная нагрузка обучающегося 51 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузкой обучающегося 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов, на ЛПЗ 24 часа. Дисциплина изучается на первом курсе в первом семестре. Изучение предмета заканчивается итоговой аттестацией в форме дифференцированного зачёта.


  1. Структура и содержание учебной дисциплины

3.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


Контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

ДЗ



7

3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии, и гигиены.»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Санитарно-технические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту.




1


1


1


1




2


1


1

2

Тема 1.1

Требования к устройству предприятий.

Содержание учебного материала

1. Требования к территории: выбор места для застройки, учёта аэрации, температурного режима, расположения подсобных построек.

2. Требования к планированию и устройству помещений: производственные, торговые, складские, административно - бытовые.

3.Требования к отделке помещений: внутренняя отделка.

4. Требования к водоснабжению, канализации, отоплению, микроклимату, вентиляции и освещению, уровню производственного шума.

Тема 1.2

Требования к санитарному содержанию

предприятий

Содержание учебного материала


2


2


1


2



2

2

1. Требования к санитарному содержанию предприятий: производственных помещений, заготовочных цехах, складских помещений и т.д.

2. Дезинфекция и дезинфицирующие средства: физические методы, химические методы дезинфекции.

3. Борьба с грызунами, мухами, тараканами: профилактические меры, предупреждение, истребление.

Тема 1.3

Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту

1.Требования к оборудованию: механическому, тепловому, холодильному, и не механическому.

2.Требованию к мебели: столы, сиденья, подсобные, сервировочные столы, серванты.

1


1


1

2

2

2


2

2

3

3. Требования к кухонной посуде и таре: разные виды посуды, маркировка посуды, разновидности тары. Требования к столовой посуде: механизированной и ручной способ мытья посуды.

3. Санитарно - бактериологический контроль за оборудованием, инвентарём, посудой. Требования к транспорту: специализация транспорта, санитарный паспорт, санитарные правила перевозки.

Одежда: санитарная одежда.

Раздел 2.

Правила личной гигиены работников.

Тема 2.1.

Личная гигиена работников.

Содержание учебного материала


4


2

1.Личная гигиена: содержание тела, рук, полости рта, одежды, санитарный режим, поведение, медицинское обследование, санитарный контроль.

Тема 2.2

Нормы гигиены труда.

Содержание учебного материала

1. Основные сведения о гигиене труда: оздоровлении условий труда, гигиеническая культура. Рациональная организация трудового процесса: утомление организма, работоспособность человека, сохранение работоспособности.

Улучшение условий труда на производстве: режим труда, трудоёмкие операции, создание нормальных условий, предупреждения простудных заболеваний, снижение производственного шума.



2

2


2




1



2

2

2.Предупреждение производственного травматизма и оказание доврачебной помощи: производственная травма, поражение электрическим током, ожёг.

Вредные привычки и борьба с ними: курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания.

Инфекционные заболевания персонала и их предупреждение: туберкулёз, венерические заболевания, гонорея ВИЧ - инфекция, СПИД.

3. Самостоятельная работа обучающихся.

4



3

-описать огнегасительные вещества при тушении пожаров

-действия при поражении электрическим током;

-первую помощь при ожогах.

Раздел 3.

Классификация моющих средств



Тема 3.1

Классификация моющих и дезинфицирующих средств, правила их применениями, условия и сроки хранения.

Содержание учебного материала



3


2

2

2

2

1. Классификация моющих и дезинфицирующих средств, классификация средств;

кислородосодержащие, альдегидосодержащие, спиртосодержащие, фенолосодержащие, на основе кислот, галоидсодержащие, поверхностно активные вещества. Ассортимент основных дезинфицирующих средств.

2. Правила применения моющих и дезинфицирующих средств.

3. Условия, сроки хранения дезинфицирующих и моющих средств.

Самостоятельная работа обучающихся.

6

3

4. Составить алгоритм моющих и дезинфицирующих средств по классификации.

Тема 3.2

Правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинсекция,

дезинфекция,

дератизация

помещений.

Содержание учебного материала

4


2

2



2

2

2

1. Требования к инвентарю и инструментам: разделочные доски, инструменты

Требования к транспорту и перевозке пищевых продуктов: специализированный автотранспорт: санитарные требования к лицам, сопровождающим перевозку, обработка брезента и тары.

2. Дезинфекция: уничтожение физическими, химическими, биологическими методами, дезинфицирующие средства и их применение.

3. Дезинсекция: механические, физические, химические и биологические методы, препараты.

4. Дератизация: комплекс мер по борьбе с грызунами. Профилактические и истребительные меры.

Раздел 4.

Типы инфекций, источники заражения.



Тема 4.1

Основные типы пищевых отравления и инфекции, источники возможного заражения

Содержание учебного материала

2



2

2

3

1. Пищевые инфекционные заболевания: острые кишечные инфекции, зонозы.

2. Пищевые отравления: микробного и не микробного происхождения, бактериального происхождения; микотоксикозы.

3. Источники возможного заражения:

Тема 4.2

Санитарные

требования к

условиям хранения

сельскохозяйственного сырья и продукции.

1. Хранение сельскохозяйственной продукции: условия и режимы хранения, требования к складским помещениям таре (вентиляции, отоплению, водоснабжению)

2

2




2. Подготовка документов о качестве, безопасности сельскохозяйственного сырья и продукции для закалки на хранение.

Контрольная работа.

1

3

Всего:

34




  1. Календарно тематическое планирование предмета

«Основы микробиологии, санитарии и гигиены»

для профессии Хозяйка(ин) усадьбы

Разделы и темы

Наименование темы урока

Кол-во часов

Уровень усвоения

Раздел1.

Санитарно-технические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту.

12


Тема 1.1.

Требования к устройству предприятий

Общие требования к территории предприятия

1

2

ПЗ Требования к планировке и устройству помещений.

1

2

ПЗ Требования к отделке помещений.

1

2

ПЗ Требования к водоснабжению, отоплению, производственному шуму.

1

2

Тема 1.2 Требования к санитарному содержанию предприятий

Требования к санитарному содержанию предприятий

1

2

ПЗ Дезинфекция и дезинфицирующие средства.

1

2

ПЗ Борьба и профилактика с грызунами, тараканами.

1

2

Тема 1.3

Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту

ПЗ Требования к оборудованию предприятия

1

2

ПЗ Требования к кухонной посуде и таре

1

2

ПЗ Требования к столовой посуде

1

2

Санитарно - биологический контроль за оборудованием, инвентарём, посудой предприятия

1

2

ПЗ Требования к паспорту предприятия

1

2

Раздел 2

Правила личной гигиены

7

2

Тема 2.1

Личная гигиена работников

Личная гигиена

1

2

Тема 2.2

Нормы гигиены труда

Основные сведения о гигиене труда

1

2

ПЗ Рациональная организация трудового процесса

1

2

Улучшение условий труда на производстве

1

2

ПЗ Предупреждение производственного травматизма и оказание доврачебной помощи.

1

2

Вредные привычки и борьба с ними

1

2

Инфекционные заболевания персонала и их предупреждение

1

2

Раздел 3

Классификация моющих и дезинфицирующих средств

9

2

Тема 3.1

Классификация моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения,условия и сроки хранения

ПЗ Классификация моющих и дезинфицирующих средств

1

2

Ассортимент основных дезинфицирующих средств

1

2

ПЗ Правила применения моющих и дезинфицирующих средств

1

2

ПЗ Условия, сроки хранения дезинфицирующих и моющих средств.

1

2

Тема 3.2

Правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинсекция, дезинфекция,

дератизация помещений.

ПЗ Требования к инвентарю и инструментам

1

2

ПЗ Требования к транспорту и перевозке пищевых продуктов

1

2

ПЗ Дезинфекция

1

2

ПЗ Дезинсекция

1

2

ПЗ Дератизация

1

2

Раздел 4

Типы инфекций, источники заражения

5

2

Тема 4.1

Основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения

ПЗ Пищевые инфекционные заболевания

1

2

ПЗ Пищевые отравления

1

2

ПЗ Источники возможного заражения

1

2

Тема 4.2 Санитарные требования к условиям хранения с/х сырья и продукции

ПЗ Хранение с/х продукции

1

2

ПЗ Подготовка документов о качестве, безопасности с/х сырья и продукции для закладке на хранение

1

2

Контрольная работа

1

2

Всего:

34




  1. Условия реализации программы дисциплины

    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Технические средства:

рабочее место преподавателя, стол для учащихся (на 20 рабочих мест).

  1. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Матюхин З.П., «Основы физиологии питания, гигиены и санитарии»

Учебник Издательство: ИЦ Академия, 2010.,: Начальное профессиональное образование.

  1. Мармузова Л.В. «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности.» Учебник. - М.: «Академия» 2003.

  2. Санитарные правила для предприятия общественного питания.





  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Образовательное учреждение, реализующие подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает и текущего контроля. Текущий контроль проводится преподавателем в течении всего срока обучения, а также в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Обучение по учебной дисциплине завершается дифференцированным зачётом.

Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия ( или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

Умения:

- соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии;

Соблюдать правила личной гигиены и санитарии на производстве, с учетом полученных знаний и требований СанПиНа - применения их на практике и производстве.

Текущий контроль в виде тестирования,

-применять необходимые методы и средства защиты;

Выбирать и использовать средства защиты. Проводить анализ опасных факторов. Умело применять средства защиты по назначению.

Оценка результативности работы обучающихся при выполнении индивидуальных заданий.

- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

Выполнять процессы приготовления растворов дезинфицирующих и моющих средств правильного процентного содержания с учетом технологии приготовления

Оценка результативности работы обучающихся при выполнении индивидуальных заданий.

- дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт;

Выполнение работ по дезинфекции, подготовленными растворами оборудования, инвентаря, помещения, транспорта в соответствии требования СанПина

Интерпритация результатов наблюдения за обучающимися в процессе урока

- проводить простые микробиологические исследования продукции и давать оценку полученным результатам;

Проводить несложные микробиологические исследования продукции с целью выявления некачественного сырья, определения пороков продукции и выявления причин несоответствия

Оценка за участие в производственной игре

Знания:

- санитарно технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту;

Знать санитарно - бактериологический контроль за оборудованием, инвентарём, посудой, также требования к транспорту, его специализации, наличие и оформление санитарного паспорта, санитарные правила перевозки продукции и наличие соответствующей спец одежды.

Оценка эффективности работы обучающегося в команде.

- правила личной гигиены работников;

Личная гигиена: содержание тела, рук, полости рта, одежды, санитарный режим, поведение, медицинское обследование, санитарный контроль.

Тестирование

- нормы гигиены труда;

В результате деятельности знать основные сведения о гигиене труда, рациональной организации трудового процесса. Улучшения условий труда на производстве, предупреждение производственного травматизма и оказание доврачебной помощи, бороться с вредными привычками.

Оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.

- классификация моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

Классифицировать моющие и дезинфицирующие средства по группам, знать ассортимент, применять по назначению с учетом инструкции. Знать условия и сроки хранения.

Оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий

- правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;

Требования к инвентарю и инструментам, специализированному автотранспорту, выполнение дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Тестирование

- основные типы пищевых отравлений и инфекции, источники возможного заражения;

Определять острые кишечные инфекции, зоонозы, пищевые отравления: микробиологии и немикробного происхождения, бактериального происхождения; микотоксикозы.

Оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий

-санитарные требования к условиям хранения сельскохозяйственного сырья и продукции

Выполнять условия и режим хранения, требования к складским помещениям, таре (вентиляции, отоплению, водоснабжению)

Дифференцированный зачёт


© 2010-2022