Рабочая программа по Экологическим основам природопользования

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Перевозский строительный колледж»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ЕН.03 Экологические основы природопользования



Для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

















Перевоз

2015



Рассмотрено на заседании кафедры

Общегуманитарных дисциплин

Протокол № ___

от _____ 20____г. ____________

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник управления

производственного обучения

_____20____г. _____________


Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 831 от 28 июля 2014 г.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»

Разработчики:

А.В. Калина, преподаватель ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж














СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12






















1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по реализации программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности, а также при разработке программ дополнительного профессионального образования в сфере технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования (электромонтер). Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общего естественнонаучного цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;

знать:

виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

основные источники и масштабы образования отходов производства;

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Результаты освоения дисциплины Экологические основы природопользования

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1.

Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.2.

Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.3.

Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.4.

Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.

ПК 2.1.

Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.

ПК 2.2.

Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.

ПК 2.3.

Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.

ПК 3.1.

Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.

ПК 3.2.

Организовывать работу коллектива исполнителей.

ПК 3.3.

Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.



1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

всего - 48 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


занятия на уроках

16

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Внеаудиторная самостоятельная работа

16

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Освоенные компетен-ции

1

2

3

4


Раздел 1 Общая экология





Тема 1.1 Взаимодействие организма и среды

Содержание учебного материала




1

Понятия о среде обитания; экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные факторы среды, значение экологических факторов в жизни организмов; основные представления об адаптации

2

1

ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5

Самостоятельная работа: Подготовить доклад на предложенные темы.

2

3

ОК 2, 3, 9

Тема 1.2 Экологические системы

Содержание учебного материала




1

Экологические системы: функции и динамика экосистем, системный подход и моделирование в экологии. Многообразие экологических систем

2

1

ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5

Практическая работа № 1 Составить схему автотрофной экологической системы, указав взаимосвязи между компонентами. Привести пример экосистемы своей местности, указав круговорот энергии

2

2

ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5

Раздел 2 Экология человека





Тема 2.1 Экология и здоровье человека

Содержание учебного материала




1

Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Гигиена и здоровье человека.

2

1

ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5

Самостоятельная работа: Заполнить таблицу "Профилактика абиологических тенденций".

2

2

ОК 3

Раздел 3 Антропогенные воздействия на биосферу





Тема 3.1 Основные виды антропогенных воздействий

Содержание учебного материала




1

Классификация целенаправленных антропогенных воздействий на биосферу. Виды загрязнений окружающей среды. Классификация загрязнений экологических систем. Загрязнение среды отходами производства и потребления. Шумовое воздействие. Биологическое загрязнение. Воздействие электромагнитных полей и излучений. Характеристика оружия массового уничтожения и виды воздействия на биосферу. Техногенные экологические катастрофы. Виды стихийных бедствий. Стихийные бедствия эндогенного и экзогенного характера.

1

1

ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5

Практическая работа № 2: Сопоставление частоты возникновения злокачественных опухолей и степени техногенного загрязнения воздуха городов России.

2

3

ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5

Практическая работа №3: Экологический анализ шкалы силы звука. Оценка уровня силы звука своей местности.

2

3

ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5

Самостоятельная работа: Составить схему "Виды загрязнения окружающей природной среды"

2

2

ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5

Раздел 4 Экологическая защита и охрана окружающей среды (ООС)





Тема 4.1 Основные принципы ООС и рационального природопользования

Содержание учебного материала




1

Охрана окружающей природной среды. Виды природопользования. Понятие рационального и нерационального природопользования. Принципы и цели рационального природопользования. Понятие о экологическом кризисе. Основные принципы охраны окружающей природной среды

1

1

ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5

Самостоятельная работа: Разработать проект рационализации природопользования с учетом специфики дорожного строительства

2

3

ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5

Тема 4.2 Экологическая стандартизация и паспортизация, экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Содержание учебного материала




1

Понятие о стандарте. Система стандартов и виды в области охраны природы. ГОСТы системы «17». Экологический паспорт. Цели и виды экологической паспортизации. Состав экологического паспорта строительного объекта. Порядок паспортизации. Основные понятия ОВОС. Правовое обеспечение экологической экспертизы. Экологическая экспертиза и ОВОС в строительстве. Система стандартов ISO 14040-14043. Основные принципы и объекты экологической экспертизы в строительстве.

1

1

ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5

Практическая работа № 4: Анализ и определение нумерации ГОСТов системы «17».

2

2

ОК 2,3,9

Практическая работа № 5: Анализ ФЗ «Об экологической экспертизе» и ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды».

2

3

ОК 2,3,9

Тема 4.3 Экологический менеджмент, аудит и сертификация

Содержание учебного материала




1

Основные понятия экологического менеджмента, аудита и сертификации. Нормативно-правовая база экологического менеджмента. Основные принципы и цели проведения экологического менеджмента, аудита и сертификации

1

1

ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5

Тема 4.4 Экологические риски

Содержание учебного материала




1

Понятие об экологическом риске. Экологические риски в строительстве. Факторы экологических рисков в строительстве. Карты экологического районирования. Правила экологического риска. Страхование экологических рисков и его виды.

1

1

ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5

Практическая работа № 6: Анализ стандартов ГОСТ Р ИСО 14000

2

3

ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5

Практическая работа № 7: Анализ «Типового положения о порядке добровольного экологического страхования в РФ»(1992

2

2

ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5

Самостоятельная работа: Подбор статей по теме экологическое страхование

2

2

ОК 2,3,9

Тема 4.5 Экологический мониторинг

Содержание учебного материала




1

Основные понятия экологического мониторинга. Виды и цели экологического мониторинга. Государственная система экологического мониторинга. Экологический мониторинг строительства.

1

1

ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5

Практическая работа № 8: Анализ СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства».

1

2

ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5

Самостоятельная работа: Составить схему «Виды мониторинга»

2

2

ОК 2,3,9

Тема 4.6 Экологические права и обязанности граждан

Содержание учебного материала




1

Основные понятия об экологических правах и обязанностях граждан. Источники экологических прав и обязанностей граждан

1

1

ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5

Практическая работа № 9: Анализ статей Конституции РФ, Уголовного и Административного кодексов РФ на предмет источника экологического права.

1

3

ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5

Самостоятельная работа: Дополнить конспект примерами из закона РФ "Об Охране окружающей среды"

2

2


Тема 4.7 Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей

Содержание учебного материала




1

Экология и экономика. Структура экономического механизма охраны окружающей среды. Понятие о кадастрах. Механизмы финансирования охраны окружающей среды. Понятие о платности природных ресурсов. Экологические фонды.

1

1

ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5

Самостоятельная работа: Привести пример "Платности природных ресурсов"

2


ОК 2,3,9

Тема 4.8 Международное сотрудничество в области экологии

Содержание учебного материала




1

Гармонизация международных экологических отношений. Международные объекты охраны окружающей среды и их классификация. Основные принципы международного экологического сотрудничества. Участие России в экологическом международном сотрудничестве.

1

1

ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5

Проверка и оценка знаний (тестирование)

1


ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5, ОК 2,3,9

ВСЕГО:

47



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



4. условия реализации программы дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

  • кабинета естественно-математических дисциплин

  • библиотеки;

  • читального зала с выходом в Интернет.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • контрольно-измерительный материал: тесты по темам, вопросы к зачету;

  • комплект учебно-методической документации: методические указания по выполнению практических и самостоятельных заданий, схемы, таблицы

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;

  • мультимедиа проектор;

  • экран;

  • программное обеспечение;

  • доступ к сети Интернет.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Хандогина, Е.К.Экологические основы природопользования: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2011. - 160с.

  2. Константинов, В.М. Экологические основы природопользования: Учебник. - 12 изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 240с.

  3. Экологические основы природопользования. Часть 1 [Электронный ресурс]: курс лекций. - Электрон. текстовые данные.- Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2012.- 103c.

Дополнительная

  1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. 2-е изд., испр. - М.: ФОРУМ:ИНФРА - , 2005. - 256 с.: ил.

  2. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 143с.

  3. Передельский Л.В., Приходченко О.Е. Строительная экология: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 320с.

  4. Сугробов В.В. Строительная экология: Учеб. пособие для сред. Проф. образования/Н.П.Сугробов В.В. Фролов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

Интернет-ресурсы

consultant.ru (Консультант Плюс)


5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Осуществлять экологический контроль за соблюдением установленных требований и действующих норм, правил и стандартов

Защита практической работы, тестирование

Рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб окружающей среде

Защита практической работы, тестирование.

Знания:

Особенности взаимодействия общества и природы;

Защита практической работы, тестирование.

Природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования.

Защита практической работы, тестирование.

Размещение производства и проблему отходов;

Защита практической работы, тестирование.

Понятие мониторинга окружающей среды.

Защита практической работы, тестирование.

Прогнозирование последствий природопользования

Защита практической работы, тестирование.

Правовые и социальные вопросы природопользования

Защита практической работы, тестирование.

Охраняемы е природные территории

Защита практической работы, тестирование.

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды

Участие в дискуссии, тестирование.

Итоговая аттестация:

Дифференцированный зачёт



8

© 2010-2022