- Преподавателю
- Другое
- Роль предмета обществознание в популяризации специальностей технической направленности
Роль предмета обществознание в популяризации специальностей технической направленности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Обухова А.С. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обухова А.С., учитель обществознания МБОУ СОШ № 35
Роль предмета обществознание в популяризации специальностей технической направленности
Обществознание - это наука, которая изучает, развитие человеческого общества и место в нём человека. Оно включает знание из других отраслей науки, таких как философия, социология, политология, этика, история, экономика.
В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Он вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества.
Создавая изменения в мировоззрении, обществознание дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества. Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.
В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается.
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации.
Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета позволяет правильно выбрать будущую профессию.
В самом курсе обществознание включены темы профориентационного характера.
На разных ступенях изучения курса учащиеся приобретают определенные навыки:
-
В 5-7 классах происходит развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. Этому способствуют такие темы курса, как «Человек и его деятельность», «Потребности человека», «На пути к жизненному успеху», «Мастерство работника», «Экономика и ее основные участники».
-
В 8-9 классах происходит формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. Темы курса: «Социальная структура общества», «Социальные статусы и роли», «Образование», «Производство-основа экономики», «Право на труд. Трудовые правоотношения», «Социальные права».
-
В 10-11 классах начинается профессиональное самоопределение. Формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов. Темы курса: «»Профессиональный выбор», «Деятельность людей и ее многообразие», «Трудовая деятельность», «Многообразие современного мира», «Глобализация и ее последствия».
Деятельность в сфере профориентации осуществляется через различные методы и приемы.
Например, урок-конференция. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
1. Общие сведения о профессии:
-
краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия;
-
краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;
-
основные специальности, связанные с данной профессией;
-
примеры биографий лучших представителей профессии.
2. Производственное содержание профессии:
-
место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность;
-
предмет, средства и продукт (результат) труда;
-
содержание и характер (функция) трудовой деятельности;
-
объем механизации и автоматизации труда;
-
общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества;
-
связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку:
-
санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью;
-
элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника;
-
специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т. д.;
-
экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии;
-
пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, ВУЗы;
-
связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;
Современные ученики, к несчастью, совершенно не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было применить свои силы. Тем значимее становится наша работа в данном направлении.
Еще одним примером работы в данном направлении является проведение деловой игры «Я - инженер». Мы проводим ее в связи с тем, что наш город является промышленным. Поэтому есть необходимость популяризировать профессии промышленной отрасли.
Задание №1
-
Выберите отрасль, в которой будете работать.
-
Какой товар она должна производить?
-
Каковы ваши должностные обязанности и сфера компетенции.
-
Какие знания школьного курса вам понадобятся?
Задание №2
-
Что необходимо сделать, чтобы эффективно организовать работу?
-
Последовательно опишите ваши действия.
Задание №3
-
Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.
-
Опишите его.
Таким образом, роль предмета «Обществознания» в области популяризации специальностей технической направленности значительна. Основывается на социализации личности учащегося и дальнейшей его адаптации к современным жизненным реалиям.