• Преподавателю
  • Другое
  • Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ЛГ МБОУ «Гимназия №6»

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ЛГ МБОУ «Гимназия №6»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация проектно-исследовательской

деятельности обучающихся в ЛГ МБОУ «Гимназия №6»


Панкова Резида Маликовна,

учитель математики

высшей квалификационной категории,

Лангепасского городского муниципального

бюджетного общеобразовательного

учреждения «Гимназия №6», г. Лангепас


Одной из основных задач школы является формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. В ходе реализации данного направления в гимназии нами были поставлены следующие задачи - научить обучающихся:

  • самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников;

  • пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивать исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение).

Процесс развития творческих интеллектуальных способностей у обучающихся с помощью проектно-исследовательской деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

  • профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

  • формирование мотивации на проектно-исследовательскую деятельность у обучающихся и учителей,

  • последовательное включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность через урочную и внеурочную деятельность;

  • тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности;

  • мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Для целенаправленного обучения основам проектной деятельности:

- 75 % учителей гимназии прошли обучение по программе «Intel. Обучение для будущего»;

- 54 % учителей гимназии систематически используют метод проектов в педагогической практике;

- 34 % учителей гимназии осуществляют тьюторское сопровождение исследовательской деятельности обучающихся с выходом на научно-практические конференции от школьного до российского уровней.

Процесс обучения основам проектно-исследовательской деятельности в гимназии начинается ещё в начальной школе и строится на основе содержания УМК «Планета знаний», предусматривающих проектную деятельность обучающихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Межпредметные проекты «Болдинская осень», «Архитектура Древней Руси», «Я и моя семья», «Мастерская Деда Мороза», «Мои любимые книжки» и др., реализуемые на всех параллелях с 1 по 4 классы, способствуют формированию умений и навыков проектной деятельности младших школьников. Организация внеурочной деятельности с использованием проектного метода увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на учебных занятиях. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Систематическое вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность обучающихся гимназии продолжается в средней и старшей школе. Исследовательские задачи в рамках урочной проектной деятельности, формирующие систему общеучебных и специальных умений обучающихся, реализуются на учебных занятиях по литературе, русскому языку, истории, географии, биологии, химии, физике, математике. Учебные проекты интегративного и прикладного характера реализуются при изучении таких предметов как английский язык, русский язык, информатика, математика, физика, ИЗО, технология, обществознание, история, биология. Все эти предметы тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников, поэтому реализация интегрированных проектов выходит за рамки классно-урочной деятельности обучающихся.

Традиционными стали такие интегрированные занятия по информатике и английскому языку, как «Обучение работе в программе Movie Maker, Google Earth», мастер-классы работников телерадиокомпании «Лангепас плюс» по обучению работы телеоператора, тележурналиста, на которых обучающиеся овладевают основами работы в данных программах для успешной последующей работы над проектами.

Наша гимназия осуществляет углублённое изучение английского языка, поэтому практически все учебные проекты по различным предметам реализуются в интеграции с английским языком. Ежегодными образовательными событиями с защитой мультимедиапроектов как итог, завершение работы над интегрированными проектами являются: «Экзотические профессии» (элективный курс ППП «Широкий мир профессий» и англ.яз.); «Европейская и Британская правовая системы» (право + англ.яз); ролевая игра «Судебный процесс» (право + англ.яз); «Виртуальный круиз по миру» (страноведение + англ.яз.); «Индустрия туризма» с защитой видео проектов (страноведение + англ.яз.); «Экскурсия по городу» с защитой видеопроектов (страноведение + англ.яз.); «Вымирающие виды животных» (биология + англ.яз.); «Знаменитые дворцы мира» (история + ИЗО + культурология + англ.яз.); «Зачем украшают себя люди?» (ИЗО + англ.яз); устный журнал «Поп культура» (ИЗО + англ.яз + музыка); «Психология и личность», ролевая игра «У школьного психолога» (психология + англ. яз.); «История и личность», защита видеопроекта «Знаменитые люди Лангепаса» (история + англ.яз.); «Времена короля Артура» (история + англ.яз.); «Праздники Великобритании» (культурология +англ. яз.) и др.

Выходом проектной деятельности обучающихся с 5 по 11 классы при изучении предмета за его рамки является постановка спектаклей, театральных миниатюр по литературным произведениям, организуемых учителями русского языка и литературы, а также создание театральной студии «FORCE MAJEORE» под руководством учителя английского языка. Совместная работа на протяжении трех лет учителя английского языка, художественного руководителя городской театральной студии, педагога-хореографа и школьников позволила добиться высоких результатов. Наши обучающиеся стали победителями Региональных театральных фестивалей школьных театров, студий, кружков с репертуаром на английском языке «LEARN & ACT-2012», «LEARN & ACT-2014» (г. Нижневартовск), дипломантами Международного фестиваля театральных студий «Class in Action» в 2012 г. (г. Прага, Чехия).

Информационная образовательная среда гимназии позволяет нашим обучающимся реализовывать интегрированные проекты, выходя за пределы не только нашего образовательного учреждения, но и за пределы страны. Традиционными стали для наших гимназистов телемосты со школьниками Соединённых Штатов Америки, организуемые учителями английского языка:

- телемост «Встреча - Знакомство» с американскими школьниками г. Эль Пасо "Franklin High School", штата Техас, октябрь 2011 г.;

- телемост с американскими школьниками г. Эль Пасо "Franklin High School" штата Техас в рамках культурного обмена - образовательное событие «Медвежье игрище» (гимназия и досуговый центр «Фортуна»), октябрь 2011 г.;

- телемосты в рамках долгосрочного международного образовательного проекта «Conflict Connections» - тренинговые занятия по решению и предотвращению жизненных конфликтных ситуаций с носителем английского языка, тьютором по решению конфликтных ситуаций Патрисией Портер (Техас, США), ноябрь 2012 г., март 2013 г.;

- телемосты с американскими школьниками г. Визалия «Golden West High School» и Анной Ткачёвой, обучающейся гимназии, которая провела учебный год в США, обучаясь по программе обмена FLEX, ноябрь 2013 г., май 2014 г.

Ежегодное проведение предметных недель русского языка и литературы, английского языка, математики и информатики, предметов естественно-научного и обществоведческого циклов даёт возможность вовлечь гимназистов в проектно-исследовательскую деятельность, направленную на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В процессе работы над проектом происходит формирование и развитие ключевых компетентностей, отслеживание которых является неотъемлемой частью организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Традиционным образовательным событием гимназии является сессия школьников, проводимая ежегодно на протяжении последних двенадцати лет. Сессия:

- по содержанию - форма совершенствования и контроля развития ключевых компетентностей обучающихся: речевой, текстовой, учебно-познавательной, информационной;

- по организации - форма взаимодействия между научно - методическими структурами педагогов и обучающихся, обеспечивающая межпредметную интеграцию;

- по назначению является формой реализации инновационной деятельности гимназического содержания образования; проводится в рамках научно- исследовательской деятельности педагогов.

Сессия проводится дважды в год и охватывает всех обучающихся с 5 по 9 классы с целью:

- определения уровня сформированности и перспективы развития ключевых компетентностей;

- создания ситуации востребованности умений и навыков обучающихся гимназии в сфере ключевых компетенций.

5-6 класс: «Зимняя сессия» - развитие речи, общеучебные, надпредметные умения и навыки; «Весенняя сессия» - практическая математическая компетентность.

7 класс: «Зимняя сессия» - развитие речи (аудирование, чтение, письмо) на английском языке; «Весенняя сессия» - комплексный анализ текста в форме устного собеседования.

8 класс: «Весенняя сессия» - проект «Такой широкий мир профессий!»

9 класс: «Весенняя сессия» - реферативная или проектная работа в форме устной защиты.

По итогам сессии выделяются группы обучающихся с различными уровнями развития ключевых компетентностей, с которыми организуется совместная коррекционная работа педагогов-предметников, классных руководителей и психолога.

Ежегодно проводится мониторинг среди группы обучающихся из банка одаренных детей гимназии, активно включенных в проектную деятельность. По результатам данного мониторинга были выделены виды деятельности, используемые в процессе работы над проектом, которые способствуют формированию следующих компетенций обучающихся.

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3. Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебной литературой.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в школьной медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль.

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

Особую роль в организации внеурочной деятельности с использованием проектного метода играют летние школы программирования, которые проводятся в гимназии с 2006 года.

Задачи «Летней школы программирования» следующие:

- развитие у школьников интереса к программированию и современным информационным технологиям;

- развитие у школьников навыков самостоятельного мышления через решение оригинальных, нестандартных задач;

- развитие познавательных интересов через реализацию исследовательских проектов;

- создание адекватной среды общения для одаренных детей.

«Летняя школа программирования» ориентирована на школьников с 5 по10 классы, от только желающих начать изучать программирование до победителей олимпиад и научно-практических конференций различных уровней. Занятия в Летней школе ведут учителя информатики ЛГ МБОУ «Гимназии №6» и обучающиеся, которые являются призёрами городских и региональных олимпиад по программированию. Привлечение к преподавательской деятельности обучающихся способствует приобретению ими навыков работы в качестве руководителей проектов, постановщиков задач, воспитателей.

Основными формами организации учебных занятий в летней школе являются лекции и практические работы за компьютером. Лекции проводят учителя информатики, а также используются видеолекции по математике преподавателей МГУ им. М.В.Ломоносова и видеолекции по программированию педагогов, участвующих в подготовке школьников сборной России для участия в международных олимпиадах. Обучение в школе заканчивается олимпиадой по программированию, проводимой по параллелям, и защитой исследовательских проектов, что даёт возможность лучше разобраться с материалом, который был пройден и продемонстрировать полученные знания.

С целью создания организационно-педагогических условий для развития проектно-исследовательской деятельности обучающихся в гимназии был создан временный творческий коллектив педагогов (ВТК).

В работе ВТК были выделены следующие направления:

- формирование культуры научного исследования у обучающихся;

- организация практической помощи обучающимся в проведении экспериментальной части исследовательской и проектной работы;

- редактирование ученических исследовательских работ и проектов,

- подготовка и проведение осенней и весенней школьных конференций молодых исследователей «Шаг в будущее»,

- подготовка и участие в научно-практических конференциях различных уровней, в том числе дистанционных.

В течение года для реализации данных направлений проводятся:

- семинары-практикумы для обучающихся с использованием групповой формы работы,

- семинары-практикумы для педагогов гимназии,

- круглые столы по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся,

- индивидуальные консультации педагогов с обучающимися,

- школьная научно-практическая конференция,

- подготовка и участие в городской и окружной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее, окружной экологической конференции, Всероссийской конференции «Первые шаги в науке», Всероссийском конкурсе проектов «IT-прорыв», Всероссийской научной конференции школьников «Открытие», Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского и др.

Таким образом, организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в гимназии создаёт возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Вовлечение школьников в данный вид деятельности направлено на проявление себя индивидуально или в группе, пробу своих сил, приложения своих знаний и достижения результата.

За результативное участие наших обучающихся в проектах программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» Общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего» ЛГ МБОУ «Гимназия №6» награждена сертификатом «100 лучших образовательных учреждений» и «Учреждение - лидер образования XXI века».


© 2010-2022