Библиотечный урок Агде хранят вселенную?

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечный урок в 5 классе

«А где хранят Вселенную?»

Тема: Работа с энциклопедиями и словарями.

Цель: Показать приёмы работы со справочной литературой.

Задачи урока:

образовательные:

  • ознакомление обучающихся с толковыми, фразеологическими, орфографическими, словарями.

развивающие:

  • развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности;

  • развитие внимания, речи

  • развитие коммуникативной компетентности во время работы с другими учениками в группе;

воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к слову, русскому языку;

  • воспитание чувства взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу

I. Организационный момент.


Здравствуйте! Как вы считаете, где можно уместить всю Вселенную в одном месте? (высказывание А. Франса) Вы согласны с данным утверждением? Обоснуйте своё мнение. За наиболее полный ответ - 2б.

Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»

II. Основная часть.

1 тур

Это интеллектуальная разминка перед следующими заданиями. Команды отвечают по очереди на 10 вопросов каждая. За правильный ответ - 1 б.

1 команда

  1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. Азбука

  2. Карточка с вопросами для экзамена. билет

  3. Ученик, оставшийся в классе на второй год для повторного прохождения программы

Второгодник

  1. Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением глобус

  2. Самая низкая школьная учебная отметка единица

  3. Тот, кто работает вместе с кем-нибудь сотрудник

  4. Тот, кто завидует другим завистник

  5. Школьный предмет, который летом продолжается на стадионах, в лагерях отдыха физкультура

  6. Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля заповедник

  7. То, что ученику каждый день нужно приготовить, но нельзя съесть уроки


  1. команда

1. Традиционное место в классе, откуда ученики делятся своими знаниями с учителями и одноклассниками доска

2. Коллективное досье, которое составляют учителя на учащихся каждого класса журнал

3. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков звонок

4. Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать, понять интерес

5. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом карандаш

6. Первые буквы имени и отчества инициалы

7. Жидкое лекарство для приёма внутрь микстура

8. Процедура учебного контроля, почти одинаково мучительная для учителя и ученика экзамен

9. Сговорились две ноги делать дуги и круги циркуль

10 Учреждение, куда принимают неграмотных школа


  1. команда

1. Лучше, но очень короткое время в жизни учеников и учителей каникулы

2. Планка для вычерчивания прямых линей, для измерений линейка

3. Белый камешек растаял, на доске следы оставил мел

4. Часть лица, которую иногда вешают ученики, получив двойку нос

5. Ещё живой дедушка современных ученических рюкзаков и кейсов портфель

6. Единственное место в школе, где вместо пищи духовной ученикам предлагается нормальная еда столовая

7. Чистые листы в обложке тетрадь

8. То, что определяет, сколько и каких уроков будет расписание

9. Вид письменной школьной работы - изложение своих мыслей на заданную тему сочинение

10. Коробка для ручек, карандашей пенал


2 тур

Братья бывают разные. При помощи словаря выясните, кто такие молочный брат, крестовый брат, одноутробный брат, названный брат. Это задание первой команде.

Вторая команда выясняет, когда водят хороводы весенние, а когда осенние. Как развлекались парни и девки между осенними и весенними хороводами?

А третья команда нам должна объяснить: что такая красная изба, чёрная, сборная. Почему изба бывает «непряхой»?

3 тур

Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Не ощутишь волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не тo, что нужно
Ставишь под удар.
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Возил не шофер, а шофёр,
Не форфор, а фарфор.
Был оглашен не приговор -
Судебный приговор.
Строгал не столяр, а столяр,
Но доску - не доску.
И слушал в одиночестве
Не «Тоску», а тоску.

Мы продолжаем работу с орфоэпическим словарём.

Как вы уже поняли, помощью орфоэпического словаря расставьте правильно ударения в следующих словах.

А сейчас мы отдохнём и почитаем стихи.


  1. Тур

А в этом туре наши помощники - фразеологические словари. Что это такое - фразеологизмы? Это устойчивое сочетание слов, которое что-либо обозначает. Оно делает нашу речь более яркой и лаконичной. Такое выражение можно заменить синонимом, близким по значению словом. В словаре можно найти объяснения значений фразеологизмов. (Библиотекарь приводит пример фразеологизма «ходячая энциклопедия», т. е. умный. Про кого-то из вас можно так сказать?)

«Тайнопись». Нужно отгадать все фразеологические обороты с одним постоянным словом вместе с многоточием. То есть каждый фразеологический оборот содержит везде одно и то же слово.

1 к. …. ое пятно, …ми нитками шито, ….ый свет, …ые стихи, среди … дня, сказка про … бычка, чёрным по …му писано.

2 к. не … спуску, …. крюку, … волю, … о себе знать, … маху, … слово,

как пить …, ни…, ни взять, не … в обиду

3 к. чужими …ми жар загребать, сидеть сложа …, из … вон плохо, сбыть с …, мастер на все …, золотые …,


  1. тур

Предлагаю всем впасть в детство и вспомнить, как мы говорили. (каждая команда пишет на листочке объяснение каждому слову, затем жюри зачитывает)


  1. тур

А это тур познавательный. Вы с помощью словаря выясните происхождение своей фамилии, что она обозначает.

III. Итог урока

Мы сегодня работали с несколькими словарями. С какими словарями интереснее было работать? К каким словарям мы обращаемся чаще всего? (толковый и орфографический) .

В каких случаях следует обращаться к словарям?

Возможные ответы учащихся:

- словари нужны, чтобы выполнить задания к различным урокам;

- словари нужны, чтобы понять значения слов, узнать их происхождение, уточнить их написание, произношение;

- словари нужны, чтобы наша речь стала ярче, а словарный запас богаче,

Энциклопедические, орфографические, толковые, - это те книги, которые должны быть в каждом доме, под рукой у каждого культурного человека.

Сегодня мы узнали много нового и интересного. В заключение хочется напомнить древнее высказывание: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное».


© 2010-2022