Описание педагогического опыта Реализация технологии ТРИИК на уроках ИЗО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Областное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Новгородский институт развития образования»

Кафедра педагогики и психологии




Формирование регулятивных учебных действий учащихся 5 класса

на уроках искусства.

Выпускная работа Осиповой Юны Николаевны - учителя искусства МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Боровичи - слушателя курсов ПК «Преподавание изобразительного искусства, МХК (искусства), эстетики в условиях реализации ФГОС»

Руководитель: Степанова Анна Валерьевна, старший преподаватель кафедры, специалист ОАОУ «НИРО»



Великий Новгород

2014 год



I. Введение.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому, сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

Цель современной системы образования - вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.

Значит, нашей приоритетной задачей является формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, что позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

Исходя из актуальности проблемы, я избрала тему исследования «Формирование регулятивных учебных действий школьников как средство эффективного обучения изобразительному искусству».

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования универсальных учебных действий школьников как средства эффективного обучения изобразительному искусству?

Цель исследования - разработать урок изобразительного искусства по формированию регулятивных учебных действий школьников.

Объектом исследования является деятельность учеников на уроке ИЗО.

Предмет исследования: формирование регулятивных учебных действий школьников на уроке ИЗО.

Гипотеза исследования: если при обучении школьников на уроках ИЗО систематически применять систему упражнений по формированию универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Определить сущность, особенности, значение универсальных учебных действий школьников.

3. Разработать и реализовать урок для формирования универсальных учебных действий школьников.

4. Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках ИЗО.

Методы исследования: анализ литературных источников; констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанный урок в практической деятельности учителей ИЗО по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников на уроках.

II. Теоретическая часть.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Объектом моего исследования являются регулятивные УУД, но говорить на данном этапе работы только о РУУД, отдельно от других видов УУД, я считаю не корректно. Поэтому, рассмотрим каждый из четырех:

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Универсальные учебные действия (УУД) открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в самой учебной деятельности.

На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках художественно-эстетического цикла интерактивных методик, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

В процессе формирования УУД учитель:

-учит ставить цели и искать пути их достижения,

- показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;

- привлекает к открытию новых знаний;

- обучает приемам работы в группах;

- обучает самопроверке;

- знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;

- учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом,

- учит самостоятельно выбирать критерии для оценки,

- учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,

- организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд,

- учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.

УУД ориентированы на умение учиться, и влияют на выбор технологий, форм и методов обучения.

ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игру, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.

Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.

Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий (примеры проектов: "Женский образ в искусстве", "Образ моря в искусстве", "История одного предмета: печь, сундук, кукла, утюг и др.")

Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений.

Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение исследования (теоретического или экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление результатов работы.

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения (примеры проектов: "Нужно ли современному человеку искусство?", "Образ героев -защитников в искусстве").

Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.

Во время дискуссии формируются следующие УУД: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.

Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

"Мозговой штурм" является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.

Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.

Можно предложить ученикам парные задания (например, "Праздник цветения сакуры", "Олимпийские игры Древней Греции" и др.), где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту, находить в предположениях "рациональные зёрна", используя их, строить решения.

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя.

На уроках изобразительного искусства учащиеся 5 - 6х классов начинают работать с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний "Просвещение-МЕДИА", "МедиаХауз", "Новый диск" и др. В этих программах учебная информация представлена в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения; различные эффекты вывода текста и графических фрагментов.

Учащиеся 7х классов для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству и МХК используют энциклопедии "Кирилла и Мефодия", "Большую Советскую Энциклопедию" на CD-ROM. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий - энциклопедий, словарей, справочников - объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок; поддерживают функцию печати, копирования; включают в себя аудио- и видеофрагменты, викторины с быстрой обработкой полученных результатов.

Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером.

Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты-опросники по различным темам.

Из выше сказанного мы видим, что роль учителя сегодня изменилась - теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Учитель - главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Поэтому учителю следует перейти к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий, одними из которых являются регулятивные УУД - предмет моего исследования.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  2. планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  3. прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  5. коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив( в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  6. оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие - выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом.

Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.

Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление - это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа - запоминания.

Запоминание (закрепление) учебного материала - это не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.

Овладение материалом - это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества.

Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.

Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

III. Практическая часть.

Технологическая карта уроков ИЗО в 5 классе

Разработала Ю.Н. Осипова, учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ № 7» г Боровичи Новгородской области

на основе Технологии развития интеллектуально-информационной компетенции (ТРИИК)

Тема

Русский народный костюм.

Цели и задачи

Предметные:

Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма, его художественной ценностью, значением колорита в одежде.

Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных техник в работе.

Метапредметные:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно);

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); Коррекция; Оценка - регулятивные УУД.

Формировать умение осуществлять знаково-символические действия (замещать объект символом, моделировать) - познавательные общеучебные УУД.

Формирование познавательных УУД постановки и решения проблем.

Планирование учебного сотрудничества, умение формулировать вопрос - коммуникативные УУД.

Личностные:

Формирование основ гражданской идентичности личности;

Самоопределение к учебной деятельности и развитие внутренней мотивации учения- личностные УУД.

Основное содержание

темы

Беседа о народном костюме. Орнамент вышивки. Связь композиции костюма с народной архитектурой. Различие северного и южного костюмов. Вариативность выполнения куклы: изготовление каркаса из папье-маше, использование готовых пенопластовых форм. А также вариативность в одевании куклы: шитьё костюма, аппликация элементов костюма на каркасе.

Термины и понятия

Женский костюм: рубаха (рубаха-долгорукавка, рубаха-сенокосица, жатвенная рубаха), сарафан, епанечка, душегрея, понева, запон, навершник. Головной убор: девичья повязка, венец, коруна, косник, кокошник, сорока, повойник. Мужской костюм: рубаха (рубаха-косоворотка), штаны (порты), онучи, лапти, зипун. Головной убор: шапка.

Методы работы с информацией

Методы поиска информации, отбора и обработки, систематизации и хранения в виде продуктов художественно-творческой деятельности. Теоретические (выделение признаков) и эмпирические (наблюдение, опыт художественно-графической творческой деятельности) методы. Моделирование.

Информацией для детей на данном уроке является сообщение о русском народном костюме. Методами обработки этой информации будет: повторение, варьирование (формы, масштаба, способов выполнения), импровизация. Таким образом, использование указанных методов работы с информацией формирует регулятивное УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; составление плана и последовательности действий), а также способности к решению задач с множественным решением.

Планируемый результат

Личностные умения:

Самоопределение в учебной и художественно-творческой деятельности - коллективной, групповой, парной и индивидуальной.

Умение осознавать личностную значимость деятельности на уроке (развивать внутреннюю мотивацию учения).

Умение самоидентифицироваться как гражданин - хранитель традиционных национальных культурных ценностей.

Метапредметные умения:

Умение соотнести то, что уже известно и усвоено с тем, что еще не известно, выявить затруднения для постановки цели и способов её достижения.

Умение художественного прогнозирования (имея замысел увидеть его практическое воплощение - цельный художественный образ или композиционное решение, рассчитать время для его выполнения).

Освоение способов: контроля (сличения с эталоном) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекции и оценки - регулятивные УУД.

Умение осуществлять знаково-символические действия (замещать объект символом, моделировать), ставить и решать проблемы - познавательные УУД.

Планирование учебного сотрудничества, (контроль, коррекция, оценка действий), умение формулировать вопрос - коммуникативные УУД.

Предметные умения

Художественные: умения: передавать элементы народного костюма , учитывая грамотное их расположение на каркасе куклы, Умение комбинировать элементы костюма с соблюдением его композиции и колорита.

Выполнение куклы (на основе каркаса из папье-маше или готовых пенопластовых форм - конуса и шара) в русском народном костюме.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Предмет: Технология

Тема: изготовление каркаса из папье-маше, аппликация, шитьё.

Предмет: Музыка, чтение

Тема: русские народные песни.

Предмет: Математика

Тема: Геометрические фигуры: шар, конус.

Информационный материал: беседа «Крестьянство - хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме»

Наглядный материал: народный костюм, его элементы, колорит - иллюстрации в учебнике, кукла в народном костюме

Раздаточный материал: карточки с изображением элементов народного костюма (для рефлексии и оценки (само- и взаимо-)).

Фронтальная

Коллективная

Групповая

парная

индивидуальная

Технология изучения темы


I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый

результат

Мотивировать

Обучающихся к учебной и художественно-творческой деятельности, помочь организовать их самоопределение через обсуждение и оценку творческих работ прошлого урока.

Тем самым нацелить детей на осознание себя как хранителя и продолжателя культурных традиций своего народа.


  1. Рассмотреть выставку творческих работ класса (элементы орнамента русской вышивки), выполненных на прошлых уроках. Обсудить и дать оценку с позиций выбранных критериев (повторить основные элементы вышивки, колорит, проговаривая значение примененного символа).

  2. Выбрать из предложенных иллюстраций народных костюмов северные и южные на основе знаний характерных признаков (элементов, узора, цветовой гаммы).

Личностные умения:

- Самоопределение в учебной и художественно-творческой деятельности - коллективной, групповой, парной и индивидуальной.

- Умение самоидентифицироваться как гражданин и хранитель традиционных национальных культурных ценностей.

- Осознание личностной значимости деятельности на уроке.




П этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на знание, понимание, умение и методы работы с информацией

Планируемый

результат

Актуализировать имеющиеся знания и представления о русском орнаменте в вышивке, его колорите на примере русского народного костюма.

Научить:

- соотнести то, что уже известно и усвоено с тем, что еще не известно, выявить затруднения для постановки цели и способов её достижения;

- замещать объект символом, моделировать;

- передавать ритм элементов узора, учитывая грамотное их расположение на одежде; -комбинировать элементы народной вышивки, соблюдая ритм и колорит;

-строить композицию

по законам красоты и целесообразности, применяя усвоенные знания.

1. Подумайте, как много мы уже знаем о народном костюме для того, чтобы выполнить свою куклу, и скажите, в чём у нас могут быть затруднения? Что нам нужно ещё узнать, чтобы наша кукла получилась?

2. Моделирование каркаса куклы с помощью учителя и группы учащихся-ассистентов (подмастерья) из папье-маше или готовых пенопластовых форм.

3. Учащиеся класса по «цепочке» рассказывают, каким образом они будут одевать куклу в народный костюм. Какую из предложенных технологий они будут применять: шитьё одежды, наклеивание элементов костюма на каркас? Каким образом выполнят замещение символов вышивки на модели, соблюдая ритм и колорит.

4. Рефлексия на то, что получилось. Формулировка вопросов учителю и ассистентам на понимание этапов и способов деятельности.

Умения:

-личностные (умение перевоплощения и самоопределения: Я - Мастер или подмастерье? Сохраняю или развиваю традицию?)

-познавательные (соотнести: знаю - не знаю, найти способы узнать, осуществить знаково-символические действия (замещать объект символом, моделировать), ставить и решать проблемы);

-коммуникативные (планировать учебное сотрудничество, умение формулировать вопрос);

-художественно-графические (колористические, ритмические, композиционные умения);

-регулятивные (освоить способы сличения с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, способы коррекции и оценки).

Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

(повтор, вариация, импровизация)

Планируемый

результат

Стимулировать интерес к русскому народному костюму, его особенностям, значении колорита.

Научить: прогнозировать, т.е. имея замысел - увидеть его практическое воплощение (цельный художественный образ или композиционное решение), и рассчитывать время для его выполнения; применять полученные знания и освоенные способы действий в новых условиях на основе осознанного выбора своего варианта (уровня) задания.

Выполнить куклу в русском народном костюме на основе повтора, вариации или импровизации.

Освоить способы контроля (сличения с эталоном) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекции и оценки - регулятивные УУД.


  1. Выбор варианта задания:

А) повторить элементы русского костюма по памяти и представлению;

Б) на основе уже имеющихся знаний варьировать элементы северного или южного народного костюма, меняя цвет, ритм, композицию;

В) сочинить свой костюм, импровизируя знаки-символы и композицию.

  1. Выбор способа и форм деятельности: а) в парах; б) индивидуально.

  2. Самоорганизация по выполнению куклы в народном костюме:

на основе целеполагания, прогнозирования, рассчета времени на выполнение замысла, рефлексии, коррекции и самооценки.

Выполнение куклы в традициях русского костюма на основе повтора, вариации или импровизации.

Все виды умений:

Художественные ( ритм, композиция, владение материалом, колорит, декор, оформление)

познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, моделирование);

регулятивные (выбор цели и способов её достижения, прогнозирование и рассчет времени для воплощения творческого замысла, контроль и самоконтроль, коррекция и оценка);

коммуникативные (планировать учебное сотрудничество, управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий - в парах и группах);

личностные (осознать смысл, значимость и удовлетворенность результатом собственной художественно-творческой деятельности, как хранителя и продолжателя традиций своего народа).

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат

деятельности

Научить оценивать результат:

  1. С позиций выделенных критериев для оценки творческой работы (выполнение куклы в народном костюме, как продукта деятельности).

  2. С позиций освоенности темы «Русский народный костюм» (знаний, представлений, умений и способов художественно-творческой деятельности).

  3. С позиций удовлетворенности образовательным процессом и темпами собственного продвижения в художественно-творческой деятельности (был - стал, насколько быстро, успешно и комфортно).

  1. Задание на самоанализ:

а) Было ли интересно? Легко или трудно?

б) Чему мы научились?

в) В чем были затруднения? Как нашли способ их преодолеть?

г) Цель, которую ставили, достигли или нет? Насколько успешно и быстро продвигались?

д) Захочется ли дома рассказать кому-нибудь о русском народном костюме? Преподнести куклу в подарок?

2. Задание на самооценку:

а) оцените свою куклу по нашим критериям творческой работы;

б) дайте оценку объема и качества ваших новых знаний и умений;

в) оцените своё усердие и работоспособность на уроке, инициативность и самостоятельность ваших действий.

личностный (осознание смысла, значимости своей художественно-творческой деятельности, собственного продвижения в ней, фиксация уровня удовлетворенности результатом своей творческой работы - выполнения куклы, выполнения русского народного костюма или его элементов - как хранителя и продолжателя традиций своего народа).

Предметный и метапредметный (критериальный анализ продуктов учебной и художественно-творческой деятельности, их оценка с целью коррекции действий и алгоритмов деятельности для более успешного продвижения в освоении тематического содержания и УУД)

Самоанализ и самооценка

учителя


Соотнести результат с целью

Оценить результат

Цели темы

Ключевые умения, формируемые в рамках изучения темы

Констатировать факт соответствия или несоответствия полученного результата заявленной цели по выделенным критериям и показателям



Самоанализ и самооценка учителя.

Цели урока по теме «Русский народный костюм» на разных этапах:

I этап: самоопределение к деятельности - осуществляется мотивирование учащихся к учебной и художественно-творческой деятельности, здесь необходимо было помочь детям самоопределиться через обсуждение их творческих работ прошлых уроков, тем самым нацелить на осознание себя как хранителя и продолжателя культурных традиций в народном костюме.

II этап: учебно-познавательная деятельность - на этом этапе необходимо было соотнести то, что уже известно о русском орнаменте в вышивке, его колорите с тем, что еще не известно; выявить цель урока и способы ее достижения.

III этап: интеллектуально-преобразовательная деятельность - на этом этапе необходимо было научить прогнозировать, т. е. имея замысел - увидеть его практическое воплощение.

IV этап: рефлексивная деятельность - на четвертом этапе моей целью являлось научить оценивать результат своей деятельности.

В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод о том, что цели в целом достигнуты: дети активно использовали знания, полученные на прошлых уроках изобразительного искусства об орнаменте, его колорите, используемом в вышивке.

Сумели соотнести элементы русского орнамента вышивки с элементами, используемыми в вышивке русского народного костюма.

Познакомились с элементами русского народного костюма как женского, так и мужского.

Сумели составить план последовательности действий при изготовлении куклы в народном костюме.

При воплощении плана действий осуществляли контроль и коррекцию.

На последнем этапе смогли дать оценку качества освоенности нового материала на основе анализа своих работ.

Ключевыми умениями, формируемыми в рамках изучения темы, как мы видим, являются регулятивные УУД.

Целью моего исследования в данной работе является - формирование регулятивных УУД у учащихся на уроках ИЗО.

На примере практической работы я проследила формирование регулятивных УУД у учащихся пятого класса. Считаю, что полученный результат соответствует заявленной цели.

К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в школе.
Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к проблеме создания программы мониторинга уровня сформированности УУД как приложения к Программе развития универсальных учебных действий.

Заключение.

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

Рекомендации учителям.

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышению уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения, поэтому необходимо формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе.

При проведении уроков изобразительного искусства я всегда ориентируюсь на вечную формулу урока, высказанную Конфуцием:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь.»











Библиография.

1. Программы общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы. Под редакцией Б. М. Неменского; М. Просвещение, 2005

2. Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2003)

3. Горяева Н. А. Методическое пособие к учебнику "Декоративно прикладное искусство в жизни человека" 5 класс (2003)

4. Программы общеобразовательных учреждений "Технология Трудовое обучение" 1-4, 5-11 классы Просвещение , 2006

5. Симоненко В. Д. "Технология" Учебник для 5 класса

6. Русский дом /Институт повышения квалификации работников образования. - Самара, 1995

7. Рябцев Ю. С. История русской культуры ХI-ХVII Веков. - М. : Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997

8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. - М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД". 1998

9. журналы "Народное творчество" № 4 за 2000 г. , № 2 за 2001г. ,№ 2,6 за 2002 г. , № 2, 3, 5 за 2003 г.

10. С. И. Ожегов "Толковый словарь".






Оглавление.

I. Введение.

- цели современной системы образования,

- актуализация изучения УУД учащихся.

II. Теоретическая часть.

- термин «УУД»,

- 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные,

- интерактивные методы с точки зрения формирования УУД,

- регулятивные УУД - цель моего исследования.

III. Практическая часть.

- технологическая карта урока ИЗО в 5 классе. Тема урока «Русский народный костюм»,

- самоанализ и самооценка.

IV. Заключение.

V. Библиография.

VI. Приложения.








Приложение 1

Описание педагогического опыта Реализация технологии ТРИИК на уроках ИЗО

Изготовление каркаса куклы.

Описание педагогического опыта Реализация технологии ТРИИК на уроках ИЗО


Изготовление каркаса куклы и первый этап декоративного оформления.







Описание педагогического опыта Реализация технологии ТРИИК на уроках ИЗО

Приложение 2

Описание педагогического опыта Реализация технологии ТРИИК на уроках ИЗО

Декоративное оформление куклы.


Описание педагогического опыта Реализация технологии ТРИИК на уроках ИЗО

Приложение 3

Описание педагогического опыта Реализация технологии ТРИИК на уроках ИЗО

Готовое изделие.

Описание педагогического опыта Реализация технологии ТРИИК на уроках ИЗО


Описание педагогического опыта Реализация технологии ТРИИК на уроках ИЗО


Описание педагогического опыта Реализация технологии ТРИИК на уроках ИЗО


Описание педагогического опыта Реализация технологии ТРИИК на уроках ИЗО

© 2010-2022