• Преподавателю
  • Другое
  • Учебно-методическая карта практического занятия по методу проектов Тема: «Инфекции дыхательных путей, их профилактика»

Учебно-методическая карта практического занятия по методу проектов Тема: «Инфекции дыхательных путей, их профилактика»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной»




Учебно-методическая карта практического занятия по методу проектов


Тема: «Инфекции дыхательных путей, их профилактика»


Специальность 060101 Лечебное дело углубленной подготовки
















План проведения занятия

Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

(мин.)

1.Вводное слово преподавателя

Сообщение темы, цели занятия. Знакомство со сценарием открытого практического занятия по методу проектов.

Мобилизация внимания, активация познавательной деятельности.

10

2.Контроль исходного уровня знаний.

Предлагаются логические диктанты.

Выяснить готовность студентов к занятию.

10

3.Самостоятельная работа

Студенты под руководством преподавателя формируют рабочие группы.

Ставятся проблемы перед каждой группой (ситуационные задачи).

Распределяются роли.

Студенты разрешают поставленную проблему разработкой проектов.

Подготовка к самостоятельной деятельности.

Выработка умений для будущей профессии.

150

4.Защита проекта деятельности фельдшера

Студенты каждой рабочей группы проводят презентацию проекта и демонстрируют алгоритмы действий фельдшера при возникновении инфекций дыхательных путей.

Выработка умений для практической деятельности, подготовки к самостоятельной работе. Выработка аргументировано отстаивать свое мнение и решение.

40

5.Оценка презентации проектов.

В данном вопросе принимают активное участие представители всех рабочих групп, преподаватели (задаются вопросы, обсуждаются нюансы работы фельдшера в разных ситуациях).

Создать мотивацию на самостоятельную работу.

30

6.Контроль конечного уровня знаний.

Задания в тестовой форме в 2 вариантах.

Выяснить степень достижения поставленных целей.

20

7.Выводы и подведение итогов.

Заключительное слово преподавателя. Каждому участнику объявляется общая оценка.

Мотивация на последующую деятельность.

10








































Контроль исходного уровня знаний


Логический диктант


Вариант № 1

  1. Эпидемические вспышки гриппа вызывают вирусы типа …

  2. Ложный круп чаще всего возникает у маленьких детей при остром респираторном заболевании, которое называется….

  3. Конъюнктивит чаще всего возникает при остром респираторном заболевании, которое называется …

  4. Фибринозное воспаление ротоглотки характерно для инфекционного заболевания - ….

  5. Отек шеи до середины шеи возникает при …. дифтерии …. степени.

  6. Специфическим осложнением сердца при дифтерии является ….

  7. Острый назофарингит - это локализованная форма … инфекции.

  8. Экхимозы - это … элементы экзантемы, характерные для одной из форм инфекции дыхательных путей, которая называется …

  9. Положительный симптом Кернига определяется при ….

  10. Бактериостатический антибиотик, назначаемый на догоспитальном этапе при менингококковой инфекции, - ….


Вариант № 2


  1. При риновирусной инфекции характерным симптомом является …

  2. Конъюнктивит, увеличение шейных лимфатических узлов возникают при…. инфекции.

  3. Самое частое неспецифическое осложнение гриппа - ….

  4. …. - воспаление слизистой оболочки глотки.

  5. Ложный круп - часто возникает у маленьких детей при остром респираторном заболевании, которое называется ….

  6. Отек шеи до ключицы возникает при …. дифтерии … степени.

  7. Специфическим лечением дифтерии является введение … ….

  8. Ригидность мышц шеи возникает при … .

  9. Геморрагическая экзантема в виде «звездного неба» возникает при инфекции дыхательных путей ….

  10. Бактерицидный антибиотик выбора при менингококковой инфекции -….







Эталоны ответов

Вариант № 1


  1. Эпидемические вспышки гриппа вызывают вирусы типа А.

  2. Ложный круп чаще всего возникает у маленьких детей при остром респираторном заболевании, которое называется - парагрипп.

  3. Конъюнктивит чаще всего возникает при остром респираторном заболевании, которое называется аденовирусной инфекцией.

  4. Фибринозное воспаление ротоглотки характерно для инфекционного заболевания - дифтерия.

  5. Отек шеи до середины шеи возникает при токсической дифтерии первой степени.

  6. Специфическим осложнением сердца при дифтерии является миокардит.

  7. Острый назофарингит - это локализованная форма менингококковой инфекции.

  8. Экхимозы - это геморрагические элементы экзантемы, характерные для одной из форм инфекции дыхательных путей, которая называется менингококкцемия.

  9. Положительный симптом Кернига определяется при менингитах.

  10. Бактериостатический антибиотик, назначаемый на догоспитальном этапе при менингококковой инфекции, - левомицетин.


Вариант № 2


  1. При риновирусной инфекции характерным симптомом является насморк.

  2. Конъюнктивит, увеличение шейных лимфатических узлов возникают при аденовирусной инфекции.

  3. Самое частое неспецифическое осложнение гриппа - пневмония.

  4. Фарингит - воспаление слизистой оболочки глотки.

  5. Ложный круп - часто возникает у маленьких детей при ОРЗ, которое называется парагрипп.

  6. Отек шеи до ключицы возникает при токсической дифтерии второй степени.

  7. Специфическим лечением дифтерии является введение противодифтерийной сыворотки.

  8. Ригидность мышц шеи возникает при менингите.

  9. Геморрагическая экзантема возникает при менингококкцемии.

  10. Бактерицидный антибиотик выбора при менингококковой инфекции - пенициллин.



Алгоритм проведения занятия:


  1. Контроль теоретических знаний по теме (логический диктант).

  2. Знакомство со сценарием открытого практического занятия.

  3. Формирование рабочих групп, распределение ролей.

  4. Постановка проблемы (ситуационные задачи).

  5. Решение поставленной проблемы в каждой рабочей группе путем создания проекта.

  6. Презентация проекта и проведение алгоритма действий фельдшера при работе с пациентом с инфекцией дыхательных путей.

  7. Активное участие представителей всех рабочих групп в презентациях проектов (задаются вопросы, обсуждаются нюансы работы фельдшера в разных ситуациях).

  8. Оценка презентации проектов.

  9. Контроль конечного уровня знаний студентов (задания в тестовой форме).

  10. Выводы и подведение итогов занятия. Заключительное слово преподавателя, выставление оценок.







План проведения презентации проектов


  1. Ведущий студент зачитывает ситуацию и проблему, которую необходимо решить данной группе.

  2. Представляется схема проекта.

  3. Подготавливается рабочее место фельдшера с необходимым оснащением.

  4. Разыгрывается рабочая ситуация. Студенты делятся на 4 группы и группу экспертов. Каждой группе предлагается конкретная рабочая ситуация. Для решения поставленной проблемы, студенты составляют проект действия фельдшера в данной ситуации, используя представленный материал и другие источники. Проект оформляется в виде схем, таблиц, рисунков, картинок, фотографий и др. с последовательным указанием алгоритмов действия фельдшера. Каждая ситуация обыгрывается студентами (фельдшер ФАПа, скорой помощи, пациент), отрабатываются алгоритмы действия фельдшера в зависимости от ситуации.

  5. Проводится показ основных алгоритмов действия фельдшера студентами рабочих групп. Комментируются и мотивируются действия фельдшера.

  6. Подводится итог проделанной работы, направленной на решение поставленной проблемы (реализация проекта).

  7. Эксперты оценивают работу каждой группы и активность студентов в отношении презентации других групп (задаются дополнительные вопросы).






Проблемно-ситуационные задачи


Ситуация № 1

Вы, фельдшер скрой помощи, на вызове на дому у пациента К., 30 лет.

Жалобы больного на повышение температуры тела до 39,4° С, озноб, головную боль, боль в области глазных яблок, светобоязнь, выраженную ломоту во всем теле.

Болен 1-й день, заболел остро. На работе был вчера. Контакт с инфекционным больным отрицает. Из города в течение месяца не выезжал.

При осмотре: Т- 39,1°С. Состояние тяжелое. Лицо гиперемировано. Отмечается инъекции склер. Больной закрывает глаза, прикрываясь от яркого света. Слизистая оболочка ротоглотки гиперемирована. Дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧДД - 24 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс - 90 ударов в минуту. АД - 80/50 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Стул оформленный, регулярный. Мочеиспускание 3-4 раза в сутки, количество выделяемой мочи несколько снижено. Отеков нет.

Проблема: действия фельдшера.

Ситуация № 2

Вы, фельдшер скорой помощи, на вызове на дому у пациентки В., 22 лет.

Жалобы больной на повышение температуры до 38,8° С, боль в горле при глотании, слабость, головную боль.

Больной себя считает 2-й день, заболела остро. Контакт с инфекционным больным отрицает. С детства страдает тяжелым аллергическим дерматозом, отмечает в анамнезе анафилактический шок на АКДС, поэтому прививки в полном объеме не получила в связи с медицинским противопоказанием. 4 дня назад была на вещевом крытом рынке, общалась с продавцами - гастрбайтерами из Таджикистана.

При осмотре: Т- 38°С. Кожные покровы, лицо бледные. Увеличены и умеренно болезненны подчелюстные лимфатические узлы. Слизистая ротоглотки умеренно гиперемирована. Миндалины гипертрофированы, отечны, покрыты толстым серым налетом, который не снимается шпателем. Тоны сердца несколько приглушены, ритмичные. ЧСС - 100 в минуту. Дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧДД - 18 в мин. АД - 100/80 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон. Стул оформленный, регулярный. Мочеиспускание в норме. Отеков нет.

Проблема: действия фельдшера.

Ситуация № 3

Вы, фельдшер скрой помощи, на вызове на дому у пациента Д., 16 лет.

Жалобы больного на повышение температуры тела до 39,4°С, боль в горле при глотании.

Болен 3-й день, заболел остро. Контакт с инфекционным больным отрицает. Из города в течение месяца не выезжал. В анамнезе: бронхиальная астма, тяжелое течение, поллиноз, пищевая аллергия. Прививки по медицинским показаниям не получал.

При осмотре: Т - 39°С. Состояние тяжелое. Лицо бледное, губы синюшные, ногти в виде барабанных палочек, бледно-синюшные.

Слизистая оболочка ротоглотки гиперемирована. Миндалины гипертрофированы, резко отечные, покрыты грубым налетом, который не снимается шпателем и выходит за пределы миндалин на область мягкого неба, язычка. Изо рта больного исходит сладко приторный запах. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены до 1 см, мало болезненные. Отмечается двусторонний отек шеи до ключиц. Дыхание везикулярное, выдох затруднен, на расстоянии слышны свистящие хрипы. ЧДД - 26 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс - 100 ударов в минуту. АД - 130/90 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Стул оформленный, регулярный. Мочеиспускание в норме. Отеков нет.

Проблема: действия фельдшера.

Ситуация № 4

Вы, фельдшер скрой помощи, на вызове на дому у пациентки Т., 24 лет, воспитательницы детского сада.

Жалобы больного на повышение температуры тела до 38,8°С, озноб, мучительную головную боль, рвоту, не приносящую облегчения, светобоязнь, повышенную раздражительность.

Больна 2-й день, заболела остро. На работе была вчера. В детском саду карантин по одной из тяжелых инфекций.

При осмотре: Состояние тяжелое. Сознание сохранено, но несколько спутано, на вопросы отвечает с трудом, но правильно. Т- 39,°С. Положение больной вынужденное: на боку, колени поджаты к животу, голова запрокинута. Больная закрывает глаза, прикрываясь от яркого света, вздрагивает от хлопанья двери и других резких шумов. Отмечается выраженная ригидность мышц шеи. Резко положительны симптомы Кернига и Брудзинского.

Дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧДД - 14 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс - 80 ударов в минуту. АД - 130/90 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Стул оформленный, регулярный. Мочеиспускание 3-4 раза в сутки, количество выделяемой мочи несколько снижено. Отеков нет.

Проблема: действия фельдшера.

Ситуация № 5

Вы, фельдшер скрой помощи, на вызове на дому у пациента К., 8 лет. школьника 2 класса.

Жалобы больного на повышение температуры тела до 39,4°С, озноб, головную боль, носовое кровотечение, резкую слабость.

Болен 1-й день, заболел остро. В школе был вчера. Один одноклассник больного госпитализирован в инфекционное отделение с тяжелым инфекционным заболеванием.

При осмотре: Т- 39,4°С. Состояние тяжелое. Несколько заторможен, но на вопросы отвечает адекватно. Кожные покровы бледные, на ногах и в области ягодиц - обильная экхимозная экзантема в виде звездного неба. В области верхней губы - мелкие везикулы - герпес.

Дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧДД - 20 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс - 100 ударов в минуту. АД - 100/70 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Стул оформленный, регулярный. Мочеиспускание 3-4 раза в сутки, количество выделяемой мочи несколько снижено. Отеков нет.

Проблема: действия фельдшера.






Приложение


Вопросы для самоподготовки к открытому практическому занятию по теме: «Инфекции дыхательных путей»



  1. Дифтерия.

  2. Менингококковая инфекция.

  3. Грипп.

  4. ОРВИ (парагрипп, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция, респираторно-синцитиальная инфекция).

Перечень манипуляций, необходимых фельдшеру при работе с пациентом с инфекцией дыхательных путей


  1. Посев на БЛ из зева и носа.

  2. Техника проведения пробы Безредки.

  3. Спинно - мозговая пункция.

  4. Взятие мазка из зева и носа.

  5. Техника выполнения менингеальных симптомов.



© 2010-2022