• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Нанесение размеров, применение и

обозначение масштаба

Цель:

  • Ознакомить уч - ся с общими правилами нанесения размеров на чертежах. Дать понятие о масштабе.

  • Содействовать в развитии умений использования чертёжных инструментов при графических построениях, в развитии умений выполнять нанесения размеров на чертежах.

  • Содействовать в воспитании у уч - ся аккуратности в работе.

Методы: Рассказ, объяснение, демонстрация, карточки - задания.

Оборудование: Учебник, чертёжные инструменты, плакат.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока

Орг. момент. Приветствие. Знакомство уч - ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, постановка цели урока ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, что они хотят получить от сегодняшнего урока) Запись темы в рабочую тетрадь


Новый материал

О величине изображенного изделия, детали или их элементов можно судить только по размерным числам, нанесенным на чертеже. Эти числа указывают размеры независимо от масштаба изображения (рис. 1.17, а).

Общие правила нанесения размеров на чертежах уста­новлены стандартом. Ознакомимся с основными из них.

Размеры на чертежах указывают размерными чис­лами и размерными линиями. Линейные размеры на­носят в миллиметрах, без указания единицы измере­ния. Например, на чертеже (рис. 1.17, а) длина прокладки равна 68, ширина - 60 и толщина - 10 мм.

Величину углов указывают в градусах, минутах и секундах, например 90° (рис. 1.17, а).

Каждый размер на чертеже указывают только один раз.

Размерную линию оканчивают стрелкой, упираю­щейся в выносную линию (рис. 1.17, б). Размерную ли­нию проводят параллельно тому отрезку, размер которо­го указывают. Размерное число наносят над размерной линией (зазор 1 ... 2 мм) по возможности ближе к ее се­редине (см. размеры 60, 68, 47 на рис. 1.17, а).

Размерные и выносные линии имеют толщину от s/2 до s/З, но не менее 0,3 мм, если чертеж выполнен в карандаше (s - - толщина основных линий). Стрелки размерных линий упираются в выносные линии (раз­меры 60 и 68), в линии контура 90°, Ш2 и 011, в цент­ровые линии (размер 47) и т. п. Размерные линии про­водят на расстояние 7... 10 мм от других параллельных линий, по возможности вне контура изображения и так, чтобы они не пересекались друг с другом и не являлись продолжением линий контура, осевых, центровых и вы­носных. Выносные линии должны выходить за концы стрелок на 1...5 мм (рис. 1.17, б).

Стрелка, в зависимости от толщины (s) линий види­мого контура, имеет длину от 6s до 10s, ширину - при­мерно 2s. При этом стрелки должны быть одинаковыми на всем чертеже.

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Рис. 1.17. Нанесение размеров на чертеже детали

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс


Рис. 1.18. Нанесение

линейных и угловых размеров

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

РМетодическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8классазмерные числа линейных размеров пишут в соот­ветствии с положением размерных линий (рис. 1.18, а). На вертикальных размерных линиях их ставят так, что­бы они читались только справа. Не рекомендуется про­водить размерные линии с наклоном в пределах зашт­рихованной зоны. Если этого избежать нельзя, то размерное число выносят на полку.

При недостатке места для стрелок их заменяют засеч­ками, нанесенными под углом 45°, или точками, а раз­мерные числа пишут, как показано на рисунке 1.18, б.

Угловые размеры (рис. 1.18, в) ставят так же, как и линейные, в зависимости от положения размерных ли­ний. Размерные линии проводят в виде дуг окружностей.

При нанесении размеров используют некоторые ус­ловные знаки и надписи, которые помогают уяснить форму детали и в ряде случаев упростить чертеж.

ТМетодическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8классак, перед размерным числом радиуса всегда нано­сят прописную латинскую R (рис. 1.19, а). Размерную линию при этом проводят через центр дуги и стрелку ставят внутри контура дуги (JR20, R8). В зависимости от обстановки, например, при малых размерах радиуса, размерную линию со стрелкой располагают вне конту­ра дуги (.R5, R4:). При большой величине радиуса центр условно приближают к дуге, а размерную линию прово­дят с изломом (jRlOO).

Знак 0 наносят во всех случаях перед размерным числом диаметра (рис. 1.19, б). Размерную линию обыч­но проводят через центр окружности, например, 028. Допускается проводить ее с обрывом (например, 042). Можно размерную линию выносить за пределы конту­ра изображения (например, 056).

Если деталь имеет несколько одинаковых отвер­стий, наносят размер одного из них, а количество от­верстий указывают перед размерным числом (напри­мер, 3 отв. 07). В случае, когда для размерного числа места недостаточно, диаметр указывают как показано на рисунке 1.19, в.

Знак перед размерным числом, например, 16 (рис. 1.20) указывает на то, что выступ (или отверстие) имеет "квадратную" форму. Плоские поверхности выс-

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс


Рис. 1.19. Нанесение размеров радиуса дуги (а) и диаметра окружности (б, в)

тупа или отверстия отмечают при этом пересекающи­мися тонкими сплошными линиями.

Размеры фасок с углом 45° наносят, как показано на рисунке 1.21, а. Первая цифра означает высоту усе­ченного конуса, вторая - величину угла. Размеры фа­сок с углом, отличным от 45°, указывают, как на ри­сунке 1.21, б.

Размер толщины или длины детали, изображенной в одной проекции, наносят, как показано на рисунке 1.22. Перед числом, указывающим толщину детали, ставят букву s (рис. 1.22, а), а перед числом, указывающим длину детали, - букву I (рис. 1.22, б).

Записать в рабочую тетрадь знаки и их назначение.

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Рис. 1.20. Применение знака квадрат

Масштаб изображения.

Масштаб - это отношение линейных размеров к действительным.

Изделия и детали на рабо­чих чертежах желательно изображать в натуральную величину. Однако это не всегда возможно и целесооб­разно. Встречаются очень крупные предметы, напри­мер, здания, корабли, самолеты, станки и т. п., а также и очень маленькие предметы, например, детали на­ручных часов, электронных приборов и др. Поэтому на чертежах крупные предметы изображают уменьшен­ными, а мелкие - - увеличенными, т. е. пользуются масштабом. На рисунке 1.23 показаны три изображе­ния одного и того же предмета - штифта, выполнен­ные в разных масштабах. На рисунке 1.23, а штифт изображен в масштабе 1:2, т. е. его изображение уменьшено в два раза. На рисунке 1.23, б штифт изоб­ражен в масштабе 1:1, т.е. в натуральную величину, а на рисунке 1.23, в - в масштабе 2:1, т. е. увеличен­ным в два раза.

В графе «Масштаб» основной надписи чертежа бук­ва М в обозначении опускается.

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Рис. 1.23. Масштабы: уменьшения (а), натуральной величины (б) и увеличения (а)

Стандартом предусмотрены следующие масштабы уменьшения: 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и т. д. и масшта­бы увеличения: 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1 и т.д. Масштаб натуральной величины 1:1.

Закрепление

На форматных листах А 4 (оформленных заранее дома) выполнить чертёж плоской детали (стр32 в учебнике). Работать по вариантам, пользуясь указаниями к выполнению работы. (Подробно объяснить работу и лишь после того как всем будет понятно что необходимо делать разрешить приступить к работе)

При возникновении затруднения обращайтесь за помощью. По ходу выполнения работы контролировать правильность, особенно у «слабых» уч- ся. В случае необходимости (подобные ошибки у нескольких уч - ся) прервать работу и объяснить еще раз.

Заключительная часть

Подведение итога.

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?

Трудная - ли была работа на сегодняшнем уроке?

Добились ли вы поставленных целей?

Что вы сегодня на уроке узнали? (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)

  1. В каких единицах указывают линейные и угловые размеры на чертежах?

  2. Как проводят размерные и выносные линии по отношению к измеряемому отрезку?

  3. Как наносят размерные числа на верти­кальных и наклонных размерных линиях?

  1. Какие условные знаки применяют при нанесении размеров?

  2. Как обозначают масштаб на чертеже?
    Какие масштабы установлены стандар­том?

Отметить лучших уч - ся.

Отметить общие ошибки допускаемые во время работы


Задание на дом

Читать стр 27 - 31

Дать работу по карточкам ( смотреть по уровню сложности)



  1. Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

    Какие линии необходимо приме­
    нить для выполнения данного чертежа?
    Какова их толщина?

  2. Какую длину имеют штрихи штри­ховой и штрихпунктирной линий?

  3. На пересечении каких линий дол­жен лежать центр окружности?

  4. Как правильно провести вынос­ные и размерные линии на чертеже?

  5. Какие знаки и буквы наносят пе­ред размерным числом при указании диаметров и радиусов?

Прокладка

Картон

1, Ответьте на вопросы.

2. Постройте полное изображение прокладки в масштабе 1 : 1. Нанесите
размеры.

  1. Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

    Какие линии необходимо приме­
    нить для выполнения данного чертежа?
    Какова их толщина?

  2. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?

  3. На пересечении каких линий дол­жен лежать центр окружности?

  4. Как правильно провести вынос­ные и размерные линии на чертеже?

  5. Какие знаки и буквы наносят пе­ред размерным числом при указании диаметров и радиусов?

  6. Ответьте на вопросы.

Постройте полное изображение прокладки в масштабе 1:2. Нанесите
размеры

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс


  1. Какие линии необходимо приме­
    нить для выполнения данного чертежа?
    Какова их толщина?

  2. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?

  3. На пересечении каких линий дол­жен лежать центр окружности?

  4. Как правильно провести вынос­ные и размерные линии на чертеже?

  5. Какие знаки и буквы наносят пе­ред размерным числом при указании диаметров и радиусов?

  6. Ответьте на вопросы.

Постройте полное изображение прокладки в масштабе 1:2. Нанесите
размеры


  1. Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

    Какие линии необходимо приме­
    нить для выполнения данного чертежа?
    Какова их толщина?

  2. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?

  3. На пересечении каких линий дол­жен лежать центр окружности?

  4. Как правильно провести вынос­ные и размерные линии на чертеже?

  5. Какие знаки и буквы наносят пе­ред размерным числом при указании диаметров и радиусов?

  6. Ответьте на вопросы.

Постройте полное изображение прокладки в масштабе 1:2. Нанесите
размеры

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс


  1. Какие типы линий приведены на карточке?

  2. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?

  3. На пересечении каких линий должен лежать центр окружности?


  1. Ответьте на вопросы. Используя таблицу, запишите в рабочей тетради на­звание типов линий, приведенных на чертеже детали.

  2. Выполните упражнение на проведение различных типов линий в квадрате
    со стороной 120 мм. Расстояние между линиями 10 мм.


Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс


  1. Какие типы линий приведены на карточке?

  2. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?

  3. На пересечении каких линий должен лежать центр окружности?


  1. Ответьте на вопросы. Используя таблицу, запишите в рабочей тетради на­звание типов линий, приведенных на чертеже детали.

  2. Выполните упражнение на проведение различных типов линий в квадрате
    со стороной 120 мм. Расстояние между линиями 10 мм.

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс

Методическая разработка урока по черчению на тему Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба 8класс


  1. Какие типы линий приведены на карточке?

  2. Какую длину имеют штрихи штриховой -и штрихпунктирной линий?

  3. На пересечении каких линий должен лежать центр окружности?

!. Ответьте на вопросы. Используя таблицу, запишите в рабочей тетради на­звание типов линий, приведенных на чертеже детали.

2. Выполните упражнение на проведение различных типов линий в квадрате со стороной 120 мм. Расстояние между линиями 10 мм.


© 2010-2022