Рабочая программа по внеурочной деятельности по башкирскому языку

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к образовательной

программе основного общего

образования школы




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кулужбаевская основная общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Кулужбаевская ООШ»

____________ Бикбаева Ф.С..

«____»____________20___ г.


«Утверждаю»

И.о.директора МКОУ «Кулужбаевская ООШ»

_________ Шарипова О.Г.

Приказ № ___ от «___»__________20____ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Я учу башкирский язык» для 2 класса

на 2015 - 2016 учебный год



Уровень образования - основное общее образование

Срок реализации - 1 год




Составил: Мухарямова Л.И.

учитель башкирского языка


Пояснительная записка по внеурочной деятельности «Я учу башкирский язык» 2 класс

общеинтеллектуальное направление

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, и является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документах:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

  1. г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

  1. г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35916 (с 21.02.2015 года).

3. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и эт-нокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего об-разования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалифи-кации работников образования. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - 164 с.

Цель: Развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах, для достижения высокого уровня интеллектуального развития личности обучающегося.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Башкирский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению башкирского языка в школе.

Курс башкирского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к башкирскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах башкирского языка, об основных нормах башкирского литературного языка, о башкирском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Одна из основных задач - организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Планирование составлено на основе программы по родному башкирскому языку и литературе для учащихся-башкир I - XI классов школ с русским языком обучения. Составители: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А., Вильданов А.Х., Давлетшина М.С., Хуснутдинова Ф.А., Хажин В.И. - Ижевск, издательство «КнигоГрад» , 2008г. Программа допущена Министерством образования и науки РБ.

Общая характеристика курса

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • создание проблемной ситуации;

  • техника поэтапного формирования умственных способностей;

  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;

  • методы групповой работы;

  • методы индивидуальной работы.

Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшую загадку, сказку, рисунок. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания, речи детей.

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;

  • от простого к сложному;

  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

Существует большое разнообразие интеллектуально-игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Программа предназначена для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:

- Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

- Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

- Развивать образное мышление;

- Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- Развивать творческие способности;

- Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

- Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Краткое описание содержания программы

Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников. Программа имеет возрастную привязку: для 2-го класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности; формирующая позитивное отношение к базовым ценностям.

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружковой работы общеинтеллектуальной направленности «Я учу башкирский язык».

Игры на развитие речи;

Объединение по группам;

Игры на развитие внимания;

Упражнения на развитие логической связи;

Упражнения на развитие логического мышления.

Определение порядка и логической связи между предметами;

Название предметов по их признакам;

Исследовательские и практические работы по определению логических связей между предметами.

Формы организации внеурочной деятельности

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Организуются теоретические и практические занятия. Теоретические занятия педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практические занятия организуются благодаря участию в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики, а также участию в диспутах, олимпиадах, соревнованиях, интеллектуальных клубах, проектах, конкурсах, викторинах, познавательных играх.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором атегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить

и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.





Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Возрастные особенности достижения результатов воспитания.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы для работы с текстами.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос.

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

Составлять тексты из частей речи. Определять место данного слова в предложении.

Реализация программы рассчитана на 1год начального образования, объёмом в 30 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 8-10 лет.











Календарь -тематик план



Түңәрәк темаһы

Үткәреү ваҡыты

Күргәҙмәлелек

Уҡыусыларҙың эшмәкәрлеге

Календарь буйынса

Фактик

1


Башҡортостан. Танышыу. Кем? Нимә? һорауҙары .Уйындар. Кем ни эшләй?

Ҡыҙ, малай һүрәттәре

Өлгө буйынса эш дәфтәрендә эшләү. Тирә-яҡтағы предметтарҙы атау, рус телендәге атамалар менән сағыштырыу. Үҙең менән таныштыра белеү. Һорауҙарға яуап биреү.

2

Беҙ - мәктәптә. Кем? Нимә? Кем ни эшләй?

Мәктәп темаһына сюжетлы һүрәттәр

Эш дәфтәрендә эшләү. Мәктәп темаһы буйынса яңы һүҙҙәр үҙләштереү. Һөйләм һорау, өндәү. Хәбәр итеүҙе үҙ эсенә алыуын күҙәтеү.

3

Уҡыу әсбаптары. Ижектәр.

Уҡыу әсбаптары

Эш дәфтәрендә эшләү. Уҡыу әсбаптарын дөрөҫ атау. Һүҙҙәрҙе ижектәргә бүлеү.

4

Беҙ һанай беләбеҙ. Нисә? Күпме?

1-10 тиклем һандар

Эш дәфтәрендә эшләү, һүрәттәрҙе буяу. Башҡортса һанарға өйрәнеү. "Һан+исем(берлектә)" формулаһы буйынса һөйләү.

5

Ниндәй төҫ матур? Предметтың билдәһен белдергән һүҙҙәр.

Төрлө төҫлө сәскә һүрәттәре

Эш дәфтәрендә эшләү, һүрәттәрҙе төрлө төҫкә буяу. Бирелгән предметтарҙы һүрәтләү.

6

Йәшелсәләр. Нимә? Нимәләр? Емеш -еләктәр. Тартынҡы өндәр

Йәшелсә һүрәттәре

Эш дәфтәрендә эшләү. Картина буйынса эшләү. Йәшелсәләрҙең атамаларын дөрөҫ итеп әйтергә өйрәнеү.

7

Ҡоштар. Һуҙынҡы өндәр.Нәҙек, ҡалын өндәр. Ҡабатлау.


8

Тән өлөштәре. Нәҙек, ҡалын ижектәр. Һөйләм киҫәктәре.

Буратино һүрәте

Эш дәфтәрендә эшләү. Һөйләм киҫәктәре булған һөйләм моделен төҙөү. Ҡалын, нәҙек ижектәрҙе айыра белеү. Һөйләм киҫәктәренең тәғәйен урыны булыуын үҙләштереү. Тән өлөштәре атамаларын дөрөҫ әйтергә өйрәнеү.

9

Көн режимы. Һөйләмдә һүҙҙәрҙең килеү тәртибе. Ғаилә. Баҫым.

Көн режимы һүрәтләнгән сюжетлы картиналар .Фотографиялар «Минең ғаиләм»

Эш дәфтәрендә эшләү. Һүҙҙәрҙең килеү тәртибен үҙләштереү.Көн режимы, ғаилә тураһында әңгәмә. Тел шымартҡысты һөйләү.

10

Өҫ кейемдәре. Хәбәр һөйләмдәр.


11

Аяҡ кейемдәре. Һорау һөйләмдәр.


12

Йорт хайуандары. Өндәү һөйләмдәр.

Йорт хайуаны һүрәттәре

Өндәү һөйләмдәр төҙөргә өйрәнеү, әҫәрҙән таба белеү. Интонация яғынан һөйләм төрҙәрен айыра белеү. Йорт хайуандарын ҡарауҙа яуаплылыҡты аңлау.

13

Йорт ҡоштары. Кейектәр. Нимә? һорауына яуап биреүсе һүҙҙәр.

Йорт ҡоштары һүрәттәре

Текстың тамамланған уй-фекер белдереүен аңлау. Башҡорт телендә рус теленән айырмалы рәүештә нимә? һорауының бирелеү үҙенсәлеген билдәләү.

14

Контроль күсереп яҙыу.Беҙҙең уйындар.

1-4 кластар өсөн диктанттар йыйынтығы

Уҡыусыларҙың белемдәрен тикшереү. Хәрефтәрҙе дөрөҫ тоташтырыу.

15

Ҡышҡы уйындар. Яңы йыл. Үтелгәндәрҙе ҡабатлау.


Ҡыш миҙгеленә төшөрөлгән һүрәттәр

Тема буйынса һүрәттәр төшөрөү. Ҡыш миҙгеленең үҙенсәлектәрен билдәләү. Бәйләнешле текст төҙөү. Милли уйындар өйрәнеү.

16

Башҡорт алфавиты. Оҫтаханала. А,О хәрефтәре ике телдә. Олатайым - осоусы.

Башҡорт алфавиты

Алфавит тәртибендә хәрефтәрҙе дөрөҫ әйтеү. Уҡыусыларҙың исемдәрен алфавит тәртибендә яҙыу. Тормошта алфавитты белеүҙең ҡасан һәм ҡайҙа кәрәклеген аңлау. Йыр өйрәнеү.

17

Тимурсылар. Ы, Э хәрефтәре ике телдә. Үтелгәндәрҙе ҡабатлау. Эшсе.

Өндәрҙе дөрөҫ әйтеү. Әңгәмәлә ҡатнашыу. Артикуляцион күнекмәләрҙе нығытыу. Башҡорт һуҙынҡыларын рус телендәге һуҙынҡылар менән сағыштырыу.

18


Мәҡәлдәр. Әкиәт. Ә, Ө өндәре һәм хәрефтәре.

Рәссамдар.


Ә,Ө хәрефтәре

Артикуляцион күнекмәләрҙе ятлау. Был һөнәр кешеләренең хеҙмәте менән танышыу. Данлыҡлы рәссамдар тураһында һөйләшеү.

19

Егәрле балалар. Ү өнө һәм хәрефе. Ҡасим - ҡурайсы. Ҡ өнө һәм хәрефе.

Ү ,Ҡ хәрефтәре, ижек таблицаһы

Өндәрҙе дөрөҫ әйтеү. Һүҙҙә һуҙынҡы өндәрҙе үҙенсәлекле яҡтары менән айыра белеү. Текст буйынса һығымта эшләй белеү.

20

Яланда. Ғ өнө һәм хәрефе. Һәйкәл. Һ өнө һәм хәрефе.

Ғ хәрефе, ижек таблицаһы

Һ хәрефе, ижек таблицаһы

Өндәрҙе дөрөҫ әйтеү. Рус телендәге Г өнөнән айырмалы яҡтарын билдәләү. Текст буйынса фекер алышыу.

21

Айҙар. Ҙ өнө һәм хәрефе. Миңлебай ағай. ң өнө һәм хәрефе

Ҙ, Ң хәрефтәре , ижек таблицаһы

Ҙ өнөнөң әйтелеү үҙенсәлектәрен үҙләштереү. Тартынҡы өндәрҙе айырырға өйрәнеү. Башҡорт исемдәре менән танышыу.

22

Оҫта. ҫ өнө һәм хәрефе. Ф. Туғыҙбаева. Бик мәрәкә. В өнө һәм хәрефе.

В, ҫ хәрефтәре , ижек таблицаһы

Ң,в өндәренең әйтелеү үҙенсәлектәрен үҙләштереү. Башҡа өндәрҙән айырмалы яҡтарын билдәләү. Үҙ фекереңде әйтә белеү.

23

Башҡорт өн-хәрефтәрен ҡабатлау.


Башҡорт алфавиты

Өндө хәрефтән айыра белеү. Тартынҡы һәм һуҙынҡы өндәрҙе дөрөҫ әйтеү. Башҡортса уҡырға өйрәнеү. Һүҙлек запасын байытыу.

24

Ф. Рәхимғолова. Яҙыу таныған кеше.

Ф. Рәхимғолова. Әсәйгә бүләк.

Яҙыусының портреты

Предметты белдереүсе һүҙҙәрҙе һөйләмдәрҙән таба белеү һәм һорауҙар ҡуйыу. Һүҙҙәрҙе ижекләп дөрөҫ уҡыу. Етеҙ, шыма уҡырға өйрәнеү.

25

М. Ғафури. Туғайҙа.

Яҙыусының портреты

Халыҡ шағиры, уның әҫәре менән танышыу. Текст буйынса ойошторолған әңгәмәлә ҡатнашыу.

26

Башҡортостан. Герб.

Башҡортостан символикаһы

Предметтың эшен белдереүсе һүҙҙәрҙе телмәрҙә ҡулланыу. һүҙҙәрҙе шыма, аңлы һәм тасуири уҡыу. Республика тураһында яңы мәғлүмәттәр менән танышыу.

27

Ж. Кейекбаев. Айыу ниңә ҡойроҡһоҙ? Айыу ниңә ҡыш буйы өңөнән сыҡмай?

Яҙыусының портреты

Диалог төҙөү. Йөкмәткеһен һөйләү. Бер-береңдең фекерен тыңлау, аңлау, яуап биреү. Үҙ фекереңде әйтеү.

28

Контроль күсереп яҙыу.Ҡурай.

дәреслек

Уҡыусыларҙың белемдәрен тикшереү. Хәрефтәрҙе дөрөҫ тоташтырыу.

29

Һанашмаҡтар. Һүҙҙәрҙе юлдан юлға күсереү. З. Биишева. Ҡарға менән Төлкө. Валсыҡ.

З .Биишеваның портреты

Һүҙҙәрҙе ижектәргә бүлеү, юлдан юлға дөрөҫ күсереү күнекмәләрен булдырыу. Биографик белешмә үҙләштереү. Һанашмаҡтар менән танышыу.

30

К. Кинйәбулатова. Әсәйем, ҙур үҫкәнһең, ти.Йомош. Яңғыҙлыҡ һәм уртаҡлыҡ исемдәр

Яҙыусының портреты

Яңғыҙлыҡ һәм уртаҡлыҡ төшөнсәләре менән танышыу, уларҙы текстан табыу. Биографияны белеү, һөйләү.



Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Я учу башкирский язык».

В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания;

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на други

Список литературы

1.Учебник: Башкирский язык. Учебник для учащихся-башкир 2 класса школ с русским языком обучения. Тулумбаев Х.А., Набиуллина М.М. - Уфа: Книга, 2008;

2. Методическое пособие, сборник диктантов по башкирскому языку для 1-4классов .-Уфа: Китап, 1997.- 255с.;

3. Учебный словарь, башкиро-русский русско-башкирский,Усманова М.Г.,Саяхова Л.Г., Киньягулова З.И., Уфа: 2006 ;

4. Русско- башкирский учебный словарь, Саяхова Л.Г., Ураксин З.Г., Асадуллина Ф.Ф., Сахипова З.Г., Уфа: Китап, 2001

5. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-

составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М : Просвещение, 2013. - 96 с.

6. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2014. - 224 с.

7. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе : пособие для учителей общеобразоват. организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. - М. : Просвещение, 2014. - 127 с.

8. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2014. - 177 с.

9. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 96 с.

10. Концепция и модель оценки качества воспитания в системе общего образования : научно-методическое пособие / Л. В. Алиев и др. - М. : Центр Пед. поиск, 2013. - 96 с.

11. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П. В. Степанов И. В. Степанова. - М. : Центр Пед. поиск, 2011. - 96 с.





© 2010-2022