• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка на тему ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТКАМИ В РОДАХ

Методическая разработка на тему ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТКАМИ В РОДАХ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка на тему ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТКАМИ В РОДАХМетодическая разработка на тему ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТКАМИ В РОДАХМетодическая разработка на тему ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТКАМИ В РОДАХГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ



По ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ

Раздел 4. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в акушерстве и гинекологии


Тема: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ПАЦИЕНТКАМИ В РОДАХ

Специальность: 060501 Сестринское дело

(базовый уровень)



















Купино

2015

Рассмотрена на заседании

Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей

Протокол № « » 2015

Председатель

______________________ Скитович Н.В.








Автор-составитель: преподаватель высшей квалификационной категории Степанова А.В









Пояснительная записка


к методической разработке по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» по теме «Осуществление сестринского ухода за пациентками в родах».

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования умений по данной теме.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 060501 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

уметь:

У 1- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

У 2 - осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

У 5 - осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

У 9 - вести утвержденную медицинскую документацию.

знать:

3 1 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;

З 2 - пути введения лекарственных препаратов;

З 4 - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Формируемые компетенции: ОК 1 - 14 ПК 2.1-2.2 ПК 2.4 - 2.6

Методы и формы, используемые на занятии: применяется симуляционное обучение

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала» (приложение №1), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№2), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5).





УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Осуществление сестринского ухода за пациентками в родах

Место проведения: кабинет оказания акушерско-гинекологической помощи

Продолжительность проведения занятия: 270 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен:

- знать причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациентки в родах; организацию и оказание сестринской помощи в родах; пути введения лекарственных препаратов; правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения

- уметь готовить пациентку к лечебно-диагностическим вмешательствам; осуществлять сестринский уход за пациенткой в родах; осуществлять фармакотерапию по назначению врача; вести утвержденную медицинскую документацию.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать:

У 1- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

У 2 - осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

У 5 - осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

У 9 - вести утвержденную медицинскую документацию.

знать:

3 1 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;

З 2 - пути введения лекарственных препаратов;

З 4 - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;

ПК 2.5 Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения;

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию;

Междисциплинарная интеграция:





ПМ.02

Фармакология

ПМ 03

Анатомия и физиология человека

Основы патологии

Внутридисциплинарная интеграция:



Осуществление сестринского ухода за пациентками при патологии послеродового периода

Осуществление подготовки пациентки к лечебно-диагностическим вмешательствам в акушерстве и гинекологии

Осуществление сестринского ухода за пациентками в родахМетодическое обеспечение занятия: Медицинская документация: индивидуальная карта беременной и родильницы. Карточки с задачей.

Методы и формы обучения, используемые на занятии: применяются активные методы обучения, элементы игровой технологии

Материально-техническое обеспечение занятия:

Модель для имитации родов и оказания неотложной помощи матери и новорожденному; нестерильные перчатки; маска; ножницы; этиловый спирт (70%); ватные шарики; стерильные перчатки; лотки; манипуляционный столик; емкости с дезинфицирующими растворами; емкости для сбора мочи; пузырь для льда, кружка Эсмарха с индивидуальным стерильным наконечником; вазелин; шпатель; судно; клеёнка; штатив; мешок для мусора; мешок для белья; ёмкость с раствором перманганата калия (1:6000); 5% йодная настойка; стерильные корнцанги; секундомер; три зажима Кохера; анатомический пинцет; палочка с ватой; медицинские ножницы; одна пипетка; рубашка; медицинская шапочка; подкладная пелёнка; бахилы; резиновый баллон или наконечник для отсасывания слизи у новорожденного; 1% раствор йодоната (или 5 % йодная настойка); 96% этиловый спирт; 30% раствор сульфасалицила натрия; груз; весы; сантиметровая лента; мерная колба; медицинский инструментарий (конрцанги, пинцеты, широкие плоские зеркала).

Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, учебником Акушерство и гинекология И.К Славянова - Ростов н/Д: Феникс,2014 стр 98-129

Перечень литературы:

Основная: Акушерство и гинекология И.К Славянова - Ростов н/Д: Феникс,2014

Дополнительная: учебник акушерство и гинекология И.К. Славянова «Феникс» 2007.











Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала (приложение №1)

ОК 4.

Цель: выявить уровень теоретических знаний, и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию

30 мин

Использование активных форм опроса:

- индивидуальный опрос с целью определения уровня знаний. На этом этапе проводится контроль самостоятельной внеаудиторной работы сайта Moodle

4.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 2

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы собственной деятельности

5мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы

5.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; 3; 12 ПК 2.1, 2.2, 2.4, 2.6 (приложение №2)

Цель - сформировать умения У 1; 2; 5; 9.

195 мин.

Выполнение студентами проблемно-ситуационных задач

6.

Физкультминутка

реализация ОК 13 (приложение №3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

7.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений реализация

ОК 4; ОК5 (приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные умения

20

Опрос с целью создания проблемной ситуации для развития логического, клинического, профессионального мышления и т.д.

5.

Подведение итогов

(приложение №5)

5 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

6.

Задание на дом

5 мин.

Работа с лекционным материалом, учебником Акушерство и гинекология И.К Славянова - Ростов н/Д: Феникс,2014 стр 98-129


Всего

270 мин







Приложение №1

Теоретическое осмысление учебного материала

1. Перечислите причины наступления родов

2. Охарактеризуйте клинические проявления родовой деятельности (периоды родов; родовые изгоняющие силы)

3. Охарактеризуйте каждый период родов

4. Раскройте правила организации и оказания сестринской помощи в родах (пособие по защите промежности; первый туалет новорожденного)











Приложение №2

Самостоятельная работа

Задача

Беременная Е.М. 20 лет. Поступила в родильное отделение: Срок беременности 39-40 недель.

Жалобы: на схваткообразные боли в животе, начавшиеся 4 часа назад.

Анамнез: беременность первая, протекала без осложнений.

Объективно: общее состояние удовлетворительное. Вес 64 кг. АД 120\80 мм рт. ст. Живот овоидной формы, окружность живота 100 см., высота стояния дна матки 34 см. В правой боковой стороне матки пальпируется гладкая, широкая поверхность плода, в левой - мелкие подвижные бугорки. Над входом в малый таз прощупывается крупная, плотная, баллотирующая часть плода. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 136 уд./мин., справа ниже пупка.

Задания:

1. Подготовьте пациентку к лечебно-диагностическим вмешательствам (осуществите прием и санитарную обработку роженицы; поставьте на фантоме очистительную клизму; обработайте на фантоме наружные половые органы перед влагалищным исследованием)

2. Осуществите сестринский уход за пациенткой в родах (осуществите на фантоме подсчет и оценку схваток;

3. Подготовьте пациентку к лечебно-диагностическим вмешательствам (подготовьте оснащение к приему родов)

4. Осуществите сестринский уход за пациенткой в родах (осуществите на фантоме пособие по защите промежности; первый туалет новорожденного; прием и оценку последа; оцените новорожденного по шкале Апгар)

5. Подготовьте пациентку к лечебно-диагностическим вмешательствам (подготовьте оснащение для осмотра родовых путей)

6. Заполните утвержденную медицинскую документацию.

Эталон ответа:

Приём и санитарная обработка роженицы

При поступлении роженицы в фильтр приёмного отделения решается вопрос о приёме её в физиологическое отделение (не обследована, не дообследована, длительный безводный период, температура выше 37,5, острые респираторные заболевания, хронические инфекции и т.д.).

Роженица полностью раздевается, осматривается на педикулёз, сыпь на коже, гнойничковые высыпания.

Проводится сбривание волосяного покрова с подмышечных впадин и с наружных половых органов, ставится очистительная клизма, роженица принимает душ, соски и околососковые кружки обрабатываются 1 % раствором бриллиантового зелённого, а ногтевые ложа на руках и ногах - раствором йодоната. Роженица одевается в стерильную рубашку, ей выдаётся стерильная подкладная.

В приёмном отделении на роженицу заводится история родов. Проводится сбор анамнеза, объективное обследование по системам и органам, наружное акушерское исследование, наблюдаются за родовой деятельностью, выделениями. Там же берут кровь на группу, резус-фактор, СПИД, свёртываемость крови, мочу на белок. Проводят пробу с сульфациловой кислотой.

Из приёмного отделения роженица переводится в предродовую палату родильного отделения, где ведётся сестринский процесс средним медицинским работником (сбор информации, выявление проблем, постановка целей, способ их решения, желаемый результат). Выясняют жалобы, оценивают состояние роженицы, следят за пульсом и АД, продвижением головки, выслушивают сердцебиение плода, проводят туалет наружных половых органов, готовят роженицу к влагалищному исследованию.

Постановка очистительной клизмы

Цель: для того, чтобы опорожнить нижний отдел кишечника, ставится очистительная клизма.

Оснащение:

  • кружка Эсмарха с индивидуальным стерильным наконечником;

  • вазелин;

  • шпатель;

  • судно;

  • туалетная бумага;

  • резиновые перчатки;

  • клеёнка;

  • штатив;

  • мешок для мусора;

  • мешок для белья.

Методика выполнения:

  • объяснить женщине цель, значение и ход выполнения процедуры;

  • налить в кружку Эсмарха 1 л воды комнатной температуры, укрепить её на штативе на высоте 30 см над кушеткой, заполнить шланг и закрыть вентиль (после вытеснения воздуха);

  • смазать наконечник вазелином с помощью шпателя;

  • уложить женщину на кушетке, подстелив клеёнку, на левый бок и по возможности попросить её правую ногу согнуть в колене. Если это невозможно, можно уложить пациентку на спину;

  • раздвинуть ягодицы первым и вторым пальцами левой руки или приподнять верхнюю ягодицу так, чтобы было видно анальное отверстие;

  • правой рукой осторожно ввести наконечник в анальное отверстие, продвигая его в прямую кишку вначале по направлению к пупку (3-4 см), а затем параллельно позвоночнику, всего на глубину 5-10 см;

  • открыть вентиль, чтобы вода медленно вытекала в кишечник;

  • если женщина отмечает боль спастического характера, прекратить процедуру, пока боль не утихнет, и попросить глубоко подышать;

  • после введения воды закрыть вентиль и осторожно его извлечь из кишечника;

  • попросить женщину по возможности удержать воду в кишечнике подольше (5-10 минут);

  • после этого поменять перчатки и, если женщина не может самостоятельно пойти в туалет, подать ей судно;

  • помочь женщине вытереть анальное отверстие, обмыть её;

  • убрать судно после опорожнения кишечника, убрать клеёнку и пелёнку, сбросив их в мешок;

  • снять перчатки;

  • вымыть руки и просушить полотенцем.


Обработка наружных половых органов перед влагалищным исследованием

Цель: научить студента подготовить наружные половые органы роженицы к внутреннему исследованию, проводимому врачом.

Оснащение:

  • кушетка или кровать;

  • резиновые перчатки;

  • ёмкость с раствором перманганата калия (1:6000);

  • 5% йодная настойка;

  • стерильные корнцанги (2);

  • стерильные ватные и марлевые шарики;

  • судно;

  • клеёнка.

Методика выполнения:

  • объяснить женщине необходимость и ход процедуры;

  • надеть резиновые перчатки;

  • уложить женщину на судно, подстелив под неё клеёнку, в положение с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах и разведёнными ногами;

  • поливая из кувшина с раствором перманганата каля правой рукой шариком на корнцанге обмыть последовательно:

  • малые половые губы,

  • большие половые губы,

  • внутреннюю поверхность бёдер,

  • ягодицы, анальное отверстие;

  • высушить сухим шариком;

  • сбросить корнцанг с шариком в лоток;

  • убрать судно;

  • вторым корнцангом с шариком смазать внутреннюю поверхность бёдер и промежность 5% йодной настойкой (при непереносимости йода эта же процедура проделывается с помощью 96% этилового спирта);

  • снять перчатки и вымыть руки.


ВЕДЕНИЕ I ПЕРИОДА РОДОВ И УХОД ЗА РОЖЕНИЦЕЙ


Подсчёт и оценка схваток

Цель: научить студента определять начало и конец схватки, интервал между ними, оценить их силу.

Оснащение:

  • кровать;

  • секундомер;

  • листок бумаги;

  • ручка.

Методика выполнения:

  • объяснить женщине значение и сущность схваток и цель процедуры;

  • сесть рядом с кроватью;

  • уложить женщину в положение «на спине» с вытянутыми ногами;

  • положить правую руку на дно матки;

  • в левую руку взять секундомер;

  • заметить по секундомеру начало напряжения матки и время её расслабления;

  • оценить силу схватки (сильные, умеренные, слабые);

  • отметить интервал между схватками, просчитав три-четыре схватки подряд;

  • занести полученные данные на листок бумаги и передать врачу.

Эта процедура повторяется каждые 30 минут.

Оценка целостности околоплодных вод ведётся по наблюдению за стерильной подкладной.

Если подкладная смочена, об этом нужно сообщить врачу, предварительно постараться измерить количество околоплодных вод с помощью мерного лотка, который тоже необходимо показать врачу.

На протяжении всего I периода родов каждые 5-10 минут выслушивается и оценивается сердцебиение плода, по которому судят о его внутриутробном состоянии.

Нарушение ритма, чёткости и количества ударов может свидетельствовать об угрожающей внутриутробной асфиксии плода. Об этом нужно немедленно сообщить врачу.



Подготовка к приёму родов

Цель: научить студента принять физиологические роды, защите промежности.

Оснащение:

  • столик;

  • индивидуальный комплект для роженицы;

  • обеззараженный лоток;

  • комплект для новорожденного;

  • резиновый баллон или наконечник для отсасывания слизи у новорожденного;

  • 1% раствор йодоната (или 5 % йодная настойка);

  • 96% этиловый спирт;

  • 30% раствор сульфасалицила натрия;

  • стерильный халат;

  • шапочка или косынка;

  • маска;

  • резиновые перчатки (две пары);

  • стерильный вазелин.

Содержимое пакета для первичной обработки новорожденного:

  • три зажима Кохера;

  • анатомический пинцет;

  • палочка с ватой;

  • медицинские ножницы;

  • одна пипетка;

  • три-четыре ватных шарика;

  • три-четыре марлевых шарика.


Содержимое индивидуального пакета для роженицы:

  • рубашка;

  • косынка;

  • подкладная пелёнка;

  • чулки или бахилы.

Все это завернуто в простыню и уложено в бикс.

Методика выполнения:

  • объяснить женщине ход процедуры;

  • переложить роженицу с каталки на специальный стол (кровать Рахманова), подстелив под ягодицы клеёнку и подкладную и надев на роженицу стерильную рубашку;

  • роженица лежит на кровати в положении «на спине», ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах и упираются в подставки. Изголовье кровати приподнять. Этим достигается полусидящее положение, что способствует более лёгкому продвижению плода через родовой канал. Для усиления потуг рекомендуют роженице держаться за край кровати или «вожжи»;

  • на ноги роженицы надеть бахилы;

  • обмыть наружные половые органы из кувшина тёплой водой;

  • внутреннюю поверхность бёдер и промежность смазать раствором йодоната или йодной настойкой;

  • отгородить заднепроходное отверстие, бёдра и голени стерильной простынёй, положенной под крестец роженицы;

  • обмыть руки и надеть стерильные перчатки;

  • в момент врезывания головки налить в область задней спайки большой половой губы стерильные вазелин;

  • вторым и третьим пальцами правой руки очень бережно постараться расширить выход из влагалища, стоя справа от роженицы;

  • в момент прорезывания головки оказывается ручное пособие, носящее название «защита промежности», направленное на то, чтобы не допустить травмирование плода и мягких родовых путей матери;

  • стоя справа левую руку располагают на лобке ладонью к головке, препятствуя тем самым прорезыванию её в согнутом состоянии (не допуская преждевременного разгибания головки);

  • правую руку располагают на промежности так, чтобы четыре пальца плотно прилегали к области левой большой половой губы, а первый палец - к правой губе (складка между первым и вторым пальцами расположена под ямкой преддверия влагалища);

  • правой рукой сдвигают ткани сверху вниз (как бы «зажимая» их сверху);

  • после рождения теменных бугров, регулируя потуги, предлагают роженице глубоко подышать;

  • накладывают обе руки бипариетально (обхватывая головку с двух сторон и выводя головку из промежности); при этом осторожно сводят ткани вульварного кольца; над промежностью показывается лоб, лицо, подбородок;

  • сразу же после рождения головки ребёнка с помощью электроотсоса или резинового баллона производят отсасывания слизи из верхних дыхательных путей новорожденного;

  • затем приступают к выведению туловища, начиная с плечиков;

  • отводя головку вниз, освобождают переднее плечико, а затем, поднимая головку кверху, освобождают заднее плечико;

  • после этого самостоятельно рождается туловище плода;

  • если есть угроза разрыва промежности, производят перинеотомию или эпизиотомию (одно или двустороннюю).


Первый туалет новорожденного

Цель: научить студента произвести обработку новорожденного.

Оснащение:

  • стерильный эмалированный тазик;

  • набор для новорожденного;

  • 30 % раствор сульфасалицила натрия;

  • 96% этиловый спирт;

  • 1% раствор йодоната;

  • резиновые перчатки;

  • зажимы Кохера (3);

  • ножницы.

Методика выполнения:

  • акушерка меняет перчатки;

  • из комплекта для новорожденного достаёт тазик и ставит его между ног матери;

  • тазик покрывает стерильной пелёнкой;

  • до отделения ребёнка от матери медсестра стерильной пипеткой из детского пакета закапывает глазки 2-3 каплями сульфасалицила натрия;

  • девочкам этот же раствор закапывают с помощью другой пипетки на наружные половые органы, разведя с помощью шариков большие половые губы;

  • после прекращения пульсации пуповины на неё на расстоянии 10 и 8 см от пупочного кольца накладывают 2 зажима Кохера;

  • третий зажим накладывают на пуповину как можно ближе к наружным половым органам женщины;

  • участок пуповины между первым и вторым зажимами Кохера обрабатывают шариком с этиловым спиртом и рассекают ножницами;

  • срез культи пуповины смазывают 1% раствором йодоната;

  • показывают ребёнка матери, переносят на детский столик.

ВЕДЕНИЕ III ПЕРИОДА РОДОВ

Цель: научить студента правильно провести последовый период при физиологических родах.

Оснащение:

  • катетер резиновый;

  • лоток;

  • аппарат для измерения АД;

  • секундомер;

  • груз;

  • пузырь со льдом;

  • весы;

  • сантиметровая лента;

  • мерная колба.

Методика выполнения:

  • отрезок пуповины опустить в лоток;

  • спустить мочу катетером в другой лоток;

  • положить на живот роженице пузырь со льдом и груз;

  • следить за признаками отделения последа:

а) появление лёгких схваток,

б) матка из срединного положения на уровне пупка несколько поднимается над этим уровнем и отклоняется вправо или влево, иногда приобретает вид песочных часов,

в) при надавливании ребром ладони над лоном отрезок пуповины не втягивается внутрь;

  • при самостоятельном рождении последа попросить женщину приподняться на пятках и послед рождается;

  • родившийся послед осматривают с обеих сторон на его целостность;

  • послед измеряется с помощью сантиметровой ленты вдоль и поперёк;

  • послед взвешивается;

  • послед в лотке направляется для дальнейшей обработки;

  • с помощью мерной колбы измеряется величина кровопотери;

  • женщину необходимо подмыть, промокнуть и уложить на стерильную сухую подкладную;

  • снять перчатки и вымыть руки;

  • измерить родильницы АД на обеих руках и посчитать пульс.

  • Если послед самостоятельно не родился в течение 30 минут, применяются меры ручного отделения последа.


Мероприятия при кровотечении в послеродовом периоде

Цель: научить студента наблюдать за роженицей, своевременно заметить осложнение и принять неотложные меры.

Оснащение:

  • аппарат для измерения АД;

  • секундомер;

  • капельница, заполненная раствором 0,9% натрия хлорида;

  • набор стандартных сывороток;

  • тарелка для определения группы крови;

  • стерильные шарики;

  • пинцет;

  • предметные стёкла;

  • шприцы;

  • лекарственные препараты.

Методика выполнения:

Если медсестра при наблюдении за роженицей в III периоде родов замечает ухудшение общего состояния (побледнение, головная боль, головокружение), необходимо немедленно вызвать врача, а до его прихода:

  • измерить АД,

  • посчитать пульс,

  • посчитать дыхание,

  • сменить холод, определить группу крови,

  • войти в вену с помощью капельницы.

Первичная обработка новорожденного

Цель: научить студента провести первичную обработку новорожденного.

Оснащение:

  • 96% этиловый спирт;

  • 5% раствор перманганата калия;

  • стерильный вазелин;

  • весы для новорожденного;

  • сантиметровая лента;

  • стерильные шарики;

  • стерильные клеёночки размером 5 на 3 см (3);

  • стерильная ручка;

  • скоба Роговина;

  • марлевые салфетки;

  • пелёнки (тонкая и теплая);

  • распашонки (тонкая и теплая);

  • косыночка;

  • одеяло;

  • стерильный халат, шапочка и маска для акушерки;

  • стерильные резиновые перчатки.

Методика выполнения:

  • акушерка меняет халат, надевая стерильный, стерильную шапку и маску;

  • надеть резиновые перчатки;

  • обмыть ребёнка под краном теплой водой так, чтобы вода не попадала в пуповину;

  • обтереть кожу шариком со стерильным вазелином или постным маслом, снимая родовую смазку (особенно в области естественных складок);

  • на пуповину новорожденного на расстоянии 0,3-0,5 см от пупочного кольца (предварительно протерев шариком со спиртом) наложить зажим Кохера;

  • через 1-2 минуты зажим снять и на культю наложить металлическую скобку Роговина (можно туго перевязать стерильной марлевой салфеткой);

  • культю пуповины обработать раствором 5% калия перманганата;

  • на культю наложить марлевую повязку;

  • в пелёнке взвесить ребёнка на весах;

  • с помощью стерильной сантиметровой ленты измерить длину новорожденного от макушки до пяток;

  • с помощью сантиметровой ленты измерить окружность головы и окружность плечевого пояса;

  • написать на 3 клеёнках с помощью ручки следующие данные:

а) ФИО матери,

б) дата и час родов,

в) пол ребёнка,

г) масса тела,

д) длина новорожденного,

е) номер истории родов матери,

ж) номер новорожденного;

  • привязать 2 клеёночки (браслетики) на запястьях обеих рук новорожденного;

  • запеленать новорожденного в стерильные пелёнки (лёгкую и фланелевую);

  • завернуть при необходимости в одеяло;

  • надеть поверх одеяла на шею 3-ю клеёнку с надписью;

  • положить новорожденного на столик с подогревом на 2 часа;

  • снять перчатки и вымыть руки.

Через 2 часа ребёнок переводится в отделение новорожденных.

Сразу же после родов через 5 минут проводится оценка новорожденного по шкале Апгар.


Параметры

Оценка в баллах

0

1

2

Частота сердцебиений

(уд/ мин.)

отсутствует

Менее 100

Более 100

Дыхание

отсутствует

Замедленное, неритмичное

Громкий крик

Окраска кожи

Бледная или цианоз

Розовая, но цианоз на конечностях

Розовая

Мышечный тонус

отсутствует

Конечности слегка сгибаются

Движения активные

Рефлекторная возбудимость (реакция на отсасывание слизи из дых. путей, подошвенные рефлекс)

отсутствует

Невыраженные изменения на лице (гримаса)

Реагирует активно (дёргает ножкой, активно морщится, кричит)

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар

Оценка 0-3 балла свидетельствует о крайне тяжёлом состоянии новорожденного (белая асфиксия), 4-6 баллов - состояние средней тяжести (синяя асфиксия), 7-10 баллов - состояние удовлетворительное.

В течение этих же двух часов родильница находится под наблюдением в родильном зале.

Акушерка следит:

  • за пульсом;

  • за АД;

  • за окраской кожных покровов и слизистых оболочек;

  • за подкладной (кровотечение);

  • за общим состоянием родильницы.

Через 2 часа родильницу готовят к осмотру родовых путей.

Подготовка к осмотру родовых путей

Цель: научить студента подготовить родильницу к осмотру родовых путей и ассистировать врачу при необходимости оперативного вмешательства.

Оснащение:

  • столик стерильный;

  • 5% йодная настойка;

  • 96% этиловый спирт;

  • шарики стерильные (марлевые и ватные);

  • 1% раствор йодоната;

  • резиновые перчатки (2 пары);

  • зеркала Симпса;

  • стерильный анатомический пинцет;

  • иглы различной кривизны;

  • пулевые щипцы (2 пары);

  • шовный материал (кетгут, шёлк).

Методика выполнения:

  • следует объяснить женщине необходимость и ход выполнения процедуры;

  • родильная кровать укорачивается и ей придаётся статус гинекологического кресла;

  • родильницу укладывают в положение «на спине», ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, подколенные ямки на подставках;

  • промежность и внутренняя поверхность бёдер обрабатывается 1% йодонатом с помощью корнцанга и шарика;

  • надевают перчатки;

  • отгораживают бёдра и анальное отверстие стерильной простынёй;

  • врачу подают перчатки;

  • во время осмотра и при необходимости ушивания врачом шейки матки, влагалища и промежности врачу подают инструменты и шовный материал по требованию.

После ревизии родовых путей у родильницы измеряют температуру, АД, считают пульс, меняют подкладную, надевают стерильную рубашку и на каталке, предварительно постелив на неё простыню, обеззараженную пелёнку и стерильную пелёнку, родильницу перевозят в послеродовую палату.

Приложение №3

Физкультминутка


И.п. - о.с. 1 - руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - о.с. 1 - прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 - и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 - наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3-4 - и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад: 2-4 - держать; 5-6 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.










Приложение №4

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений

Задача

Вы находитесь в поезде, к вам обращается проводник с просьбой помочь беременной женщине, которая находится в соседнем вагоне. Со слов женщины вы узнаете что она находится на 39 недели беременности, предъявляет жалобы на схваткообразные боли внизу живота и пояснице, и отхождение околоплодных вод. При подсчете и оценки схваток выясняется что длительность схватки составляет 60 секунд, интервал между ними 2 минуты.

Задания

  1. Ваши действия в данной ситуации

  2. В каком периоде родов находится женщина, обоснуйте ответ

  3. Продемонстрируйте на фантоме подсчет и оценку схваток

  4. Продемонстрируйте на фантоме пособие по защите промежности

  5. Продемонстрируйте на фантоме первый туалет новорожденного

  6. Продемонстрируйте на фантоме прием и осмотр последа








Приложение №5

Критерий

Количество баллов

5

4

3

2

Работа с сайтом внеаудиторной работы Moodle

При работе с сайтом Moodle студент набирает от 20 до 18 баллов

При работе с сайтом Moodle студент набирает от 17 до 16

При работе с сайтом Moodle студент набирает от 15 до 14

При работе с сайтом Moodle студент набирает от 13 и ниже

Индивидуальный опрос

Обучающийся исчерпывающе и всесторонне знает весь программный материал и рекомендованную к нему литературу, отлично его понимает и прочно усвоил его. На вопросы в пределах учебной программы дает правильные, сознательные и уверенные, логически стройные ответы.

Обучающийся знает весь требуемый программой учебный материал, хорошо понимает, и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. В устных ответах пользуется литературным профессиональным языком и не делает грубых ошибок.

Обучающийся обнаруживает знание основного программного материла. При применении знаний испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В ответах допускает ошибки при изложении учебного материала и в построении речи

Обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы преподавателя, неуверенно

Решение проблемно-ситуационных задач

Комплексная оценка предложенной ситуации;

Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций.

Правильность осуществления ухода за пациентами, применяя медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями

Грамотность ведения медицинской документации при осуществлении ухода за пациентами в родах.

Комплексная оценка предложенной ситуации;

Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций .

Незначительные ошибки при осуществлении ухода за пациентами, применяя медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями

Медицинская документация заполняется студентом с незначительными ошибками

Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; Наблюдается нарушение алгоритма выполнения манипуляций

Отмечается неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога при осуществлении ухода за пациентами, применяя медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями;

Медицинская документация заполняется студентом с незначительными ошибками

Неверная оценка ситуации; неправильно

Неправильное выполнение манипуляций .

Неправильное осуществление ухода за пациентами, применяя медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями

Медицинская документация заполнена с грубыми ошибками.

Систематизация полученных знаний

Комплексная оценка предложенной ситуации;

Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций.

Правильность осуществления ухода за пациентами, применяя медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями

Комплексная оценка предложенной ситуации;

Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций .

Незначительные ошибки при осуществлении ухода за пациентами, применяя медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями

Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; Наблюдается нарушение алгоритма выполнения манипуляций

Отмечается неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога при осуществлении ухода за пациентами, применяя медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями;

Неверная оценка ситуации; неправильно

Неправильное выполнение манипуляций .

Неправильное осуществление ухода за пациентами, применяя медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями


Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов

20-17 баллов

5 (отлично)

16-13 баллов

4 (хорошо)

12-10 баллов

3 (удовлетворительно)

Менее 10 баллов

2 (неудовлетворительно)


© 2010-2022