Методическая разработка Лоскутное шитье. Вводное занятие

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лоскутное шитьё.

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Характеристика и подбор ткани. Закономерности цветовых сочетаний. Правила кроя.

Цель: Ознакомление с народными традициями лоскутного шитья.

Задачи:

1)Образовательные:

  • познакомить с историей лоскутного шитья;

  • познакомить с характеристикой ткани, научить правильно подбирать ткань;

  • дать сведения о цвете и закономерностях его сочетания;

2) Развивающие:

  • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

  • способствовать формированию всесторонне развитой личности;

3) Воспитательные:

  • способствовать формированию личностных качеств (нравственных, эстетических);

Ход занятия

Продолжительность занятий: 2 по 45 минут (с перерывом в 10 минут).

1) Организационный момент.

2) Вступление.

3) Новый материал.

  • сообщение педагога. (Сообщение сопровождается показом слайдов на компьютере).

4) Практическая часть.

Изготовление

а) разукрасить цветовой круг.

б) определение долевой и уточной нитей

5) Заключительная часть. Подведение итогов.

Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, карандаши, бумага , лоскуты

Ход занятия.

Вводная часть.

Педагог: Добрый день!

Сегодня мы с вами собрались на очередном занятии, и я рада всех вас видеть вновь.

О цели и задачах занятия я сообщу Вам чуть позже, а сейчас кратко познакомлю с понятием Лоскутное шитье.
Начну с небольшой притчи
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: `Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!` Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один.
Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.

Теоретическая часть.

Вступительное слово педагога.

Мы начинаем изучать новый раздел, который по праву можно считать традиционным, уходящим корнями в далекое прошлое и в то же время ярким и самобытным, находящимся на пике современной моды. «Лоскутное шитье» - такое общее название имеет работа с различными тканями.

Лоскутное шитье развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Шитье из лоскута занимает совершенно особое место среди таких видов рукоделия, как вышивка, вязание, плетение и другие. Корни этого искусства уходят в глубокое прошлое.

Первые упоминания об изделиях, выполненных в лоскутной технике, встречаются в исторических описаниях, датированных ХI веком. Принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Ткань - материал недолговечный. В условиях традиционной крестьянской семьи, где ценился каждый лоскуток, ни одна хозяйка не могла позволить себе роскошь выбросить прохудившуюся одежду. Причиной появления лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного творчества. Толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошли в прошлое.

Сегодня шитье из лоскута справедливо считают одним из видов декоративно-прикладного искусства. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - patchwork. Есть такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, изделия в лоскутной технике украшают интерьеры выставочных залов, библиотек и офисов. Выставки лоскутного творчества регулярно проходят во многих городах мира.

Своим многообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства дома, и в качестве аксессуаров, как элементы одежды и мягкие игрушки. Изделия, выполненные в лоскутной технике, всегда неповторимы и индивидуальны.

Создавать из лоскутков что-то новое и необычное - занятие увлекательное и, в отличие от многих других видов декоратовно-прикладного искусства, не требующее особых навыков. Надо немного уметь шить (и не обязательно на швейной машине) и быть в работе очень аккуратным. Именно ручная работа придаст вашим произведениям ту самую неповторимость и изысканность, которая ценится даже выше, чем идеальная аккуратность, полученная с помощью компьютерного раскроя и программы отделки.

В лоскутной технике можно использовать вышедшие из моды пальто, старые шляпы и другие вещи из драпа, сукна, фетра: они очень прочны и их возможности многообразны. Однако лучше всего подходят для работы в этой технике кусочки хлопчатобумажных тканей, оставшихся после раскроя взрослых и детских вещей. С ними легче работать, они легко стираются и достаточно долговечны.

Из лоскутков можно выполнять изделия не только декоративного плана, например панно, но и утилитарного ( практического) применения : сумки, пледы, подушки, ковры, одежду, игрушки. Многообразие решений неисчерпаемо. В зависимости от того, какие лоскутки есть в наличии , можно подбирать орнаменты, учитывая тональную гамму тканей.

Обо всём этом, а также о приёмах работы с лоскутками, о создании различного вида модулей, о порядке разработке различных изделий и о многом другом мы будем говорить на следующем занятии. Изготовив различные изделия в этой технике, вы порадуете себя и своих близких. Ведь давно известно, что подарок, сделанный своими руками, наиболее ценный.

Вопросы обучающимся для закрепления:

Какого плана могут быть выполнены изделия из лоскутков?

Когда было первое упоминание о лоскутном шитье (датировано каким веком)?

Лекция педагога о приёмах работы с лоскутками

Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: пэчворк, квилт, текстильная мозаика, аппликация.

Пэчворк. Один из видов народного творчества. У разных народов встречаются сохранившиеся с давних пор изделия, выполненные в этой технике и представляющие собой настоящие произведения искусства. В старые времена в русских деревнях шили не только лоскутчатые (В. Даль) одеяла, но и украшали лоскутками одежду: рубахи, головные уборы и т.д.

К сожалению, это искусство утилитарно и недолговечно, поэтому изделия, выполненные в лоскутной технике, не могли хорошо сохраниться и подняться до таких высот народного творчества, как, например, набивные ткани, расписные прялки, резное дерево, крестьянское кружево, вышивки и т.д.

Образцы подобных произведений искусства занимают достойное место во многих музеях, лоскутные же изделия встречаются гораздо реже: интересные образцы, например, хранятся в Российском этнографическом музее.

Второе рождение лоскутного шитья относится к концу 20 века, когда это шитье вновь появилось в России, но уже под названием «пэчворк», - и не из музеев, а из-за океана.

Оказалось, что, если подойти к этой работе серьёзно, можно сделать великолепные вещи, начиная от детских игрушек и кончая одеялами, жилетами, куртками и т.д., но это кропотливый труд, который требует большое аккуратности и точности.

Квилт- является разновидностью пэчворка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: верх, собранные из лоскутков, прокладку, придающую изделию объём (чаще лёгкий синтепон или синтетический ватин), и подкладку. При шитье настоящего квилта все кусочки ткани сшивают между собой вручную, образуя полотно, а затем простегивают одновременно все три слоя мягкими стежками.

Текстильная мозаика. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, отличную по цвету, создавая определённый рисунок, в котором основа играет роль фона. Иногда коллажи создают целиком из лоскутков. В этой технике могут быть выполнены панно, портреты, натюрморты и другие произведения декоративного искусства.

Аппликация. Это накладное шитьё часто дополняет изделия, выполненные в лоскутной технике, являясь декоративным элементом. Аппликация нашивается на основу потайным швом, так как он практически незаметен, особенно, если хорошо подобран цвет нитки .Аппликацию можно сделать объёмной, подложив внутрь вату или синтепон.

Вопросы обучающимся для закрепления:

Какие приемы работы с лоскутами вы запомнили?

Сведения об инструментах и принадлежностях.

Для работы в технике лоскутного шитья используются различные предметы, которые, как правило, есть в доме:

Ножницы должны быть достаточно острыми, кончики лезвий должны хорошо надсекать ткань.

Нитки должны быть крепкими, при шитье х.б. ткани лучше использовать х.б. нитки по цвету подходящие к цвету стачиваемых лоскутков.

Иголки должны быть удобными для шитья.

Напёрсток служит для предохранения пальцев от уколов иглой.

Плитка мела или кусочек сухого туалетного мыла должен быть заточен так, чтобы оставался след не более 0, 1 см.

Карандаш применяют для разметки по изнаночной стороне ткани, он должен быть мягким.

Булавки применяют для скалывания деталей, они должны быть острыми, чтобы на ткани не оставались следы.

Ткань (лоскутки) набивная или однотонная.

Ткань или флизелин для основы.

Синтепон или ватин для прокладки.

Ткань для подкладки.

Шаблоны используются для обеспечения точности кроя и получения элементов одинакового размера. Если для изделия требуется таких элементов немного, шаблон можно сделать из прочного картона; для многократного использования лучше делать шаблоны из оргстекла, пластмассы.

Рабочее место должно быть обустроено так, чтобы было удобно раскладывать лоскутки. На большой площади вырезанные детали необходимо расположить в том порядке, как они должны быть в изделии. Это даст возможность заранее увидеть, получается ли задуманная композиция, и при необходимости заменить цветовую гамму лоскутков.

Вопросы обучающимся для закрепления

Что необходимо для работы при шитье из лоскутков?

Сведения о тканях

Не следует использовать слишком старую ткань, так как лоскуток, выполненный из нее, может раньше других износиться и лоскутная вещь станет непригодной. Не стоит также брать для пэчворка вытягивающуюся ткань, так как изделие может получиться с перекосом.

Рациональнее использовать ткани одной фактуры, одной плотности для изготовления какого-либо изделия. Хотя для декоративных покрывал или панно допустимо использование лоскутков разной плотности.

Все хлопчатобумажные ткани дающие усадку, перед раскроем нужно намочить или выстирать. При этом обнаружатся линяющие куски тканей - их не следует брать для работы. Кромочные края у ткани надо обрезать, чтобы избежать морщин в готовом изделии.

Вопросы обучающимся для закрепления

Какую ткань необходимо использовать для пэчворка?

Сведения о цвете / цветовой круг; закономерности цветовых сочетаний/

Давно известно, что цвет играет огромную роль в любом изделии и неудивительно, что во все времена люди, имеющие отношение к творчеству придавали этому большое значение.

Шитьё из лоскутков, как и любое другое художественное мастерство, подчиняется классическим законам декоративно-прикладного искусства. В связи с этим в работе всегда встает две проблемы: цвет и композиция, - именно от них зависит характер и облик будущих изделий.

Законы гармонии в текстиле имеют некоторые особенности, определяющиеся свойствами материала: любая его поверхность очень выразительна, поэтому в лоскутной технике нужно использовать не только цветовые сочетания ткани, но и её фактуру.

Чаще всего при подборе цветовой гаммы пользуются собственной интуицией, забывая (а иногда и не зная) об определённых правилах в области цвета и композиции.

Тем не менее, такие знания требуются тому, кто занимается текстильным ремеслом и хочет создавать оригинальные авторские вещи.

Цветоведение - наука о цвете - известна с давних времён. Конечно, при шитье из лоскутков не понадобится его глубокое знание, но понятие об основных закономерностях расположения цветов в спектре поможет в подборе тканей. Спектр можно представить в форме круга контрастных цветов. Каждый из них имеет дополнительный цвет - он расположен в диаметрально противоположном секторе этого круга, то есть если провести диаметр через середину сектора зелёного цвета, получим цвет, который и является дополнительным зелёному.

Проведя диаметр через секторы синего и жёлтого цвета, легко можно определить их дополнительные цвета. У жёлтого - это будет фиолетовый, у синего - оранжевый и наоборот; у фиолетового - жёлтый, а у оранжевого - синий.

Основной цвет, расположенный рядом со своим дополнительным, кажется более интенсивным и насыщенным. Это явление носит название последовательного контраста. Два дополнительных цвета, расположенные рядом, становятся ярче - это так называемый одновременный контраст цветов.

Если поместить серые квадратики на разные цветовые фоны, они приобретут оттенки, которые будут приближаться к дополнительному цвету фона: тот, который лежит на красном, позеленеет, на зелёном - покраснеет. На синем - пожелтеет.

Однако все основные цвета имеют очень много оттенков, поэтому, например, не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с зелёным, а жёлтый с фиолетовым и т.д.

Подбирая сочетания цветов в декоративной работе, надо чаще обращаться к природе, наблюдать в ней дополнительные цвета и оттенки: краски природы богаты и разнообразны. Сочетание контрастных и дополнительных цветов имеет большое значение декоративном искусстве.

Для выразительности решений в цвете надо пользоваться тоновыми и цветовыми контрастами. В изделии всегда должны сочетаться тёмные и светлые части. Располагая светлые полоски ткани рядом с тёмными, художник усиливает звучность их цвета.

Характеризуя различные цвета, часто употребляют слова «тёплый» и «холодный». К первым относятся: красный, оранжевый, жёлтый. Ко вторым: голубой, синий, фиолетовый.

Для создания впечатления глубины можно пользоваться следующим явлением: тёплые цвета кажутся расположенными ближе (выступающими), а холодные - дальше своего фактического расположения на плоскости (т.е. отступающими). Используя это явление при выполнении изделий из ромбов, можно создать видимость квадратов, выступающих из плоскости, т.е. кубиков.

В процессе работы над лоскутным шитьём лоскутки вначале как бы случайно расположенные должны сложиться в определенный задуманный узор, в котором отдельные элементы взаимодействуют друг с другом.

Восприятие одного и того же цвета будет меняться в зависимости от фона, на котором он находится. Кроме того, одни и те же цвета по-разному смотрятся при разном освещении, поэтому старайтесь подбирать лоскутки по цвету и тону при одном и том же освещении.

Хорошо сочетаются следующие цвета:

- красный с синим, серым, зеленым, золотисто-желтым;

- оранжевый с зеленым, голубым, белым, коричневым, лиловым, фиолетовым;

- желтый с коричневым , зеленым;

- голубой с красным, синим, оранжевым, светло- фиолетовым;

- синий с серым, красным, золотистым;

- фиолетовый со светло-зеленым, желтым и его золотистыми оттенками, оранжевым.

В любом случае цветовые комбинации следует тщательно продумывать и не использовать для лоскутного изделия чересчур много разных цветов.

Ребята, давайте возьмем цветные карандаша и попробуем поэкспериментировать с цветами согласно сочетанию цветов.

Техника безопасности

В работе мы должны придерживаться определённых правил. Это правила по технике безопасности.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ

  • Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

  • Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе.

  • При работе внимательно следи за линией разреза.

  • Не работай тупыми ножницами, с ослабленным шарнирным креплением.

  • Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

  • Не держи ножницы концами вверх.

  • Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

  • Не режь ножницами на ходу.

  • Не подходи к товарищу во время резания.

  • Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.

  • Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИГЛОЙ

  • Не бросайте иглы. Проверяйте их количество до начала работы и в конце.

  • Не закалывайте иглы в обрабатываемый материал или в свою одежду.

  • Ни в коем случае не бери иглы в рот и не играй с иглой.

  • Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

  • Во время работы вкалывайте иглы в специальную подушечку - игольницу.

  • При шитье пользуйтесь напёрстком.

  • Не отвлекайся во время работы с иглой.

Техника безопасности при пользовании электрического утюга

Требования безопасности перед началом работы

1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

2. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.

3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга электрического коврика на полу около места для глажения.

Требования безопасности во время работы

1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.

2. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.

3. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура.

4. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.

5. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.

6. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дергать за шнур.

Требования безопасности по окончании работы

1. Отключить электрический утюг от электросети.

2. Привести в порядок рабочее место.

3. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.


Закрепление правил по технике безопасности. Ребята дополняя друг друга повторяют правила по ТБ.

А теперь ребята мы с Вами поговорим о правилах кроя.

- На какой стороне напечатанный ткани рисунок более яркий и четкий?

(На лицевой стороне (показать ткань).)

- Как определить нити основы и утка на ткани (раздать образцы ткани)?

(Нить основы идет вдоль кромки, а нить, идущая поперек
нити основы - уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка - тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка - извитая.)

Приготовьте шаблон или возьмите уже готовый, положите его по долевой нити и очертите его карандашом. После чего лоскуток нужно вырезать точно по линии карандаша.

Заключительная часть.

Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Может быть пройдет несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером, архитектором или модельером, и вам пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!



© 2010-2022