- Преподавателю
- Другое
- Сценарий мероприятия Симфония мужества
Сценарий мероприятия Симфония мужества
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черепанова Н.В. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Симфония мужества».
Литературно-музыкальная
композиция.
Черепанова
Наталья Васильевна -
Педагог дополнительного
образования
Пояснительная записка.
«Симфония мужества» - это литературно-музыкальная композиция, рассказывающая об одной из страниц героического подвига ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Это действо, в ходе которого учащимся открываются неожиданные и, ранее незнакомые, страницы истории подвига советского народа. Рассказ о блокаде Ленинграда подаётся через призму искусства великого композитора Д.Шостаковича. Мероприятие направленно не только на патриотическое воспитание, ни и способствует эстетическому развитию школьников, ведь они слушают гениальную музыку.
Театрализованные сцены, фото и видеоряд позволяют включить в процесс познания эмоциональную сферу личности учащихся.
Первоначально композиция была приурочена к празднованию 65 годовщины исполнения «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича в 1942 г. в осаждённом Ленинграде. Но актуальность данного мероприятия неисчерпаема. 5 марта 1942г. - премьера симфонии, 18 января 1943г. - прорыв советскими войсками блокады Ленинграда, 27 января 1944г. - полное снятие блокады - это далеко не все даты, к которым можно приурочить постановку и представление данной композиции.
Мероприятие рассчитано на учащихся средних классов.
На протяжении всего мероприятия на экране демонстрируются фото и видеоматериалы блокадного Ленинграда.
Цель: Воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своей Родины, гордости за своё Отечество.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с музыкальным произведением и историей его создания;
-
Способствовать эстетическому развитию учащихся;
-
Пробудить патриотические чувства ребят к своей отчизне на примере жизни и деятельности реальных лиц.
-
Показать значимость роли людей мирных профессий в победе над фашизмом;
-
Способствовать воспитанию у учащихся чувств уважения к людям прошедшим войну и пережившим блокаду, а так же восхищение их подвигами.
Техническое оснащение:
-
Компьютер;
-
Видеопроэктор;
-
Магнитофон;
-
Экран для демонстрации презентации;
-
Портрет Шостаковича
Литературно-музыкальная композиция
«Симфония мужества»
(1)
Ведущий. (2) 66 годовщине исполнения Седьмой Симфонии Шостаковича, прозвучавшей на весь мир из осажденного Ленинграда, посвящается (3)
Слайд № 1
Фоном звучит музыка Шостаковича. Сначала громко, затем утихает.
Слайд № 2
Слайд № 3 Видео 1: начало войны.
Ведущий. (4) Мирная жизнь закончилась внезапно. В жарком июне 1941 года ничто не предвещало беду. Дмитрий Шостакович, к этому времени уже известный композитор, молодой профессор Ленинградской консерватории, возглавлял экзаменационную комиссию на фортепианном факультете.
Экзамен проходил празднично. Зал был полон.
Слайд № 4
(5) Неожиданно тишина зала нарушилась, в воздухе повисла тревога, кто-то положил на стол записку с одним словом: «Война».
(6) Зал мгновенно опустел.
Слайд № 5
Слайд № 6
(7)
Видео 2: о начале войны в Москве, Ленинграде.
(8) Композитор Дмитрий Шостакович, продолжая повседневную работу в консерватории, безоговорочно решил добиться призыва в армию. На фронт композитора не взяли.
(9) Но 30 июня началось формирование Ленинградской армии народного ополчения - и Шостакович тотчас вступил в ее ряды. Композитор и солдат, казалось бы, что может быть более далеким друг от друга?
Слайд № 8
Слайд № 9
(10) Позже, Шостакович, видный деятель искусства, знаменитый на весь мир композитор, настоял на включении его в пожарную бригаду для дежурств на крыше консерватории во время авианалетов.
Ему выдали пожарную каску, комбинезон, обучили обращению с пожарным шлангом.
На крыше консерватории, во время дежурств, Шостакович начал писать свою Седьмую симфонию, позже названную Ленинградской.
(11) Дежурить шёл, надев комбинезон
И то и дело каску поправляя.
С консерваторской крыши видел он
Весь Ленинград, до заводских окраин.
Затишье страшно стиснуло виски,
Достал, спеша, огрызок карандашный
И чистые эскизные листки
И - на бумагу замысел вчерашний.
На этот, в нотных контурах листок,
Как будто знак иного звукоряда,
Внезапно пепел неостывший лёг
Сгоревшего Бадаевского склада.
Такое чувство брезжило в душе,
Как будто в самом воздухе Седьмая
Жила неслышно до него уже,
А он лишь ловит звуки, ей внимая.
отрывок из поэмы "Шостакович"
Л. Болеславского
Слайд № 10
Слайд № 11
(12) Эмоции, чувства, накопленные им за первые недели войны, мощно выплескивались в форме нотных строк.
Слайд № 12
(13) Дмитрий Шостакович начал писать свою симфонию 15 июля, а 29 августа 1941 года уже закончил первую часть. Это необычайная скорость при создании симфонической музыки. Ведь музыкальные произведения такого масштаба пишутся годами.
Слайд № 13
(14)
Видео 3: о начале блокады
17 сентября Шостакович выступил по радио. (15)
Слайд № 15 Аудиозапись выступления Шостаковича по радио.
(16) С середины сентября началась активная эвакуация жителей Ленинграда. Дмитрий Шостакович категорически отказался покинуть город, ставший уже фронтовым. Но 30 сентября распоряжение из Смольного об эвакуации было категорическим: «Раз вас вывозят - значит так нужно стране». На рассвете 1 октября 1941 года семья Шостаковичей покидала Ленинград.
Слайд №16
(17) В августе 1941 года гитлеровцы перерезали последнюю железную дорогу, соединяющую Ленинград со страной. Город с двухсполовинной миллионным населением оказался в блокаде, Подвоз продовольствия прекратился. Город голодал.
Жители получали по 125-250 граммов хлеба. Да и какой это был хлеб: смесь муки с отрубями, древесной корой. (18)
Слайд № 17
Слайд № 18
Видео 4: о голоде
1-я девочка:
Как холодно! (20)
И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам
принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Мальчик:
А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь.
И дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко.
Да и кому в стране сейчас легко!
1-я девочка:
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Мальчик:
Опять ты о еде заговорила! (21)
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
1-я девочка:
А вот и мамины шаги слышны!
Мальчик: (строго):
Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Эти дети отходят на задний план. Вперёд выходит 2-я девочка.
2-я девочка: (22)
Я к ним подойду, одеялом укрою
О чём-то скажу, но они не услышат.
Спрошу - не ответят.
А в комнате - трое.
Нас в комнате трое,
но двое не дышат.
Я знаю - не встанут,
я всё понимаю.
Зачем же я хлеб
на три части ломаю?
Ю. Воронов
Слайд № 20
Слайд № 21
Слайд № 22
(23) Но Ленинград жил, жил своей тяжелой фронтовой жизнью и склонять головы не собирался. Музыканты блокадного города напряженно работали, выезжали с концертами на фронт, многие ушли на войну, многие погибли.
Слайд № 23
(24) А тем временем в Куйбышеве, 27 декабря 1941 года Шостакович поставил последнюю точку на партитуре симфонии и думал о возможно скорейшем ее исполнении.
Слайд № 24
Премьера состоялась 5 марта 1942 года в зале куйбышевского Дворца культуры и (25) транслировалась по радио на всю страну. «Внимание. Говорит Москва. Говорит Москва». Так решено было начать трансляцию, несмотря на то, что происходило все в Куйбышеве.
Слайд № 25
1 чтец: (26)
Я помню блеск немеркнущих свечей
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки - и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Уже несут ко всем заставам гордо
Все рупора Симфонию твою...
Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония"
2 чтец: (27)
Без надежды стоя за продуктами,
Мы хотели хлеба и тепла,
Но в скупой тарелке репродуктора
Музыку Россия подала
3 чтец: (28)
В несвободной той стране свободная,
Хлам бараков превращая в храм,
Эта Ленинградская Симфония
Донеслась сквозь все бомбежки к нам.
4 чтец: (29)
Музыку давали не по карточкам.
Нас не Сталин - Шостакович спас.
Голод нас покачивал, подкашивал.
Музыка кормила верой нас.
(Евгений Евтушенко)
Слайды № 26
лайд № 27
Слайд № 28
Слайд № 29
(30) Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича аплодировал весь мир - она стала символом, знаменем мужества и борьбы с фашизмом. Но ее главная премьера была еще впереди.…
Слайд № 30
(31) Фашисты готовились к последнему штурму. Уже напечатаны и розданы билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города - 9 августа 1942 года.
(32) Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое "секретное оружие". Его доставили на военном самолёте. Это были четыре больших объёмистых тетради, исписанными нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича!
Слайд № 31
Слайд № 32
(33) Когда дирижёр Карл Ильич Элиасберг взял в руки заветные тетради и стал их просматривать, радость на его лице сменилась огорчением. Чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему нужно было 80 музыкантов!
Но где взять такое количество исполнителей в голодном городе?
И тогда по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Кто-то вернулся с фронта, других нашли в госпиталях.
Но на первую репетицию они все же собрались.
Слайд № 33
Собираются дистрофики (34)
В довоенный этот зал.
Ветерок недоумения -
Кто же их сюда зазвал?
Кресла ежатся от холода,
Половина их пуста.
Гордо валенками шаркая,
На шикарные места
Скрипачи вползли бесполые,
Дирижер за ними вслед. ( 35)
Закивали им из публики:
Сколько зим и - скольких нет!
то ли были, то ли не были -
Легкий взмах и трудный вздох.
Не имея сил откашляться.
Зал качнулся и оглох.
Не имея сил расплакаться,
Сердце вышло за предел.
Непреложный голос вечности
Всем пространством завладел
Слайд № 34
Слайд № 35
Видео 5: Шостакович
(37) Именно 9 августа, когда у фашистов был назначен банкет по случаю взятия Ленинграда, прозвучала в осаждённом городе легендарная симфония.
Концерт начался!
И под гул канонады -
Она, как обычно, гремела окрест, -
Невидимый диктор сказал Ленинграду:
«Внимание!
Играет блокадный оркестр».
И музыка встала над миром развалин,
Крушила безмолвие темных квартир,
И слушал ее ошарашенный мир.
Ю. Воронов
Слайд № 37
(38) Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!
Слайд № 38
И когда в знак начала (39)
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром,
величаво
Другая симфония началась -
Симфония наших гвардейских
пушек, (40)
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию
слушал...
Ив зале - шквал...
И по фронту - шквал...
А когда разошлись по квартирам
люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий,
Защитив от обстрела площадь Искусств.
Н. Савков
(41)
Слайд № 39
Слайд № 40
Слайд № 41
Видео 6: через 25 лет
(43) Музыка - это великая сила. Она лечит морально и духовно, помогает справиться с жизненными трудностями, даёт необходимые силы. В блокадном Ленинграде музыка помогла голодающим жителям выжить, не пасть духом, найти в себе силы на борьбу с лютым врагом и, наконец, победить!
(44) …Никогда, пожалуй, ни одно музыкальное произведение за все время исторического существования прекрасного искусства музыки не рождалось в атмосфере столь необычной, напряженно суровой и страшной, как Седьмая симфония Д. Шостаковича.
Слайд № 43
Слайд № 44
(1 - 44)
Музыка Шостаковича на фоне слайдов.
Заключительное слово:
С огромным энтузиазмом Седьмую симфонию приняли, за рубежом. Крупнейшие дирижеры Европы и Америки боролись за право первого исполнения. Партитуру симфонии отправили в Соединённые Штаты военным самолётом, а первое исполнение «Ленинградской симфонии» в Нью-Йорке транслировали 134 радиостанции США и 99 радиостанций Латинской Америки. Симфония звучала в Англии и Аргентине, Бразилии и Швеции, Канаде, Мексике, Чили.
Триумф был всеобщим - музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне
"Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой... - писала одна из американских газет. - Эта музыка выражает мощь России так, как этого никогда не передаст слово".
11