• Преподавателю
  • Другое
  • «Применение коррекционно-оздоровительных действий в различных формах учебно-воспитательной работы»

«Применение коррекционно-оздоровительных действий в различных формах учебно-воспитательной работы»

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1

«Применение коррекционно-оздоровительных действий

в различных формах учебно-воспитательной работы»

воспитатель: Фирсова Л.А.



Мир, в котором живет современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижают уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Поэтому, одной из самых актуальных проблем XXI века является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.

При работе с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья применяются коррекционно-оздоровительные педагогические действия, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Работая в группе 7 класса, мы целенаправленно включаем в педагогический процесс элементы современных оздоровительных действий.

С этой группой я работаю с 5 класса и целенаправленно включаю в педагогический процесс элементы оздоровительных действий.

Режим дня в коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Рассмотрим целесообразность применения оздоровительных действий на примере нашей группы.

Как известно, утренняя зарядка, помимо решения оздоровительных и гигиенических задач, является, воспитывающим, дисциплинирующим моментом, правильная организация которого во много определяет настроение и общий тонус всего рабочего дня. Эффективность зарядки в значительной степени зависит от того, насколько ребёнок психологически и организовано, подготовлен к занятиям. С первых дней пребывания детей в школе-интернате мы приучаем их к тому, что зарядка необходима для их здоровья для формирования осанки ловкости в движениях и т.п. Ежедневно детям воспитатели напоминают, что утро определяет день. Утренняя гимнастика помогает приобрести бодрость, положительный настрой, и чтоб в течение дня чувствовать себя хорошо. Но не всегда дети встают с охотой, им хочется полежать, и часто можно услышать, что зарядка не нужна.

Слайд 3, 4

для этих целей режимом дня школы интерната,

Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены. С первого класса прививаются навыки культурной гигиены, проводится работа по формированию привычки содержать своё тело в чистоте, навыки здорового образа жизни. С детьми проводятся познавательные беседы, даются полезные советы, занятия - практикум и др.

Слайд 5, 6

Как правило, основная утренняя уборка спальных комнат осуществляется в школе-интернате самими воспитанниками. Это уборка постелей, порядок в шкафу и тумбочке, проветривание комнат.

Слайд 7, 8, 9

Формирование у детей основ культуры питания одно из составляющих здорового образа жизни. Систематически проводятся в различных формах информационная работа «Правильное питание» мини-беседы, рассказы по картинкам, сюжетно-ролевые игры, викторины и др.

Слайд 10, 11

Ежедневно уделяю внимание по привитию культуры поведения в столовой, правильно кушать, пользоваться столовыми приборами, салфетками.

Умственное развитие ребёнка невозможно без усвоения определенного объёма знаний об окружающих предметах, природе, человеке и его жизни. В утреннее время проводится прогулка-наблюдение. В содержание этой прогулки включается наблюдения за повседневными изменениями погоды, сезонными изменениями в природе, например, таянием снега, постепенным набуханием почек, появлением раннецветущих травянистых растений, красоте осенней листвы, перелётом птиц.

Слайд 12, 13

Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели.


Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ребёнка с товарищами по классу и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией.

Во время прогулок как содержательный отдых, ребята собирают интересные природные материалы (шишки, сучья, корни), принимают участие в коллективном сборе лекарственных растений, подкормке птиц.

Во время прогулок дети часто наблюдают за различными видами трудовой деятельности:

  • как строят здания;

  • асфальтируют улицу;

  • подвозят в булочную хлеб…

Такие наблюдения приближают наших детей к самостоятельному труду. Во время таких прогулок у обучающихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения.

Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счёте, создаёт предпосылки социальной адаптации ребёнка.

Проведённые с учётом интересов детей оздоровительно-воспитательные прогулки с использованием игр имеют большое воспитательное значение. В массовых играх ребята учатся играть вместе, «болеть» за интересы коллектива, быть уступчивыми, учатся культуре взаимоотношений. Дети любят знакомые, короткие, с быстрым результатом игры. Именно такие игры берём в тех случаях, когда у детей необходимо снять психологическое напряжение, переключить их внимание. Это игры: «Замри», «Царевна-Несмеяна»….

Слайд 14, 15, 16


  1. Во время спортивной прогулки физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему. Можно проводить различные соревнования.

Для достижения хорошего оздоровительного эффекта и коррекции двигательно-опорной сферы отдых детей должен быть эмоционально окрашен, сочетаться с двигательной активностью. Подвижные игры на свежем воздухе способствуют лучшему и более быстрому восстановлению функциональных возможностей организма.
Прогулку рекомендуется строить таким образом: первую ее половину дети проводят «по собственному желанию», вторая же должна быть организована воспитателем (учителем) и включать орг. момент, элементы физического воспитания (игры с мячом, эстафеты, катание на санках, ходьба на лыжах, подвижные игры и т.д.). За 5-10 минут до окончания прогулки эти занятия, игры прекращаются, воспитатель кратко подводит итоги прогулки на месте сбора.

Слайд 17, 18

Во внеурочное время в школе-интернате преобладают практическое использование и закрепление полученных умений и навыков. В процессе коллективного труда осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие школьника, формируются его мировоззрение, моральные качества, воля и характер. Психологически и практически коррекционная школа подготавливает учащихся к труду.

Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни.

Одним из широко распространенных методов трудового воспитания является проведение бесед о значении труда, о профессиях. Темы для бесед подбираю следующие: «Полезней тот, кто с детских лет живет в труде», «Кем быть», «Труд моих родителей», «Берегите зеленые насаждения», «Как надо прожить жизнь», «Любой труд в почёте», «Делу время потехе час». Игровые часы: «Такие разные профессии», «Строительные специальности», «Мир профессий», «Мой главный труд в будущем», «У меня растут года», «Домашний помощник», «Все работы хороши», «Чем пахнут ремёсла», «Славен человек трудом» и другие.

Большое значение в трудовом воспитании школьников имеют экскурсии: «Кто трудится вокруг нас», «Профессии, которые нас окружают».

Слайд 19, 20

Всестороннее развитие детей происходит и в процессе работы с природными и другими материалами. Эта работа заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Изготовление различных поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Этот труд полюбили наши дети. Для того чтобы дети охотно им занимались, мы развиваем добрые чувства, фантазию, ловкость в работе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики (согласованности в работе глаза и руки), совершенствованию координации движений, гибкости точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков.

Слайд 21, 22, 23, 24

Труд может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость, у ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние труд оказывает на формирование у воспитанников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых заданий, за каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом.

Начиная с 1 класса мы прививаем навыки и умения по уходу за одеждой, обувью, постельными принадлежностями. Постоянно организуем в группе занятия по уходу за одеждой, за обувью, учу пришивать пуговицы, штопать нитками, гладить брюки, рубашки.

Слайд 25, 26, 27

Постоянно я использую прием сравнения: сравниваю чистые и грязные вещи, мятые и выглаженные, неряшливо и аккуратно застеленную постель. Использую элементы игры, соревнования: кто лучше и быстрее сложит вещи, наведёт порядок на своем рабочем месте и т.д.

В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, у школьников вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются.

Такие ученики как Хохлова Вика, Безкровный Костя, Котов Сергей, Брежнева Марина, Брежнева Оксана ленивы, навыки самообслуживания развиты не в полную силу; не следят за порядком в тумбочке, шкафу, школьном портфеле; школьную и домашнюю одежду слаживают кое-как, за внешним видом не следят, часто не опрятны. Эти дети находятся под постоянным контролем и требуют большего внимания.

Дети, воспитанные в труде, меньше ссорятся, всегда жизнерадостны, доброжелательны, общительны. Учащиеся усваивают навыки ухода за классной комнатой, поддерживают чистоту и порядок в спальнях, столовой. При этом они начинают принимать активное участие в жизни интерната, включаясь в дежурства по спальням, столовой, по классу, по школе. Они учатся быть наблюдательными, ответственными.

Непосредственное участие воспитанников в общественно-полезном труде является наиболее действенной формой трудового воспитания.

ОПТ- это основа всей системы внеклассной работы с учащимися. Он организуется систематически и заключается в выполнении воспитанниками полезных дел.

В течение учебного года обучающиеся принимают активное участие в общественно-полезном труде. Дети помогают в ремонте школьной мебели, оказывают посильную помощь в текущем ремонте спальных комнат и класса, выполняют работу на пришкольном участке и благоустройстве школьной территории. Такой производительный труд, имеет огромное значение для учащихся, который даёт ребята возможность овладеть рабочей профессией.

Слайд 28, 29, 30, 31

Планируя любой вид работы, стараюсь распределить её между воспитанниками группы, поставить перед каждой группой конкретную задачу с объяснением ее значения.

Организуя дежурство учеников по классу, по столовой, по школе, спальному корпусу обычно назначаю двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей.

Слайд 32, 33

Во время перемен самоподготовки дежурные знают, что нужно проветрить класс, сделать влажную уборку, и что эти действия полезны для здоровья.

Дежурство - это лишь один из видов общественно-полезной работы и является для учащихся периодической обязанностью. Общественно-полезная работа для детей должна быть постоянной, повседневной, систематической.

Особое значение для наших школьников имеет учебный труд, который является основным видом труда учащихся и включает, как учебные занятия под руководством воспитателя - выполнение домашних заданий, часы чтения.

Самоподготовка - важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

Мы выполняем все требования, предъявляемые для успешного проведения самоподготовки. Обязательно проветренный класс и влажная уборка, правильное освещение, соответствие учебных парт, закрепление рабочего места ученика, выработка правильной осанки, проведение физкультминуток, необходимые принадлежности.

Физкультминутки подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны. Это упражнения для снятия общего или локального утомления:


  • Упражнения для кистей рук;

  • Гимнастика для глаз;

  • Упражнения, корректирующие осанку;

  • Дыхательная гимнастика и др.

Слайд 34, 35, 36,37

Три ученика класса посещают логопедические уроки. Воспитатели работают в тесном контакте с педагогом-логопедом. Ежедневно проводим по рекомендации педагога артикуляционные упражнения: «Иголочка», «Стрелочка», «Жало», «Бублик», «Улыбка», «Трубочка» и др.

Слайд 38, 39

Дети с ограниченными возможностями здоровья затрудняются соединить одновременно речь и движение.

В своей работе я использую логоритмические занятия, на которых речь связана с музыкой и движением. Кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка логоритмика позволяет развивать детские эмоции и повышать интерес ребёнка к занятиям, пробуждать его мыслить и фантазировать.

Занятия логоритмикой укрепляют сердечно - сосудистую, двигательную систему, костно - мышечный аппарат, содействует развитию моторики: общей, мелкой, артикуляционной; мышечного чувства (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение), быстроте двигательной реакции.

Слайд 40, 41


Своё выступление хочу закончить словами:


«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или

слышат дети, каждое наше слово-интонация,

с которой оно произносится, являются

капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием его личности».

В.П.Кащенко



© 2010-2022