- Преподавателю
- Другое
- Сообщение для м/о учителей-предметников коррекционной школы 8 вида «Активизация познавательной деятельности и формирования высокого уровня мотивации и обучения на уроке географии средствами ИКТ»
Сообщение для м/о учителей-предметников коррекционной школы 8 вида «Активизация познавательной деятельности и формирования высокого уровня мотивации и обучения на уроке географии средствами ИКТ»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рябкова Т.В. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
М/О
«Активизация познавательной деятельности и формирования высокого уровня мотивации и обучения на уроке географии средствами ИКТ».
( сообщение Т.В. Рябковой, учителя географии)
г.Н.Новгород, 2014
«Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов школьной деятельности от управления образованием до воспитания.
Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.
Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке, учитель, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальные позиции:
-
сохранение психического и физического здоровья учащихся;
-
формирование у учеников элементарных пользовательских умений и навыков;
-
помощь детям в усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ по соответствующим учебным дисциплинам;
-
формирование общеучебных интеллектуальных умений через новые организационные формы урока.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
-
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
-
обеспечивает наглядность;
-
привлекает большое количество дидактического материала;
-
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;
-
учащиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
-
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
-
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
-
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.
-
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся.
-
Индивидуализация работы самого учителя.
-
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики.
-
Усиление мотивации к обучению.
-
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.
-
Обеспечение гибкости процесса обучения.
Использование компьютерных технологий наиболее оправдано на уроках научно-естественного направления. Предмет география как раз относится к этому направлению. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии, не может наблюдаться учащимися, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, поэтому очень велико значение наглядности для формирования представлений и понятий.
В своей педагогической деятельности из представленных форм компьютерных технологий я использую интернет-уроки, презентации, видеоматериалы и готовые электронные продукты.
В связи с тем, что существующие электронные продукты ориентированы на массовую школу их использование возможно лишь выборочно, обычно в качестве дополнительной углубленной информации.
Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии и биологии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения.
Презентация, является самой распространенной формой КТ. Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Лучше, если презентация будет сочетаться с другими видами деятельности учеников (на уроках географии это работа с картой, с учебником, выполнение заданий в тетрадях или контурных картах). Включение в презентацию заданий, вопросов позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению школьниками самопроверки.
Мультимедийная презентация выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных особенностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых географических и естествоведческих объектах или явлениях.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных географических или естествоведческих объектов и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся.
При использовании мультимедийных презентаций имею возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса школьникам в знакомом видеть новое.
Использовать презентацию можно на любом этапе урока:
-
на организационном этапе;
-
этапе актуализации знаний, умений и навыков;
-
этапе изложения новых знаний;
-
этапе закрепления, обобщения и систематизации;
-
этапе контроля знаний.
Видеоуроки по школьным предметам - как современная форма подачи материала.
Создание и подготовка урока - это важный, сложный и творческий процесс. Немало учителей задается вопросом: как подать учебный материал доступно, легко, последовательно и интересно. Кроме того, дабы обеспечить наивысший конечный результат, урок должен быть хорошо спланированным и достаточно продуманным. Готовые видеоуроки по предметам школьной программы помогут сделать обучение эффективнее и качественнее, а сам процесс - интереснее.
В своей работе большим подспорьем являются готовые видеоуроки по географии, размещенные на сайте interneturok.ru. Отмечу, что данные видеоматеаралы не всецело подходят для использования в коррекционной школы. Поэтому я использую только отдельные видеофрагменты. Естественное, что урок не может быть полностью посвящен использованию видеоурока в течение 40 мин. Несомненным плюсом видеоматериалов на сайте является продолжительность видеоурока в течение 10-15 мин. Урока.
Таким образом, в процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:
-
Повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ (облегчает понимание и восприятие материала учащимися, развивает познавательную активность и самостоятельность учащихся);
-
Повышает эффективность учебного процесса (сокращает время на подачу учебного материала способствует формированию мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся)
-
Способствует развитию и коррекции психических процессов учащихся.