• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка урока – соревнования «Сильное звено» на тему «Минимальная обработка почвы» по дисциплине «Основы агрономии и зоотехнии»

Методическая разработка урока – соревнования «Сильное звено» на тему «Минимальная обработка почвы» по дисциплине «Основы агрономии и зоотехнии»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

31


ФГОУ СПО «Острогожский аграрный техникум»



Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ

цикловой комиссии Зам. директора по учебной

ветеринарных и зоотехнических дисциплин работе

Протокол № ___ от __________ 2011 г. ______________О.В.Редина

Председатель комиссии

_____________И.В.Шамрина


Методическая разработка

урока - соревнования

«Сильное звено»

на тему «Минимальная обработка почвы» по дисциплине «Основы агрономии и зоотехнии»



Методическая разработка урока – соревнования «Сильное звено» на тему «Минимальная обработка почвы» по дисциплине «Основы агрономии и зоотехнии»



Преподаватель

З.И.Ногинова













Острогожск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение…………………………………………………………….. 3

Подготовительный этап……………………………………………..5

Учебно-методическая карта урока …… .………………………….6

Методика проведения занятия ..…………………………………….9

Заключение………………………………………………………….11

Литература…………………………………………………………..12

Приложения………………………………………………………....13


В данной методической разработке описана методика проведения урока-соревнования «Сильное звено» по дисциплине «Основы агрономии» на тему «Минимальная обработка почвы».

В соответствии с условиями соревнования разработаны задания для составления схемы севооборотов и ротационных таблиц, задачи, задания по системе обработки почвы под сельскохозяйственные культуры. Составлены электронные тесты, проблемная ситуация, представлены разнообразные методы и приемы обучения.

На занятии используется комбинированный метод оценки знаний, выставляется поурочный балл в соответствии с личным участием каждого студента.

Методическая разработка урока будет полезна преподавателям специальных дисциплин как основа для создания собственных уроков.



ВВЕДЕНИЕ

В методической разработке представлена методика организации и проведения открытого урока-соревнования «Сильное звено» на тему «Минимальная обработка почвы».

Чтобы стать хорошим специалистом, востребованным на рынке труда нужны глубокие и прочные знания, умения и навыки для решения производственных задач.

Студенты на занятиях по дисциплине «Основы агрономии и зоотехнии» изучают строение и свойства почвы, севообороты, приемы и способы обработки почвы. Кроме того, они должны научиться составлять схемы чередования культур в севообороте и системы обработки почвы. Все это необходимо знать специалисту сельского хозяйства для правильной и современной обработки почвы.

Тема урока раскрывает современные способы и приемы обработки почвы, освоение ресурсосберегающих технологий производства продукции растениеводства.

Методы и средства, представленные в методической разработке, позволяют решать самые разнообразные педагогические задачи: создают условия для деятельности каждого звена, стимулируют познавательную активность, создают атмосферу устойчивого внимания к обсуждаемым вопросам, развивают навыки коллективной работы, сотрудничества, общения.

Разнообразный дидактический материал, смена заданий: решение задач, заполнение схем, тестирование позволяет закреплять, углублять и расширять знания по дисциплине. Выбранная форма проведения, индивидуальные и коллективные практические задания способствует воспитанию индивидуальной и коллективной ответственности, стремлению к соревнованию и профессиональному воспитанию, а также использование современных технических средств, несомненно, обеспечивают реализацию поставленных целей.

Вся работа направлена на активизацию студентов с целью обобщения и систематизации пройденного учебного материала по дисциплине и позволяет значительно повысить качество подготовки специалистов.

Исходя из этого, основные цели методической разработки:

  1. показать практическое значение выбранной формы проведения урока, как средства обобщения и систематизации знаний по темам: «Состав и свойства почв», «Сорные растения», «Севообороты», «Обработка почвы», «Приемы и орудия обработки почвы»;

  2. продемонстрировать использование метода опережающего обучения с целью углубления знаний по теме «Минимальная обработка почвы»;

  3. оказать помощь преподавателям при подготовке и проведении урока-соревнования.

Методическая разработка состоит из следующих основных разделов: введение, подготовительный этап, учебно-методическая карта, методика проведения занятия, заключение, литература, приложения.

В разделе «Введение» указывается цель написания методической разработки, раскрывается значимость проведения занятия. Подготовительный этап включает в себя мероприятия, необходимые при подготовке урока.

Учебно-методическая карта включает в себя тему, цели, задачи, тип и вид урока, связь с другими дисциплинами и структуру занятия.

В структуре занятия по каждому этапу распределено время и указываются методы обучения.

В разделе «Методика проведения занятия» дается полное описание всех этапов занятия.

В «Заключении» раскрывается практическая значимость заданий, задач, проблемных ситуаций при повторении, углублении и систематизации изученного материала по дисциплине.

В приложении представлен раздаточный материал, необходимый для проведения урока-соревнования, а также - фотографии, свидетельствующие о проведенном занятии.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Преподаватель определяет цели и задачи, вид и тип урока, его форму проведения, продумывает элементы занятия, методы обучения. Он планирует время и составляет учебно-методическую карту занятия.

Для проведения урока-соревнования необходимо разработать условия соревнования, индивидуальные и коллективные практические задания, подготовить раздаточный материал и наглядные пособия. Преподавателем разрабатываются условия решения задач, задания для составления схемы севооборотов и ротационных таблиц, задания по системе обработки почвы под сельскохозяйственные культуры, программированные задания, подготавливаются макеты рабочих органов машин и орудий, составляются тесты и проблемная ситуация, готовится иллюстративный материал (слайды).

Кроме того, преподаватель должен позаботиться о подготовке бланков раздаточного материала с заданиями, технических средств (создание слайдов с заданиями, которые проецируются на экран), обеспечить тестирование на макбуках и ознакомить студентов со звеньевым методом работы.

Студенты, в свою очередь, должны повторить учебный материал по заданным темам, подготовить доклады. Преподавателем предварительно составляется схема рецензии ответов студентов и ведомости. Звеньевые знакомятся с ведением ведомости учета индивидуального и коллективного труда студентов.





Учебно-методическая карта урока

Дисциплина: Основы агрономии и зоотехнии

Раздел дисциплины: Основы агрономии

Тема урока: Минимальная обработка почвы

Цели:

образовательная: обобщение, углубление и систематизация знаний по темам: «Состав и свойства почв», «Сорные растения», «Севообороты», «Обработка почвы», «Приемы и орудия обработки почвы», «Минимальная обработка почвы», связь теории с практикой;

воспитательная: привитие любви к избранной специальности, воспитание культуры речи;

развивающая: развитие индивидуальной и коллективной познавательной активности студентов

Задачи:

Студент должен знать: состав и свойства почв, севообороты, приемы и способы обработки почвы

Студент должен уметь: составлять схемы севооборотов, ротационные таблицы, систему обработки почвы, рассчитывать дозы внесения гербицидов

Вид занятия: урок

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма проведения урока: урок-соревнование «Сильное звено»

Межпредметные связи: сельскохозяйственные и мелиоративные машины, экологические основы природопользования, охрана труда

Наглядные пособия: видеофильм «Минимальная обработка почвы», раздаточный материал (карты с заданиями, ведомости самоконтроля), макеты рабочих органов машин и орудий, плакаты: «Культиватор КПС-4», «Прикатывание», «Навесной плуг ПЛН-5-35»

Т.С.О., оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point , макбуки

Время проведения: 90 мин

Место проведения: учебный кабинет № 13

Участники: группа М-31


СТРУКТУРА УРОКА

№ п/п

Элементы занятия, изучаемые вопросы

Методы

обучения

Планируемое

время,

мин.


1

2

3

4

1.

Организационный момент

словесный

2 мин.

2.

Сообщение темы, постановка целей, задач урока. Объяснение порядка работы на уроке и мотивация учебной деятельности студентов

словесный

2 мин.

3.
















Основная часть (обобщение и систематизация знаний).

Выполнение студентами заданий:

Задание №1. «Земледелец»

(индивидуальный устный опрос, выполнение практических заданий, решение задач в целях обобщения и систематизации знаний по темам: «Состав и свойства почв», «Сорные растения», «Севообороты»).

Задание №2. «Знатоки»

(индивидуальный устный опрос, выполнение практических заданий, выступление студентов с сообщениями с целью обобщения и систематизации знаний по темам: «Обработка почвы», «Приемы и орудия обработки почвы»).

Задание № 3. «Проблемная ситуация»

(индивидуальный устный опрос, выполнение практических заданий и тестирование в целях повторения и систематизации знаний по теме «Приемы и орудия обработки почвы»).

Задание №4. «Теоретик»

(выступления студентов с сообщениями, просмотр видеофильма в целях углубления знаний по теме «Минимальная обработка почвы»).

Задание №5. «Технолог»

(выполнение практического задания в целях повторения, углубления и систематизации знаний по теме «Приемы и орудия обработки почвы»).

словесный,

практический,

наглядный,

работа в микрогруппах (звеньях)

75 мин.



4.

Подведение итогов урока

словесный

7 мин.

5.

Задание на дом: Третьяков Н.Н.Основы агрономии. - М.: ПрофОбрИздат,2002.-С.92-111. Повторение конспекта по теме «Обработка почвы».

словесный

2 мин.

6.

Рефлексия

словесный

2 мин.












МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ


Урок начинается с организационного момента, во время которого преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, сообщает тему, цель и задачи урока. Объясняет порядок работы на уроке, осуществляет мотивацию учебной деятельности студентов.

Преподаватель обращает внимание студентов на необходимость обобщения, углубления и систематизации знаний по темам: «Состав и свойства почв», «Сорные растения», «Севообороты», «Обработка почвы», «Приемы и орудия обработки почвы», «Минимальная обработка почвы», на значимость данных тем в системе земледелия, правильного использования приемов и способов обработки почвы для решения производственных задач, сообщает условия соревнования, представляет звеньевых и желает студентам показать хорошие знания.

Основная часть занятия - это обобщение и систематизация знаний, в ходе которого студенты отвечают на теоретические вопросы, выполняют практические задания, а именно составляют схемы севооборотов, составляют систему обработки почвы, заполняют схему «Технологические операции при обработке почвы», решают задачи, отвечают на тесты, выступают с сообщениями. Предусмотрено выполнение индивидуальных и коллективных заданий.

Перед началом выполнения заданий преподаватель объясняет порядок выполнения заданий. Студенты работают в микрогруппах (звеньях).

В первом задании «Земледелец» проводится индивидуальный устный опрос, выполнение практических заданий, решение задач в целях обобщения и систематизации знаний по темам: «Состав и свойства почвы», «Сорные растения», «Севообороты» (прил.1).

При выполнении второго задания «Знатоки» проводится индивидуальный устный опрос, выполнение практических заданий, решение задач, выступление студентов с сообщениями с целью повторения и систематизации знаний по темам: «Обработка почвы», «Приемы и орудия обработки почвы» (прил.2).

При решении третьего задания « Проблемная ситуация» проводится индивидуальный устный опрос, выполнение практических заданий и тестирование в целях повторения и систематизации знаний по теме «Приемы и орудия обработки почвы» (прил.3).

В целях углубления знаний по теме «Минимальная обработка почвы» в четвертом задании «Теоретик» студенты выступают с сообщениями, используется метод опережающего обучения (прил.4) и демонстрируется фрагмент учебного видеофильма.

Завершается основная часть занятия выполнением пятого практического задания «Технолог» с целью повторения и систематизации знаний по теме «Приемы и орудия обработки почвы» (прил.5).

На занятии используется комбинированный метод оценки знаний и в конце занятия выставляется поурочный балл в соответствии с личным участием каждого студента и в соответствии со схемой рецензии (прил.6).

На этапе «Подведение итогов» преподаватель анализирует работу звеньев в целом и отмечает работу лучшего звена и лучшего студента. Обращает внимание студентов на практические задания, которые требуют серьезной теоретической подготовки (прил.7).

Домашнее задание включает в себя повторение материала по теме «Минимальная обработка почвы».

Последним этапом урока является рефлексия, основной задачей которого является выявление характера эмоционального состояния студентов, оценка собственной деятельности на занятии. Во время проведения рефлексии студентам предлагается проанализировать свою деятельность на уроке и поделится своими впечатлениями.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной разработке представлена методика проведения урока - соревнования «Сильное звено» по дисциплине «Основы агрономии» на тему «Минимальная обработка почвы».

В методической разработке представлены разнообразные практические и программированные задания, которые помогают более успешно реализовать намеченные цели и задачи. Такие задания дают возможность проявить активность студентов при индивидуальной и коллективной работе.

Для студентов составлены задания для составления схемы севооборотов и ротационных таблиц и задания по системе обработки почвы под сельскохозяйственные культуры.

Форма проведения занятия в виде урока- соревнования, использованные методы и средства позволяют развивать у студентов умение самостоятельно работать с различными источниками знаний, литературой, наглядным материалом, стимулирует мыслительную деятельность, позволяет обеспечить прочность знаний, связь теории с практикой, прививает любовь к избранной профессии.

Методика проведения урока позволяет решать самые разнообразные педагогические задачи: создает условия для деятельности каждого звена, стимулирует познавательную активность, создает атмосферу устойчивого внимания к обсуждаемым вопросам, развивает навыки коллективной работы, сотрудничества, общения.

Урок насыщен информацией, сообщениями о современном состоянии изучаемых вопросов, научными данными, что позволяет расширять, углублять знания по дисциплине. Хорошо прослеживаются межпредметные связи, обращено внимание на вопросы охраны природной среды.

Методическая разработка урока будет полезна преподавателям специальных дисциплин как основа для создания собственных уроков.


литература

1. Евтефеев Ю.В., Казанцев Г.М. Основы агрономии: Учебное пособие /Ю.В. Евтефеев, Г.М. Казанцев. - М.: ФОРУМ, 2011.- 368с.

2. Кузьмин Н.А., Новиков Н.Н., Ивкина Е.М., Кузьмин В.Н. Кормопроизводство: Учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учеб. заведений /Под ред. проф. Н.А. Кузьмина.- М.: КолосС, 2004.- 280с.

3. Третьяков Н.Н. Основы агрономии: Учебное пособие для среднего профессионального образования /Н.Н.Третьяков, Б.А.Ягодин, А.М.Туликов. - М.: ПрофОбрИздат, 2002.- 360с.

Дополнительные источники:

1. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г. Технология производства продукции растениеводства: Учебник. - М.: Колос, 2000. - 448с.

Интернет - ресурсы:

  1. sprinter.ru/

  2. k-a-t.ru/agro/1-vvedenie/index.shtml

  3. moeobrazjvanie.ru/specialities_246.html

  4. window.edu/ru/

  5. bookarchive.ru/categoru/tekhnicheskaja_literatura/

  6. www/openet.edu.ru/

edu.ru/








Приложение 1

Задание 1. «Земледелец»

Тема «Состав и свойства почв»

Теоретические вопросы для индивидуального устного опроса:

1. Почва как природное образование и основное средство сельскохозяйственного производства.

2. Классификация почв по механическому составу. Структура почвы и ее значение.

3. Органическое вещество почвы, состав и значение гумуса.

Задание для коллективной работы.

Студентам предлагается найти правильные ответы на 5 поставленных вопросов из предложенных 15 вариантов ответов.

1. Способность почвы поглощать и удерживать твердые вещества и газы.

2. Как называются растения, способные синтезировать органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза?

3. Укажите наилучший размер структурных комочков

4. Укажите схему фотосинтеза

5. Продукт разложения органического вещества микроорганизмами

Методическая разработка урока – соревнования «Сильное звено» на тему «Минимальная обработка почвы» по дисциплине «Основы агрономии и зоотехнии»

Продолжение прил.1

Тема «Сорные растения»

Теоретические вопросы для индивидуального устного опроса:

1. Сорные растения и засорители, вред причиняемый сорняками.

2.Биологические особенности сорных растений.

3.Техника безопасности при работе с пестицидами.

Задание для коллективной работы. Рассчитать дозу внесения гербицида. Решение задачи.

Рассчитайте дозу внесения гербицида, для обработки посевов озимой пшеницы в фазе кущения до выхода в трубку на площадь 100 га.


Группа

сорняков

Культура

Средство защиты

Норма расхода л/га

Доза внесения в перерасчете на концентрацию, л/га

Требуется на всю площадь, л

Однолетние двудольные

Озимая пшеница

Аминная соль, 40%

1,5


Тема «Севообороты»

Теоретические вопросы для индивидуального устного опроса:

1. Севооборот, научные основы чередования сельскохозяйственных культур.

2. Классификация севооборотов, их характеристика.

3. Типы и виды севооборотов.

Задание для коллективной работы. Составить схему севооборота и ротационную таблицу.

Составьте схему севооборота и ротационную таблицу для следующих культур: сахарная свекла, озимая пшеница, ячмень, пар, кукуруза.

Схема севооборота для данных культур следующая:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Окончание прил.1


Ротационная таблица



Поля

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Годы

2010






2011






2012






2013






2014






2015



















Приложение 2

Задание 2. «Знатоки»

Тема: «Обработка почвы»

Теоретический вопрос для индивидуального устного опроса:

Понятие о механической обработке почвы, ее задачи в условиях земледелия.

Задание для коллективной работы.

Студентам предлагается найти правильные ответы на 5 поставленных вопросов из предложенных 15 вариантов ответов.

1. Прием обработки почвы, применяемый для закрытия влаги.

2. Какое орудие обработки следует применять при внесении навоза?

3. Как называется вспашка, при которой не происходит оборачивание пласта?

4. Какой прием обработки применяется для ускорения всходов сельскохозяйственных культур в условиях сухой весны?

5. Какой прием обработки применяется после уборки культур сплошного сева с целью провоцирования сорняков?

Варианты ответов:

Методическая разработка урока – соревнования «Сильное звено» на тему «Минимальная обработка почвы» по дисциплине «Основы агрономии и зоотехнии»

Продолжение прил.2

Тема «Приемы и орудия обработки почвы»

Теоретический вопрос для индивидуального устного опроса:

Приемы и способы основной обработки почвы. Вспашка.

Задание для коллективной работы. Заполнить схему: технологические операции при обработке почвы.

Заполните схему: технологические операции при обработке почвы.

( цель проведения технологической операции )


Оборачивание

-

-

Рыхление

-

-

Перемешивание

-

-

Выравнивание поверхности поля

-

-

Уплотнение

-

-

Подрезание стерни и сорняков

-

-

Теоретический вопрос:

Приемы и способы основной обработки почвы. Безотвальная обработка почв.Т.С.Мальцев.

Информация студентов.

В районах, подверженных ветровой эрозии, для сохранения на поверхности стерни и других растительных остатков, которые предохраняют почву от выдувания и накапливают большое количество влаги в виде снега, так необходимой в засушливых степных районах, рыхление почвы проводят без

Продолжение прил.2

оборачивания, которое называется безотвальной вспашкой. Такую вспашку на глубину 27-30 см и более, разработанную в начале 50-х годов XX в. акад. Т. С. Мальцевым, широко применяют в Западной и Восточной Сибири и европейской части России с использованием безотвальных плугов, а позднее плоскорезов и глубокорыхлителей различной конструкции (КПП-2,2; КПГ-2-150; КПГ-250; ГУН-4, Параплау и др.).

В некоторых случаях безотвальную вспашку проводят весной или даже осенью для рыхления уплотнившейся почвы с целью усиления аэрации и микробиологической деятельности, освобождения пахотного слоя от излишней влаги, разрушения плужной подошвы, а также на полях, ранее вспаханных отвальными плугами.

Теоретический вопрос:

Приемы поверхностной и мелкой обработки почвы. Информация студентов.

Обработка почвы на глубину до 8 см (посевной слой) называется поверхностной, а на глубину 8-16 см - мелкой. Целесообразность таких обработок обусловливается или необходимостью создать наиболее благоприятные условия для размещаемых в посевном слое семян культур, или невозможностью по ряду агротехнических и хозяйственных причин более глубоких обработок.

Лущение жнивья выполняют на полях, освободившихся из-под зерновых культур, оставляющих на поле стерню, или после уборки других однолетних культур (просо, гречиха, однолетние травы, кукуруза) С помощью лущения, проводимого сразу после уборки культуры обычно на глубину 6-8 см, а в засушливых районах нередко с прикатыванием в агрегате, одновременно решается

ряд важнейших задач: подрезая сорняки, оно лишает вредителей свежего органического вещества как источника пищи; заделывая семена сорняков в более влажный слой почвы, провоцирует их прорастание; взрыхленный

Продолжение прил.2

верхний слой почвы как естественная мульча резко сокращает физическое испарение влаги и позволяет без ухудшения качества провести последующую основную вспашку на две-три недели позднее (при этом избегается чрез-1 мерная напряженность в полевых работах).

Лущение обычно проводят дисковыми лущильниками на глубину не выше 10-12 см (ЛДГ-5; ЛДГ-10 и др.), а также лемешными лущильниками (ППЛ-5-25; ППЛ-10-25), работающими на глубину 12-17 см, но иногда применяют и дисковые бороны. При запаздывании лущения на 7-10 дней все отмеченные выше его преимущества почти полностью утрачиваются.

Дискование как прием выполняет те же технологические операции (крошение, рыхление, перемешивание, частичное оборачивание, подрезание сорняков), что и лущение жнивья дисковыми орудиями. Однако его чаще применяют на вспаханных полях для разделки крупных глыб, заделки широких борозд, выравнивания гребней и микролиманов и предварительно перед вспашкой для разрезания и разделки плотной дернины многолетних сеяных и луговых трав (БДТ-3,3; БДНТ-3,5 и др.), для измельчения перекрестным дискованием (или лущением) корневищ пырея и органов вегетативного возобновления других многолетних сорняков (осот полевой, свинорой пальчатый и др.).

Культивация предназначена для сплошной (на глубину 5-12 см) или междурядной (до 16 см) обработки почвы, при которой происходит крошение, рыхление, частичное перемешивание почвы и подрезание сорняков и прежде всего корневых отпрысков не позднее фазы 3-4 листьев у розеток многолетних сорняков, она особенно необходима для сплошной обработки непосредственно перед посевом культуры, чтобы создать выровненное под взрыхленным слоем «плотное ложе» для семян культуры.




Боронование почвы применяют во всех системах обработки и для этого используют различные конструкции борон.

Продолжение прил.2

С началом полевых работ на вспаханных полях применяют первоочередной прием - ранневесеннее боронование («закрытие влаги», «покровное боронование»), а также поперечное боронование хорошо перезимовавших посевов

озимых, обычно выполняемое в период физической спелости почвы зубовыми боронами с Рамой жесткой конструкции (БЗТС-1; БЗСС-1; БП-0,6).

Тяжелые бороны рыхлят почву до 7-10 см, а легкие - до 5-8 см. Взрыхляя верхний слой (2-4 см) почвы начавшего подсыхать поля, создают как бы естественный мульчирующий слой. Он прикрывает нижерасположенный и насыщенный капиллярной влагой более плотный слой. Вследствие этого физическое испарение почвенной влаги сокращается в 3-5 раз. Достаточное количестве влаги и повышенная температура провоцируют массовое прорастание в верхнем слое семян сорняков, которые полностью уничтожаются последующими обработками.

Прикатывание помимо уплотнения почвы частично рыхлит ее, дробя влажные крупные комки, выравнивает поверхность, улучшает контакт семян с почвой и ускоряет их прорастание, что объясняется еще и тем, что при уплотнении почва быстрее нагревается и ее температура повышается на 1,5-2 °С. Выполняют прикатывание различными катками, проводя его не позднее чем на 2-3-й день после сева культуры и при опасности сильного иссушения посевного слоя ввиду его чрезмерной рыхлости.

Практическое задание: Определить по представленным макетам рабочие органы машин и орудий. Назвать их назначение.






Приложение 3

Задание 3. «Проблемная ситуация»

Тема «Приемы и орудия обработки почвы»

Задание для коллективной работы. Составить систему обработки почвы под озимую пшеницу и кукурузу.

Составьте систему обработки почвы под озимую пшеницу и кукурузу по заданной схеме.

Система обработки почвы под озимую пшеницу и кукурузу

№ п/п

Культура

Засорённость полей

Приёмы

обработки

Глубина обработки (см)

Орудия

обработки

Срок

проведения

1

Озимая пшеница

4 балла (сорняков больше, чем культурных растений)

Лущение

Вспашка

Культивация № 1 Культивация № 2 Глубина посева

2

Кукуруза

4 балла

Лущение

Вспашка

Боронование

Культивация № 1 Культивация № 2 Глубина посева


Компьютерное тестирование

1. Приемом основной обработки является:

1. культивация;

2. дискование;

3. вспашка;

4. боронование.


2. Укажите глубину вспашки:

1. 5-10 см;

2. 10-15 см;

3. 15-20 см;

4. 20-25 см.

Продолжение прил.3

3. Укажите глубину безотвального рыхления почвы:

1. 8-12 см;

2. 12-18 см;

3. 17-22 см;

4. 30-40 см.

4. Плантажная вспашка проводится с целью:

1. сохранения почвы от эрозии;

2. задержания талых вод;

3. сохранения стерни на поверхности;

4. глубокой обработки междурядий в садах.

5. Укажите глубину плантажной вспашки;

1. 5-12 см;

2. 12-17см;

3. 17-25 см;

4. более 40 см.

6. Приемом мелкой обработки является:

1. фрезерование;

2. чизелевание;

3. лущение;

4. безотвальная обработка.


7. Укажите цель проведения поверхностной обработки почвы:

1. сохранение стерни на поверхности;

2. глубокой обработки междурядий в саду;

3. освоение болот;

4. успешного проведения посева.


8. Укажите глубину лущения:

1. 8-10 см;

2. 7-12 см;

3. 20-25 см;

4. 12-16 см.


9. Укажите глубину культивации:

1. 2-22 см;

2. 2-27 см;

3. 2-17 см;

4. 2-12 см.



Продолжение прил.3

10. Прием обработки почвы, при котором выравнивается поверхность почвы:

1. культурная вспашка;

2. плантажная вспашка;

3. фрезерование;

4. боронование.


11. Прием обработки, при котором происходит оборачивание почвы:

1. лущение;

2. культивация;

3. боронование;

4. вспашка.

12. Прием обработки, при котором происходит уплотнение поверхности почвы:

1. боронование;

2. культивация;

3. лущение;

4. прикатывание.


13. Укажите прием основной обработки почвы при ветровой эрозии:

1. культурная вспашка;

2. фрезерование;

3. плантажная вспашка;

4. безотвальное рыхление.


14. Укажите назначение предплужника:

1. освоение сильно задернелых почв;

2. сохранение стерни на поверхности;

3. закладка садов;

4. подрезание пахотного слоя почвы.


15. Укажите прием основной обработки при освоении болотных почв:

1. плантажная вспашка;

2. безотвальное рыхление;

3. культурная вспашка;

4. фрезерование.





Приложение 4

Задание 4. «Теоретик»

Тема «Минимальная обработка почвы.

Студентам методом опережающего обучения было дано задание, изучить основные приемы минимальной обработки почвы.

Информация членов звена.

Пути и условия минимизации обработки почвы. Возрастающее механическое воздействие на почву повлекло ряд яв­лений негативного аспекта.

Во-первых, механическая обработка почвы поглощает около 40 % энергетических и свыше 25 % трудовых затрат в земледелии.

Во-вторых, возрастающее механическое давление на почву как вследствие возрастания массы движителей, так и частоты движения агрегатов по полю резко уси­лило деградацию почвы: плотность почвы и ее сопротивление ее обра­ботке резко возросли, содержание гумуса в почве за последние 60 лет сни­зилось на 25-30 % и усилились эрозионные процессы.

В-третьих, хотя ме­ханическое воздействие на почву за последние 20 лет возросло в 3,5 раза, урожайность культур от переуплотнения почв снижается на 12-30 %.

Эти и другие негативные аспекты резко повысили актуальность ми-нимализации обработки почвы в современном земледелии. Основные пути минимализации обработки почв состоят в следующем:

1) сокращение числа обработок вследствие выполнения их при оп­тимальном физическом состоянии почвы;

2) уменьшение глубины обработки почвы, используя агротехничес­ки обоснованное чередование глубоких и поверхностных приемов;

3) совмещение выполнения ряда технологических операций за один проход агрегата;

4) уменьшение площади обрабатываемой поверхности за счет ши­рокого использования пестицидов на остальной площади;

5) использование движителей и почвообратывающих орудий с ми­нимальным удельным давлением на почву.

Просмотр фрагмента видеофильма по данной теме.


Приложение 5

Задание 5. «Технолог»

Студентам предстоит выполнить практические задания. Провести оценку качества обработки почвы.

Задание: Проведите оценку качества обработки почвы

Вспашка

Вспашка проведена с отклонениями от установленного срока, глубина с отклонениями более 2 см, более 5 случаев неполной заделки пожнивных остатков или дернины на 1 га, имеются огрехи, не опаханы концы загонов.

Качество обработки: хорошо, удовлетворительно, плохо (брак).

Сплошная культивация

Культивация проведена в установленные сроки, с отклонениями глубины не более 1 см. Глыбы диаметром 5 см и более отсутствуют, подрезание сорняков полное. Высота гребней поле культивации с одновременным боронованием не более 3-4 см.

Качество обработки: хорошо, удовлетворительно, плохо (брак).













Приложение 6

Схема рецензии

Студентам предстоит выполнить 5 заданий.

Для оценки знаний студентов используется комбинированный метод:

до 5 баллов - каждому студенту за выполнение коллективной работы; (подготовка ответа на вопрос)

до 5 баллов - за правильное дополнение, выступление, тестирование;

до 10 баллов - за глубокие, оригинальные высказывания;

до 25 баллов - за индивидуальные ответы на вопросы, решение задач, выступление студентов с сообщениями.

Оценивается индивидуальный и коллективный труд.















Приложение 7

По итогам проведенного урока победителем является звено №3
























Приложение 8

Методическая разработка урока – соревнования «Сильное звено» на тему «Минимальная обработка почвы» по дисциплине «Основы агрономии и зоотехнии»

Звено № 2




Методическая разработка урока – соревнования «Сильное звено» на тему «Минимальная обработка почвы» по дисциплине «Основы агрономии и зоотехнии»

Звено № 1 и № 3



Продолжение прил.9


Методическая разработка урока – соревнования «Сильное звено» на тему «Минимальная обработка почвы» по дисциплине «Основы агрономии и зоотехнии»

Компьютерное тестирование

















рецензия

на методическую разработку открытого урока-соревнования «Сильное звено»

по дисциплине: «Основы агрономии»

на тему: «Минимальная обработка почвы», выполненную преподавателем

агрономических дисциплин ФГОУ СПО

«Острогожский аграрный техникум»

З.И. Ногиновой

Данная методическая разработка отвечает методическим требованиям к содержанию методических разработок открытых уроков и их оформлению.

Разработка имеет все необходимые структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, подготовительный этап, учебно-методическую карту занятия, методику проведения занятия, заключение, список литературы.

Методическая работа, целью которой является интенсификация учебного процесса по углублению и расширению знаний студентов, представляет неотъемлемую часть подготовки высококвалифицированных специалистов. Поэтому авторы таких работ заслуживают внимание со стороны педагогического коллектива в плане распространения положительного опыта.

Считаю, что методика проведения урока и контроля знаний позволяет эффективно использовать современные методы и средства обучения, способствует творческому развитию личности, выявляет уровень усвоения учебного материала. В разработке представлен звеньевой метод работы студентов. В соответствии с условиями соревнования преподавателем разработана теоретическая часть, программированные задания, проблемные ситуации с выполнением практических заданий, и решением задач, использованы разнообразные методы и приемы обучения. Преподавателем удачно используется игровой момент в обучении и метод опережающего обучения.

На занятии используется комбинированный метод оценки знаний, выставляется поурочный балл в соответствии с личным участием каждого студента.

Методическая разработка урока будет полезна преподавателям специальных дисциплин как основа для создания собственных уроков.

Рецензент ______________Э.М.Кузьмина, преподаватель химии, биологии и экологии ФГОУ СПО «Острогожский медицинский колледж»





рецензия

на методическую разработку открытого урока-соревнования «Сильное звено» по дисциплине: «Основы агрономии»

на тему: «Минимальная обработка почвы», выполненную преподавателем

агрономических дисциплин

З.И. Ногиновой

Данная методическая разработка отвечает методическим требованиям к содержанию методических разработок открытых уроков и их оформлению.

Разработка имеет все необходимые структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, подготовительный этап, учебно-методическую карту занятия, методику проведения занятия, заключение, список литературы, приложения.

В методической разработке подробно изложена методика подготовки и проведения занятия. Урок позволяет закреплять, углублять и расширять знания по дисциплине, воспитывает индивидуальную и коллективную ответственность, способствует творческой работе студентов, дает возможность самостоятельного познания материала, что, несомненно, важно при постоянно меняющемся потоке информации, обилии материала.

Преподавателем проделана большая методическая работа: разработаны условия соревнования, индивидуальные и практические задания, условия решения задач, схемы составления севооборотов и ротационных таблиц, подготовлены тесты и проблемная ситуация.

Автором разработки использованы разнообразные методы и приемы обучения. Преподавателем удачно используется игровой момент в обучении и метод опережающего обучения.

Вся работа направлена на активизацию студентов на уроке с целью усвоения учебного материала и применения его в дальнейшей работе на практике.

Данная методическая разработка урока будет полезна начинающим педагогам и студентам, изучающим агрономические дисциплины.

Рецензент__________И.В.Шамрина, председатель цикловой комиссии

ветеринарных и зоотехнических дисциплин





© 2010-2022