- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по Экологическим основам природопользования
Рабочая программа по Экологическим основам природопользования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калина А.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Перевозский строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
ЕН.03 Экологические основы природопользования
Для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Перевоз
2015
Рассмотрено на заседании кафедры
Общегуманитарных дисциплин
Протокол № ___
от _____ 20____г. ____________
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник управления
производственного обучения
_____20____г. _____________
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 831 от 28 июля 2014 г.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»
Разработчики:
А.В. Калина, преподаватель ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по реализации программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности, а также при разработке программ дополнительного профессионального образования в сфере технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования (электромонтер). Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общего естественнонаучного цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;
знать:
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
Результаты освоения дисциплины Экологические основы природопользования
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1.
Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2.
Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3.
Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.4.
Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.1.
Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
ПК 2.2.
Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
ПК 2.3.
Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
ПК 3.1.
Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.
ПК 3.2.
Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.3.
Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего - 48 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
занятия на уроках
16
практические занятия
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
Внеаудиторная самостоятельная работа
16
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
Освоенные компетен-ции
1
2
3
4
Раздел 1 Общая экология
Тема 1.1 Взаимодействие организма и среды
Содержание учебного материала
1
Понятия о среде обитания; экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные факторы среды, значение экологических факторов в жизни организмов; основные представления об адаптации
2
1
ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5
Самостоятельная работа: Подготовить доклад на предложенные темы.
2
3
ОК 2, 3, 9
Тема 1.2 Экологические системы
Содержание учебного материала
1
Экологические системы: функции и динамика экосистем, системный подход и моделирование в экологии. Многообразие экологических систем
2
1
ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5
Практическая работа № 1 Составить схему автотрофной экологической системы, указав взаимосвязи между компонентами. Привести пример экосистемы своей местности, указав круговорот энергии
2
2
ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5
Раздел 2 Экология человека
Тема 2.1 Экология и здоровье человека
Содержание учебного материала
1
Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Гигиена и здоровье человека.
2
1
ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5
Самостоятельная работа: Заполнить таблицу "Профилактика абиологических тенденций".
2
2
ОК 3
Раздел 3 Антропогенные воздействия на биосферу
Тема 3.1 Основные виды антропогенных воздействий
Содержание учебного материала
1
Классификация целенаправленных антропогенных воздействий на биосферу. Виды загрязнений окружающей среды. Классификация загрязнений экологических систем. Загрязнение среды отходами производства и потребления. Шумовое воздействие. Биологическое загрязнение. Воздействие электромагнитных полей и излучений. Характеристика оружия массового уничтожения и виды воздействия на биосферу. Техногенные экологические катастрофы. Виды стихийных бедствий. Стихийные бедствия эндогенного и экзогенного характера.
1
1
ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5
Практическая работа № 2: Сопоставление частоты возникновения злокачественных опухолей и степени техногенного загрязнения воздуха городов России.
2
3
ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5
Практическая работа №3: Экологический анализ шкалы силы звука. Оценка уровня силы звука своей местности.
2
3
ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5
Самостоятельная работа: Составить схему "Виды загрязнения окружающей природной среды"
2
2
ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5
Раздел 4 Экологическая защита и охрана окружающей среды (ООС)
Тема 4.1 Основные принципы ООС и рационального природопользования
Содержание учебного материала
1
Охрана окружающей природной среды. Виды природопользования. Понятие рационального и нерационального природопользования. Принципы и цели рационального природопользования. Понятие о экологическом кризисе. Основные принципы охраны окружающей природной среды
1
1
ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5
Самостоятельная работа: Разработать проект рационализации природопользования с учетом специфики дорожного строительства
2
3
ПК 1.1-1.4, 3.1-3.3, 4.1.4.5
Тема 4.2 Экологическая стандартизация и паспортизация, экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Содержание учебного материала
1
Понятие о стандарте. Система стандартов и виды в области охраны природы. ГОСТы системы «17». Экологический паспорт. Цели и виды экологической паспортизации. Состав экологического паспорта строительного объекта. Порядок паспортизации. Основные понятия ОВОС. Правовое обеспечение экологической экспертизы. Экологическая экспертиза и ОВОС в строительстве. Система стандартов ISO 14040-14043. Основные принципы и объекты экологической экспертизы в строительстве.
1
1
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5
Практическая работа № 4: Анализ и определение нумерации ГОСТов системы «17».
2
2
ОК 2,3,9
Практическая работа № 5: Анализ ФЗ «Об экологической экспертизе» и ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды».
2
3
ОК 2,3,9
Тема 4.3 Экологический менеджмент, аудит и сертификация
Содержание учебного материала
1
Основные понятия экологического менеджмента, аудита и сертификации. Нормативно-правовая база экологического менеджмента. Основные принципы и цели проведения экологического менеджмента, аудита и сертификации
1
1
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5
Тема 4.4 Экологические риски
Содержание учебного материала
1
Понятие об экологическом риске. Экологические риски в строительстве. Факторы экологических рисков в строительстве. Карты экологического районирования. Правила экологического риска. Страхование экологических рисков и его виды.
1
1
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5
Практическая работа № 6: Анализ стандартов ГОСТ Р ИСО 14000
2
3
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5
Практическая работа № 7: Анализ «Типового положения о порядке добровольного экологического страхования в РФ»(1992
2
2
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5
Самостоятельная работа: Подбор статей по теме экологическое страхование
2
2
ОК 2,3,9
Тема 4.5 Экологический мониторинг
Содержание учебного материала
1
Основные понятия экологического мониторинга. Виды и цели экологического мониторинга. Государственная система экологического мониторинга. Экологический мониторинг строительства.
1
1
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5
Практическая работа № 8: Анализ СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства».
1
2
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5
Самостоятельная работа: Составить схему «Виды мониторинга»
2
2
ОК 2,3,9
Тема 4.6 Экологические права и обязанности граждан
Содержание учебного материала
1
Основные понятия об экологических правах и обязанностях граждан. Источники экологических прав и обязанностей граждан
1
1
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5
Практическая работа № 9: Анализ статей Конституции РФ, Уголовного и Административного кодексов РФ на предмет источника экологического права.
1
3
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5
Самостоятельная работа: Дополнить конспект примерами из закона РФ "Об Охране окружающей среды"
2
2
Тема 4.7 Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей
Содержание учебного материала
1
Экология и экономика. Структура экономического механизма охраны окружающей среды. Понятие о кадастрах. Механизмы финансирования охраны окружающей среды. Понятие о платности природных ресурсов. Экологические фонды.
1
1
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5
Самостоятельная работа: Привести пример "Платности природных ресурсов"
2
ОК 2,3,9
Тема 4.8 Международное сотрудничество в области экологии
Содержание учебного материала
1
Гармонизация международных экологических отношений. Международные объекты охраны окружающей среды и их классификация. Основные принципы международного экологического сотрудничества. Участие России в экологическом международном сотрудничестве.
1
1
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5
Проверка и оценка знаний (тестирование)
1
ПК 1.1-1.4, 2.1, 3.1-3.3, 4.1-4.5, ОК 2,3,9
ВСЕГО:
47
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
-
кабинета естественно-математических дисциплин
-
библиотеки;
-
читального зала с выходом в Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
контрольно-измерительный материал: тесты по темам, вопросы к зачету;
-
комплект учебно-методической документации: методические указания по выполнению практических и самостоятельных заданий, схемы, таблицы
Технические средства обучения:
-
персональный компьютер;
-
мультимедиа проектор;
-
экран;
-
программное обеспечение;
-
доступ к сети Интернет.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Хандогина, Е.К.Экологические основы природопользования: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2011. - 160с.
-
Константинов, В.М. Экологические основы природопользования: Учебник. - 12 изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 240с.
-
Экологические основы природопользования. Часть 1 [Электронный ресурс]: курс лекций. - Электрон. текстовые данные.- Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2012.- 103c.
Дополнительная
-
Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. 2-е изд., испр. - М.: ФОРУМ:ИНФРА - , 2005. - 256 с.: ил.
-
Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 143с.
-
Передельский Л.В., Приходченко О.Е. Строительная экология: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 320с.
-
Сугробов В.В. Строительная экология: Учеб. пособие для сред. Проф. образования/Н.П.Сугробов В.В. Фролов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
Интернет-ресурсы
consultant.ru (Консультант Плюс)
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Осуществлять экологический контроль за соблюдением установленных требований и действующих норм, правил и стандартов
Защита практической работы, тестирование
Рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб окружающей среде
Защита практической работы, тестирование.
Знания:
Особенности взаимодействия общества и природы;
Защита практической работы, тестирование.
Природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования.
Защита практической работы, тестирование.
Размещение производства и проблему отходов;
Защита практической работы, тестирование.
Понятие мониторинга окружающей среды.
Защита практической работы, тестирование.
Прогнозирование последствий природопользования
Защита практической работы, тестирование.
Правовые и социальные вопросы природопользования
Защита практической работы, тестирование.
Охраняемы е природные территории
Защита практической работы, тестирование.
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды
Участие в дискуссии, тестирование.
Итоговая аттестация:
Дифференцированный зачёт
8