Методический материал в помощь педагогам дополнительного образования

В качестве методического материала представляется дополнительная образовательная программа «Природа глазами души». Данный материал предназначен в помощь педагогам дополнительного образования, реализующих программы декоративно-прикладного творчества. Представленная программа апробировалась в учреждении дополнительного образования, является дипломантом 3 степени в региональном этапе 10 Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей в номинации «Художес...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детский оздоровительно-образовательный

Центр туризма «Юность»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Природа глазами души»

Программа рассчитана на детей 10-14 лет

Срок реализации программы 3 года.

Методический материал в помощь педагогам дополнительного образования

Автор:

руководитель отдела,

педагог дополнительного образования

Никитенко Диана Викторовна


Бердск

Пояснительная записка

Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей. Актуальность данной деятельности связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении школьников. По мнению ведущих педагогов и психологов, творческое начало должно стать жизненным принципом нынешнего поколения детей, и особенно успешно может быть сформировано в творческо-художественной деятельности.

Так же считается, что развитие художественного вкуса и становление ребёнка как индивидуальной творческой личности невозможно без положительного влияния работы с природным материалом. К тому же природный материал - это экологически чистая продукция, а, как известно, в наше время вопросам экологии все уделяют огромное внимание. Каждый стремиться по-возможности, дышать чистым свежим воздухом, пить чистую воду, употреблять экологически чистые продукты питания и в оформлении своих квартир, рабочих мест использовать элементы экологического стиля.

Дизайнеры утверждают: экологический стиль никогда не выйдет из моды. А это значит, что для украшения наших современных жилищ как нельзя лучше подходят милые «вещички» из природных материалов. Эти материалы природа буквально бросает нам под ноги. На морском побережье, на обочине дороги, в саду или аллеи городского парка можно найти практически всё необходимое для воплощения своих дизайнерских фантазий: ракушки, шишки, камешки, сухие стебли, цветы, плоды, семена, коряжки, песчинки, веточки, перья и многое другое.

Сохранить чудесные воспоминания о каникулах и оживить еловую шишку, научиться рисовать, используя вместо красок цветы, составлять все возможные композиции из того, что нравиться и с чем жалко расстаться, а самое главное - ощутить радость творчества в соавторстве с самой Природой, дети могут научиться на занятиях по программе «Природа глазами души».

Большое место в программе отведено самостоятельному творчеству детей. Каждый обучающийся находит в себе частичку своего творческого «я».

Декоративно-прикладная деятельность с использованием природных и бросовых материалов помогает решению проблем нравственного воспитания детей, прививает чувство любви и бережного отношения к природе. При правильном использовании природных материалов у детей развивается эстетическое, художественное восприятие окружающей действительности. Декоративно-прикладная работа по программе способствует приобретению детьми определенных трудовых навыков и умений. Программа «Природа глазами души» создаёт условия для развития творческой самореализации обучающихся и их профессионального самоопределения.

Идея программы: Развитие творческой личности ребёнка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке природного материала и активизации ребёнка в творчестве.

Актуальность программы обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене школы. Программа учитывает потребности обучающихся в применении результатов декоративно-прикладной деятельности в обычной жизни. Дети, обучающиеся по программе, могут применить полученные знания и умения при работе над оформлением любого помещения, в том числе своей комнаты к какому-либо празднику или мероприятию, при создании подарков своими руками (открыток, сувениров) для своих родных и близких.

Дополнительная образовательная программа «Природа глазами души» помогает каждому обучающемуся научиться придумывать, создавать и моделировать неповторимые детали к домашнему интерьеру.

Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она не привязана к одному какому-то конкретному направлению декоративно-прикладного творчества. Содержание программы представлено различными видами декоративно - прикладного творчества и направлено на овладение обучающимися необходимыми в жизни приемами ручной работы с различными природными и бросовыми материалами. Программой предусмотрено знакомство с новинками декоративно-прикладного искусства.

Данная программа разработана для детей 10 - 14 лет и рассчитана на 3 года обучения.

По программе могут заниматься группы профильные, комплексные.

Это могут быть группы, как с постоянным, так и с переменным составом детей (в каникулярное время).

Набор детей в объединение - свободный.

Количественный состав групп - 12-10 человек.

Занятия по программе могут проходить:

  • 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов в год);

  • 1 раз в неделю по 2-3 часа (72 часа в год / 108 часов в год);

  • 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год);

Программой предусмотрена не только практическая часть, но и усвоение теоретического материала по некоторым темам, что способствует грамотному созданию собственных композиций и изделий.

Форма организации образовательного процесса:

  • Групповая;

  • Индивидуальная;

  • по подгруппам.

Целью данной программы является развитие творческих способностей и художественного вкуса обучающихся посредством обучения различным видам декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование представлений, знаний о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества;

  • Знакомство с разными видами и направлениями декоративно-прикладного искусства;

  • Формирование умений проявления наблюдательности и фантазии при разработке и изготовлении изделий, композиций;

  • Обучение теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам в области декоративного оформления предметов интерьера.

Развивающие:

  • Развитие художественно-творческих способностей у каждого ребёнка;

  • Развитие познавательных интересов;

  • Развитие, внимания, усидчивости, образного мышления, фантазии;

  • Формирование эстетического и художественного вкуса, чувства гармонии и красоты.

Воспитывающие:

  • Привитие интереса к декоративно-прикладному творчеству;

  • Воспитание эстетического отношения к действительности;

  • Воспитание трудолюбия, организованности, собранности, культуры общения и поведения;

  • Воспитание ответственности за порученное дело, умение довести дело до конца.

Реализация программы проходит с учетом следующих принципов обучения:

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

  • Принцип адекватности по возрасту (методы, приемы, формы и средства обучения соответствуют возрастным и психофизиологическим особенностям ребенка).

  • Принцип личностной ориентации (личность каждого ребенка является непреложной ценностью);

  • Принцип доступности (излагаемый материал по сложности доступен пониманию ребенка);

  • Принцип научности (научная информация, излагаемая в учебной программе является достоверной);

  • Принцип систематичности и последовательности (изложение материала имеет логическую последовательность).

  • Принцип наглядности;

  • Принцип связи теории с практикой;

  • Принцип опоры на познавательный интерес (все занятия интересны для ребенка).

  • Принцип доброжелательности;

  • Принцип взаимоуважения (все общение ребенка - со сверстниками и педагогом стоится на основе взаимоуважения, равно как и общение педагога с каждым членом детского коллектива);

  • Принцип совместной деятельности;

  • Принцип самостоятельной работы;

  • Принцип ориентации на успех (создаются условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха).

Программа выстроена с учётом характерных для обучающихся данного возраста видов деятельности и предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребёнку, учитывая возрастные особенности и индивидуальные возможности детей.

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  • Программа развивает у обучающихся эстетический вкус;

  • Программа помогает обучающимся приобрести в процессе эстетического освоения различных объектов природы умение передавать свои чувства от общения с ними в творческих работах;

  • Программа создаёт условия для развития творческой самореализации обучающихся и их профессионального самоопределения.



Результативность программы определяется критериями:

К концу первого года обучения

Обучающиеся должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества;

  • виды, свойства и особенности природных материалов,

  • правила заготовки и засушивания природных материалов;

  • особенности материалов, используемых в декоративно-прикладном творчестве (краски, клей, лак, бумага, бросовый материал и.т.д.);

  • правила безопасности при работе ручными инструментами и с

различными материалами;

  • основные определения и понятия в декоративно-прикладном творчестве;

  • алгоритмы выполнения композиций, коллажей, открыток.

  • понятие симметрии и асимметрии;

  • технику выполнения работ из плоскозасушенного и объёмного растительного материалов;

  • композиционные основы построения;

  • виды оформления открыток, их форму и конструкцию;

  • материалы для изготовления открыток и аппликаций из бумаги;

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться красками, лаком, клеем;

  • пользоваться шаблонами и технологическими картами;

  • правильно заготавливать природный материал;

  • пользоваться природными материалами;

  • использовать различные приёмы обработки бумаги (сгибание, скручивание, сминание и т. п.);

  • создавать простейшие композиции и коллажи с использованием различных материалов;

  • изготавливать открытки из разных видов бумаги и подручных материалов;

  • проявлять творчество в создании художественных изделий;

  • изготавливать рамки для оформления работ;

  • оформлять работы, придавать им завершённый вид.


К концу второго года обучения

Обучающиеся должны знать:

  • Правила заготовки ивового прута и технику безопасности при работе с лозой;

  • виды плетения из лозы;

  • понятия: лозоплетение, коллаж, аппликация, декорирование, декупаж;

  • технику изготовления открыток из различных материалов;

  • технику выполнения плоскостного коллажа;

  • технику выполнения аппликаций из плоско засушенного и объёмного растительного материала;

  • принципы, правила и способы декорирования предметов;

  • правила и способы выполнения работ в технике декупаж;

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно заготавливать природный материал (ивовые прутья, части растений);

  • выполнять различные виды плетения из лозы;

  • изготавливать открытки в различной технике;

  • создавать плоскостные и объёмные коллажи;

  • декорировать стеклянные ёмкости;

  • выполнять работы в технике декупаж;

  • выполнять индивидуальные творческие проекты;

  • проявлять творчество в создании художественных изделий;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

  • комбинировать различные приёмы работы с разными материалами, для достижения выразительности образа художественной вещи.


К концу третьего года обучения

Обучающиеся должны знать:

  • Понятия: декорирование, кардмейкинг, скрапбукинг, витраж, валяние;

  • Приёмы, техники, способы декорирования различных предметов интерьера;

  • материалы, приспособления и инструменты для декорирования предметов;

  • современные техники изготовления открыток;

  • способы и стили оформления фотоальбомов;

  • материалы и инструменты для скрапбукинга;

  • технику изготовления витражей;

  • технику изготовления объёмных коллажей из природных и подручных материалов;

  • технику сухое валяние;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Обучающиеся должны уметь:

  • подбирать материал для создания композиций, коллажей, учитывая его форму, величину, цвет;

  • планировать ход работы (последовательность, приемы работы, инструменты);

  • уметь красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить изделие;

  • выполнять плетение из лозы элементов декора;

  • создавать флористические композиции с помощью растительного материала и красок;

  • оформлять стеклянные, деревянные, пластиковые предметы в технике декупаж;

  • изготавливать открытки в разных техниках;

  • оформлять странички фотоальбомов в технике скрапбукинг;

  • создавать витражные композиции;

  • декорировать различные предметы интерьера;

  • выполнять простейшие работы в технике сухое валяние;

  • комбинировать различные приёмы работы с разными материалами, для достижения выразительности образа художественной вещи;

  • комбинировать разные виды и техники декоративно-прикладного творчества.

Оценка результативности учебных занятий

Входящий контроль (1-15 октября):

Цель: диагностика имеющихся знаний, умений и навыков, обучающихся по определённой программе.

Методы диагностики: устный опрос, собеседование, анкетирование, тестирование, вопросники.

Промежуточный контроль (15-30 января):

Цель: оценка качества усвоения материала.

  • Методы диагностики: творческие задания, анкетирование, собеседование, индивидуальный опрос, комбинированный устный и письменный опрос, наблюдение педагога за учебной, практической деятельностью обучающегося;

Итоговый контроль (15-30 апреля):

Цель: оценка качества усвоения материала, применение полученных умений и навыков на практике в различных ситуациях.

Методы диагностики: защита итоговой творческой работы, проекта,

выставка творческих работ, тестирование, анкетирование, результативность участия в конкурсах разного уровня, создание портфолио работ, выполненных в учебном процессе.

Результат обучения

Результатом обучения по программе, будет являться наличие у обучающихся как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков.

Содержание

Количество часов

Всего часов

Теория

Прак

Индив.

1.

Вводное занятие.

1

5

-

6

2.

Декоративно-прикладное творчество.

3

3

-

6

3.

Аранжировка цветов и современная флористика.

21

64

35

120

4.

Изделия из бумаги и картона.

4

5

3

12

5.

Плетение из лозы.

23

19

15

57

6.

Времена года в декоративно-прикладном творчестве.

4

4

4

12

7.

Итоговое занятие.

-

3

-

3

ВСЕГО:

56

103

57

216Учебно-тематическое планирование первого года обучения (6 часов в неделю):


Содержание программы первого года обучения (6 часов в неделю):

№ занятия

Содержание

Количество часов

всего

теория

практика

индивид

  1. Вводное занятие (6 часов):

1-2

Знакомство с коллективом обучающихся, с программой объединения. Организация рабочих мест. Техника безопасности при работе в кабинете и при работе с природным материалом.

Экскурсия на природу «Мир природного материала».

1

5

-

6

  1. Декоративно-прикладное искусство (6 часов):

3-4

История развития и виды декоративно-прикладного искусства. Место декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

3


-



-


3



Творчество мастеров Сибири. Ознакомление с коллекцией изделий декоративно-прикладного творчества.

Просмотр видеофильма о декоративно-прикладном искусстве.

-




3




-



3



  1. Аранжировка цветов и современная флористика (120часа):

5

Флористика, фитодизайн и аранжировка: основные понятия. Основные направления цветочной аранжировки в мире. Демонстрация работ выполненных в данном стиле.

Материалы и оборудование для создания декоративных композиций.

Инструменты, используемые при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества.

2

1

-

3

6-7

Виды природных материалов, используемых в декоративно-прикладном искусстве. Демонстрация коллекции природных материалов.

Виды природных материалов, пригодных для засушивания. Порядок засушивания частей растений. Цветовой круг.

3

3

-

6

8

Экскурсии на природу с целью знакомства с растениями. Изучение форм и цвета растений. Заготовка природного материала для изготовления композиций и коллажей.

-

3

-

3

9-10

Композиция: понятие, признаки правильно составленной композиции, виды композиций, основные стили.

Симметрия и асимметрия во флористике.

Понятие формы и пропорции во флористике.

Сочетание цвета во флористике. Демонстрация различных композиционных работ.

3

3

-

6

11-12

Коллаж. Техника выполнения коллажей и композиций.

Фантазии из природного материала. Составление цветочных композиций из засушенного, вспомогательного и искусственного материалов.

2

2

2

6

13 - 44

Выполнение некоторых композиций и техника их изготовления:

- Коллаж «Лето»;

1



5

3

9

- Коллаж «Композиция на шаре»

1

5

3

9

- Коллаж в берёзовой рамке;

1

2

3

6

- Композиция «Домашний оберег»;

1

5

3

9

- Композиция «Совиная семейка»;

1

5

3

9

-Композиция «Пасхальное дерево или

венок»;

1

5

3

9

- Композиция со свечой;

1

5

3

9

- Кашпо «Кракле»;

1

5

3

9

- Икебана «Взморье»;

1

5

3

9

- Коллаж «Наив»;

1

5

3

9

- Коллаж «Морское дно».

1

5

3

9

  1. Изделия из бумаги и картона (12 часов):

45

Изделия из бумаги и картона.

Виды бумаги и картона, используемые в работе. Выставка работ, выполненных из бумаги.

1

2

-

3

46-48

Открытка: её назначение, виды и техника оформления. Выставка открыток современных и прошлых лет.

-Изготовление открытки из подручного материала.

1

1

1

3

-Изготовление открытки из «рваной» бумаги.

1

1

1

3

-Изготовление открытки с использованием сухоцветов, бумажных цветов и подручного материала.

1

1

1

3



  1. Плетение из лозы (57 часов):

49-52

Лозоплетение - как вид декоративно-прикладного творчества. Общее понятие о лозе. Разновидности ивы. Экскурсия (на предприятие, занимающееся лозоплетением или в Музей) либо просмотр видеофильма о лозоплетение.

6

-

-

6

Материалы и оборудование для создания декоративных композиций из ивы.

Правила заготовки ивового прута и техника его обработки. Техника безопасности при работе с лозой.

3

3

-

6

53-57

Виды плетений из лозы:

- простое или прямое плетение;

- плетение верёвочкой;

- плетение обратной верёвочкой;

- плетение ёлочкой;

- послойное плетение;

5

5

5

15

58-59

Плетение загибок:

-загибка из трёх пар прутьев или «розга»;

- загибка «коса».

2

2

2

6

60-61

Плетение донышка по кругу.

2

2

2

6

62-63

Плетение овального донышка.

2

2

2

6

64-67

Плетение корзинок, подносов, сухарниц.

3

5

4

12

  1. Времена года в декоративно-прикладном творчестве (12часов)

68

Фантазийные осенние композиции.

1

1

1

3

69

Фантазийные зимние композиции.

1

1

1

3

70

Фантазийные весенние композиции.

1

1

1

3

71

Фантазийные летние композиции.

1

1

1

3

  1. Итоговое занятие (3 часа):

72

Выставка творческих работ.

-

3

-

3


ИТОГО:

теории

56 часов

практики

103 час

индивид. 57 часов

Всего

216 часов

Учебно-тематическое планирование первого года обучения

(на 2 часа в неделю):

Содержание

Количество часов

Всего часов

Теория

Прак

Индив.

1

Вводное занятие.

1

-

-

1

2

Декоративно-прикладное творчество.

1

-

-

1

3

Аранжировка цветов и современная флористика.

8,5

19,5

-

28

4

Изделия из бумаги и картона.

4

17

4

25

5

Времена года в декоративно-прикладном творчестве.

2

14

-

16

6

Итоговое занятие.

-

1

-

1

ВСЕГО:

16,5

51,5

4

72Содержание программы первого года обучения на 2 часа в неделю

№ занятия

Содержание

Количество часов

всего

теория

практика

индивид

  1. Вводное занятие (1 час):

1

Знакомство с коллективом обучающихся, с программой объединения. Организация рабочих мест. Техника безопасности при работе в кабинете и при работе с природным материалом.

Экскурсия на природу «Мир природного материала».

1

-

-

1

  1. Декоративно-прикладное искусство (1 час):

2

История развития и виды декоративно-прикладного искусства. Место декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

1


-

-

1

Творчество мастеров Сибири. Ознакомление с коллекцией изделий декоративно-прикладного творчества.






  1. Аранжировка цветов и современная флористика (28 часов):

3

Флористика, фитодизайн и аранжировка: основные понятия. Основные направления цветочной аранжировки в мире. Демонстрация работ выполненных в данном стиле.

Материалы и оборудование для создания декоративных композиций.

Инструменты, используемые при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества.

1

-

-

1

4-5

Виды природных материалов, используемых в декоративно-прикладном искусстве. Демонстрация коллекции природных материалов.

Виды природных материалов, пригодных для засушивания.

Порядок засушивания частей растений. Цветовой круг.

0,5

1,5

-

2

6-7

Экскурсии на природу с целью знакомства с растениями. Изучение форм и цвета растений. Заготовка природного материала для изготовления композиций и коллажей.

-

2

-

2

8-9

Композиция: понятие, признаки правильно составленной композиции, виды композиций, основные стили.

Симметрия и асимметрия во флористике.

Понятие формы и пропорции во флористике.

Сочетание цвета во флористике. Демонстрация различных композиционных работ.

1,5

0,5

-

2

10-11-12

Коллаж. Техника выполнения коллажей и композиций.

Фантазии из природного материала. Составление цветочных композиций из засушенного, вспомогательного и искусственного материалов.

1

2

-

3

13-14

Выполнение некоторых композиций и техника их изготовления:

Коллаж «Лето»;

0,5


1,5

-

2

15-16

Коллаж «Сельский дворик»

0,5

1,5

-

2

17-18

Коллаж в берёзовой рамке;

0,5

1,5

-

2

19-20

Композиция «Домашний оберег»;

0,5

1,5

-

2

21-22

Композиция «Цветочная фантазия»;

0,5

1,5

-

2

23-24

Композиция «Пасхальное дерево или

венок»;

0,5

1,5

-

2

25-26

Коллаж «Наив»;

0,5

1,5

-

2

27-28

Коллаж «Морское дно»

0,5

1,5

-

2

29-30

Коллаж «Дерево»

0,5

1,5

-

2

  1. Изделия из бумаги и картона (25 часов):

31

Изделия из бумаги и картона.

Виды бумаги и картона, используемые в работе. Выставка работ, выполненных из бумаги.

0,5

0,5

-

1

32-33-34-35

Изготовление цветов из бумаги. Изготовление панно из бумажных цветов.

0,5

3,5

-

4

36-37

Изготовление подарочной коробки и её декорирование

0,5

1,5

-

2

38-39-40-41-42

Плетение из газетных трубочек

1

4

-

5

43

Открытка: её назначение, виды и техника оформления. Выставка открыток современных и прошлых лет.

0,5

0,5

-

1

44-45

Изготовление открытки из «рваной» бумаги.

0,5

1,5

-

2

46-47

Изготовление открытки с использованием сухоцветов, бумажных цветов и подручного материала.

0,5

1,5

-

2

48

Изготовление открыток ко Дню Учителя.

-

0,5

0,5

1

49

Изготовление открыток ко Дню матери

-

0,5

0,5

1

50-51

Изготовление открыток к Новому году

-

1

1

2

52

Изготовление открыток к 23 февраля

-

0,5

0,5

1

53

Изготовление открыток к 8 марта

-

0,5

0,5

1

54

Изготовление открыток к Пасхе

-

0,5

0,5

1

55

Изготовление открыток ко Дню Победы

-

0,5

0,5

1

  1. Времена года в декоративно-прикладном творчестве (16 часов)

56-57

Фантазийные осенние композиции.

0,5

1,5

-

2

58-59-60-61-62-63

Фантазийные зимние композиции.

0,5

5,5

-

6

64-65-66-67-68-69

Фантазийные весенние композиции.

0,5

5,5

-

6

70-71

Фантазийные летние композиции.

0,5

1,5

-

2

  1. Итоговое занятие (1час):

72

Выставка творческих работ.

-

1

-

1

ИТОГО:





















Учебно-тематическое планирование второго года обучения

(по 3 часа/2 раза в неделю):

Содержание

Количество часов

Всего часов

Теория

Практ.

Индив.

1

Вводное занятие. Декоративно-прикладное творчество

1

2

-

3

2

Лозоплетение

17

31

-

48

3

Открытки

4

13

4

21

4

Плоскостной коллаж

13

29

-

42

5

Объёмные коллажи

4

20

-

24

6

Декорирование

6

21

-

27

7

Декупаж

6

15

6

27

8

Выполнение индивидуальных творческих проектов

1

2

9

12

9

Экскурсии, выставки

-

9

-

9

10

Итоговое занятие

-

3

-

3

ВСЕГО:

52

145

19

216



Содержание программы второго года обучения:

№ занятия

Содержание

Количество часов

всего

теория

практика

индивид

  1. Введение (3 часа):

1

Знакомство с коллективом обучающихся, с программой объединения.

Организация рабочих мест.

Техника безопасности при работе в кабинете и при работе с природным материалом.

Экскурсия на природу «Мир природного материала».

1

2

-

3

  1. Лозоплетение (48 часа):

2

Лозоплетение - как вид декоративно-прикладного творчества. Общее понятие о лозе. Разновидности ивы.

2

1

-

3

3

Материалы и оборудование для создания декоративных композиций из ивы. Правила заготовки ивового прута и техника его обработки. Техника безопасности при работе с лозой.

1

2

-

3

4

Виды плетения из лозы. Простое или прямое плетение.

1

2

-

3

5

Плетение веревочкой в 2 прута.

1

2

-

3

6

Плетение веревочкой в 3 прута.

1

2

-

3

7

Плетение шахматкой.

1

2

-

3

8-9

Послойное плетение.

2

4

-

6

10-11

Плетение донышка по кругу.

2

4

-

6

12-13

Плетение овального донышка.

2

4

-

6

14-15

Плетение загибок:

-загибка из трёх пар прутьев или «розга»;

- загибка «коса».

2

4

-

6

16-17

Плетение корзинок.

2

4

-

6

  1. Открытки (21 часов):

18-19

Назначение и виды открыток. Техника изготовления открыток.

2

4

-

6

20-24

Изготовление открыток из различных материалов.

2

9

4

15

  1. Плоскостной коллаж (42 часа):

25

Засохшие… и рождённые заново. Прессованная флористика или ошибана. Искусство ошибана.

Инструменты и материалы.

1

2

-

3

26

Сбор и засушивание растений.

Хранение растений.

1

2

-

3

27

Коротко о колорите.

Стили флористики. Оформление работ.

1

2

-

3

28

Флористика детям:

- Орнамент в квадрате.

1

2

-

3

29

- Узор в круге.

1

2

-

3

30

- Выполнение коллажей с изображением зверей.

1

2

-

3

31

- Выполнение коллажей с изображением птиц.

1

2

-

3

32

- Выполнение коллажей с изображением насекомых.

1

2

-

3

33

- Выполнение коллажей с изображением растений.

1

2

-

3

34-

35-36

Волшебный круг орнамента:

- Изготовление закладок для книг.

- Изготовление веера, салфеток.

- Оформление альбомов, фотографий, свечей.

2

7

-

9

37

Букет и натюрморт.

1

2

-

3

38

Пейзаж.

1

2

-

3

  1. Объёмные коллажи (24 часа):

39-40

Объёмный коллаж. Техника выполнения объёмных коллажей. Коллаж квадрат в квадрате.

1

5

-

6

41-42

Коллаж 1,2 потока.

1

5

-

6

43-44

Коллаж «Наив».

1

5

-

6

45-46

Коллаж «Сельский дворик».

1

5

-

6

  1. Декорирование (27 часов):

47-49

Вторая жизнь старых вещей. Искусство декорирования.

2

7

-

9

50-52

Декорирование бутылок разными способами и приёмами.

2

7

-

9

53-55

Засыпка в различных ёмкостях.

2

7

-

9

  1. Декупаж (27 часов):

56-57

Что такое декупаж. История появления. Назначение и применение декупажа. Виды декупажа. Материалы и инструменты для выполнения декупажей.

3

3

-

6

58-64

Выполнение работ в стиле декупаж.

3

12

6

21

  1. Выполнение индивидуальных творческих проектов (12 часов):

65-68

Выполнение индивидуальных творческих проектов

1

2

9

12

  1. Экскурсии, выставки (9 часов):

69-71

Экскурсии на природу. Экскурсии на выставки декоративно - прикладного творчества.

-

9

-

9

  1. Итоговое занятие (3 часа):

72

Итоговая выставка творческих работ обучающихся объединения.

-

3

-

3

Итого:

52

145

19

216






Учебно-тематическое планирование третьего года обучения:

Содержание

Количество часов

Всего часов

Теория

Практ.

Индив.

1

Введение

1

2

-

3

2

Лозоплетение

5

10

-

15

3

Плоскостной коллаж

7

32

-

39

4

Декорирование предметов

25

92

-

117

5

Объёмный коллаж

6

18

-

24

6

Сухое валяние

5

10


15

7

Итоговое занятие

-

3

-

3

ВСЕГО:

49

167

-

216


Содержание программы третьего года обучения:

№ занятия

Содержание

Количество часов

всего

теория

практика

индивид

  1. Введение (3 часа):

1

Знакомство с коллективом обучающихся, с программой объединения. Организация рабочих мест. Техника безопасности при работе в кабинете и при работе с природным материалом.

1

2

-

3

  1. Лозоплетение (15 часов):

2

Лозоплетение: основы, способы, виды, инструменты, техника безопасности.

1

2

-

3

3-4

Плетение корзинок, сухарниц.

2

4

-

6

5-6

Плетение элементов декора.

2

4

-

6

  1. Плоскостной коллаж (39 часов):

7

Цветы вокруг нас. Картины из цветов и листьев. Композиции в технике Ошибана.

1

2

-

3

8-9

Изготовление флористической композиции под стеклом «Рыба»

1

5

-

6

10-11

Засушенные цветы в сочетании с красками и другими материалами. Композиция «Ностальгия».

1

5

-

6

12-13

Рисуем плоскозасушенными листьями и цветами. Натюрморт «Незабудки».

1

5

-

6

14-15

Рисуем плоскозасушенными листьями и цветами. Пейзаж «Берёзы».

1

5

-

6

16-17

Рисуем плоскозасушенными листьями и цветами. Пейзаж «Лодка»

1

5

-

6

18-19

Рисуем плоскозасушенными листьями и цветами. Натюрморт «Цветы на балконе».

1

5

-

6

  1. Декорирование предметов интерьера (117часов):

20

Вторая жизнь старых вещей. Искусство декорирования.

1

2

-

3

21

Техники и направления, с помощью которых можно декорировать предметы и помещения. Материалы и инструменты для декорирования.

1

2

-

3

22-23

Декупаж: история, назначение, применение, виды, техника, материалы и инструменты для выполнения работ.

2

4

-

6

24

Кардмейкинг (изготовление открыток ручной работы). История появление открыток. Назначение и виды открыток. Материалы для изготовления открыток. Изготовление открыток в разной технике.

2

1

-

3

25-26

Скрапбукинг: история появления, развития. Способы и стили. Материалы и инструменты для скрапбукинга.

2

4

-

6

27-28

Витраж: понятие, материалы и инструменты, техника изготовления.

2

4

-

6

29-30-31-32

Декорирование бутылок в разной технике:

- Декорирование бутылок яичной скорлупой;

- Декорирование бутылок семенами;

- Декорирование бутылок в технике декупаж;

- Декорирование бутылок шпагатом и бусинками (либо контуром)



0,5


0,5

0,5


0,5



2,5


2,5

2,5


2,5



-


-

-


-

3


3

3


3

33-34-35-36-37

Декорирование цветочных горшков в разной технике:

- Декорирование цветочных горшков с помощью акриловой краски разных цветов.

- Декорирование цветочных горшков с помощью бумаги и ткани.

- Декорирование цветочных горшков с помощью шпагата.

- Декорирование цветочных горшков с помощью сизаля и бусинок.

- Декорирование цветочных горшков в технике декупаж



0,5



0,5


0,5


0,5


0,5



2,5



2,5


2,5


2,5


2,5



-



-


-


-


-



3



3


3


3


3

38-39-40

Декорирование фоторамок разными способами:

- Декорирование фоторамок семенами.

- Декорирование фоторамок в технике декупаж.

- Декорирование фоторамок ягодами, сухоцветами, листьями, семенами.



0,5

0,5


0,5




2,5

2,5


2,5



-

-


-



3

3


3

41

Декорирование свечи разными способами.

0,5


2,5

-

3

42-43

Декорирование шкатулки (коробки) разными способами.

1


5

-

6

44

Декорирование мобильного телефона.

0,5

2,5

-

3

45

Декорирование деревянных предметов (разделочная доска)

0,5

2,5

-

3

46

Изготовление открыток ко Дню матери.

0,5

2,5

-

3

47

Изготовление открыток к Новому году

0,5

2,5

-

3

48

Изготовление открыток к Рождеству

0,5

2,5

-

3

49

Изготовление открыток к 23 февраля

0,5

2,5

-

3

50

Изготовление открыток к 8 марта

0,5

2,5

-

3

51

Изготовление открыток к Дню Победы

0,5

2,5

-

3

52

Изготовление открыток на свободную тематику.

0,5

2,5

-

3

53-54-55-56

Декорирование фотоальбома в технике скрапбукинг.

2

10

-

12

57-58

Изготовление витражей на свободную тематику

1

5

-

6

  1. Объёмный коллаж (24часов):

59-66

Техника объёмный коллаж. Материалы и оборудование. Выполнение работ в технике объёмный коллаж.

6

18

-

24

  1. Сухое валяние (15 часов)

67-68

Сухое валяние. Техника сухое валяние. Инструменты и материалы.

3

3

-

6

69-70-71

Изготовление различных предметов в технике сухое валяние.

2

7

-

9

  1. Итоговое занятие (3 часа):

72

Итоговая выставки творческих работ обучающихся объединения.

-

3

-

3

Итого:

49

167

-

216


Методическое обеспечение программы

Основные формы и методы работы:

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности педагога и обучающихся.

В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

  • практические работы;

  • творческие проекты;

  • творческие задания;

  • выставки творческих работ;

  • лекционные занятия;

  • беседы,

  • экскурсии,

  • конкурсы,

  • мастер - классы;

  • викторины,

  • конкурс творческих работ на разных уровнях (творческое объединение, город, область);

Основные методы обучения: монологический, диалогический, алгоритмический, показательный:

  • Преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.

  • Учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый.

  • Воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Для достижения цели и задач используются различные средства обучения:

  • Традиционные средства: таблицы, плакаты, картины, фотографии, раздаточный материал, технологические карты, инструкции, образцы работ.

  • Средства двигательной направленности: физкультминутки, гимнастика для глаз.

  • Средства развивающие: экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества, экскурсии во флористические салоны, творческие мастерские, на природу, посещение мастер - классов.

  • Технические средства обучения: магнитофон, видеоаппаратура, компьютер.

Условия реализации программы:

Для успешного выполнения программы в полном объеме необходимо:

  1. Материально - техническое обеспечение:

    • Наличие отдельного учебного кабинета;

    • Помещение кабинета должно быть светлое, чистое, хорошо проветриваемое.

    • Кабинет должен быть зонирован: на зону для занятий (столы, стулья, доска); рабочую зону (стол и шкафы для хранения материалов, оборудования, приспособлений); выставочную зону со стендами и стеллажами детских работ

  2. Санитарно-гигиенические условия:

    • Оптимальная температура в кабинете +18 - 20 С.

    • Кабинет проветривается перед занятиями.

    • Достаточное дневное и искусственное освещение.

    • Размеры парт должны соответствовать росту обучающихся.

3. Информационно-методическое обеспечение программы:

  • журналы и книги по декоративно-прикладному творчеству, по дизайну, цветоводству, о природе,

  • стенды с образцами работ;

  • альбомы с примерами декорирования предметов и помещений;

  • фотоальбомы детских работ, профессионалов, самого педагога;

  • флористические работы,

  • скрапальбомы;

  • Игры, кроссворды, викторины,

  • Тесты, диагностический материал.

4. Материалы и инструменты для работы:

  • Засушенные растения и отдельные их части, соломка, лоза, спилы древесины, коряжки, веточки;

  • Искусственный материал: мелкие цветочки, листья, веточки, плоды растений, фигурки насекомых, зверей;

  • Ракушки, перья птиц;

  • Ткань (мешковина, плотная однотонная), синтепон;

  • Нитки, ленты, тесьма, кружево, проволока, бусинки, пуговицы, стеклярус;

  • Бумага (цветная, белая, упаковочная, для открыток), картон, 2-3- х слойные салфетки с яркими рисункам;

  • Краски, гуашь, карандаши, контуры;

  • Клей, лак для ногтей;

  • Манная крупа, семена и мелкие плоды различных растений, крупа и макаронные изделия красивой формы;

  • Ножницы, пинцет, кисточки, линейки, степлер, скотч.

5. Кадровое обеспечение:

Педагог, реализующий программу должен обладать следующими качествами:

  • В совершенстве владеть навыками дизайнерского мастерства.

  • Обладать знаниями о данной программе и содержанием программы в совершенстве.

  • Обладать умением создавать комфортные условия для успешного развития личности.

  • Обладать умением вызывать интерес к себе и своему предмету.

  • Обладать умением увидеть и раскрыть творческие способности обучающихся.

  • Постоянно совершенствовать педагогическое мастерство и повышать уровень квалификации по специальности

  1. Создание психологически - комфортной обстановки в группе:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • Создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях

  • Обсуждение творческого воображения обучающихся в практической и творческой деятельности

  • Применение индивидуальных и групповых форм обучения

  • Формирование знаний обучающихся на разных психологических уровнях.

Используемая литература

  1. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. - М.,1999.

  2. Грожан Д.В. Практикум начинающего дизайнера. - Ростов н/Д.,2007

  3. Гусакова М. А. Работа с разными материалами. - М.,2003

  4. Дорогова Л. Н. Декоративно-прикладное творчество. - М.,1997

  5. Заикин Р. М. На пути к творчеству. - Л.,1991

  6. Казак Ю. А. Цветы из сада. - М.,1983

  7. Карпова Н.Н. Учебно-методический комплекс «Каждый ребёнок талантлив». Новосибирск, 200

  8. Лебедев Б. В. Искусство художника-оформителя. - М.,1981

  9. Полунина И. С. Искусство и дети. - М.,1991

  10. Савельева О.П. Элективный курс «Фитодизайн» 9-11 класс. Волгоград «Корифей»

  11. Хеник Э. Р. Сделай сам. - М.,1991

  12. Щеблыкин И. К. Аппликационные работы. - М.,1990


© 2010-2022