- Преподавателю
- Другое
- Статья Опорные сигналы в системе Шаталова
Статья Опорные сигналы в системе Шаталова
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клипов И.Н. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Опорные сигналы в системе Шаталова
В статье рассматриваются особенности структуры опорных сигналов педагогической технологии Шаталова адаптированной для современной школы, приводятся этапы их построения.
Опорные сигналы в системе Шаталова - оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В них в соответствии со спецификой материала моделируется абстрактно-теоретический материал программы. Опорные сигналы (ОС) увеличивают наглядность материала, структурируют его, давая возможность ученикам лучше усвоить новую тему.
Итак, опорный сигнал - набор ассоциативных ключевых слов, знаков моделирующих изучаемый абстрактно теоретический материал программы.
В настоящее время принято выделять следующие компоненты опорного сигнала:
-
Ядро
-
Структурные компоненты
-
Компоненты связи с другими изучаемыми блоками
-
Логические связи
Ядро - центральное понятие блока, связывающие все структурные компоненты в единую систему. В качестве ядра может выступать либо формула, либо определение. Как правило, располагается в центре ОС и обводится в овал.
Структурные компоненты - значимые части материала, представленные в виде отдельных блок-схем.
Компоненты связи с другими изучаемыми блоками - дополнительные формулы или определения, нужные для установления логической связи с уже изученными темами.
Логические связи - набор стрелок, ярких объектов или даже рисунки, соединяющие между собой основные структурные компоненты и ядро
Для педагога очень важен процесс создания ОС. Одной из распространенных ошибок является попытка составить ОС сразу целым блоком и в окончательном виде. Обычно такой подход заканчивается неудачей. Поэтому при составлении ОС необходимо выполнять определенные шаги.
-
Изучение блока материала, выбор значимых для изучения частей
-
Выявление ядра конспекта
-
Выявление структурных компонентов, для каждого такого компонента последовательно придумывается опорный сигнал
-
Расположение на схеме структурных компонентов в порядке их значимости и использовании их при объяснении материала
-
Выделение связей с другими разделами, внесение их на опорную схему
-
Соединение блоков логическими элементами и связями
-
Дополнение опорной схемы дополнительными пояснениями
Практика применения Шаталовым ОС показала, что эффективнее применяется ОС составленный самим учителем. Другие учителя не понимают чужие закодированные и символические выражения материала, а потому не могут использовать всю информативную нагрузку ОС. В ОС включается материал данного урока с учетом индивидуальных особенностей определенного класса учащихся. Важным является то, что не ОС определяет содержание урока, а изучаемая тема и индивидуальные качества учащихся определяют ОС.
В ОС предусмотрена категоризация материала по его значимости: красный цвет служит для выделения самого главного, желтый - для менее значимых частей, зеленый - для дополнительных элементов.
Подобная обработка теоретических знаний, установление их связи с ОС при вторичном воспроизведении материала углубляют понимание новых знаний через соотнесение их с конкретной действительностью. Возможность наглядного представления теоретических знаний развивает наглядное мышление, что особенно важно в школе, где преобладает словесное обучение.