Статья Опорные сигналы в системе Шаталова

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опорные сигналы в системе Шаталова

В статье рассматриваются особенности структуры опорных сигналов педагогической технологии Шаталова адаптированной для современной школы, приводятся этапы их построения.

Опорные сигналы в системе Шаталова - оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В них в соответствии со спецификой материала моделируется абстрактно-теоретический материал программы. Опорные сигналы (ОС) увеличивают наглядность материала, структурируют его, давая возможность ученикам лучше усвоить новую тему.

Итак, опорный сигнал - набор ассоциативных ключевых слов, знаков моделирующих изучаемый абстрактно теоретический материал программы.

В настоящее время принято выделять следующие компоненты опорного сигнала:

  • Ядро

  • Структурные компоненты

  • Компоненты связи с другими изучаемыми блоками

  • Логические связи

Ядро - центральное понятие блока, связывающие все структурные компоненты в единую систему. В качестве ядра может выступать либо формула, либо определение. Как правило, располагается в центре ОС и обводится в овал.

Структурные компоненты - значимые части материала, представленные в виде отдельных блок-схем.

Компоненты связи с другими изучаемыми блоками - дополнительные формулы или определения, нужные для установления логической связи с уже изученными темами.

Логические связи - набор стрелок, ярких объектов или даже рисунки, соединяющие между собой основные структурные компоненты и ядро

Для педагога очень важен процесс создания ОС. Одной из распространенных ошибок является попытка составить ОС сразу целым блоком и в окончательном виде. Обычно такой подход заканчивается неудачей. Поэтому при составлении ОС необходимо выполнять определенные шаги.

  1. Изучение блока материала, выбор значимых для изучения частей

  2. Выявление ядра конспекта

  3. Выявление структурных компонентов, для каждого такого компонента последовательно придумывается опорный сигнал

  4. Расположение на схеме структурных компонентов в порядке их значимости и использовании их при объяснении материала

  5. Выделение связей с другими разделами, внесение их на опорную схему

  6. Соединение блоков логическими элементами и связями

  7. Дополнение опорной схемы дополнительными пояснениями

Практика применения Шаталовым ОС показала, что эффективнее применяется ОС составленный самим учителем. Другие учителя не понимают чужие закодированные и символические выражения материала, а потому не могут использовать всю информативную нагрузку ОС. В ОС включается материал данного урока с учетом индивидуальных особенностей определенного класса учащихся. Важным является то, что не ОС определяет содержание урока, а изучаемая тема и индивидуальные качества учащихся определяют ОС.

В ОС предусмотрена категоризация материала по его значимости: красный цвет служит для выделения самого главного, желтый - для менее значимых частей, зеленый - для дополнительных элементов.

Подобная обработка теоретических знаний, установление их связи с ОС при вторичном воспроизведении материала углубляют понимание новых знаний через соотнесение их с конкретной действительностью. Возможность наглядного представления теоретических знаний развивает наглядное мышление, что особенно важно в школе, где преобладает словесное обучение.



© 2010-2022