- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юранова Л.Г. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературная гостиная»
Рассчитана на детей в возрасте 9-10 лет,
общекультурной направленности,
рассчитана на 1 год обучения
Разработана учителем начальных классов
первой квалификационной категории
Юрановой Людмилой Геннадьевной
Пояснительная записка.
Цели и задачи:
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно-эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Актуальность Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности. Позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа носит общекультурную направленность. Срок реализации 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю по одному учебному часу согласно САНПИНу. Общий объём - 68 часов. Возраст учащихся 10 лет.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Литературная гостиная» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители
При реализации данной программы рекомендуется использовать следующие формы работы: проект, конкурс, игровая программа, выступление, концертная деятельность, КВН, беседа, конференция.
Прогнозируемый результат реализации программы.
-
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
-
Умение работать с книгой.
-
Умение работать с текстом.
-
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
-
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
-
Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
-
Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
-
Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
-
Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
-
Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
-
Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Содержание программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Количество часов
Вид занятий
(форма, метод)
Содержание
1.
«Лето с героями любимых книг».
4
проект
Презентация читательских дневников.
2.
Устный журнал «Твоя книжная полка».
2
Занятие в библиотеке
Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста
3.
И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.
6
Конкурс на лучшее инсценирование басни.
Творческая работа в группах
4.
«Книжкины именины»
4
Игровая программа
Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.
5.
«Литературная гостиная».
6
Встреча с писателем.
Приглашает библиотека.
Подготовка: биография писателя,
вопросы.
Обмен впечатлениями.
6.
Литературные сказки зарубежных писателей.
8
КВН.
Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям:
Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни - Пух», Янссон «Шляпа Волшебника»
7.
В гостях у малышей.
10
концертная деятельность
Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору)
8
Сочиняем сказки
8
проект
Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку
9.
Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
6
Литературная игра
Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
10.
Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы.
6
Конкурс чтецов
Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов
11.
Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»
4
Читательская конференция
Подготовка и проведение конференции.
работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.
12.
Литературная игра «Слабое звено»
4
Литературная игра
Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам.
Итого
68 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занятия
дата
факт
Тема
Количество часов
Вид занятий
(форма, метод)
Содержание
1.
2.
3.
4.
«Лето с героями любимых книг».
4
проект
Презентация читательских дневников.
5.
6.
Устный журнал «Твоя книжная полка».
2
Занятие в библиотеке
Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста
7.
8.
9.
10.
11.
12.
И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.
6
Конкурс на лучшее инсценирование басни.
Творческая работа в группах
13.
14.
15.
16.
«Книжкины именины»
4
Игровая программа
Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
«Литературная гостиная».
6
Встреча с писателем.
Приглашает библиотека.
Подготовка: биография писателя,
вопросы.
Обмен впечатлениями.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Литературные сказки зарубежных писателей.
8
КВН.
Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям:
Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни - Пух», Янссон «Шляпа Волшебника»
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
В гостях у малышей.
10
концертная деятельность
Подготовка и посещение учеников 1 класса с инсценировкой сказки (любой по выбору)
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
Сочиняем сказки
8
проект
Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
6
Литературная игра
Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы.
6
Конкурс чтецов
Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов
61.
62.
63.
64.
Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»
4
Читательская конференция
Подготовка и проведение конференции.
работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.
65.
66.
67.
68.
Литературная игра «Слабое звено»
4
Литературная игра
Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам.
Итого
68 часов
Используемая литература.
-
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
-
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006
-
ВолинаВ.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994
-
Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. - Москва, Дрофа, 1999
-
Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006
-
Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. - Калинин, 1988
-
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. - Тверь, 2005
-
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - Москва, 2001
-
Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. - М.: АРКТИ - 2006
-
Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
-
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980
-
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980
-
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006
-
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997
-
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
-
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
-
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - М.: 1994
-
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
.
Литература для учителя.
-
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
-
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.- М.: Либерия, 1999.
-
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
-
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. - М.: Научное изд. «Большая Российская
-
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
-
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980
-
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980
-
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006
-
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997
-
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
-
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
-
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - М.: 1994
-
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Литература для учащихся.
-
Азбука в загадках: книжка-раскраска - М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
-
Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. - М.: ООО «Издательство Артель». -2004
-
Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. - М.: Планета детства. - 2001
-
Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». - Киров. -2003
-
Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. - М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
-
Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми - М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
-
Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. - М.: Айрис - Пресс: Рольф.» 2001
-
Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок - М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
-
Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. - М.: ЗАО «БАО - ПРЕСС». 2002
-
Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. - М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
-
Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. - М.: ОЛМА - ПРЕСС Эклибрис, 2002
-
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. - М.: Детская литература , 1984
-
Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1992
-
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998