- Преподавателю
- Другое
- Педагогический проект Книги - наши друзья
Педагогический проект Книги - наши друзья
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Батыршина Р.М. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБДОУ «Детский сад № 25»
Педагогический проект
«Книги - наши друзья».
Разработала: воспитатель Батыршина Р. М.
Лысьва 2015год.
Родительская библиотека
Этап - Сотрудничества и трансляция семейного опыта
Тема - Книги наших родителей
Название - Книги - наши друзья
Цель -совместное чтение книг в кругу семьи
Актуальность темы
В настоящее время, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
Проблема - Недостаточный интерес к книге.
Задачи:
Развивающие задачи:
- способствовать развитию самостоятельности,
-развивать коммуникативные навыки, артистические умения и творческие способности.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать интерес к чтению книг,
- прививать бережное отношение к книге,
- способствовать осознанному выбору литературы для чтения,
- обогащать свой жизненный и духовный опыт.
Образовательные задачи:
-познакомить детей и родителей с работой библиотеки, с правилами поведения в библиотеке, правилами обращения с книгой,
- объяснить детям значимость книги в его жизни.
Предполагаемый результат:
дети и родители:
- получают представления о книге, о библиотеке;
- осваивают правила поведения в библиотеке, правила обращения с книгой;
- называют детских авторов;
- различают жанры литературных произведений (рассказ, сказка, стихотворение) ;
- называют любимые сказки
- пересказывают и драматизируют отрывок из сказки, рассказа;
- эмоционально реагируют на художественные произведения
Ход
Мотивация
В.:Ребята, сейчас я загадаю вам загадку.
Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами всем понятным языком.
(Книга).
В.: Да, вы верно угадали. Это книга (Детям показывается раскрытая книга, демонстрируются поля и корешок книги). Вот еще одна загадка:
Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней.
(Книга)
Д.: Книга.
В.: Правильно. Это загадка тоже о книге .А почему про книгу говорят, что она разговаривает беззвучно?
Д.: Когда умеешь читать, можно читать про себя.
В.: Послушайте еще раз слова о книге.
Воспитатель повторяет вторую загадку.
В.: Так почему надо читать книги?
Д.: Чтобы стать умней.
В.: Правильно. Книги сообщают нам большое количество интересной информации, по-другому - знаний. Кто из вас любит слушать сказки?
Многие из детей отвечают утвердительно.
В.: А какие сказки вы знаете?
Д.: Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Лисичка со скалочкой. Аленький цветочек. Гуси-лебеди. Золушка.
В.: Замечательно. А много ли у вас книг дома?
Дети дают разные ответы.
В.: А даете ли вы свои книги почитать друзьям?
Один ребенок говорит, что его мама обменивается книгами со своей подругой.
В.: Как вы считаете, хорошо обмениваться книгами для чтения?
Д.: Да.
В.: Почему вы так считаете?
Д.: Можно больше прочитать книг. Так поступают друзья.
В.: Да, верно. А кто из вас знает, что такое библиотека?
Д.: Это место, где много книг. Там можно сидеть и читать.
В.: Да, вы правы. Но в библиотеке можно еще и брать книги домой. Бесплатно. Библиотека не магазин. Но книга берется на несколько дней. Прочитав книгу, ее необходимо вернуть.Как вы думаете, удобно это?
Д.: Да.
В.: Скажите, как надо обращаться с библиотечными книгами?
Д.: Не рвать. Не мять. Не бросать. Не терять.
В.: Да, с библиотечными книгами надо обращаться бережно. Библиотеки бывают для взрослых и для детей.Ребята, скажите, захотелось ли вам пользоваться детской библиотекой.
Д.: Да!
В.: А кто из вас знает, где находится ближайшая к вам библиотека?
Дети дают разные ответы (Недалеко. Не знаю.)
В.: Те, у кого библиотека рядом, могут попросить своих родителей записать вас в нее. Но не каждому библиотекой удобно пользоваться - для некоторых они находятся не близко. А хотите, мы с вами сделаем библиотеку у нас в группе?
Д.: Да!
В.: И тогда вы сможете брать книги в ней, чтобы посмотреть, а те, кто умеет читать - и почитать. Эти книги можно будет брать домой, чтобы родители их вам почитали. Напомните, как будете обращаться с книгами, которые будете брать в нашей библиотеке.
Д.: Бережно. Аккуратно.
В.: А когда книга будет прочитана, что нужно будет с ней сделать?
Д.: Принести обратно в группу.
-
Подготовительный этап
1. Анкетирование родителей
2. Опрос детей
3. Консультация для родителей
«Книга в жизни ребенка»;
«Что и как читать ребенку дома? »
4. Посещение библиотеки с детьми и родителями
-
Основной этап
-
Создание библиотеки
-
Семинар-практикум совместно с детьми - изготовление формуляров
-
Презентация «Любимая книга нашей семьи»
-
Заключительный этап
Игра-викторина с родителями «Книги - наши друзья»
Продукт
Фото-альбом о родительской библиотеке.
Видеоматериал презентации «Любимая книга нашей семьи».
Совместно с родителями оформление выставки рисунков по произведениям.
Приложение.
Анкета для родителей.
Цель: выявить значимость книги в жизни семьи.
Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.
1. Ф. И. О. ребёнка________________
2. Наличие домашней библиотеки._________
3. Что больше всего любит слушать Ваш ребенок?:
- сказки,
- стихи,
- познавательную литературу;
- всё.
4. Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня?________________
5. Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл? Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек? ____________________
6. Нужно ли сравнивать поступки детей с поступками литературных героев?______
7. Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?______________
8 Кто из членов вашей семьи посещает библиотеку?__________
9. Берете ли вы из библиотеки детские книги для вашего ребенка?_______________
10. Считаете ли Вы книгу хорошим подарком? ____________
11. Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?______
12. Будете ли Вы пользоваться услугами библиотеки в МДОУ?
Опрос детей.
-
Назвать произведения, которые читают дома и в детском саду
-
Назвать любимого литературного героя
-
Что предпочитают слушать и читать?
- сказки;
- познавательную литературу;
- энциклопедии ;
- любят читать стихи.
-
Кто читает лучше?
- мама;
- воспитатель;
- любят читать сами.
Игра-викторина «Книги - наши друзья»
Две команды сидят друг против друга.
Вед.
Сегодня день у нас особый!
Я познакомлю вас, друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя!
Загадка:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашим книгам, а вернее, вспомним, что мы из них узнали. Посмотрите, у нас в зале есть книги, их много!
(Входит Буратино с порванной книгой, под печальную музыку).
Вед. Ребята, кто это?
Дети Буратино!
Вед. Буратино, почему ты такой грустный?
Буратино Я хочу в школу, но меня не пустили, потому что у меня все книги порваны, не хватает страниц. Что делать, не знаю?
Вед. А ты знаешь, Буратино, наши дети тебе помогут, они ведь знают ПРАВИЛАобращения с книгой.
(Каждой команде по очереди даю возможность назвать правила обращения с книгой.)
Правила обращения с книгой:
- книгу надо брать чистыми руками;
- книги нельзя рвать;
- книги нельзя мять;
- нельзя рисовать на книгах;
- нельзя загибать углы у книг;
- книги надо убирать на место;
- нельзя вырывать листы из книг;
- нельзя кушать, держа рядом книгу.
Вед. Буратино, ты запомнил эти правила?
Буратино. Да, конечно! Спасибо, вам ребята. Я теперь также буду выполнять эти правила.
Все вместе поём и танцуем "Птичка польку танцевала"
Вед. Буратино, а оставайся на нашем празднике, и ты увидишь и услышишь, сколько много интересного знают наши дети из книг, которые им читали взрослые, а некоторые уже сами умеют читать. Ребята, покажем Буратино все наши знания? Тогда, начнём!
1 конкурс: " Исправь ошибку"
(Каждой команде по очереди читаю стихи А. Барто, дети находят ошибку)
-
Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Всё равно его не брошу-
Потому что он хороший. (Мишку) -
Идёт медведь качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду. (Бычок) -
Вертолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме. (Самолёт) -
Я люблю свою кроватку,
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. (Лошадку) -
Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона в машине:
Слон кататься не привык -
Опрокинул грузовик. (Кота) -
Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Машенька, не плачь,
Не утонет в речке мяч. (Таня)
II конкурс: " Герои "Злые" - "Добрые"
(На магнитной доске вперемешку выставлены картинки "злых" и "добрых" героев из сказок и рассказов)
Конкурс проводится в виде соревнований, одна команда выбирает только "добрых" героев, вторая команда - только "злых" героев.
Команды друг у друга проверяют и объясняют из каких произведений эти герои.
III конкурс: "Друзья"
- Кто у этих литературных персонажей были друзья?
- у Винни Пуха? (пятачок, ослик Иа, кролик.
Ск. А. Милн "Винни Пух и все, все, все")
- у Герды? (Кай, олень.
Г. Х. Андерсен "Снежная Королева")
- у Крокодила Гены? (Чебурашка.
Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья"
- у Незнайки? (Гунька, Знайка, Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Винтик, Шпуньтик, Растеряйка, Тюбик, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик. Торопышкин.
Н. Носов "Приключения Незнайки".)
- у Буратино? (Мальвина, Пьеро, Артемон.
А. Толстого "Золотой ключик")
- у Малыша? (Карлсон
А. Линдгрен " Повесть о Малыше и Карлсоне".)
Вед: Ребята, давайте узнаем, как наши родители знают содержание некоторых произведений.
Вопросы для родителей:
-
Название какого изделия из камня стало названием сборника сказок Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка).
-
Как звали двух братьев-собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)
-
Какому автору принадлежат строки:
"А вы друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь"
(Крылов)
-
Какой месяц был самый молодой в сказке " 12 месяцев" (январь")
-
На сколько перевёл часы принц в сказке "Золушка"? (на час назад).
IV конкурс: " Чёрный ящик"
(выношу "чёрный ящик", в нём : - калоши, - мочалка, - варенье, - хрустальные туфельки.)
Вопросы командам:
-
В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки К. Чуковского "Телефон".
(Калоши)
-
В ящике то, что крокодил проглотил в сказке К. Чуковского "Мойдодыр". (Мочалка)
-
В ящике то, чем угощала Муха-Цокотуха бабочек в сказке К. Чуковского "Муха-Цокотуха"? (Вареньем)
-
В ящике то, что потеряла Золушка на балу в сказке Ш. Перро "Золушка"? (Хрустальные туфельки)
V конкурс: "Узнай книгу"
На полочках выставлены книги, дети по очереди из каждой команды берут по одной знакомой книге и называют её название и автора.
VI конкурс: "Кто это?"
- Вспомнить - Кто есть кто?
-
Мойдодыр? (умывальник, К. Чуковского "Мойдодыр")
-
Дядя Фёдор? (мальчик, Э. Успенского "Каникулы в Простоквашено")
-
Матроскин? (кот, Э. Успенского "Каникулы в Простоквашено")
-
Каа? (удав, Р. Киплинга "Маугли")
-
Гена? (крокодил, Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья")
-
Тяни - Толкай? (олень с двумя головами К. Чуковского "Аболит")
-
Рики-Тики-Тави? (мангуст, Р. Киплинга "Рики-Тики-Тави")
Все исполняют песню: "Пёстрый колпачок".
Всех хвалю и благодарю за участие в интеллектуальной игре-викторине
"Мы дружим с книгой".
Всем участникам раздаю подарочки - закладки для книг.
Буратино со всеми прощается и уходит.