«Технологическая карта урока как методический инструментарий»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад «Технологическая карта урока как методический инструментарий»

Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС - технологические карты.

Технологические карты - это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

Фактически тем самым воплощаются в жизнь слова К.Д.Ушинского о том, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в:

  • постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания;

  • планировании способов достижения намеченной цели;

  • осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка);

  • осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений;

  • рефлексии деятельности по итогам урока;

  • выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

В этой ситуации педагог не должен забывать и о планируемых результатах, в соответствии с деятельностной парадигмой образования построенных на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства учащихся и зоны ближайшей перспективы их развития, и о формировании на уроке универсальных учебных действий. Эта необходимость и определила структуру технологической карты урока [6], призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты. (Приложение 2 «Технологическая карта урока).

Поскольку планируемые результаты освоения основной образовательной программы (в виде сформированных способов деятельности обучающихся) представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, предлагается не выделять в структуре карты отдельной графы, посвящённой целевому назначению проектируемого урока.

В таблице представлена примерная форма технологической карты урока.

Количество этапов урока, их последовательность и содержание учитель определяет, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета.

Приведём ещё один вариант технологической карты урока - информационную карту урока [11]. (Приложение 3 «Технологическая карта урока)

Данная карта включает в себя четыре основных блока:

  • информационный, содержащий тему урока, вид урока, тип урока, задачи урока, а также здесь могут быть указаны основные понятия и универсальные учебные действия, формируемые на уроке, оборудование урока (технические средства обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.);

  • содержательно-деятельностный, дающий информацию о содержании учебно-познавательной деятельности учащегося, здесь описываются учебно-практические и учебно-познавательные задачи, являющиеся, в свою очередь, деятельностным отражением планируемых результатов;

  • методический, содержащий поэтапный методический инструментарий учителя, соответствующий, в том числе, требованиям системно-деятельностного подхода;

  • результативно-рефлексивный, в котором фиксируются результаты педагогической рефлексии, эталоны выполнения заданий самостоятельной деятельности обучающегося, результаты взаимодействия «ученик - ученик» и «учитель - ученик», соответствующие технологической форме планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных).

Изучив предлагаемую литературу и различные Интернет-источники, предлагаем еще один вариант технологической карты, модифицированный нами. (Приложение 4 «Технологическая карта»).

Рассмотренные технологические карты урока:

  • предоставляют возможность реализовать один из ведущих принципов ФГОС - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности;

  • могут быть использованы и для проектирования внеурочных занятий, поскольку при их конструировании учитывались только самые общие особенности новых стандартов, характерные как для урочной, так и для внеурочной деятельности: системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий.

(Приложение 5 «Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС).

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся



Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I этап урока





II этап урока







Приложение 3

Технологическая карта урока

Информационный блок

Содержательно-деятельностный блок

Методический блок

Результативно-рефлексивный блок

1.

2.

1.

2.

1.

2.

Приложение 4

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя

Класс

Дата

№ урока по КТП


Тема урока

Тип урока

Цели урока

Личностная

Метапредметные

Предметные


Задачи

учителя

ученика


Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Личностные:

самооценка, личностноя рефлексия

Познавательные:

исследовательские действия - выдвижение гипотез и проверки их

Коммуникативные:

умение слушать и слышать собеседника

Регулятивные:

постановка учебной цели, планирование деятельности

Основные понятия

Оборудование


Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дифферен-циация обучения

Организаци-онный момент.


Проверка домашнего задания.

Новое домашнее задание.


Мобилизующий этап.


Актуализация знаний.


Формулирование темы и цели урока.


Открытие нового знания.


Применение нового знания. Развитие умений.


Динамическая пауза


Применение общего способа действия для решения частных задач.


Итог урока.


Рефлексия.


Приложение 5

Структурные элементы учебного занятия

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату


© 2010-2022