«Самостоятельная работа как вид учебной деятельности студентов»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподаватель специальных дисциплин

ГАОПУ ИО «ЗАПТ» п.Залари

Андроненко Елена Васильевна

Аннотация : Данная статья посвящена проблемам организации самостоятельной деятельности студентов в условиях реализации ФГОС в учреждениях профессионального образования. Автор статьи представляет собственную точку зрения и опыт деятельности по организации самостоятельной работы студентов на занятиях специальных дисциплин, предлагает вниманию способы и приёмы развития самостоятельности на различных этапах урока.

Ключевые слова: самостоятельная творческая деятельность, средства обучения, информационно-коммуникационные технологии, формирование компетенций, способность самостоятельно решать проблемы.

«Самостоятельная работа как вид учебной деятельности студентов»

Проблема организации самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения является одной из актуальных в современной педагогике. Сложилась ситуация, когда устоявшиеся способы и формы проектирования и осуществления самостоятельной работы студентов требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено прежде всего, расширением поля самостоятельной деятельности студентов в условиях привлечения к процессу познания информационных и телекоммуникационных компьютерных технологий, формирующих навыки самоорганизации и самообучения

Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности продиктована тем, что в период обучения закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности. Особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа признана завершать задачи всех других видов учебной работы, ибо никакие знания не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности.

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Образовательные учреждения все в большей степени обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к сети Интернет. Это способствует внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс, большую роль в которых играет организация самостоятельной работы студентов.

То, что самостоятельная работа студента - главный путь воспитания самостоятельности и развития профессиональной компетентности, ни у кого не вызывает сомнения. Но самостоятельная работа, привлекая студентов, вызывает в то же время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок. Конечно, затруднения стимулируют активность, поиски. Но вместе с этим усиливается и потребность в консультациях преподавателя.

Необходимым условием успешной оптимизации самостоятельной работы студентов в учебном процессе является эффективное учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы с использованием информационных технологий.

Руководство самостоятельной работы осуществляется по следующим этапам:

-подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности чёткие методические указания об объёме и содержании самостоятельной работы, целях, этапов выполнения самостоятельной работы, подведение итогов.

В своей профессиональной деятельности я использую один из приёмов - «Реферат». Подготовка к реферату позволяет приобщить студента к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией. На первом этапе целесообразно ограничится короткими сообщениями. На втором этапе самостоятельной работы студенты учатся следить за временем, включая в себя первую и последнюю фазу плюс план остального текста. Второй этап отличается от предыдущего тем, что я предварительно предупредив студентов, начинаю строго следить за временем. Третий этап - сам реферат. Четвёртый этап - реферат с затруднением. Этот этап не является обязательным. На этом этапе студенты сталкиваются с дополнительными заданиями, готовятся к использованию импровизации, что всегда отличает сильных студентов.

В своей деятельности использую другие способы обучения самостоятельной деятельности:

- работа с книгой, раздаточным материалом

- заполнение таблиц. Работа с натуральными образцами

- проектная работа

- выпускная письменная экзаменационная работа

При разработке заданий для самостоятельной работы студенту учитываю вклад курса в общую цель модуля. Следовательно, актуальным становится вопрос о вариативности и практической направленности заданий на формирование компетенций. При разработке задания для самостоятельной работы определяю основные виды самостоятельной работы студенты, направленные на развитие компетенций.

Так, например, работая с книгой, раздаточным материалом на уроке

МДК 01.01 «Розничная торговля непродовольственными товарами» по теме «Изучение ассортимента швейных и трикотажных товаров», учащиеся самостоятельно отвечают на предложенные вопросы, проверяют друг друга по эталонам ответов.

На уроке «Классификация стеклоизделий», «Классификация керамических и фарфоровых изделий», учащиеся изучают предложенный им материал, а затем заполняют таблицы, которые позволяют закрепить изученный материал. Работа с натуральными образцами используется на уроках «Галантерейные товары» - студенты определяют, вид галантерейного изделия, качество изделия по предложенному образцу; «Кожевенно-обувные товары» - студенты определяют метод крепления обуви, ее классификацию; На уроках МДК 02.01 «Розничная торговля продовольственными товарами», по теме «Из истории сыров», «Пищевые добавки»- студенты получают опережающие задания и готовят доклады, которые позволяют получить более углубленные знания по предмету, расширить кругозор.

Процесс самостоятельной деятельности студентов сопровождается особой формой учёта результатов их работы. Она стимулирует активность обучающихся, выявляет их индивидуальные склонности и способности.

Таким образом, самостоятельная работа - это особое средство обучения, которое, во - первых, в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задачи, во - вторых, формирует у студентов определённый объём компетенций для решения познавательных задач, в-третьих, вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний, в-четвёртых, является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной деятельностью студентов, и, наконец, является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающихся в познавательной деятельности. Это подтверждают слова: «Не для образования мы учимся, а для жизни».


Список используемой литературы

1. Горностаева З.Я "Проблема самостоятельной познавательной деятельности" // Открыт. школа. - 2008. - №2

2. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов( в схемах и таблицах): учеб. Пособие для нач. проф. Образования- 3 изд., стер.- М.; Академия, 2007.

3. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие - М .:ИНФРА-М, 2007.

4. Жарова Л.В. "Управление самостоятельной деятельностью учащихся" - Л., -1982.

5. Вычегжанина Т.В О самостоятельной работе студентов. Ж. « Специалист» № 4, 2006.

6. Зимина И. В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2007.

7. Сухомлинский В.А. "О воспитании." - М.: Политиздат, 1973.

8.Карпекин В.Е. Контроль самостоятельной работы студентов. - М., 1991

© 2010-2022