Доклад по теме Современный урок в системе личностно - ориентированного обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на педсовете.

Современный урок в системе личностно - ориентированного обучения.

В.А. Сухомлинский писал: «Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».

Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует, чтобы каждый ученик всегда был занят разрешением задачи, представляющей определенную трудность, но посильной для него, так как только при этом условии будет осуществляться развитие его познавательных способностей и поддерживаться интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только общую учебную программу, но и определить пути разрешения этой проблемы в системе личностно -ориентированного обучения. Одним из таких путей является индивидуализация обучения, основная цель индивидуализации обучения -поднять сильных и способных, а слабых учеников подтягивать до уровня средних, а некоторых из них, возможно, и до уровня сильных и способных.

Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика к познанию. Поэтому учитель должен создать у школьника положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение на уроке или дома, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

Решение этих и подобных моментов во многом зависит от умения учителя овладеть вниманием учащихся. Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся в начале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всего урока.

На этом этапе учителя математики нашей школы преимущественно используют те приемы активизации, которые обеспечивают подведение учащихся к осознанной необходимости усвоения нового материала или выполнения определенного задания.

Так изучая тему «Проценты» учащихся подводят к мысли о необходимости знания данного материала для решения экономических задач, проведения банковских операций и ребята увлекаются такими задачами. Известно, что именно творческие, причем посильные, задания наиболее цепко держат внимание учащихся. При этом опора на интерес и радость, которую получат дети от сделанных открытий и, главное, открытий своих возможностей, способностей, поможет создать мотивационную основу для истоков творческой, созидательной деятельности.

Помогает в поиске построения современного урока осознание того, что сложность, доступность для учащихся и новизна преподавания изучаемого материала - основные приемы воздействия на личность ребенка в обучении.

«Учение без препятствий, без трудностей вызывало бы мало интереса у школьников, ослабило бы их переживание положительных эмоций, лишило бы чувства радости от преодоления трудностей» - так писал великий педагог

С.Т. Шацкий, Он призывал учителей изучать своих учеников, развивать у них лучшие качества и способности.

«Готовиться к уроку так, чтобы все без исключения ребята могли проработать предлагаемый им материал, т.е. начать от минимума - какой минимум можно дать ученикам. Для этого нужно хорошо знать ребят».

Это позволит воздействовать на личность ученика, направлять его в нужное русло.

Главная цель обучения на современном уроке определяется, как усвоение подрастающим поколением основ социального опыта, который включает в себя четыре основных элемента:

  1. знания о природе, обществе, технике, человеке и способах
    деятельности;

  2. опыт осуществления известных способов деятельности;

  3. опыт творческой деятельности;

  4. опыт эмоционально - ценностного отношения к миру, к
    деятельности.

На современном этапе обучения необходимо развивать:

  1. интеллектуальные умения; т.е. развивать и формировать такие
    умения, как слышать и слушать, сравнивать и выделять главное,
    анализировать, обобщать, конкретизировать, задавать вопросы,
    систематизировать, делать выводы. Все эти умения формируются при
    изучении любого предмета, и математики в частности. Так при изучении
    темы обыкновенные дроби в 5 классе для формирования понятия «Слышать
    и слушать» даем такие задания: запиши дробь: 2000/2004 или 2000/4 и др.
    При изучении сложения десятичных дробей можно развивать умения
    анализировать. Например: найди ошибку: 6,2-2,1 =41 и т.д.

  2. исследовательские умения развиваются при применении темы
    «Проценты» при решении задач с экономическим содержанием; решении
    задач о ценообразовании, т.к. с ценами на товары и услуги люди встречаются
    каждый день; например: Задача № 1 Цена на товар снизилась на 5 % , а затем
    повысилась на 5 %. Изменилась ли первоначальная цена и на сколько?

Знакомство с элементами финансовой математики на уроках, позволяют демонстрировать практическую ценность математики и позволяют активизировать познавательную деятельность, начиная с 5 класса, применяя понятие процента, далее применяя понятие прогрессии 9 класс; степенная функция 11 класс и т.д.

Развитие творческих умений, т.е. самостоятельное осуществление ближнего и дальнего переноса знаний и умений в новую ситуацию позволяет учащимся обнаружить новые проблемы в новой ситуации. Но все это очень трудно осуществляется в классах, где уровень развития детей разный, поэтому необходима новая форма обучения: индивидуально-групповая, т.е. разделение учащихся старших классов по направлениям и по профилям в соответствии с выраженными учащимися склонностями и интересами.


© 2010-2022